Оценка современной налоговой системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 20:21, контрольная работа

Описание работы

Цель настоящей работы – оценка современной налоговой системы РФ в соответствии с критериями оптимизации.
Задачи:
Проанализирована налоговая система РФ;
рассмотрены направления оптимизации налоговой системы Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

оптимизация налговой системы рф(2390).doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

 

Актуальность темы исследования. Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан  по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства, основной источник формирования его бюджета.

Действующая система налогов и сборов не отвечает социальным и общемировым стандартам, так как содержит ряд абсолютно неравноценных налогов, не систематизированных по источнику уплаты и уровню собираемости, и не дающих реального представления о налоговой нагрузке плательщиков. Государство идет по пути уменьшения налоговых льгот для всех категорий плательщиков, усиливая при этом уровень противостояния субъектов налоговой системы.

Назревшая необходимость разработки теоретико-методологических основ перехода к социально-ориентированной налоговой системе в России с учетом ее национальных особенностей и практики рыночных отношений высокоразвитых западных стран подтверждают актуальность темы.

Цель настоящей работы – оценка современной налоговой системы РФ в соответствии с критериями оптимизации.

Задачи:

    • Проанализирована налоговая система РФ;
    • рассмотрены направления оптимизации налоговой системы   Российской Федерации.

 

Глава 1.Оценка налоговой системы России

 

Оптимально построенная налоговая система должна, с одной стороны, обеспечить финансовыми ресурсами потребности государства, а с другой стороны не только не снижать стимула налогоплательщика к предпринимательской деятельности, но и обязывать его к постоянному поиску путей повышения хозяйственной эффективности. От того насколько правильно выбраны объекты налогообложения, установлена величина налоговых ставок, отлажен механизм взимания налогов, зависит воздействие налоговой системы на налоговую базу. Поэтому показатель налоговой нагрузки на налогоплательщика является достаточно серьезным измерителем качества налоговой системы страны.

При увеличении налоговой нагрузки на налогоплательщика (рост количества налогов, увеличение ставок налогов) эффективность налоговой системы с начало повышается а затем начинает резко снижаться. Важно заметить что потери бюджета при этом невосполнимы. Это связано с тем, что определенная часть налогоплательщиков разоряется, либо сворачивает производство, другая же часть находит как законные так и незаконные пути ухода от налогов. Для восстановления нарушенного производства требуется потом много времени. Кроме того, налогоплательщики, нашедшие реальные пути ухода от налогообложения, даже при возврате к прежнему уровню налогового изъятия не будут платить налогов в полном объеме. Поэтому проблема оптимальной налоговой нагрузки играет особую роль в построении и совершенствовании налоговой системы любого государства.

В связи с этим, эффективная налоговая система должна обеспечивать разумные потребности государства, изымая у налогоплательщиков не более 30% его доходов. При этом необходимо учитывать, что показатель налогового изъятия, определяемый в целом по налоговой системе, имеет серьезный недостаток, который заключается в том, что он определяет уровень налогового гнета среднестатистического налогоплательщика, не учитывая индивидуальных особенностей конкретного налогоплательщика. Но все же этот показатель необходим, так как налоги устанавливает государство и оно должно учитывать этот средний показатель.

Исходя из необходимости наиболее полного удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах, а также в целях выполнения налогами возложенных на них функций, государство  устанавливает совокупность налогов, которые должны взиматься по единым правилам и на единых принципах. Другими словами, налоги должны быть объединены в единую целостную систему. Из этого можно сделать вывод о том, что налоговая система – «это совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применению мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства» [5].

Налоги и сборы, составляющие отечественную систему налогообложения, классифицируются по различным признакам. Классификация налогов позволяет установить их различия и сходство,

свести их к небольшому числу групп и тем самым облегчить их изучение и практическое использование. Особые свойства отдельных групп налогов требуют особых условий налогообложения и взимания, специфических административно-финансовых мер.

Способы классификации налогов основаны на ряде критериев. Множественность способов классификации налогов имеет то положительное, что один и тот же конкретный налог, относимый в разных классификациях к различным группам, получает различные оценки и характеристики, что способствует его всестороннему изучению и познанию. Отнесение того или иного налога к определенному виду позволяет более четко уяснить его содержание и суть.

Общая схема классификации налогов представлена в виде следующей схемы:

Классификация налогов [8]

 

В зависимости от уровня взимания и распоряжения налогами

Федеральные

Региональные

Местные

По характеру использования

Общие

Специальные

По характеру налогового изъятия

Прямые

Косвенные

По субъекту налогообложения

Юридические лица

Физические лица

В зависимости от характера отражения в бухгалтерском учете

Включаемые в себестоимость

Уменьшающие финансовый результат до уплаты налога

Уплачиваемые за счет налогооблагаемой прибыли

Уплачиваемые за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия

Включаемые в цену продукции

Удерживаемые из дохода работника


 

Из этой схемы видно, что существует несколько принципов классификации налогов:

1. По способу взимания налогов

2. По субъекту налогообложения

3. По объекту налогообложения

4. По уровню бюджета, в который  зачисляется налоговый платеж

5. По целевой направленности  введения налога.

Важнейшим группировочным признаком является уровень взимания и распоряжения налогами. По этому признаку в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов:

 

НАЛОГИ

Федеральные- устанавливаются НКРФ.

Вводятся федеральными законами, обязательны к уплате на территории всей России

Региональные-

Устанавливаются НК, вводятся законами субъектов РФ, обязательны к уплате на территории субъекта

Местные-

Устанавливаются НК РФ, вводятся местными нормативными актами, обязательны к уплате на этой территории

1. НДС

2.Акцизы

3.Налог на прибыль

4.Таможенная пошлина

5.Гос. пошлина

1.Налог на имущество организаций

2.Лесной и на недвижимость

3.Налог на игорный бизнес

4.Налог с продаж

5.Транспортный налог

6.Дорожный налог

7.Региональные лицензионные  сборы

1.Земельный налог

2.Налог на имущество  физических лиц

3.Налог на рекламу

4.Налог на наследование

5.Местные лицензионные  сборы


 

Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ, обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.

Региональными признаются налоги и сборы,устанавливаемые НК РФ и вводимые в действие законами субъектов Федерации и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов.

Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов РФ.

 

Глава 2. Направления оптимизации налоговой системы России

 

Из всех функций налогов наиболее важной для современной налоговой системы экономически развитой страны становится регулирующая функция, а именно две ее подфункции: стимулирующая и сдерживающая, служащие не только и не столько росту собираемости налогов, сколько экономическому, социальному, общегражданскому регулированию общества. Автором предлагается стимулирующая подфункция налогов как основа формирования социально-ориентированной налоговой системы для усиления эффекта мероприятий социальной политики и роста доходов и свободных финансовых ресурсов налогоплательщиков, а также программа стимулирующих и сдерживающих мер для налогов и сборов.

Принципы налогообложения, являясь основополагающими для налоговой системы, должны быть точными, определенными как постулаты. На их основе необходимо определять все остальные элементы, рассматривая их как стратегические цели налогообложения и налогового планирования. В качестве основных противоречий и  систематизационных проблем для принципов налогообложения мы выделяем:

  1. формальное разделение принципов на классические, сформулированные основоположниками теории налогов (экономические) и неоклассические (юридические);

2)    выделение   юридических   признаков  в обособленную категорию, то есть увеличение разрыва между экономической сущностью налога и правовыми формами ее реализации;

3)  отсутствие полного спектра  принципов налогообложения в  НК РФ, экономических, организационных, психологических предпосылок для  введения в России ряда принципов экономически развитых стран;

отсутствие  проверки  принимаемых нормативно-правовых актов на соответствие принципам налогообложения; 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 



 

 


 

 

 

 

 

 

 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1. Классификационные признаки и виды налоговых платежей 

5)   отсутствие действенного  механизма реализации принципов, а также системы мер ответственности  за их нарушение;

6)    отсутствие учета национальных  особенностей России;

  1. отсутствие единства во мнениях экономистов на классификацию и терминологию принципов налогообложения.

Для решения указанных проблем автором предлагается разделить принципы налогообложения на универсальные, характерные для любой страны, и специфические. Последние характеризуют налоговую систему конкретного государства, проблемы РФ на современном этапе, то есть задачи, которые необходимо реализовать в рамках налогообложения. Обособленно предлагается выделить принципы, составляющие вместе принцип федерализма, относимый по предложенным критериям классификации к специфическим. Разделение произведено на основе классификационных признаков универсальности, соответствия принципов цели и задачам формирования социально-ориентированной налоговой системы, учета федеративного построения России, полноты охвата принципами налогообложения всех аспектов функционирования налоговой системы, методического обеспечения реализации каждого принципа, информативности наименований принципов, а также с учетом временного фактора, показывающего, что основополагающие принципы остаются практически неизменными на длительных временных интервалах.

К основополагающим (универсальным) принципам в работе отнесены принципы экономической обоснованности, классификационного подхода, равнозначимости всех налогов и сборов, удобности уплаты налогов для плательщика, избежания двойного налогообложения, стабильности основ налогового законодательства, единого социального пространства, равного налогового бремени плательщиков, отрицания обратной силы налоговых законов.

В качестве дополнительных (специфических) принципов, которые можно назвать условиями налогообложения, выделены принципы целеполагания, дистанционного общения  плательщиков  с работниками налоговых органов, системности построения налогов и сборов, невмешательства во внутренние дела налогоплательщиков, самодостаточности налоговых доходов бюджетов, гражданского равноправия налогоплательщиков и работников налоговых органов, трехточечной мобильности налогового законодательства в определенных экономических условиях, оптимальной множественности налогов, соответствия налоговой и бюджетной классификации, свободного налогового представительства, равноправия субъектов налоговых отношений, минимизации издержек взимания налогов, приоритета налоговых законов над неналоговыми.

К принципам федерализма отнесены принципы федеративного устройства налоговой системы, единого экономического пространства, единого источника.

Новыми являются принципы дистанционного общения  налогоплательщиков  с работниками налоговых органов, невмешательства во внутренние дела налогоплательщиков, трехточечной мобильности налогового законодательства, свободного налогового представительства, равноправия субъектов налоговых отношений. Принципы равнозначимости всех налогов и сборов, целеполагания,   системности построения налогов и сборов, самодостаточности налоговых доходов бюджетов, соответствия налоговой и бюджетной классификации приводятся в ряде исследований, но предложены автором в новой трактовке[4, с.45].

Исследования в области теории налогов и предложенные новые элементы позволяют создать теоретическую основу формирования социально-ориентированной налоговой системы в России, а именно, структуры налоговой системы, предполагающей взаимовыгодное сотрудничество ее участников, бюджетное устройство с приоритетным социальным развитием регионов и систему налогов и сборов на основе регулирующей функции.

Для определения оптимального налогового бремени плательщиков в теории налогов для социально-ориентированной налоговой системы автором разделены термины «налоговая нагрузка» и «налоговое бремя». Налоговая нагрузка – это совокупность всех налогов и сборов, уплачиваемых конкретным плательщиком, эквивалент обязательства налогоплательщика перед государством, то есть абсолютная величина, а налоговое бремя – относительная, частное от деления налоговой нагрузки на финансовый показатель деятельности предприятия, уровень его обременения государством. Первая не характеризует тяжесть налогообложения, так как для ее оценки необходимо располагать всей совокупностью параметров деятельности плательщика.

Информация о работе Оценка современной налоговой системы РФ