Основные налоги, взимаемые с предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 00:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ системы налогообложения. Предметом исследования являются практика налогообложения предприятий и разработка основных направлений налоговой политики.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
-рассмотрены теоретические основы налогообложения предприятий;
-определены основные направления по совершенствованию налоговой политики.

Файлы: 1 файл

курсовая по налогам 1.docx

— 65.59 Кб (Скачать файл)

 

Введение

     В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия.

     С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется доход и прибыль предприятия.

     Все предприятия обязаны уплачивать налоги, предусмотренные законодательством. Данная обязанность оказывает существенное влияние на финансовые результаты деятельности предприятия, поскольку налоги и отчисления увеличивают затраты предприятия, влияют на формирование цены, определяют сумму прибыли, остающуюся в распоряжении предприятия. В то же время обязательство предприятия перед бюджетом и внебюджетными фондами по уплате налогов и отчислений составляет значительную часть кредиторской задолженности предприятия, отражаемой в пассиве баланса предприятия. Несвоевременное исполнение данного обязательства приводит к наложению на предприятие финансовых санкций (штрафов, пени), еще более увеличивающих сумму обязательств и приводящих к необходимости значительного оттока денежных средств.

     Налоговая система выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определение приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим, необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

    Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с Налоговым Кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.

    Естественное желание каждой фирмы - платить как можно меньше налогов. Оно и понятно. Ведь чем меньше денег компания будет отдавать в бюджет, тем больше средств останется в ее распоряжении. Этой цели можно достичь с помощью грамотного налогового планирования. Его принципы просты:

- использовать все возможные  законные способы снижения налогов;

- платить в бюджет только  минимальную сумму налогов в  последний день установленного  для этого срока.

     Снизить налоговое бремя можно, оптимально составив учетную политику, договоры с партнерами, первичные документы, а также используя лазейки в законодательстве. Кстати, в некоторых случаях помогает и сам Налоговый кодекс. Определенным категориям налогоплательщиков он предоставляет льготы по налогам, возможность использовать специальные налоговые режимы, работать на территориях с льготным налогообложением.

     В условиях рыночной экономики налоговая политика хозяйствующих субъектов становится одним из важнейших элементом деятельности предприятий. Любое предприятие в той или иной степени постоянно нуждается в дополнительных источниках финансирования. Найти их можно на рынках капиталов, привлекая потенциальных инвесторов и кредиторов, путем объективного информирования их о своей финансово-хозяйственной деятельности и снижения налогового бремени.

      Формирование рыночных отношений предполагает конкурентную борьбу между различными товаропроизводителями, победить в которой смогут те из них, кто наиболее эффективно использует все виды имеющийся ресурсов, оптимально планирует свое налогообложение.

      Проблемы налогообложения предприятий находятся в центре внимания специалистов в сфере финансов, они очень актуальны в настоящее время, этим и обусловлен выбор темы курсовой работы.

     Целью данной работы является анализ системы налогообложения.     Предметом исследования являются практика налогообложения предприятий и разработка основных направлений налоговой политики.

     Для достижения поставленной цели в курсовой работе были поставлены  следующие задачи:

-рассмотрены теоретические основы налогообложения предприятий;

-определены основные направления по совершенствованию налоговой политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава.1 Сущность налогов  и налогообложения

    1. Функции налогов

     Роль налогов проявляется в их функциях. Функции налогов, определяющие их сущность, являются производными от функций финансов и выполняют те же задачи, но в сравнительно более узких рамках. Функции налогов непосредственно связаны с действием налогового права, с практической реализацией его регулятивных свойств, а также с его ролью и местом в правовой системе государства. В функциях налогов раскрывается их экономическая сущность, социальное назначение и историческая роль в развитии каждого государства.

Конституция РФ закрепляет принцип законности установления налогов (ст. 57). Развивается это положение  в НК РФ, согласно которому каждый налог  имеет нормативно закрепленный перечень элементов (ст. 17). Тем самым налог  становится правовой категорией и приобретает  свойства правовых регуляторов. Но не следует забывать, что в основе налога как правовой категории, юридического факта, на основании которого возникают  правовые отношения, лежат общественные экономические отношения. Функции  налогов комплексно отражают различные  формы финансово-правового воздействия на общественные отношения. Поэтому любая функция налогов является экономико-правовой категорией, т.е. опосредуется и экономическими, и правовыми механизмами.

В функциях налогов проявляются  специфические свойства налогового права, присущие ему как под отрасли финансового права. Функции налогов разнообразны, но каждая характеризует направление необходимого воздействия налогового права, и именно такого, без которого общество на данном этапе исторического развития обойтись не может (аккумулирование денежных средств в публичную собственность, контроль за финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщиков, регулирование экономических процессов и т.д.).

Функции налогов не просто отражают воздействие правовых механизмов на финансовую сферу, но и активно  влияют на упорядочение налоговых отношений, регулируют их, приобретая тем самым  динамизм. Вместе с тем необходимым  признаком функций налогов выступает  стабильность, непрерывность и длительность их действия. В этом смысле функции  налогов являются постоянными, что  не исключает изменения правового  механизма и форм их реализации в  зависимости от потребностей государства.

Функции налогов выражают наиболее существенные, главные черты  правовых механизмов налогообложения  и направлены на достижение конкретных задач, стоящих перед налоговым  правом на данном этапе его развития. В современных условиях Российской Федерации налоговое право призвано обеспечить пополнение государственной  казны, осуществляя при этом регулирование  экономического развития государства.

Исторически первой, наиболее последовательно реализуемой и сегодня выступает фискальная функция налогов. Сущность ее заключается в обеспечении государства или муниципальных образований финансовыми средствами, без которых невозможна их деятельность. С момента возникновения государства на него было возложено решение множества задач, направленных на обеспечение жизнедеятельности человеческого общества. Выполнение возложенных функций всегда требовало существенных финансовых средств, аккумулировать которые в значительной степени можно было только с помощью налогообложения. Классик экономической мысли и политики налогов А. Смит отмечал, что «при системе естественной свободы (имеется в виду ситуация, при которой государство не руководит деятельностью отдельных граждан) на всяком правительстве лежит три обязанности. Первая обязанность — защищать общество от всякого насилия и нашествия со стороны других независимых обществ. Вторая обязанность — охранять по возможности каждого члена общества от всякой несправедливости и притеснения со стороны всякого другого члена общества, то есть обязанность установить строгое правосудие. Наконец, третья обязанность — устанавливать и содержать общественные предприятия и учреждения, устройство и содержание которых не под силу одному или нескольким лицам».

По мере развития государств менялись их типы, формы устройства и политические режимы, но неизменным оставался основной способ пополнения государственной казны — взимание налогов. Формирование основной массы  доходов бюджетной системы на постоянной и централизованной основе способствует развитию государства  в качестве крупнейшего экономического субъекта.

В Российской Федерации налоги составляют основную долю в доходной части федерального бюджета. Статья 8 НК РФ определяет, что налоги взимаются  в целях финансового обеспечения  деятельности государства или муниципальных  образований. Такой подход законодателя основан на исторических российских традициях понимания сущности налога. Так, известный исследователь налогового права А.А. Исаев отмечал, что «налоги  суть обязательные денежные платежи  частных хозяйств, служащие для покрытия общих расходов государства и  единиц самоуправления».

Своеобразным дополнением  фискальной функции налогов служит регулирующая функция, которая затрагивает  регулирование производства или  потребления определенных видов  товаров, работ или услуг. Она  призвана способствовать решению задач  налоговой политики государства  через налоговый механизм. В отличие  от фискальной регулирующая функция  не возникла не одновременно с появлением налогов, а проявлялась по мере развития у государства социальной функции  как специфический «противовес» безвозмездного изъятия налогов. В  конце XIX в. известный русский финансист  С.И. Иловайский отмечал, что все  чаще и чаще введение тех или иных налогов диктуется не только фискальными  интересами государства, но и достижением  определенных целей в стимулировании экономического роста, снятии социальной напряженности, улучшении качества жизни населения стран.

Современная налоговая система  Российской Федерации отражает не только стремление государства к пополнению через налоги бюджетной системы, но и желание воздействовать на поведение  частных субъектов. Поэтому отдельные  налоги (или налогообложение отдельных  объектов) изначально предназначались  для государственного регулирования  общественных отношений (например, налог  на покупку иностранной валюты, налог  на землю, повышенное налогообложение  игорного бизнеса, производства алкогольной  продукции и т.д.).

Посредством регулирующей функции  налогов государство способно создавать  более или менее благоприятные  и конкурентоспособные условия  для тех отраслей хозяйства, которые  приоритетны (либо, наоборот, нежелательны) на определенном этапе развития экономики. Налоги способны влиять на доходы частных  субъектов, уменьшая их посредством  установления повышенных ставок либо, наоборот, увеличивая посредством применения налоговых льгот, вычетов и т.д.

Регулирующая функция  налогов может оказывать влияние  на развитие экономической, социальной и демографической политики государства. Будучи заинтересованной в поддержке  отечественных товаропроизводителей, Российская Федерация установила повышенные таможенные пошлины на ввоз легковых иностранных автомобилей. Из общей  суммы налога на доходы физических лиц исключается определенный перечень социальных вычетов, в том числе  сумма доходов, перечисленная налогоплательщиком на благотворительные цели, сумма, уплаченная налогоплательщиком за свое обучение или обучение своего ребенка в  образовательных учреждениях, суммы, потраченные на лечение и приобретение медикаментов, и т.д. (ст. 219 НК РФ).

Посредством налогообложения  государство может регулировать международные интеграционные процессы, воздействуя, например, на инвестиционный климат путем установления повышенных налоговых ставок на ввоз капитала либо стимулируя его приток посредством  освобождения от налогообложения. Для  Российской Федерации важное значение имеет унификация тех налогов, сфера  действия которых выходит за границы  нашего государства.

Налогам присуща и контрольная  функция, через которую государство  осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности физических и юридических лиц, контролирует источники их доходов и направления расходов, а также обеспечивает «прозрачность» финансовых потоков. Контрольная функция налогов является частной разновидностью охранительной функции финансового права и налогового — как его под отрасли. Одна из важных задач налогового контроля — проверка точного соблюдения законодательства о налогах и сборах, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой. Практическая роль налогов в осуществлении контрольной функции проявляется через деятельность налоговых органов.

     Каждая функция показывает, каким образом реализуется публичное назначение налогов, но все функции налогов действуют в системном единстве. В процессе правового регулирования налоговых отношений они взаимосвязаны, взаимодействуют и нередко взаимопроникают, отражая специфику финансово-правового воздействия на налоговую сферу.

1.2 Система налогов и сборов

      Система налогов и сборов – это определенная совокупность налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей, действующих в данном государстве. В системе налогов и сборов, как правило, отражаются особенности государственно-территориального устройства страны.

Одним из важнейших принципов налогообложения  является принцип единства системы налогов и сборов, вытекающий из Конституции РФ (ст. 8, 71, 72).

Информация о работе Основные налоги, взимаемые с предприятий