Организация и методика налоговых проверок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 22:37, контрольная работа

Описание работы

Деятельность налоговых и других уполномоченных органов вводится в соответствии с Налоговым кодексом РФ в рамки правовой процессуальной формы. Впервые в законодательной практике регламентируются инструментарий и формы налогового контроля, определены понятие и содержание налоговых проверок, их специфические особенности применительно к различным задачам и объектам налогового контроля. При этом все действия налоговых органов должны соответствовать предписаниям правовых норм.

Содержание работы

1. Формы налогового контроля …………………………………………………….. 3
2. Опрос свидетелей. Порядок проведения ……………………………………….... 9
3. Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации (плательщика сборов - организации, налогового агента - организации) в банках.…. 12
4. Проверка правомерности применения налоговых ставок и льгот в период проведения камеральных проверок .…………………………………………….….. 16
5. Права и обязанности должностных лиц налогового органа, производящих выездную налоговую проверку ………………………………………………………… 20
Список литературы ………………………………………………………………….. 26

Файлы: 1 файл

Организация и методика проведения налоговых проверок в РФ.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

Если осуществляется производство по факту административно-налогового правонарушения, то должностными лицами налогового органа должна соблюдаться  процедура, предусмотренная ст. 25.6 КоАП РФ. Эта норма устанавливает, что в качестве свидетеля может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. Свидетель обязан явиться по вызову должностного лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний.

Свидетель вправе: 
          - не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников; 
          - давать показания на родном языке или на языке, которым владеет; 
          - пользоваться бесплатной помощью переводчика; 
          - делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол. 
          При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста 14 лет, обязательно присутствие педагога или психолога. В случае необходимости опрос проводится в присутствии законного представителя несовершеннолетнего свидетеля. 
          Свидетель по делу об административно-налоговом правонарушении предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Он также несет административную ответственность за отказ или за уклонение от исполнения выше указанных обязанностей.

Последовательность  проведения опроса свидетеля 

 

 

 

     3. Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации (плательщика сборов — организации, налогового агента —  организации) в банках.   

 Приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа.

         Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

         Указанное ограничение не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.

          Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке принимается руководителем (его заместителем) налогового органа, направившим требование об уплате налога, в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога. В этом случае решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке может быть принято только одновременно с вынесением решения о взыскании налога.

Решение о приостановлении  операций налогоплательщика-организации  и налогоплательщика - индивидуального  предпринимателя по их счетам в банке  может также приниматься руководителем (его заместителем) налогового органа в случае непредставления этими налогоплательщиками налоговой декларации в налоговый орган в течение двух недель по истечении установленного срока представления такой декларации. А также в случае отказа от представления налогоплательщиком-организацией и налогоплательщиком - индивидуальным предпринимателем налоговых деклараций. В этом случае приостановление операций по счетам отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления этими налогоплательщиками налоговой декларации.

Приостановление операций налогоплательщика-организации по его валютному счету в банке означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы в иностранной валюте, эквивалентной сумме в рублях, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке, по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату начала действия приостановления операций по валютному счету указанного налогоплательщика.

Решение о приостановлении  операций налогоплательщика-организации  по его счетам в банке направляется налоговым органом банку с  одновременным уведомлением налогоплательщика-организации  и передается под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения этого решения. Если решение об отмене приостановления операций пришло по факсу,

по мнению Минфина, банк не может исполнить решение об отмене приостановления операций налогоплательщика, полученное по факсу из налогового органа либо полученное от клиента при подтверждении инспектором налогового органа факта принятия этого решения, не дожидаясь получения первого экземпляра документа по почте.

  Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке подлежит безусловному исполнению банком.

Приостановление операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке действует  с момента получения банком решения  налогового органа о приостановлении  таких операций и до отмены этого решения.

Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации  отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного  дня, следующего за днем представления  налоговому органу документов, подтверждающих выполнение указанным лицом решения о взыскании налога.

Банк не несет ответственности  за убытки, понесенные налогоплательщиком-организацией в результате приостановления его операций в банке по решению налогового органа.

При наличии решения  о приостановлении операций по счетам организации банк не вправе открывать этой организации новые счета.

Действие решения о  приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в  банке приостанавливается (решение  отменяется) в случаях, нарушения  налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока вручения представителю банка (направления в банк) решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока.

Решение о приостановлении  операций по счетам может быть обжаловано в административном или судебном порядке. При административном способе налогоплательщику необходимо подать письменную жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу. С жалобой он вправе обратиться в течение трех месяцев после того, как узнал, что налоговая инспекция приостановила операции по его расчетному счету. Жалоба должна быть рассмотрена в срок не позднее одного месяца со дня ее получения

Одновременно с подачей  жалобы (либо отдельно от нее) налогоплательщик может подать иск по местонахождению налоговой инспекции, где он состоит на учете.

           Конечно, для обжалования решения налогового органа должны быть веские аргументы, а именно:

           - несоответствие нормам налогового законодательства;

           - нарушение налоговыми органами процедуры его вынесения.

           Конкретными основаниями для обжалования могут быть следующие:

  • отсутствие задолженности по налогам;
  • вынесение решений до истечения срока погашения недоимки, указанного в требовании;
  • непредставление налогоплательщику требования об уплате налогов;
  • вынесение решения о приостановлении операций по счетам лицом, который не уполномочен это делать;
  • отсутствие одновременного с решением о приостановлении операций по счетам решения о взыскании налога;
  • решение о взыскании недоимки вынесено позднее 60 дней с момента истечения срока, указанного в требовании об уплате налога;
  • отсутствие необходимых реквизитов в решении налогового органа о взыскании налога или аресте счета (отсутствие суммы недоимки и пеней, названия налога, по которому имеется задолженность, периода, за который необходимо было сдавать декларацию).

     В иске налогоплательщик вправе потребовать возместить убытки, причиненные ему неправомерным арестом расчетного счета. При этом можно взыскать как реальный ущерб, так и упущенную выгоду.

          Однако судебные разбирательства, как правило, длятся не один месяц, и на протяжении этого периода у организации существует высокая вероятность остаться без расчетного счета. Открыть новый расчетный счет в том же банке налогоплательщик не вправе, но открывать счета в других банках НК РФ не запрещает.

          Однако в течение 5 дней банк, в котором организация откроет новый счет, обязан уведомить об этом налоговую инспекцию, а та в свою очередь, получив такое уведомление, сразу же отправит в банк решение о приостановлении операций уже по новому счету.

          В такой ситуации налоговые органы вполне могут расценить подобные действия налогоплательщика как "уклонение от уплаты налогов иным способом" и привлечь налогоплательщика к уголовной ответственности. 

 

 

 

4. Проверка  правомерности применения налоговых  ставок и льгот в период  проведения камеральных проверок .      

             В части проверки правомерности применения налоговых ставок контролю подлежат преимущественно два вопроса:

             - обоснованность применения пониженной ставки (например, по налогу на добавленную стоимость в размере 10 %);

             - применение повышенных налоговых ставок (например, по налогу на прибыль от посреднических операций).                                                                         

     Проверка правомерности применения льгот производится отдельно по каждому налогу, исходя из действующего по этому налогу законодательства.

Основания, по которым  могут представляться льготы по отдельным налогам, а также дополнительные условия для предоставления льгот, в самом общем виде приведены ниже.

Возможные основания  и условия для предоставления льгот 

по отдельным налогам

Возможные дополнительные

условия

Принадлежность организации к льготной категории налогоплательщиков

 

 

 

 

 

 

Осуществление организацией льготируемых видов деятельности

 

 

 

 

 

 

Реализация организацией льготируемых товаров (работ, услуг)

 

 

 

Осуществление организацией  льготируемых видов затрат

Требования к среднесписочной численности работников или их составу.

Требования к удельному  весу выручки или прибыли от определенных видов деятельности в общем объеме выручки или прибыли.

Требования  по принадлежности организации к  определенной категории по основному виду деятельности.

Наличие лицензии на осуществление данного вида деятельности, если он относится к числу лицензируемых.

Ведение раздельного  учета по льготируемым и иным видам деятельности.

Целевое использование  льготируемых средств.

Наличие сертификатов или иных необходимых документов на данные товары (работы, услуги), если они подлежат обязательной сертификации.

Ограничения на размер предоставляемых льгот.


 

             Если организация относится к льготной категории налогоплательщиков по критерию среднесписочной численности работников или по их составу (например, по удельному весу инвалидов или пенсионеров в среднесписочной численности), то правомерность применения льготы в каждом отчётном периоде должна подтверждаться соответствующим расчётом среднесписочной численности нарастающим итогом с начала года.

             Зачастую дополнительным условием предоставления льгот является принадлежность организации к определённой отрасли (например, организации сферы материального производства) или преимущественное осуществление ими определённых видов деятельности (исходя из критерия удельного веса выручки или прибыли организации). Право на льготу в этом случае также подтверждается отдельным расчётом, который прилагается к расчёту по налогу на прибыль в каждом отчётном периоде.

   Отнесение организации к тем или иным отраслям экономики производится в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) (КДЕС Ред.1), введённый в действие постановлением Госстандарта РФ от 6 ноября 2001 г. № 454ст (до этого регулирование осуществлялось в соответствии с Общесоюзным классификатором отраслей народного хозяйства (ОКОНХ), утверждённых Госкомстатом СССР и Госпланом СССР 1 января 1976 г., и отменённых Постановлением Госстандарта РФ от 6 ноября 2001 г. № 454ст). Отнесение продукции к льготируемым видам – в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 00593. Отнесение продукции к товарам народного потребления – в соответствии с Методическими рекомендациями по отнесению промышленной и сельскохозяйственной продукции к товарам народного потребления, утверждёнными Минэкономики РФ и Госкомстатом РФ 27 июля 1993 г. № МЮ636/14151//1001/246.

 Отдельные разъяснения по порядку применения тех или иных установленных налоговым законодательством льгот содержатся в письмах МНС (Госналогслужбы) РФ, а по дополнительным льготам, установленным законодательными органами субъектов РФ, – в письмах соответствующих региональных управлений ФНС России.

           Начиная с этого этапа должностные лица, проводящие камеральную проверку, могут (а при наличии каких-либо сомнений в правомерности применения льготы должны) воспользоваться правом истребования дополнительных сведений и документов, подтверждающих правильность исчисления налогов (ст. 88 НК РФ).

           Необходимо отметить, что на данном этапе обязательна проверка соблюдения всех без исключения условий предоставления льгот, установленных налоговым законодательством. Например, при проверке правомерности применения льготы по инвестициям, полученным от иностранных инвесторов и использованным на финансирование капитальных вложений производственного назначения (п. 14 ст. 251 НК РФ), необходимо помимо целевого использования средств, проверить также и срок использования этих средств. Предоставление льготы невозможно, если средства не были использованы в течение одного календарного года с момента их получения. Однако следует отметить, что предоставление льгот считается неправомерным только в случае несоблюдения условий, которые прямо установлены налоговым законодательством.                                                                Несоблюдение условий, не установленных налоговым законодательством, но установленных для данного вида деятельности или данного вида продукции иными законодательными актами (к примеру, наличие лицензии на осуществление данного вида деятельности, наличие сертификата на данного вида продукцию и т.д.), строго говоря, не может являться основанием для отказа в предоставлении льготы.  Например, прямое указание на то, что освобождение от НДС работ или услуг, подлежащих лицензированию, производится только при наличии соответствующих лицензий, было внесено в Закон РФ О налоге на добавленную стоимость (который действовал до вступления ч.2 НК РФ) Федеральным законом от 2 января 2000 г. № 36ФЗ. До этого времени отказ в предоставление льготы по этому основанию был неправомерным.

Информация о работе Организация и методика налоговых проверок