Организационная работа налоговых органов по подготовке и проведению выездной налоговой проверки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 10:00, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является изучение организационной работы налоговых органов по подготовке и проведению выездной налоговой проверки. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
исследовать понятие и сущность выездной налоговой проверки, а также отобразить основные принципы;
обозначить особенности подготовки к проведению выездной налоговой проверки;
изучить содержание формирования информационных ресурсов о налогоплательщике.

Содержание работы

Введение
1. Понятие и сущность выездной налоговой проверки
1.1. Выездная налоговая проверка
1.2. Порядок назначения, цели и задачи выездных налоговых проверок
2. Содержание организационной работы налоговых органов по подготовке выездной налоговой проверке
2.1. Формирование информационных ресурсов о налогоплательщике
2.2. Анализ финансовых показателей и критерии отбора кандидатов на проверку
2.3. Правовая основа участия органов внутренних дел в выездных налоговых проверках

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

При подготовке к проверке обязательно составляется программа (план) ее проведения. Программа (план) проверки представляет собой перечень вопросов, подлежащих выяснению в  ходе предстоящей проверки.

Как правило, в программу  комплексной проверки в обязательном порядке включается проверка учетной  политики для целей налогообложения:

  1. правильности и полноты отражения в бухгалтерском учете и отчетности выручки от реализации товаров, работ и услуг;
  2. достоверности данных учета о фактических издержках обращения, полноты и правильности отражения в бухгалтерском учете фактических затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг);
  3. правильности отражения в бухгалтерском учете и отчетности прибыли (убытка) от реализации основных средств и прочих активов;
  4. правильности и полноты отражения в бухгалтерском учете и отчетности доходов и расходов от внереализационных операций;
  5. правильности отражения операций с ценными бумагами;
  6. правильности определения валовой прибыли;
  7. правильности определения налогооблагаемой прибыли;
  8. правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость;
  9. состояния налогового учета и организации учетной политики для целей налогообложения; наличия регистров налогового учета по налогу на прибыль, НДС, ведение раздельного учета льготируемых операций и т.д.
  10. правильности исчисления налога на имущество;
  11. правильности исчисления региональных и местных налогов и сборов;
  12. правомерности использования льгот по всем проверяемым видам налогов;
  13. правильности отчисления, полноты и своевременности уплаты платежей во внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования);
  14. проведения расчетов с использованием наличных денежных средств;
  15. наличия лицензий на осуществляемые виды деятельности, которые подлежат лицензированию;
  16. правильности исчисления, своевременности и полноты перечисления в бюджеты различных уровней доходов различных уровней от приватизации, дивидендов по акциям, принадлежащим государству, арендной платы от сдачи в аренду государственной и муниципальной собственности;
  17. состояния платежной дисциплины;
  18. правильности определения цен в случаях, установленных Налоговым кодексом РФ.

В зависимости от специфики проверяемой организации в Программу могут включаться и другие вопросы, например, проверка внешнеэкономических операций, проверка соблюдения установленного порядка использования контрольно – кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением т.п. Программы проверок по отдельным видам налогов включают вопросы, связанные с исчислением этих налогов.

Программа выездной  налоговой  проверки утверждается руководителем  налогового органа или его заместителем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Содержание организационной работы налоговых органов по подготовке выездной налоговой проверке

2.1. Формирование информационных ресурсов о налогоплательщике

Для сбора информации о налогоплательщике налоговые органы используют для этих целей два вида источников: внешние и внутренние.

Планирование и подготовка проверки являются первым этапом выездной налоговой  проверки. На этом этапе определяются перечень организаций, подлежащих ВНП в предстоящем квартале, сроки проведения и вид проверки, необходимые кадровые ресурсы.

На первом этапе осуществляется комплекс следующих мероприятий:

  1. формирование информационных ресурсов о налогоплательщиках;
  2. анализ результатов камеральных налоговых проверок, налоговых деклараций и иных документов;
  3. анализ налоговой и бухгалтерской отчетности, проводимый в рамках камеральной налоговой проверки;
  4. анализ основных финансовых показателей деятельности налогоплательщиков по отраслевому признаку;
  5. выбор объектов проверки;
  6. подготовка и утверждение плана выездных налоговых проверок на предстоящий квартал;
  7. пред проверочный анализ информации о налогоплательщиках, включенных в план ВНП;
  8. подготовка и составление программы проверки (перечня вопросов, подлежащих проверке) конкретного налогоплательщика;
  9. предварительная подготовка предложений о предполагаемых затратах времени на проведение данной ВНП, о числе специалистов налоговых органов для проведения проверки, необходимости привлечения к проверке правоохранительных органов;
  10. подготовка и утверждение плана ВНП.

Основой планирования ВНП являются следующие принципы:

  • принцип комплексности (согласование всех этапов планирования);
  • принцип непрерывности (увязка всех стадий планирования по срокам);
  • принцип оптимальности (выбор для ВНП таких объектов, вероятность выявления нарушений на которых максимальна).
  1. Формирование информационных ресурсов о налогоплательщиках.

Требование к формированию информационных ресурсов:

  • непрерывность (обеспечение постоянного сбора, фиксации и обработки информации);
  • систематизация (формирование досье налогоплательщика);
  • актуализация (своевременность обновления информации);
  • наличие достаточного объема информации для принятия правильного решения в ходе выездной налоговой проверки;
  • достоверность (предварительный анализ поступающей информации на предмет ее соответствия реальному положению дел);
  • организация персональной обработки и хранения.

К информации из внутренних источников относится информация, получаемая налоговыми органами самостоятельно из бухгалтерского и налогового отчета, по проверкам, об исполнении обязанностей по уплате налога, данные по контролю за алкогольной и табачной продукцией и т.п.

К информации из внешних источников относится информация, получаемая налоговыми органами в соответствии с действующим  законодательством или по соглашению об обмене информацией.

Формируемое в налоговых органах досье налогоплательщика включает следующие разделы:

I.Идентификационная часть:

  • ИНН, КПП, ОГРН, сведения о руководителях;
  • данные о ликвидации, реорганизации, банкротстве и т.п.

данные об экспортных операциях;

  • данные о размере уставного капитала, наличии филиалов и т.п.

данные о наличии сертификатов;

  • наличие акцизных складов.

II. Данные о хозяйственных операциях или иных сделках, которые могут повлиять на формирование налоговой базы налогоплательщика:

  • засчитанная сумма НДС к возмещению;
  • сведения о выданных и полученных векселях;
  • сведения таможенных органов об экспортерах;
  • крупные финансовые вложения;
  • крупные благотворительные выплаты;
  • сделки, осуществляемые с давальческим сырьем;
  • приобретение крупных партий алкогольной продукции;
  • информация о долгосрочных и краткосрочных кредитах;

эмиссия др.

III. Косвенные данные о хозяйственной деятельности:

  • информация органов МПС, ГИБДД, Минтранса о перевозках крупных партий товаров;
  • средства массовой информации и Интернет;
  • информация о росте потребительских ресурсов;
  • информация о пользователях природных ресурсов,
  • информация о взыскании государственной пошлины, несопоставимой с оборотами и наличными платежами;

IV. Сигнальная информация о результатах проведения контрольной работы:

  • нарушение законодательства РФ взаимозависимыми лицами;
  • информация о крупных сделках и участие в больших проектах;
  • информация о результатах встречной проверки;
  • информация, полученная из нескольких внешних источников, противоречащих друг другу.

Чтобы иметь полное представление о возможных нарушениях, налоговики, помимо внутренних информационных ресурсов, используют сведения, систематически поступающие к ним из других контролирующих структур. Часть этой информации (сведения о банкротстве, дополнительном выпуске акций, выданных и отозванных лицензиях и т.п.) служит для подтверждения легитимности работы фирмы. Но другая часть сродни разведывательным данным, по которым можно оценить профиль бизнеса и спрогнозировать его реальные масштабы.

Например, в МПС, Минтрансе или ГИБДД налоговики могут поинтересоваться крупными партиями перевозимых грузов. Очевидно, что эти данные нужны им для того, чтобы проследить, какая продукция (готовая или сырье) перевозится, куда она поступает, где, когда и в каких количествах она может быть продана или перепродана.

Косвенно такие  данные могут быть использованы при  анализе объемов реализации и  себестоимости, а, следовательно, и при оценке ожидаемых поступлений по НДС и налогу на прибыль. Если перевезенная партия товаров «растворилась» и нигде больше «не всплыла», налоговики заподозрят фирму в занижении выручки или в теневом производстве и станут приглядываться к ней более пристально. А там недалеко и до включения в план выездных проверок.

Аналогичную цель преследует и получение сведений от товарных бирж, оптовых баз, рынков и коммунальных предприятий. Здесь налоговики подпитываются данными о покупателях и поставщиках с большим товарооборотом, об арендаторах торговых мест и о дислокации торговых точек, об объемах потребляемой энергии. воды и других ресурсов.

Третьим источником информации являются «сигналы», поступающие  от граждан т организаций, а также  «неосторожные» рекламные объявления в СМИ и Интернет, по которым  при желании можно установить, чем на самом деле занимается фирма  и платит ли она налоги с этой деятельности.

Все поступающие  сведения накапливаются в постоянно  пополняющемся досье налогоплательщика, которое состоит из четырех основных разделов.

В идентификационную  часть досье заносятся регистрационные  данные, сведения об учетной политике, о руководителе, филиалах предприятий и т.п.

Второй раздел более конкретен. Здесь фиксируется  информация о крупных сделках  и хозяйственных операциях, которые  могут оказать существенное влияние  на формирование суммарной налоговой  базы. Речь идет о значительных суммах НДС, предъявленных к вычету, крупных финансовых вложениях, сделках с давальческим сырьем, пожертвования на благотворительные цели, а также о непрофильных сделках.

В третьем разделе  отражаются сведения, поступившие от таможенников и правоохранительных органов, нотариальных контор, внебюджетных фондов, других организаций, а также «компромат», почерпнутый из СМИ.

Наконец, в четвертом  разделе накапливается информация о налоговых нарушениях, которые  выявлены у аффилированных лиц,  результатах встречных проверок, а также противоречивые сведения, поступившие из разных внешних источников.

2) Анализ результатов камеральных налоговых проверок, налоговых деклараций и иных документов.

3) Анализ налоговой и бухгалтерской отчетности. проводимый в рамках камеральной налоговой проверки.

Оба эти мероприятия  – логическое продолжение камеральной  налоговой проверки. Оба вида анализа  позволяют сделать вывод о  повышенной вероятности налоговых  правонарушений у того или иного  налогоплательщика и соответственно о включении его в план ВНП.

4) Анализ основных финансовых показателей деятельности налогоплательщика по отраслевому признаку.

Отбирая кандидатов на проверку, инспекторы выясняют, насколько суммы  уплаченных кандидатами налогов  соответствуют реальному состоянию их бизнеса. Для этого они исследуют динамику развития фирмы, сопоставляют показатели бухгалтерской и налоговой отчетности, сравнивают их с оперативной информацией, полученной из компетентных органов. Такой анализ может проводиться с помощью ведомственной компьютерной системы «Налог». И если, например, уровень рентабельности или средней зарплаты в организации существенно отличается от отраслевых показателей, а суммарная налоговая база сопоставима с ними, налоговики могут сделать вывод о необходимости выездной проверки.

5) Выбор объектов проверки.

6) Подготовка и утверждение плана выездных налоговых проверок на предстоящий квартал.

Рекомендации об отборе конкретных налогоплательщиков, подготовленные с учетом результатов анализа  всей совокупности информации, являются одним из оснований для включения этих налогоплательщиков в план ВНП.

Информация о работе Организационная работа налоговых органов по подготовке и проведению выездной налоговой проверки