Оценка налогового бремени на примере ООО “Авангардстройматериалы”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 14:29, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время, тема оптимизации налоговой нагрузки на налогоплательщика особенно актуальна, так как играет особую роль в построении и совершенствовании налоговой системы любого государства – как с развитой экономикой, так и находящегося в переходном периоде.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Сущность и необходимость оценки налогового бремени
1.1. Понятие налогового бремени и способы расчёта
1.2. Анализ макроэкономических показателей налоговой нагрузки в РФ
1.3. Влияние налогового бремени на экономический рост
2. Налоговая нагрузка на примере ООО “Авангардстройматериалы”
2.1. Характеристика финансово-экономической деятельности
2.2. Анализ налоговой нагрузки
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 286.50 Кб (Скачать файл)

                                 

                                     СОДЕРЖАНИЕ

 

   ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………....3

   1.     Сущность и  необходимость оценки налогового  бремени…………………..5

   1.1.  Понятие налогового  бремени и способы расчёта……………………………5

   1.2.  Анализ макроэкономических  показателей налоговой нагрузки  в РФ…….10

   1.3.  Влияние налогового  бремени на экономический рост……………………..16

   2.     Налоговая  нагрузка на примере ООО “Авангардстройматериалы”……….26                                                                                                                 

   2.1.  Характеристика финансово-экономической деятельности………………...26

   2.2.  Анализ налоговой нагрузки…………………………………………………..27

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………35

     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….…………………………..37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        

 

                                                            ВВЕДЕНИЕ

 

Оптимально построенная налоговая система, обеспечивая финансовыми ресурсами потребности государства, не должна снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, одновременно обязывая его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования. Поэтому показатель налогового бремени, или налоговой нагрузки, на налогоплательщика является достаточно серьёзным измерителем качества налоговой системы. Иными словами, эффективная налоговая система должна обеспечивать разумные потребности государства, изымая у налогоплательщика, как правило, не более трети его доходов.

В настоящее время, тема оптимизации налоговой нагрузки на налогоплательщика особенно актуальна, так как играет особую роль в построении и совершенствовании налоговой системы любого государства – как с развитой экономикой, так и находящегося в переходном периоде.

Исходя из актуальности данной проблемы, целью написания  курсовой работы, является рассмотрение проблем снижения налогового бремени  и наиболее эффективных методов  его оптимизации.

Основными задачами курсовой работы, является рассмотрение ряда вопросов о налоговом механизме в РФ и его становление, организации налогов и сборов и её реформирование, видах и структуре налогов и сборов в РФ, оптимизации налогового бремени в России, а так же рассмотрение налоговых рисков и их характеристики.

В принципе налоговая  система России построена таким  образом, что перед ней все  равны. Не существует какой – либо «дискриминации» налогоплательщиков, к примеру, по формам собственности  или территориальному расположению. Но вместе с тем в российской налоговой системе налоговое бремя перекладывается на определённый круг налогоплательщиков, вследствие чего они, несмотря на ряд решительных шагов по снижению налогового бремени, продолжают испытывать повышенное налоговое давление.

Проблема снижения налогового бремени в российской налоговой системе в значительной степени связана с расширением налогооблагаемой базы, в том числе за счёт отмены льгот, вовлечением в сферу уплаты налогов теневого бизнеса, дальнейшим укреплением налоговой и финансовой дисциплины.

Создание благоприятных  налоговых условий для функционирования легальной экономики, законопослушных налогоплательщиков целиком и полностью зависит от решения этих проблем. Поэтому необходимо, чтобы Налоговый кодекс РФ, после принятия его глав кардинально изменил ситуацию с реальным снижением налогового бремени для российских налогоплательщиков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

1. Сущность и необходимость  оценки налогового бремени

      

    1. Понятие налогового бремени и способы расчёта

 

Налоговое бремя представляет собой показатель совокупного воздействия налогов на экономику страны в целом, на отдельный хозяйствующий субъект или на иного плательщика, определяемый как доля их доходов, уплачиваемая государству в форме налогов и платежей налогового характера.

Основные направления применения налогового бремени состоят в следующем:

  1. данный показатель необходим государству для разработки налоговой политики.
  2. исчисление налогового бремени на общегосударственном уровне необходимо для сравнительного анализа налоговой нагрузки в разных странах и принятия решений хозяйствующими субъектами о размещении производства, распределении инвестиций.
  3. показатель налогового бремени необходим для анализа влияния налоговой системы страны на формирование социальной политики государства.
  4. показатель налогового бремени используется в качестве индикатора экономического поведения хозяйствующих субъектов.

Исчисление налогового бремени осуществляется на двух уровнях: макроуровне и микроуровне.

Макроуровень подразумевает  исчисление тяжести налогообложения всей страны в целом или налоговой нагрузки на экономику. Здесь же оценивается распределение налогового бремени между группами однородных предприятий, т.е. отраслями производства, и налоговая нагрузка всей страны. Микроуровень включает определение налоговой нагрузки на конкретные предприятия, а так же исчисления налоговой нагрузки на работника.

Налоговое бремя на экономику, представляет собой отношение всех поступивших в стране налогов  к созданному валовому внутреннему  продукту. Экономический смысл этого показателя состоит в оценке доли ВВП, перераспределённой с помощью налогов.

Налоговое бремя на население  мировая практика оценивает также  на микроуровне и на макроуровне: с одной стороны, как уровень  налогообложения отдельного работника, а с другой – как уровень налогообложения населения в целом. Налоговое бремя на население в целом представляет собой отношение всех уплаченных налогов на душу населения к среднедушевому доходу населения страны, включая денежную оценку полученных им материальных благ.

Показатель уровня налогового бремени на население можно рассчитать по следующей формуле:

 

Бр = (1)

 

где Бр – уровень налогового бремени;

Н – все уплаченные населением налоги, включая косвенные;

Чн – численность населения страны;

Д – сумма полученных населением доходов.

При оценки налогового бремени  населения в целом необходимо исходить из суммы всех уплачиваемых населением налогов. Уровень налогового бремени населения зависит от величины налоговых изъятий, благосостояния населения и от размеров оплаты труда.

Налоговое бремя на работника  фактически равно экономической  ставке подоходного налога, данный показатель используется для сравнения  уровня подоходного налогообложения  в разных странах.

Так же как и на макроуровне, методика определения налогового бремени на конкретное предприятие состоит в установлении соотношения между суммой уплачиваемых налогоплательщиком налогов и суммой полученного им дохода.

Согласно одной из методик налоговое бремя хозяйствующих  субъектов оценивается как процентное отношение всех уплачиваемых налогов к выручке от реализации, включая выручку от прочей реализации. Для анализа динамики налогового бремени должен быть выбран такой показатель, который отражал бы действительный, и при том единый, источник уплаты всех налогов, вносимых предприятием в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды.

Поэтому следующие показатели налогового бремени основаны на сопоставлении  уплачиваемых хозяйствующими субъектами налогов и источников их уплаты.

Суть одной из существующих методик исходит из положения, что каждая группа налогов в зависимости от источника, за счёт которого они уплачиваются, имеет свой критерий оценки тяжести налогового бремени.

Общий знаменатель, к  которому в соответствии с данной методикой приводится уровень тяжести налогового бремени хозяйствующего субъекта, представляет собой прибыль предприятия.

В данном случае используются следующие формулы определения  уровня хозяйствующего субъекта:

 

Бр = , или (2)

Бр = (3)

 

где Бр – уровень налогового бремени;

Нп - налоги, уплачиваемые из прибыли;

Нс – налоги, относимые на издержки производства и обращения;

  Нф – налоги, относимые на финансовые результаты деятельности;

  Нр – налоги, уплачиваемые из выручки предприятия;

  Пр – расчётная прибыль, включающая косвенные налоги и сумму затрат на производство и реализацию;

Пч – чистая прибыль, остающаяся после уплаты налогов.

Эти показатели отражают то, какая часть расчётной прибыли  изымается у налогоплательщика  в форме налогов и каково соотношение  суммарной величины уплаченных налогов и прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика после уплаты этих налогов.

Следующий метод количественной оценки налогового бремени хозяйствующего субъекта определяется как соотношение  созданной им и отдаваемой государству добавленной стоимости. Добавленная стоимость по своей сути является доходом предприятия и достаточно универсальным источником уплаты всех налогов. Этот показатель позволяет как бы усреднить оценку налогового бремени для различных типов производств и обеспечивает таким образом сопоставимость данного показателя для различных экономических структур.

Используется следующая  формула:

 

Бр = (4)

 

где Н – сумма уплаченных фактически налогов, за исключением  налога на доходы физических лиц;

Дс – добавленная стоимость.

При этом необходимо также  иметь в виду, что показатель налогового изъятия, определяемый в целом по налоговой системе, страдает весьма серьёзным недостатком, заключающимся  в том, что он определяет уровень  налогового гнёта среднего статистического налогоплательщика, не учитывая индивидуальных особенностей налогоплательщика. Но вместе с тем этот показатель необходим, так как налоги устанавливает и оно должно учитывать этот средний показатель.

Мировой опыт показывает, что при увеличении налоговой нагрузки на налогоплательщика, эффективность налоговой системы сначала повышается и достигает своего максимума, но затем начинает резко снижаться. При этом потери бюджетной системы становятся невосполнимыми, так как определённая часть налогоплательщиков или разоряется, или сворачивает производство, другая часть находит как законные, так и незаконные пути минимизации установленных и подлежащих к уплате налогов. При снижении налогового бремени в дальнейшем для восстановления нарушенного производства потребуются годы.

В последние годы снижение налогового бремени на экономику составляло около 1% к ВВП ежегодно, примерно в таких же параметрах предполагается снижение налогового бремени в 2010-2012 годах. Налоговая система России находится на завершающем этапе своего реформирования – основные меры по совершенствованию налоговой системы, направленные на ее упрощение, повышение справедливости и экономической обоснованности взимаемых налогов и сборов, были осуществлены в 2008-2010 годах. Важнейшим результатом налоговой реформы стало снижение налоговой нагрузки на экономику. Уменьшению налогового бремени на экономику способствовало также снижение ставок налога на доходы физических лиц, налога на прибыль, а начиная с 2004 года с 20% до 18% снижена основная ставка НДС и отменен налог с продаж. ФНС России предполагает ежегодное снижение налогового бремени на 2010-2013 годы в размере около 1% к объему ВВП. В частности, с 2010 года снижение налогового бремени предусматривается за счет:

- установления общего  порядка принятия к вычету сумм НДС при осуществлении капитальных вложений, а также осуществления следующих мер, относящихся к налогу на прибыль организаций;

- введения «амортизационной  премии» в виде разрешения  отнесения на расходы и учета  при расчете налоговой базы в том налоговом периоде, когда основные средства введены в эксплуатацию, 10% стоимости введенных в действие основных фондов;

- увеличения с 30 до 50% верхнего предела для уменьшения  налоговой базы в следующем  году на сумму убытков, полученных  организациями в предшествующие годы (15 млрд рублей в год);

- совершенствования действующего  порядка отнесения затрат на  осуществление опытно-конструкторских  и научно-исследовательских работ  (отнесение в полной сумме затрат  на осуществление НИОКР, не  давших положительного результата, уменьшение срока для отнесения на расходы затрат на НИОКР);

- а также за счет  индексации специфических ставок  акцизов на 9%, по табачным изделиям  – на 15%;

Информация о работе Оценка налогового бремени на примере ООО “Авангардстройматериалы”