Организационная работа налоговых органов по подготовке и проведению выездной налоговой проверки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 10:00, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является изучение организационной работы налоговых органов по подготовке и проведению выездной налоговой проверки. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
исследовать понятие и сущность выездной налоговой проверки, а также отобразить основные принципы;
обозначить особенности подготовки к проведению выездной налоговой проверки;
изучить содержание формирования информационных ресурсов о налогоплательщике.

Содержание работы

Введение
1. Понятие и сущность выездной налоговой проверки
1.1. Выездная налоговая проверка
1.2. Порядок назначения, цели и задачи выездных налоговых проверок
2. Содержание организационной работы налоговых органов по подготовке выездной налоговой проверке
2.1. Формирование информационных ресурсов о налогоплательщике
2.2. Анализ финансовых показателей и критерии отбора кандидатов на проверку
2.3. Правовая основа участия органов внутренних дел в выездных налоговых проверках

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

В случае равноценности  объектов выбора для ВНП с точки  зрения вероятности выявления нарушений  законодательства о налогах и  сборах, предпочтение отдается налогоплательщикам, имеющим наибольшие показатели выручки от продаж товаров (продукции, работ, услуг), численности работающих, суммы причитающихся в бюджет налогов и сборов, а также прогнозируемые суммы доначислений налогов, пени, штрафов.

7) Пред проверочный анализ информации о налогоплательщиках, включенных в план ВНП, имеет целью выбор оптимальной концепции конкретной ВНП. На этом этапе вся имеющаяся у налогового органа информация о каждом из отобранных для проверки налогоплательщиков анализируется теми сотрудниками, которым поручено ее проведение. В ходе такого анализа разрабатывается программа – перечень вопросов, подлежащих проверке. Данный перечень утверждается руководителем налогового органа.

8-10) Подготовка и составление программы и плана ВНП – это подробно расписанный план проверки. в котором, кроме вопросов проверки с указанием нормативной базы, документов, которые должны быть затребованы у налогоплательщика, учтены также организационные аспекты: сроки проверки с учетом ограничений, установленных НК РФ, состав проверяющей группы, распределение заданий между ее участниками и др.

Таким образом, программа  проверки включает перечень основных вопросов, подлежащих контролю в ходе ВНП. План проверки – детализированный документ, в котором отражено распределение состава проверочной группы по объектам, срокам проверки с указанием даты окончания проверки.

Корректировка плана  проведения ВНП может проводиться  при наличии следующих оснований:

  • получены срочные здания от вышестоящих налоговых органов;
  • имеются поручения правоохранительных органов;
  • есть в наличии мотивированные запросы других налоговых органов о проведении проверок;
  • временно отсутствуют руководитель и главный бухгалтер организации       налогоплательщика (индивидуального предпринимателя) и их представители (отпуска, болезни и т.д.) [14].

План  ВНП впоследствии может быть скорректирован после первого посещения налогоплательщика  проверяемой группой.

2.2. Анализ финансовых показателей и критерии отбора кандидатов на проверку

Аналитический этап предварительной работы направлен на поиск противоречий между данными, отраженными в налоговой отчетности, и сведениями, полученными из других источников. Прежде всего, нехорошие сомнения у налоговиков могут возникнуть в отношении фирм, которые небрежно составляют отчетность. Поэтому очень важно, чтобы в декларациях были правильно подсчитаны итоговые суммы, чтобы данные разных разделов отчета увязывались друг с другом и расхождения между взаимосвязанными показателями были понятны и объяснимы.

Кроме того, отбирая кандидатов на проверку, инспекторы попытаются выяснить, насколько суммы уплаченных налогов соответствуют  реальному состоянию бизнеса. Для этого они исследуют динамику развития фирмы, сопоставляют показатели бухгалтерской и налоговой отчетности, сравнивают их с оперативной информацией, полученной из компетентных органов. И если у инспекции появятся хотя бы малейшие подозрения в том, что предприятие занижает налоговую базу, проверки не избежать.

Особое внимание в Регламенте уделяется анализу  финансовых показателей по так называемому отраслевому принципу. Используя ведомственную компьютерную систему «Налог», инспекторы могут сравнить данные конкретной фирмы с усредненными показателями деятельности однородных предприятий, работающих в сходных условиях на подведомственной территории. И если, например, уровень рентабельности или средней зарплаты в организации существенно отличается от отраслевых показателей, а суммарная налоговая база сопоставима с ними, налоговики могут сделать вывод о необходимости выездной проверки.

Инспекции должны проверять каждую фирму раз в  три года. На практике сделать это  невозможно. Поэтому налоговики вынуждены  отбирать те фирмы, где можно найти нарушения. В Регламенте такой подход называется «оптимальным выбором», позволяющим с наибольшей вероятностью выявить нарушения и обеспечить поступление в бюджет дополнительных налогов, пеней и штрафов.

Критериям, по которым  инспекции будут выбирать объект проверки, посвящен разд.5 Регламента. В нем различаются две группы налогоплательщиков:

  1. предприятия, которых обязательно включат в текущий план проверок;
  2. предприятия, которые подлежат первоочередной проверке, но будут включены в план, как только позволят кадровые ресурсы инспекции.

В число «обязательных» кандидатов на проверку входят:

  • крупнейшие (основные) налогоплательщики. Имеются в виду предприятия, которые на территории инспекции приносят бюджету наибольший доход. Проверять такие организации ФНС России предписывает как минимум один раз в два года;
  • фирмы, попавшие в поле зрение правоохранительных органов или региональных налоговых управлений. В этих случаях инспекциям направляют поручения на проведение адресных проверок. Получив такое поручение, руководитель инспекции должен исполнить его в экстренном порядке;
  • предприятия, которые решили ликвидироваться. Поскольку вместе с ликвидируемыми фирмами могут исчезнуть и значительные суммы неуплаченных налогов, инспекция должна организовать проверку оперативно. По Регламенту к моменту утверждения промежуточного ликвидационного баланса налогоплательщик уже должен иметь на руках и копию решения инспекции, и требование об уплате налогов и санкций;
  • организации, которые, по сведениям инспекции, ведут хозяйственную деятельность, но отчетность не представляют (или сдают «нулевые» балансы);
  • налогоплательщики, чья деятельность заинтересовала налоговиков из других инспекций. По мотивированным запросам такие предприятия тоже попадут в текущий план проверок в обязательном порядке.

Вслед за «обязательными»  в Регламенте упоминаются «первоочередные» налогоплательщики. В их число входят:

  • предприятия, чья отчетность вызывает подозрения у сотрудников камерального и аналитического отделов;
  • налогоплательщики, которые систематически опаздывают с представлением деклараций и документов, необходимых для налогового контроля;
  • организации, где в ходе последней проверки были вскрыты серьезные правонарушения;
  • фирмы, которые не проверялись более шести лет;
  • убыточные предприятия или фирмы, которые в течение нескольких лет показывают в отчетности небольшую прибыль. «Отягчающими» обстоятельствами в такой ситуации могут быть крупные суммы, которые в течение года прошли через счет фирмы, покупка дорогой недвижимости, автомобилей, оборудования и т.д.;
  • фирмы, которые платят мало налогов, но при этом много тратят на благотворительность;
  • предприятия, на учредителей или руководителей которых есть компромат, позволяющий сомневаться в законности их доходов;
  • налогоплательщики, использующие для расчетов с бюджетом и клиентами счета в разных банках (в проблемных и благополучных);
  • предприятия, работающие в тех сферах деятельности, где практикуется масштабный «уход» от налогообложения (комиссионная торговля, снабженческо-сбытовые организации, посредничество в экспертно-импортных операциях и т.п.);
  • налогоплательщики, показатели которых существенно отличаются от средних по отрасли.

Если перед инспектором  стоит проблема, кого из двух одинаково  подозрительных предприятий выбрать, он остановится на том, где больше выручка и выше численность работающих.

2.3. Правовая основа участия органов внутренних дел в выездных налоговых проверках

Функции упраздненных федеральных  органов налоговой полиции по выявлению, предупреждению и пересечению  налоговых преступлений и правонарушений переданы органам внутренних дел, с предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и управляемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления».

Действующим законодательством предусмотрено два вида проверок, в рамках которых сотрудники милиции изучают вопросы исполнения законодательства о налогах и сборах: выездные налоговые проверки, в которых сотрудники полиции только принимают участие, и проверки, проводимые органами внутренних дел при наличии данных о преступлении.

Органы внутренних дел имеют право участвовать в налоговых проверках по запросу налоговых органов. В п.1 ст.36 НК РФ уточнено, что органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами выездных налоговых проверках.

Форма запроса налогового органа об участии в выездной налоговой  проверке сотрудников органов внутренних дел законодательно определена в  Инструкции  о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых  органов при осуществлении выездных налоговых проверок.

Сотрудники органов внутренних дел принимают участие в выездных налоговых проверках на основании  мотивированного запроса налогового органа, подписанного руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

Мотивированный запрос налогового органа об участии сотрудников органов внутренних дел в выездной (повторной выездной) налоговой проверке может быть направлен в орган внутренних дел, как перед началом налоговой проверки, так и в процессе ее проведения.

Основаниями для направления указанного мотивированного запроса могут служить:

  • наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах, и необходимость проверки указанных выше данных с участием специалистов – ревизоров и (или) сотрудников оперативных подразделений;
  • назначение выездной (повторной выездной) налоговой проверки на основании материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах,
  • направленных органом внутренних дел в налоговый орган, для принятия  по ним решения в соответствии с п.2 ст.36 НК РФ;
  • необходимость привлечения сотрудников орга<span class="dash0410_0431_0437_0430_0446_0020_0441_043f_0438_0441

Информация о работе Организационная работа налоговых органов по подготовке и проведению выездной налоговой проверки