Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 10:00, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является изучение организационной работы налоговых органов по подготовке и проведению выездной налоговой проверки. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
исследовать понятие и сущность выездной налоговой проверки, а также отобразить основные принципы;
обозначить особенности подготовки к проведению выездной налоговой проверки;
изучить содержание формирования информационных ресурсов о налогоплательщике.
Введение
1. Понятие и сущность выездной налоговой проверки
1.1. Выездная налоговая проверка
1.2. Порядок назначения, цели и задачи выездных налоговых проверок
2. Содержание организационной работы налоговых органов по подготовке выездной налоговой проверке
2.1. Формирование информационных ресурсов о налогоплательщике
2.2. Анализ финансовых показателей и критерии отбора кандидатов на проверку
2.3. Правовая основа участия органов внутренних дел в выездных налоговых проверках
При подготовке к проверке обязательно составляется программа (план) ее проведения. Программа (план) проверки представляет собой перечень вопросов, подлежащих выяснению в ходе предстоящей проверки.
Как правило, в программу комплексной проверки в обязательном порядке включается проверка учетной политики для целей налогообложения:
В зависимости от специфики проверяемой организации в Программу могут включаться и другие вопросы, например, проверка внешнеэкономических операций, проверка соблюдения установленного порядка использования контрольно – кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением т.п. Программы проверок по отдельным видам налогов включают вопросы, связанные с исчислением этих налогов.
Программа выездной налоговой проверки утверждается руководителем налогового органа или его заместителем.
Для сбора информации о налогоплательщике налоговые органы используют для этих целей два вида источников: внешние и внутренние.
Планирование и подготовка проверки являются первым этапом выездной налоговой проверки. На этом этапе определяются перечень организаций, подлежащих ВНП в предстоящем квартале, сроки проведения и вид проверки, необходимые кадровые ресурсы.
На первом этапе осуществляется комплекс следующих мероприятий:
Основой планирования ВНП являются следующие принципы:
Требование к формированию информационных ресурсов:
К информации из внутренних источников относится информация, получаемая налоговыми органами самостоятельно из бухгалтерского и налогового отчета, по проверкам, об исполнении обязанностей по уплате налога, данные по контролю за алкогольной и табачной продукцией и т.п.
К информации из внешних источников относится информация, получаемая налоговыми органами в соответствии с действующим законодательством или по соглашению об обмене информацией.
Формируемое в налоговых органах досье налогоплательщика включает следующие разделы:
I.Идентификационная часть:
данные об экспортных операциях;
данные о наличии сертификатов;
II. Данные о хозяйственных операциях или иных сделках, которые могут повлиять на формирование налоговой базы налогоплательщика:
эмиссия др.
III. Косвенные данные о хозяйственной деятельности:
IV. Сигнальная информация о результатах проведения контрольной работы:
Чтобы иметь полное представление о возможных нарушениях, налоговики, помимо внутренних информационных ресурсов, используют сведения, систематически поступающие к ним из других контролирующих структур. Часть этой информации (сведения о банкротстве, дополнительном выпуске акций, выданных и отозванных лицензиях и т.п.) служит для подтверждения легитимности работы фирмы. Но другая часть сродни разведывательным данным, по которым можно оценить профиль бизнеса и спрогнозировать его реальные масштабы.
Например, в МПС, Минтрансе или ГИБДД налоговики могут поинтересоваться крупными партиями перевозимых грузов. Очевидно, что эти данные нужны им для того, чтобы проследить, какая продукция (готовая или сырье) перевозится, куда она поступает, где, когда и в каких количествах она может быть продана или перепродана.
Косвенно такие данные могут быть использованы при анализе объемов реализации и себестоимости, а, следовательно, и при оценке ожидаемых поступлений по НДС и налогу на прибыль. Если перевезенная партия товаров «растворилась» и нигде больше «не всплыла», налоговики заподозрят фирму в занижении выручки или в теневом производстве и станут приглядываться к ней более пристально. А там недалеко и до включения в план выездных проверок.
Аналогичную цель преследует и получение сведений от товарных бирж, оптовых баз, рынков и коммунальных предприятий. Здесь налоговики подпитываются данными о покупателях и поставщиках с большим товарооборотом, об арендаторах торговых мест и о дислокации торговых точек, об объемах потребляемой энергии. воды и других ресурсов.
Третьим источником информации являются «сигналы», поступающие от граждан т организаций, а также «неосторожные» рекламные объявления в СМИ и Интернет, по которым при желании можно установить, чем на самом деле занимается фирма и платит ли она налоги с этой деятельности.
Все поступающие
сведения накапливаются в постоянно
пополняющемся досье
В идентификационную
часть досье заносятся
Второй раздел более конкретен. Здесь фиксируется информация о крупных сделках и хозяйственных операциях, которые могут оказать существенное влияние на формирование суммарной налоговой базы. Речь идет о значительных суммах НДС, предъявленных к вычету, крупных финансовых вложениях, сделках с давальческим сырьем, пожертвования на благотворительные цели, а также о непрофильных сделках.
В третьем разделе отражаются сведения, поступившие от таможенников и правоохранительных органов, нотариальных контор, внебюджетных фондов, других организаций, а также «компромат», почерпнутый из СМИ.
Наконец, в четвертом
разделе накапливается
2) Анализ результатов камеральных налоговых проверок, налоговых деклараций и иных документов.
3) Анализ налоговой и бухгалтерской отчетности. проводимый в рамках камеральной налоговой проверки.
Оба эти мероприятия
– логическое продолжение камеральной
налоговой проверки. Оба вида анализа
позволяют сделать вывод о
повышенной вероятности налоговых
правонарушений у того или иного
налогоплательщика и
4) Анализ основных финансовых показателей деятельности налогоплательщика по отраслевому признаку.
Отбирая кандидатов на проверку, инспекторы выясняют, насколько суммы уплаченных кандидатами налогов соответствуют реальному состоянию их бизнеса. Для этого они исследуют динамику развития фирмы, сопоставляют показатели бухгалтерской и налоговой отчетности, сравнивают их с оперативной информацией, полученной из компетентных органов. Такой анализ может проводиться с помощью ведомственной компьютерной системы «Налог». И если, например, уровень рентабельности или средней зарплаты в организации существенно отличается от отраслевых показателей, а суммарная налоговая база сопоставима с ними, налоговики могут сделать вывод о необходимости выездной проверки.
5) Выбор объектов проверки.
6) Подготовка и утверждение плана выездных налоговых проверок на предстоящий квартал.
Рекомендации об отборе конкретных налогоплательщиков, подготовленные с учетом результатов анализа всей совокупности информации, являются одним из оснований для включения этих налогоплательщиков в план ВНП.