Организация налоговой системы в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 07:50, реферат

Описание работы

С приобретением независимости, как в правовой, так и в экономической сфере потребовались радикальные изменения. Экономическая ситуация любой страны диктует необходимые условия для формирования налоговой политики, от прозрачности которой зависит стабильная налоговая система. На сегодняшний день налоговая система Казахстана находится в состоянии постоянного совершенствования.
Учитывая важную роль налогов в регулировании социально-экономических процессов и формировании доходной базы бюджетов разных уровней, в 1995 году возникла необходимость принятия Указа Президента, впоследствии ставшего Законом РК, "О налогах и других обязательных платежах в бюджет", заложившего базовую основу налоговой системы, организации специального аппарата управления и контроля за налогами.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. О налоговой системе Республики Казахстан 6
1.1. Понятие о налогах и других обязательных платежах в бюджет 6
1.2. Понятие о составе налогового законодательства 6
1.3. Регулирование вопросов поступления налогов и других 7 обязательных поступлений в бюджет 7
1.4. Порядок внесения изменений и дополнений в Налоговый 8 кодекс 8
1.5. Виды налогов и другие обязательные платежи в бюджет 9
1.6. Налоги: теория, сущность, функции 10
1.7. Нововведения в Налоговом кодексе 13
Глава II. Практика применения законодательства 19
2.1. Налоговая проверка на предприятии 19
Заключение 25
Литература 27

Файлы: 1 файл

Организация налоговой системы в РК.doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

    Налоговый  кодекс предполагает утверждение только тех нормативных правовых актов, которые прямо предусмотрены Налоговым кодексом . Если Правительство или уполномоченный государственный орган, установят какие-либо формы или нормативные правовые акты, не содержащиеся в налоговом кодексе, то такие формы или нормативные правовые акты не будут иметь для налогоплательщиков обязательного значения.

Государство как  субъект налоговых отношений

 

                Регулирование вопросов поступления  налогов и других обязательных  платежей в бюджет. 

        Статья 2 Налогового кодекса четко определила, что:

  1. ни на кого не может быть возложена обязанность по уплате налогов и других обязательных платежей, не предусмотренных Налоговым кодексом;
  2. налоги и другие обязательные платежи в бюджет устанавливаются, вводятся, изменяются или отменяются в порядке и на условиях, установленных Налоговым кодексом.

         Принятие этих норм предусматривает  регулирование вопросов поступления  в бюджет налогов и других  обязательных платежей только  Налоговым кодексом.

         В настоящее время по действующему законодательству Республики Казахстан другие обязательные платежи неналогового характера, поступающие в бюджет, регулируются различными законами и постановлениями Правительства Республики Казахстан. Согласно статье 54 Конституции Республики Казахстан только Парламент устанавливает и отменяет государственные налоги и сборы. В соответствии с этим в Общей части Налогового кодекса предусмотрена данная норма, исключающая принятие в других законодательных актах РК каких-либо дополнительных платежей и сборов в бюджет, не предусмотренных Налоговым кодексом. Установить какие-либо платежи и сборы можно только единственным способом, путем введения в Налоговый кодекс поправки. Из Налогового кодекса следует, что актом, который определяет и устанавливает налоговые отношения, может быть только Налоговый кодекс. При этом запрещается включение в неналоговое законодательство норм, регулирующих налоговые отношения, кроме случаев, предусмотренных Налоговым кодексом. Данное весьма важное положение означает, что даже если законодателем будут приниматься законы, регулирующие налоговые отношения, то в целях налогообложения будут применяться нормы Налогового кодекса. 
 

             

 Порядок внесения изменений и дополнений в Налоговый кодекс

 

         Установление новых налогов и других обязательных платежей в бюджет, изменение ставок и налоговой базы действующих налогов и других обязательных платежей в бюджет могут быть приняты не позднее 1 декабря текущего года  и введены в действие не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.

         Впервые заложена указанная норма  о возможности введения в действие  только с 1 января календарного  года законов, предусматривающих  изменения и дополнения в Налоговый  кодекс. Данная норма обусловлена  тем, что в действующее налоговое законодательство в течение одного календарного года вносились изменения и дополнения, которые невозможно было даже отслеживать, менялись также ставки налогов и других обязательных платежей в бюджет, которые отрицательно влияли на финансово хозяйственную деятельность налогоплательщика. Указанная норма позволяет Парламенту Республики Казахстан принимать в течение календарного года изменения и дополнения в Налоговый кодекс. Однако изменения и дополнения в части изменения ставок и налоговой базы действующих налогов и других обязательных платежей в бюджет будут вводиться не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, кроме вопросов, связанных с налоговым администрированием.

          Данная норма является прогрессивным  шагом в налоговом законодательстве Республики Казахстан, так как гарантирует налогоплательщикам и органам налоговой службы стабильность налогового законодательства Республики Казахстан в течение одного календарного года. 
 

            

  Виды налогов и других обязательных платежей в бюджет

    

   Статья 59. Общие положения

  1. В Республике Казахстан действуют налоги и другие обязательные платежи в бюджет, установленные настоящим Кодексом.
  2. Налоги подразделяются на прямые и косвенные. К косвенным налогам относятся на лог на добавленную стоимость и акциз.
  3. Суммы налогов и других обязательных платежей поступают в доходы соответствующих бюджетов в порядке, определенном Законом Республики Казахстан «О бюджетной системе» и законодательством о республиканском бюджете на соответствующий год.

Налоги

1. Корпоративный  подоходный налог.

2. Индивидуальный  подоходный налог.

3. Налог  на добавленную стоимость.

  1. Акцизы.
  2. Налоги и специальные платежи недропользователей.
  3. Социальный налог.
  4. Земельный налог.
  5. Налог на транспортные средства.
  6. Налог на имущество.

Сборы.

  1. Сбор за государственную регистрацию юридических лиц.
  2. Сбор за государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей.
  3. Сбор за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
  4. Сбор за государственную регистрацию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств.
  5. Сбор за государственную регистрацию механических транспортных средств и прицепов.
  6. Сбор за государственную регистрацию морских, речных и маломерных судов.
  7. Сбор за государственную регистрацию гражданских воздушных судов.
  8. Сбор за государственную регистрацию лекарственных средств.
  9. Сбор за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан.
  10. Сбор с аукционов.
  11. Гербовый сбор.
  12. Лицензионный сбор за право занятия отдельными видами  деятельности.
  13. Сбор за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным и радиовещательным организациям..

    Платы.

    1.Плата  за пользование земельными участками.

    2. Плата  за пользование водными ресурсами.

    3.Плата  за  загрязнение окружающей среды.

    4.Плата за пользование животным миром.

    5.Плата  за лесные пользования.

    6.Плата  за использование особо охраняемых  природных территорий.

    7.Плата  за использование радиочастотного  спектра.

    8.Плата  за пользование судоходными водными  путями.

    9.Плата  за размещение наружной (визуальной) рекламы.

Государственная пошлина.

Государственная пошлина

Таможенные  платежи.

  1. Таможенная пошлина.
  2. Таможенные сборы.
  3. Плата.
  4. Сборы.

     

                

Налоги: теория, сущность и  функции.

     Что же такое “налоги”? Налоги - это обязательные поступления в сборы с юридических и физических лиц, проводимые государством на основе государственного законодательства. Они выражают обязательность юридических и физических лиц участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Налоги, являясь инструментом перераспределения, призваны также гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать или сдерживать людей в развитии той или иной формы деятельности. Налоги делятся на реальные и личные. Реальные налоги - это налоги на имущество. Ими облагается непосредственно доход или имущество, а не сам налогоплательщик, т.е. продажа, покупка или владение имущества. Особенность этого налога в том, что он не учитывает финансового положения налогоплательщика. Личными налогами облагаются только доходы населения, они должны учитывать платежеспособность налогоплательщика. (Пр.: Подоходный налог). Различия между личными и реальными налогами имеет определяющее значение при характеристике налоговой системы с точки зрения справедливости и равенства распределения налогового бремени. По этому критерию реальные налоги уступают хорошо разработанным личным налогам. Учитывающим индивидуальное положение налогоплательщиков. Поэтому предпочтительней стремится к более широкому использованию личных налогов. Налогоплательщик платит налог из источника налога - материального фонда, из которого выплачивается налог (трудовой или предпринимательский фонд). Существует два способа уплаты налогов: из доходов и из капитала. Какой целесообразнее с точки зрения экономики сказать нельзя, т.к. каждый отдельный случай нужно решать на основании всей совокупности экономических, финансовых и социально-политических условий. В налоговой теории существует понятие налоговой единицы - эта та часть объекта налога, которая положена в основание начисления налога.

     Пр.: в подоходном налоге налоговая единица - рубль, тенге или марка; в поземельной - 1 гектар, 1 акр участка; в акцизном - 1 бутылка, 1 пачка сигарет. Также  существует понятие налоговой системы - взаимосвязанная совокупность налогов, сложившихся в данном государстве под влиянием социально-политических, экономических условий. Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяют конкретные элементы налогов. К элементам налогов относятся:

  • субъект налога (лицо которое обязано платить налог по закону) однако при помощи определенных экономических механизмов налоговое бремя может быть положено на другие лица, поэтому специально выделяется.
  • носитель налога - доход или имущество с которого начисляется налог (прибыль, зарплата и т.п.)

     Переложение налогов является самой трудной  в теории налогообложения проблемой  и возможно только при определенных условиях (условий рынка, отношения  спроса, предложения товара и его цены и т.д.).

     Налоги  выполняют следующие функции:

     1. Фискальная (мобилиззационная) функция;  т.е. государство собирает налоги  для финансирования соответствующих  доходов.

     2. Распределительная. Собирая налоги, государство тем самым оказывает влияние на различные сферы экономики, осуществляя социальную политику, перераспределяет доходы между группами населения, регионами, поддерживает малоимущих и т.д.

     3. Регулирующая функция заключается  в обеспечении пропорции между  потреблением населения посредством изъятия части текущих доходов и их направления на развитие производства.

     4. Стимулирующая - создание различных  стимулов по экономическому росту,  техническому обновлению, проведению  НИОКР, росту народонаселения.

     5. Ограничительная функция - через налоговую политику государство может сдерживать или ограничивать развитие тех или иных производств.

     6. Контрольно-учетная функция - учет  доходов предприятий и групп  населения объемов и структуры  производства, движения финансовых  потоков.

     В налоговой теории существует такое понятие как ставка налога - величина налоговых исчислений на единицу объекта налога (денежная единица доходов, единица земельной площади и т.п.). Различают твердые, прогрессивные, пропорциональные и регрессивные налоговые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода. (Пр. на тонну нефти). Прогрессивные - по мере увеличения дохода увеличивается размер налоговой ставки, т.е. уровень размера налога находится в прямой зависимости от размера налога. (Подоходный налог). При прогрессивной шкале налогообложения налогоплательщик уплачивает не только все большую абсолютную сумму дохода (по мере его роста), но и большую его долю. Пропорциональные ставки - размер их не изменяется и не зависит от уровня доходов (Н.Д.С.). регрессивная обработка прогрессивному. Ее сущностью является увеличение размеров налоговой ставки по мере уменьшения доходов. Такой налог может и не проводить к росту абсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении дохода налогоплательщиков. В некоторых случаях применение налогов возможно не только в чистом виде, но и в смешанном варианте.

Информация о работе Организация налоговой системы в РК