Основные направления развития налоговой системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 11:18, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового исследования является рассмотрение современной налоговой системы РФ и проблем ее совершенствования.
Реализация поставленной цели предполагает необходимость решения следующих задач:
• проанализировать понятие, цели, содержание и роль налоговой системы;
• определить принципы построения налоговой системы;
• дать характеристику и анализ поступлений основных налогов в бюджет Российской Федерации;
• кратко охарактеризовать особенности современной налоговой системы РФ;
• перечислить проблемы и ограничения развития современной налоговой системы;
• раскрыть перспективы развития налоговой системы РФ.
Объектом исследования является действующая налоговая система Российской Федерации.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Налоговая система как инструмент регулирования социально-экономических процессов………………………………………………………2
1.1 Налоговая система понятие, цели, содержание, роль
1.2 Принципы построения налоговой системы
Глава 2. Оценка современной налоговой системы России
2.1 Характеристика и анализ поступления основных налогов в бюджет Российской Федерации.
2.2 Особенности современной налоговой системы РФ
Глава 3. Основные направления развития налоговой системы Российской Федерации
3.1 Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы
3.2 Перспективы развития налоговой системы РФ
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая Иванова.doc

— 219.00 Кб (Скачать файл)

Сегодня эти постулаты  называют классическими принципами налогообложения. Реализация этих принципов и в настоящее время остается приоритетной задачей налогового законодательства.

Принципы построения эффективной налоговой системы достаточно обоснованы в налоговой теории и включают в себя следующие:

- Экономическая эффективность  - налоговая система не должна  мешать развитию предпринимательства  и эффективному использованию  ресурсов (материальных, трудовых и финансовых).

- Определенность налогообложения  - налоговая система должна быть  построена таким образом, чтобы  налоговые последствия принятия  экономических решений предпринимателем (и юридическим, и физическим  лицом) были определены заранее  и не изменялись в течение длительного периода времени. Таким образом, этот принцип практически смыкается с принципом стабильности налоговой системы.

- Справедливость налогообложения  - этот принцип является основным  при построении налоговой системы  и предполагает справедливый подход к различным налогоплательщикам, а также приоритет интересов налогоплательщика в отношениях между ним и налоговой администрацией.

- Простота налогообложения  и низкий уровень издержек  по взиманию налогов - налоговое  законодательство должно содержать простые формулировки, понятные большинству налогоплательщиков, а процедура взимания налогов должна быть относительно дешевой.

Система налогообложения  Российской Федерации базируется на следующих принципах (часть 1 НК РФ, статья 3):

1) принцип всеобщности налогообложения и принцип равенства прав налогоплательщиков – каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы;

2) принцип не дискриминации (нейтральности) налогообложения в отношении форм экономической деятельности – налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;

3) принцип недопустимости  создания препятствий реализации  гражданами своих конституционных  прав – недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав; налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными;

4) принцип единства  экономического пространства –  не допускается устанавливать  налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия для не запрещённой законом экономической деятельности физических лиц и организаций;

5) принцип определённости  правил налогообложения – при  установлении налогов должны  быть определены все элементы  налогообложения; акты законодательства  о налогах и сборах должны  быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен уплачивать; ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.

6) принцип истолкования  всех неясностей в налоговом  законодательстве в пользу налогоплательщика  – все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу плательщика налога или сбора.

В экономической литературе встречается и ряд других организационных  принципов налогообложения, которые  носят объективный характер. К  ним можно отнести:

1) принцип подвижности (эластичности) – суть его заключается в том, что налоговая нагрузка может быть оперативно изменена в соответствии с объективными потребностями государства;

2) принцип стабильности  – этот принцип предполагает  постоянство налоговой системы, что важно для субъектов налоговых отношений (для государства при формировании доходной части бюджета, а для плательщиков – при планировании своих доходов, в том числе налоговом планировании);

3) принцип исчерпывающего  перечня региональных и местных  налогов – суть его заключается в исключении возможности установления и введения дополнительных налогов субъектами РФ и органами местного самоуправления.

В мировой практике имеет  место использование и ряда других принципов налогообложения, к которым  можно отнести принцип доступности и открытости информации по налогообложению; принцип презумпции невиновности; принцип стабильности налогового законодательства; принцип создания максимального удобства для налогоплательщиков; принцип обложения чистых доходов налогоплательщика и др.

 

Глава 2. Оценка современной налоговой  системы России

2.1 Характеристика и анализ поступления  основных налогов в бюджет  Российской Федерации.

 

Согласно Налоговому кодексу РФ (ст. 13-15) налоги и сборы  в России подразделяются на федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги и  сборы устанавливаются НК РФ и  обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. В настоящее  время к федеральным налогам  и сборам относятся:

- налог на добавленную  стоимость;

- акцизы;

- налог на доходы физических лиц;

- налог на прибыль  организаций;

- налог на добычу  полезных ископаемых;

- водный налог;

- сборы за пользование  объектами животного мира и  за пользование объектами водных  биологических ресурсов;

- государственная пошлина.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. В настоящее время к региональным налогам относятся:

- налог на имущество  организаций;

- налог на игорный бизнес;

- транспортный налог.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований  о налогах и обязательны к  уплате на территориях соответствующих  муниципальных образований. В настоящее время к местным налогам относятся:

- земельный налог;

- налог на имущество физических  лиц.

Специальные налоговые режимы:

- система налогообложения для  сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

- упрощенная система  налогообложения;

- система налогообложения в  виде единого налога на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности;

- система налогообложения при  выполнении соглашений о разделе  продукции.

-  Патентная система налогообложения

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются только НК РФ. Не могут устанавливаться  федеральные, региональные и местные  налоги и сборы, не предусмотренные  НК РФ.

По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в  консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-августе 2012г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, на сумму 7253,3 млрд.рублей, что на 12,6% больше, чем за соответствующий период предыдущего года. В августе 2012г. поступления в консолидированный бюджет составили 765,0 млрд.рублей и уменьшились по сравнению с предыдущим месяцем на 25,9%.

Таблица 1. Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации  
по видам

 

     
       
       
             
             
             
             
             
             
             
             
             



 

Январь-август  
2012г.

В % к  
январю-августу 2011г.

консолиди- 
рованный бюджет

в том числе

консолиди- 
рованный бюджет

в том числе

феде-ральный  бюджет

консолиди-рованные бюджеты субъектов РФ

феде-ральный  бюджет

консолиди-рованные бюджеты субъектов РФ

Всего

7253,3

3402,2

3851,1

112,6

116,7

109,2

из них:  
налог на прибыль организаций

1656,0

271,4

1384,6

102,3

113,1

100,4

налог на доходы физических лиц

1404,9

-

1404,9

114,5

-

114,5

налог на добавленную  стоимость  
на товары (работы, услуги), реализуемые  
на территории Российской Федерации,  
ввозимые из Республики Беларусь и  
Республики Казахстан

1287,2

1287,2

-

106,5

106,5

-

из него налог на добавленную  
стоимость на товары (работы, услуги),  
реализуемые на территории  
Российской Федерации

1221,7

1221,7

-

106,2

106,2

-

акцизы по подакцизным  товарам  
(продукции), производимым на  
территории Российской Федерации

511,2

218,7

292,5

130,4

147,7

119,9

налоги на имущество

534,9

-

534,9

109,3

-

109,3

налоги, сборы и регулярные платежи  
за пользование природными ресурсами

1640,1

1614,8

25,3

123,0

123,3

109,1

из них налог на добычу  
полезных ископаемых

1622,6

1599,0

23,5

124,3

124,5

110,7




Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в январе-августе 2012г. обеспечили поступления налога на прибыль организаций - 22,8%, налога на добычу полезных ископаемых - 22,4%, налога на доходы физических лиц - 19,4%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, ввозимые из Республики Беларусь и Республики Казахстан - 17,7%.

В январе-августе 2012г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов 6497,5 млрд.рублей (89,6% от общей суммы налоговых доходов), региональных - 433,7 млрд.рублей (6,0%), местных - 101,4 млрд.рублей (1,4%), налогов со специальным налоговым режимом - 217,9 млрд.рублей (3,0%).

Поступление налога на прибыль  организаций в консолидированный  бюджет Российской Федерации в январе-августе 2012г. составило 1656,0 млрд.рублей и увеличилось  по сравнению с соответствующим  периодом предыдущего года на 2,3%. В общей сумме поступлений по данному налогу в январе-августе 2012г. доля налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам, снизилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 1,9 процентного пункта и составила 92,9%; доля налога с доходов, полученных в виде дивидендов, увеличилась на 1,7 процентного пункта и составила 5,7%. В августе 2012г. поступление налога на прибыль организаций составило 173,1 млрд.рублей и снизилось по сравнению с предыдущим месяцем на 6,6%.

 

 

  

 

 

 

 

2.2 Особенности  современной налоговой системы  РФ

 

Совокупность  налогов, сборов и пошлин, взимаемых  на территории государства в соответствии с  налоговым  кодексом, а также  совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.

Национальные налоговые  системы формируются в соответствии с определенными принципами. Для  современной России особо важное значение имеет отработка принципов  построения налоговой системы применительно к особенностям развития государства федеративного типа. Специфика перехода экономики к рынку и решение проблем взаимоотношений федерального центра и регионов определяют и особенности состава и структуры налогообложения.

Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов.

Анализ  понятия, регулятивных и функциональных характеристик налога, видов общественных отношений, составляющих систему налогообложения и сборов, а также общественных отношений в сфере налогообложения и сборов как системы налогообложения и сборов позволяет сделать следующие выводы:

- система налогообложения  и сборов необходима для нормального  функционирования как государства, так и гражданского общества;

- система налогообложения и сборов, находящаяся на стыке между  государством и гражданским обществом,  подвергает определенным ограничениям  одну из основ гражданского общества - принцип неприкосновенности частной собственности;

Информация о работе Основные направления развития налоговой системы Российской Федерации