Оценка имущества организации для целей налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 21:18, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить теоретические аспекты и практические особенности оценки стоимости недвижимого имущества индивидуальным и массовым способами в современных условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: изучение теоретических аспектов оценки недвижимости в России: классификация, особенности, факторы, определяющие стоимость недвижимости; анализ методических принципов индивидуальной и массовой оценки.

Содержание работы

Введение 3
Глава I 4
1.1.Мировая практика оценки объектов недвижимости 4
1.2.Исторический опыт России в области оценки недвижимости в целях ее налогообложения 5
Глава II 7
2.1.Понятие и методы оценки имущества в целях налогообложения 7
2.2 Оценка и учет как необходимые звенья механизма налогообложения объектов имущества 11
2.2.1.Оценка недвижимости для целей налогообложения 17
2.2.2.Оценка движимого имущества 19
2.2.3.Оценка земли для целей налогообложения 21
2.3.Проблемные вопросы налогообложения и оценки имущества 29
Заключение 33
Список используемых источников 35

Файлы: 1 файл

Pasha_kursovik.docx

— 468.72 Кб (Скачать файл)

6. Проведение контроля  результатов кадастровой оценки и калибровки расчетных методов на основе оценки объектов- аналогов (типовых участков) с использованием общепринятых методов определения рыночной стоимости (сравнительный, доходный, затратный).

7. Участие населения в обсуждении результатов кадастровой оценки и их обоснованная корректировка; "прозрачность" методов оценки кадастровой стоимости, возможность демонстрации расчетного процесса

2.3.Проблемные вопросы налогообложения и оценки имущества

В нашей стране есть ряд  проблем, которые не решаются десятилетиями. К таковой относится и введение налога на недвижимость. Российская власть никак не решит, нужно вводить  этот налог или нет.

С одной стороны, введение адвалорного налога на недвижимость – это прогрессивный и справедливый шаг, так как взимание такого налога способствует наполнению местных бюджетов и устойчивому развитию территорий. С другой стороны из теории налогообложения  и опыта развитых стран с рыночной экономикой известно, что этот налог  начинает выполнять функцию устойчивого  развития территорий[1] только при соблюдении определенных условий. К основным из них относятся следующие:

    1. налогообложение недвижимости должно осуществляться в законодательно установленных процентах от ее стоимости, максимально приближенной к рыночной, но не превышать ее (с целью уменьшения количества апелляций);
    2. оценкой недвижимости должны заниматься независимые от государства оценщики, хорошо знающие особенности местных рынков недвижимости;
    3. методы расчета стоимости недвижимости для целей налогообложения должны быть достаточно просты и понятны налогоплательщикам, результаты расчетов проверяемы;
    4. технические характеристики объектов недвижимости и права на них должны быть учтены и зарегистрированы в специальном реестре;
    5. цены сделок с объектами недвижимости должны в обязательном порядке декларироваться и быть доступными для процедур оценки;
    6. налог на недвижимость должен поступать в местные бюджеты, и полученные средства должны расходоваться в основном на улучшение инженерной инфраструктуры;
    7. население должно осуществлять действенный контроль за расходованием этих средств через выборные органы местной власти;
    8. конкретные ставки налогообложения недвижимости и размер льгот на этот налог должны определяться выборными органами местной власти;
    9. налогообложение недвижимости физических и юридических лиц должно осуществляться по единым принципам и ставкам;
    10. центральные органы власти должны осуществлять общее методологическое обеспечение процесса оценки и администрирования налога на недвижимость с целью соблюдения единых принципов налогообложения во всей стране.

Эти условия являются минимально необходимыми для того, чтобы налог  воспринимался как справедливый и необходимый. В этом случае собственники недвижимости смогут увидеть, что деньги, полученные от уплаты налога, расходуются  на улучшение местной инженерной инфраструктуры (дороги, инженерные сети, очистные сооружения, ЖКХ, благоустройство  и т. д.), что, в свою очередь, должно вести к повышению рыночной стоимости  недвижимости.

То есть в идеале, выплачивая налоги на недвижимость в контролируемый населением местный бюджет, собственники как бы инвестируют денежные средства в повышение рыночной стоимости  своей недвижимости. Если же перечисленные  условия не будут соблюдаться, то налог на недвижимость не будет выполнять  функцию устойчивого развития территорий, а будет нести только фискальную нагрузку на население, которое будет  пытаться любыми доступными способами  уклониться от его уплаты. Таким  образам, задача состоит в том, чтобы  создать определенные институциональные  условия, при которых налог на недвижимость будет выполнять свою основную функцию.

Начиная с конца девяностых годов прошлого века высшее руководство  страны постоянно ставило задачу введения налога на недвижимость, однако до настоящего времени он не только не введен, но даже не ясны перспективы его введения. За это время проведено несколько экспериментов в различных городах и регионах страны, истрачены огромные бюджетные средства в целях подготовки к введению этого налога. А воз и ныне там.

Попытаемся разобраться, насколько мы приблизились к решению  этой непростой проблемы – введение налога на недвижимость во всех регионах России – сегодня.

Вопрос введения налога на недвижимость является, по моему мнению, политическим. В развитых странах  с рыночной экономикой, например в  США, этот налог не только обеспечивает финансирование программ местных органов  власти, но и создает условия для  развития самоуправления на местах.

В Конституции и законах  Российской Федерации закреплены функции  местного самоуправления по образцу  американской практики. Так, пункт 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации, в частности, устанавливает, что «местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственность». Статья 132 Конституции заявляет: «Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы (здесь и далее подчеркнуто мной. – Авт.), осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения».

Изменения в законе  «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» так же не дало положительных результатов так как:

1. Судя по внесенным  изменениям в ФЗ-135, в стране  за более чем 13 лет так и  не выработана концепция налогообложения  недвижимости. Проведена масса экспериментов  в регионах, истрачены огромные  бюджетные средства, а концепции  так и нет. Наши чиновники  действуют так, как будто мы  находимся на необитаемом острове,  им неведомо, что за многовековую  историю человечество выработала  критерии эффективного функционирования  налога на недвижимость. Одним  из главных из них является  децентрализация процедур массовой  оценки и администрирования налога  на недвижимость. И действует  налог только в том случае, когда работает местное самоуправление, а не встраивается в вертикаль  власти. Методология массовой оценки  недвижимости тесным образом  связана с концепцией налогообложения,  принятой в стране. Нельзя телегу  ставить впереди лошади. Не получится  ничего хорошего.

2. Ознакомившись с внесенными поправками в ФЗ-135 можно сделать вывод о том, что Закон направлен на реализацию интересов определенной группы лиц, давно занимающейся кадастровой оценкой на федеральном уровне. В данном случае действуют принцип: важен процесс, а не результат. Безусловно, под кадастровую оценку недвижимости будут выделены огромные денежные средства, и они будут освоены. Однако результата мы не достигнем, а получим огромное количество споров с собственниками недвижимости. При этом крайними, в данном случае, станут оценщики, но в ГКО они будут выступать в качестве статистов и «подносчиков снарядов».

3. Глава о кадастровой оценке недвижимости написана с большим количеством дыр и полностью противоречит теории и практике массовой оценки недвижимости, изложенных в международных стандартах (IAAO и МСО) и практике дореволюционной России. Этот закон не имеет прямого действия, так как к нему необходимо готовить ряд нормативных документов. Причем их будут готовить уполномоченные госструктуры, которые завели проблему кадастровой оценки в тупик. Понятно, что ничего хорошего из этого также не получится.

4.      Неоднократные призывы оценщиков к НСОД о необходимости создания Комитета по кадастровой оценке недвижимости проигнорированы, и мы теперь имеем вот такой Закон, который не решает ни одну проблему массовой оценки недвижимости для целей налогообложения, а только усугубляет их.

5.     Сегодня со всей очевидностью встает вопрос об эффективности работы НСОД. Если мы не заставим этот орган работать, то все время будем попадать в ситуации типа Сочи или кадастровой оценки, с постоянной потерей репутации профессионального оценочного сообщества.

 

 

 

 

Заключение

Организации, как и другие юридические лица, облагаются налогом  на имущество согласно Закону Российской Федерации «О налоге на имущество  предприятий».

Налогом облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе  плательщика. Все вышеперечисленные  средства учитываются по остаточной стоимости.

Для целей налогообложения  определяется среднегодовая стоимость  имущества.

Существуют определенные категории организаций, чье имущество  полностью не облагается налогом (бюджетные, сельскохозяйственные, для нужд образования  и культуры, общественные организации, научно-исследовательские и другие).

Существуют льготные категории  организаций, чья стоимость имущества, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость (объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, природоохранной  сферы, объектов, используемых для нужд гражданской обороны и других).

Предельный размер налоговой  ставки на имущество организации  не может превышать двух процентов  от налогооблагаемой базы. Сумма налога исчисляется и вносится в бюджет поквартально нарастающим итогом.

Законом «Об основах налоговой  системы в Российской Федерации» налог на имущество юридических  лиц отнесен к категории налогов  республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов (субъектов РФ) (статья 20).

Данный налог зачисляется  в равных долях в бюджеты субъектов  РФ и местные (районные) бюджеты.

Однако ситуация с оценкой  зданий, помещений и сооружений во многих регионах остается проблемной. Как правило, применяется корректировка  старой оценки, определенной Бюро технической  инвентаризации в 1982 году, с учетом повышающих коэффициентов. По своей  сути такие оценки имеют затратный, а не рыночный характер. Применять  же реальную рыночную оценку пока не позволяет  законодательная база.

На сегодняшний день в  России не оценены 5,3 млн. строений, принадлежащих более чем 4 млн. граждан. В основном, это - садовые домики и дачи. В соответствии с существующим законодательством вместо оценки БТИ для исчисления налога разрешено применять страховую оценку, однако многие из этих строений не застрахованы. Граждане не регистрируют свои строения, делая вид, что они пока не достроены. Местные органы власти в первую очередь должны быть заинтересованы в уплате налога на строения, помещения и сооружения, поскольку он идет в их бюджеты, что происходит не всегда.

В связи с этим необходимо принять ряд мер. Налог на имущество  физических лиц должен быть дифференцирован  в зависимости от вида имущества, увеличен необлагаемый налогом минимум, а ставки налога в целом должны быть увеличены. Верхнюю планку ставок предполагается поднять до 8 %. Однако это может отрицательно отразиться на бюджете владельцев имущества. Они  не смогут уплачивать налог в полном объеме, собираемость снизится, появится недоимка. Для того чтобы налог  был реально собираем, нужно разработать  и ввести систему оценки и учета  имущества, находящегося во владении частных  лиц.

В настоящей работе определено значение имущественного налогообложения  в современных условиях, исследовано  имущественное налогообложение  России, и изучены направления  его совершенствования.

 

 

 

Список используемых источников

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть первая, часть вторая. -М.: Дело и Сервис, 2012.
  3. Бюджетная система России: Учебник для вузов/Под ред. Проф. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 540с.
  4. Дмитриева Н.Г. Налоги и налогообложение: Учебник / Н.Г. Дмитриева, Д.Б. Дмитриев. - Изд. 4-е, перераб. И доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 448 c. - (Среднее профессиональное образование)
  5. Современный финансово-кредитный словарь/Под ред.М.Г.Лапусты, П.С.Никольского. - М.: ИНФРА-М, 2012. - С.265.
  6. http://www.r54.nalog.ru
  7. nalog.ru
  8. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 13.12.2012) // СПС «Консультант Плюс».
  9. О государственном кадастре недвижимости: Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ // СПС «Консультант Плюс».
  10. О налоге на имущество физических лиц: Федеральный закон от 09.12.2001 № 2003-1-ФЗ // СПС «Консультант Плюс».
  11. Балабанов, И.Т. Операции с недвижимостью в России / И.Т. Балабанов. М.: Вагрус, 2012. - 207 с.
  12. Бердникова, Т. Б. Оценка и налогообложение имущества предприятий: учебное пособие / Т. Б. Бердникова. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 410 с.

 


Информация о работе Оценка имущества организации для целей налогообложения