Организационная работа налоговых органов по подготовке и проведению выездной налоговой проверки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 10:00, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является изучение организационной работы налоговых органов по подготовке и проведению выездной налоговой проверки. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
исследовать понятие и сущность выездной налоговой проверки, а также отобразить основные принципы;
обозначить особенности подготовки к проведению выездной налоговой проверки;
изучить содержание формирования информационных ресурсов о налогоплательщике.

Содержание работы

Введение
1. Понятие и сущность выездной налоговой проверки
1.1. Выездная налоговая проверка
1.2. Порядок назначения, цели и задачи выездных налоговых проверок
2. Содержание организационной работы налоговых органов по подготовке выездной налоговой проверке
2.1. Формирование информационных ресурсов о налогоплательщике
2.2. Анализ финансовых показателей и критерии отбора кандидатов на проверку
2.3. Правовая основа участия органов внутренних дел в выездных налоговых проверках

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

Введение

Бесперебойное финансирование предусмотренных  бюджетами мероприятий требует  систематического пополнения финансовых ресурсов на федеральном и местном уровнях. Это достигается в основном за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей. В соответствии с действующим налоговым законодательством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачивать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки.

Налоговый контроль - это специализированный (только в отношении налогов и  сборов) государственный финансовый контроль, сущность которого состоит  не только в проверке соблюдения налогового законодательства, но и в проверке правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, а также в устранении выявленных нарушений. Налоговый контроль как одна из функций государственного управления представляет собой систему наблюдения за финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщиков с целью ее оптимизации для качественного исполнения законодательства о налогах и сборах.

Налоговый контроль использует разнообразные  формы практической организации  для наиболее эффективного выполнения стоящих перед ним задач.

Основной и наиболее эффективной формой налогового контроля является выездная налоговая проверка, так как она основана на изучении объективных, фактических данных, которые не всегда предоставляются налогоплательщиками в налоговые органы из-за нежелания уплачивать налоги и, тем самым, снижать свое финансовое благополучие. Экономика не в состоянии нормально функционировать, если бизнес не развивается в легальных формах, а правительство не способно собирать налоги. Поэтому выбранная тема курсовой работы, касающаяся инструмента государственного контроля, позволяющего наиболее полно и обстоятельно проверить организационную работу налоговых органов по подготовке и проведению выездной налоговой проверки.

Выездные налоговые проверки как  средство налогового контроля по популярности занимают второе место после камеральной, однако по результативности на одну налоговую проверку, без сомнения, занимают лидирующие позиции, именно поэтому им уделяется особое внимание.

Актуальность изучения проведения выездных налоговых проверок заключается  в том, что совершенствование налогового администрирования в последнее время становится одной из важных задач контролирующих органов.

Целью написания курсовой работы является изучение организационной работы налоговых органов по подготовке и проведению выездной налоговой проверки. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

  1. исследовать понятие и сущность выездной налоговой проверки, а также отобразить основные принципы;
  2. обозначить особенности подготовки к проведению выездной налоговой проверки;
  3. изучить содержание формирования информационных ресурсов о налогоплательщике.

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и сущность выездной налоговой проверки

1.1. Выездная налоговая проверка

Под выездной налоговой проверкой  понимается комплекс мероприятий (действий), осуществляемых налоговыми органами:

1) по проверке первичных учетных и иных бухгалтерских документов налогоплательщика, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, хозяйственных и иных договоров, актов о выполнении договорных обязательств, внутренних приказов, распоряжений, протоколов, любых других документов, отражающих факты хозяйственной жизни налогоплательщика;

2) по осмотру (обследованию) предметов, любых используемых налогоплательщиком для извлечения прибыли объектов налогообложения производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий;

3) по проведению инвентаризации принадлежащего налогоплательщику имущества;

4) иных, предусмотренных НК РФ действий налоговых органов (их должностных лиц), осуществляемых по месту нахождения налогоплательщика (месту его деятельности, месту расположения объекта налогообложения) и иных местах вне места нахождения налогового органа.

Под организацией выездной налоговой  проверки понимается проведение комплекса  мероприятий по:

  • подготовке к ней;
  • распределению обязанностей между участниками проверочной группы;
  • составлению плана (программы) ее проведения;
  • непосредственной проверке всех запланированных вопросов;
  • оформлению результатов проверки;
  • принятию мер по устранению и предупреждению налоговых правонарушений.

Исключение из числа самостоятельных  налогоплательщиков филиалов и других обособленных подразделений породило новые проблемы организации выездных налоговых проверок налогоплательщиков, имеющих разветвленную сеть территориально обособленных подразделений: « При проведении выездных налоговых проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства» (абз.2 ст.89 НК РФ). [1]

Характер мероприятий, проводимых налоговым органом в проверочном процессе, целесообразно рассмотреть по его отдельным этапам, среди которых можно выделить:

1) подготовительный этап (очень важный, так как от выбора объекта, степени готовности каждого участника к проверке, распределению участников проверочной группы по конкретным участкам зависит эффективность выездной налоговой проверки);

2) проведение непосредственно проверки;

3) оформление материалов проверки;

4) реализация материалов проверки.

Подготовка выездной налоговой проверки представляет комплекс следующих мероприятий:

  • формирование информационных ресурсов о налогоплательщиках;
  • анализ результатов камеральных налоговых проверок, налоговых деклараций и иных документов;
  • анализ налоговой и бухгалтерской отчетности, проводимой в рамках камеральной налоговой проверки;
  • анализ основных финансовых показателей деятельности налогоплательщика по отраслевому признаку;
  • выбор объектов проверки;
  • подготовка и составление перечня вопросов проверки по видам налогов;
  • предварительная подготовка предложений о предполагаемых затратах времени на проведение выездной налоговой проверки, о количестве специалистов налоговых органов, необходимых для проведения проверки, необходимости привлечения к проверке правоохранительных органов;
  • подготовка и утверждение плана проведения выездных налоговых проверок [13 с.89].

1.2. Порядок назначения, цели и задачи выездных налоговых проверок

В соответствии  со ст.89 НК РФ выездная налоговая проверка налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора), его филиала или представительства проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа.

Указанное решение должно содержать:

  1. наименование налогового органа;
  2. номер решения и дату его вынесения;
  3. наименование налогоплательщика (налогового органа, плательщика сбора) или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, в отношении которого назначается проверка (в случае назначения выездной налоговой проверки филиала или представительства налогоплательщика-организации помимо наименования организации указывается наименование филиала или представительства, у которого назначается проверка, а также код причины постановки на учет);
  4. идентификационный номер налогоплательщика;
  5. период финансово – хозяйственной деятельности налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) либо его филиала или представительства, за который проводится проверка;
  6. вопросы проверки (виды налогов, по которым проводится проверка);
  7. Ф.И.О., должность и классные чины (специальные звания) лиц, входящих в состав проверочной группы, в том числе сотрудников органов внутренних дел, иных правоохранительных и контролирующих органов (в случае привлечения этих лиц к налоговым проверкам в установленном порядке);
  8. подпись лица, вынесшего решение, с указанием его Ф.И.О., должности и классного чина.

Решение является организационно – распорядительным документом, на основании которого  совершаются  все последующие процессуальные действия при осуществлении налогового контроля в форме выездной налоговой  проверки.

При принятии решения о назначении выездной налоговой проверки руководитель  налогового контроля (его заместитель) должен учитывать следующие ограничения, установленные ст.87 и 89.НК РФ:

  • не допускается назначение в течение одного календарного года двух или более выездных налоговых проверок налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) либо его филиала или представительства по одним и тем же налогам за один и тот же период;
  • назначение выездных налоговых проверок филиалов или представительств налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) может проводиться независимо от проведения проверок самого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора);
  • выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика (плательщика сбора- организации), а также вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового контроля, проводившего проверку, может назначаться независимо от времени проведения предыдущей проверки;
  • запрещается назначение повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка назначается в связи с реорганизацией или ликвидацией налогоплательщика (плательщика сбора) или в порядке контроля вышестоящего налогового органа за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
  • выездной налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), непосредственно предшествовавших году проведения проверки [10 с.23].

В случае назначения повторной  выездной налоговой проверки в связи  с ликвидацией или реорганизацией организации – налогоплательщика (плательщика сбора – организации) принимается решение, в котором кроме указанных ранее реквизитов необходимо дополнительно указывать причину проведения выездной налоговой проверки (реорганизации, ликвидация).

Решение руководителя (его  заместителя) вышестоящего налогового органа о назначении повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа оформляется в виде мотивированного постановления.

Постановление руководителя (его заместителя) вышестоящего налогового органа о проведении повторной выездной налоговой проверки, помимо реквизитов перечисленных ранее должно содержать ссылку на обстоятельства, явившееся основанием для назначения указанной проверки.

Если в период с момента  вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки (постановления о проведении повторной выездной налоговой проверки) до момента ее окончания возникают обстоятельства, вызывающие необходимость расширения (изменения) состава проверяющей группы, руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводящего проверку, может быть вынесено решение (постановление) о внесении соответствующих дополнений (изменений) в решение о проведении выездной налоговой проверки (постановление о проведении повторной выездной налоговой проверки).

В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличивать продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. Основаниями для продления срока проведения выездной налоговой проверки могут являться:

  • проведение проверок крупных налогоплательщиков – организаций;
  • необходимость проведения встречных проверок и (или) направления запросов в организации и учреждения, располагающие информацией о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте);
  • наличие форс-мажорных обстоятельств (заполнение, навоведение, пожар и тому подобное) на территории, где проводится проверка;
  • иные исключительные обстоятельства.

Письменные запросы Управлений ФНС России по субъектам РФ о продлении  сроков выездной налоговой проверки направляются в Управление организации контрольной работы Федеральной налоговой службы не позднее чем на 10 дней до истечения двухмесячного срока проведения выездной налоговой проверки [6 с.234].

Цели выездной налоговой  проверки заключаются в осуществлении  контроля за:

  • правильностью исчисления, полнотой  и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов;
  • соблюдением законодательства о налогах и сборах;
  • взысканием недоимок по налогам и пени;
  • привлечением виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений;
  • проведением предупредительных мероприятий.

Поставленные перед выездной налоговой проверкой цели достигаются  решением следующих задач:

  • всестороннее исследование обстоятельств финансово – хозяйственной деятельности налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента);
  • выявление искажений и несоответствий в документах, ведении бухгалтерского учета, отчетности;
  • анализ влияния выявленных нарушений на формирование налоговой базы по различным видам налогов;
  • формирование доказательственной базы по фактам выявленных правонарушений и обеспечение документального закрепления (подтверждения) этих нарушений;
  • доначисление существующих налогов и сборов, не уплаченных налогоплательщиком;
  • формирование предложений об устранении выявленных нарушений и привлечение налогоплательщика к ответственности за допущенное нарушение налогового законодательства [7 с.78].

Информация о работе Организационная работа налоговых органов по подготовке и проведению выездной налоговой проверки