Оценка современной налоговой системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 20:21, контрольная работа

Описание работы

Цель настоящей работы – оценка современной налоговой системы РФ в соответствии с критериями оптимизации.
Задачи:
Проанализирована налоговая система РФ;
рассмотрены направления оптимизации налоговой системы Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

оптимизация налговой системы рф(2390).doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

Критерий оптимальной налоговой нагрузки должен быть двухсторонним: с позиции плательщика и с позиции государства, то есть усредненным. Для крупных и средних предприятий этот критерий обоснован как 36,5% от гипотетической (в условиях отсутствия налогового пространства) прибыли, для субъектов малого предпринимательства – 15%, для граждан – в пределах ставки НДФЛ. Предложенная автором методология расчета и анализа налогового бремени решает проблемы социализации налоговой системы, позволяет учитывать интересы государства и налогоплательщиков, обеспечивает компромиссное решение проблемы тяжести налогообложения.

В качестве основных проблем организационной структуры налоговой системы России в работе выделены:

  1. отсутствие высокоорганизованной системы взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков;
    1. наличие промежуточных управленческих звеньев налоговых органов;
    1. отсутствие ответственности налоговых органов и их должностных лиц

за налоговые правонарушения;

  1. ограниченные права налогоплательщиков;
  2. нестабильность налогового законодательства;
  3. несистематизированность льгот налогового законодательства и отсутствие действенного механизма их реализации налогоплательщиком;
  4. отсутствие законодательной и юридической основы для реализации налогового представительства любой формы;
  5. неадаптированность механизма налогового и бухгалтерского учета.

В структуру социально-ориентированной налоговой системы для решения перечисленных проблем, обеспечения высокой эффективности ее работы автор предлагает включить в качестве первого звена – систему налогов и сборов, содержащую, в свою очередь, теоретические основы построения системы, законодательство по налогам и сборам, налоговый учет, в качестве второго звена – участников отношений, обеспечивающих функционирование системы налогов и сборов, а именно, налоговые органы и специализированные   организации под контролем налоговых органов, налогоплательщиков, законодательные органы власти в части законодательства по налогам и сборам, научно-исследовательский центр изучения налоговой конъюнктуры.

Исходя из общих положений теории систем, все эти элементы объединяет деятельность по изъятию части созданного обществом валового внутреннего продукта в бюджетную систему государства в интересах самого общества. На основе социально-ориентированной теории налогов предложено разрабатывать законодательство по налогам и сборам. Налоговый учет выделен как метод реализации и оформления налоговых отношений. Налоговые органы и налогоплательщики представлены как основные субъекты налоговых отношений, а научно-исследовательский центр вне подчинения налоговым органам – как система досудебного арбитража в отношениях налоговых органов и плательщиков. Объектом деятельности системы являются налоги, субъектами – основные участники налоговых правоотношений, все остальные элементы обеспечивают эффективное функционирование налоговой системы.

Предлагаемая система участников налоговых отношений уже определенной НК РФ для повышения эффективности системы управления и экономии финансовых ресурсов: отсутствуют налоговые представители как самостоятельное звено; таможенные органы, внебюджетные фонды подчинены налоговым; устранены региональные налоговые органы и сборщики налогов.

В работе выделены основные направления организационной работы налоговых органов, в которых должны произойти изменения:

1) отражение прав и обязанностей  налоговых органов в едином  законе в рамках налогового  права;

2) ограничение прав налоговых  органов в вопросах контроля за уплатой налогов, установление временных и финансовых нормативов;

3) разработка мер ответственности  налоговых органов и их работников  при нарушении налогового законодательства;

4) устранение промежуточных звеньев  налоговых органов, выполняющих  статистические функции, - территориальных налоговых органов;

5) непосредственный контроль работниками  налоговых органов только значительных  отклонений расходов от доходов  налогоплательщика;

6) сбор  налогов  непосредственно  налоговыми  органами,  контроль  соответствия начисляемых и собранных сумм;

7) подчинение таможенных органов  и внебюджетных фондов в части  сбора единого социального налога  налоговым органам.

Промежуточные звенья налоговых органов – региональные – в работе предлагается упростить. Они осуществляют лишь статистический учет. С одной стороны, они не работают напрямую с плательщиками, с другой – не принимают управленческих решений. Их деятельность является научно-исследовательской, а, следовательно, ее рекомендовано передать организации, осуществляющей такие исследования на профессиональном уровне, например, предложенному автором центру изучения налоговой конъюнктуры[10, с.27].

Под специализированными организациями, которые должны находиться под контролем налоговых органов, следует понимать те из них, которые в аналогичном порядке занимаются сбором налогов. С этой точки зрения таможенные органы не должны иметь того уровня автономности, которым они располагают в настоящий момент, а таможенные платежи необходимо восстановить как налоговые. Подчинение таможенных органов налоговым устранит еще две причины низкой эффективности координации органов: дублирование актов таможенных органов и Правительства РФ и отсутствие единого информационного поля налоговых и таможенных органов.

К организациям, которые должны находиться под контролем налоговых органов, следует отнести и фонды: как бюджетные, так и внебюджетные. Если учесть назревшую необходимость создания фонда воспроизводства природных ресурсов и восстановления дорожного фонда на региональном уровне, а также создания фонда ЖКХ на местном уровне, то предлагается шесть (три социальных фонда) контролируемых налоговыми органами фондов. Контроль должен носить односторонний характер, то есть только с позиции поступления сборов, так как расходы фондов имеют целевой характер, не увязаны с конкретными сборами и не могут контролироваться фискальной структурой.

В работе обосновано, что функцией налоговых представителей является обслуживание клиента – налогоплательщика, поэтому их нельзя рассматривать как отдельную категорию участников налоговых отношений, то есть вне рынка посреднических услуг. Налоговое представительство предложено рассматривать шире, когда рассчитывать и уплачивать налоги физического лица может специализированная организация или независимый специалист в области налогов.

Правомерность  сбора  налогов  государством – вопрос,  принципиальный

для налогоплательщиков. У плательщика нет заинтересованности в возникновении налоговых отношений, потому государство объявляет их односторонними, а налоговое обременение – неотъемлемым юридическим качеством объекта налогообложения. От начальной посылки зависит и система организации налоговых правоотношений, основанная, по мнению государства, на властном подчинении одной стороны другой. В качестве альтернативного варианта отношений налоговых органов и налогоплательщиков в социально-ориентированной системе предлагается концепция взаимовыгодного сотрудничества. При равноправных отношениях вопрос об обязательности потеряет актуальность, так как это будет осознанное решение плательщика.

Законодательство по налогам и сборам экономически развитой страны должно быть единым документом для упрощения процесса работы с ним всех групп пользователей, а также для устранения противоречий в нормативных правовых актах, принимаемых различными государственными органами. В качестве единого закона в работе предлагается НК РФ после внесения в него предложений по совершенствованию теории налогов. При изложении содержания налогов и сборов необходимо придерживаться единого классификационного подхода. Разработка автором информационно-расчетной системы «Налоги и сборы» выявила факт отсутствия эффективной и точной системы элементов налогообложения в НК РФ. В качестве методологической основы их формирования автором предложен процесс выявления несоответствий действующего налогового законодательства процедуре автоматизированного расчета налогов и построения на основе анализа несоответствий полной системы элементов, позволяющей выполнить расчет и анализ любого налога (сбора) за определенный период. 

Принципами их систематизации стали следующие положения: элементы налогообложения (их структурные составляющие) являются неделимыми, соответствуют одной установочной позиции законов о налогах; статьи внутри каждого элемента налогообложения содержат только относящиеся к нему позиции; элементы налогообложения позволяют установить логическую связь их статей для осуществления полного расчета налога (сбора) за любой период; статьи в элементах налогообложения расположены в логической последовательности расчета налога (сбора); перечень элементов налогообложения образует полную информационно-расчетную систему для всех групп пользователей.

В качестве обязательных элементов налогообложения предлагаются:

  1. уровень налога или сбора: федеральный; региональный; местный;
  2. наименование налога или сбора;
  3. плательщики налога или сбора: организации, индивидуальные предприниматели, граждане;

4) объект налогообложения: доход; собственность налогоплательщика; оборот, в том числе специализированный; специальные потребности (действия) налогоплательщика;

5)  налоговая база;

  1. ставки налога или сбора: условия применения; значение ставки;
  2. бухгалтерские проводки по налогу или сбору;
  3. источник уплаты налога или сбора: цена; расходы на производство продукции (работ, услуг); прочие расходы; прибыль;
  4. отчетность   по   налогу   или    сбору:    порядок    расчета;    налоговая

декларация; сроки отчетности;

  1. уплата налога или сбора: порядок уплаты; сроки уплаты;
  2. распределение   налога   или   сбора   по  бюджетам   (фондам): условия распределения; уровень (федеральный, региональный, местный);
  3. льготы по налогам или сборам: вычеты из налоговой базы; вычеты из налога или сбора; субъекты, не облагаемые налогом или сбором.

Предлагается в НК РФ восстановить классификацию доходов на налоговые и неналоговые для полноты и качества анализа структуры доходов бюджета. Во избежание социальной напряженности в обществе вопрос об объектах налогообложения предлагается свести к четырем категориям: к первым двум группам относить прямые налоги, третья группа будет образована косвенными налогами, облагающими, в том числе, лицензируемые государством или специальные виды деятельности. Специальными потребностями называть возникшие в ходе деятельности нужды налогоплательщика, на реализацию которых требуется специальное разрешение государства. Элементы «бухгалтерская проводка» и «источник уплаты налога» не использовались ранее в классификации элементов налогообложения.

Как вычеты из налоговой базы автором рекомендовано выделить необлагаемые объекты, не учитываемые при расчете налога; объекты, налоговая   база  которых определяется  в обязательном порядке, но налогом не облагается; объекты, налоговая база которых рассчитывается, но облагается по ставке 0%.

Для установления границы льгот для лиц, освобождаемых от налога, и объектов, не облагаемых налогом, предлагается ввести критерий: если освобождается более 50-и % объектов налогообложения по налогу, эти льготы относятся к субъекту налоговых отношений, в противном случае – к объекту.

Налоговый учет необходимо отнести к элементам налоговой системы, так

как процесс адаптации к нему плательщиков закончен и назрела потребность окончательно определить подходы к его ведению, необходима реорганизация бухгалтерского учета, которая позволит сделать его не параллельным, а последовательным временным звеном. На первом этапе ведение бухгалтерского учета обеспечит системный подход к определению расходов (доходов), создаст базу для расчета налогов, а затем налоговый учет определит суммы к уплате.

Двухуровневая налоговая система и другие представленные новации возможны к появлению в условиях полной компьютеризации процесса расчета, сбора и первичного контроля за налогами. Единая компьютерная сеть  (рис. 3) станет  связующим   звеном   между   всеми   элементами   налоговой   системы, 

 

1



          


                                 4


2         3          5        

     4


 

 

 

   7                          6                                                                                 9                    10


              


                     


                 


                                                                                                       8                     4                                        12

 

         


        11                                                                                   

        


 

 

Рис. 3. Схема связей предлагаемых элементов налоговой системы,

где 1 – разработка законодательства по налогам и сборам; 2 – статистические данные и уплаченные суммы; 3 – орга-низационные указания; 4 – принятие   законодательства по налогам и сборам, информирование; 5 – согласование законо-дательства по налогам и сборам; 6 – перечисление сборов; 7 – расчет (проверка расчета) и уплата налогов и сборов; 8 – согласование положений налогового учета; 9 – резюме запросов и ответов; 10 – толкование законодательства по налогам и сборам; 11 – положения по ведению бухгалтерского и налогового учета; 12 – запросы и ответы по законодательству. 

отвечающим требованиям современной экономической рыночной ситуации, и одновременно источником информации для налоговых органов обо всех сделках физических и юридических лиц, а связь «налоговые органы – налогоплательщик» перестанет быть практически односторонней.

Информация о работе Оценка современной налоговой системы РФ