Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 11:18, курсовая работа
Целью курсового исследования является рассмотрение современной налоговой системы РФ и проблем ее совершенствования.
Реализация поставленной цели предполагает необходимость решения следующих задач:
• проанализировать понятие, цели, содержание и роль налоговой системы;
• определить принципы построения налоговой системы;
• дать характеристику и анализ поступлений основных налогов в бюджет Российской Федерации;
• кратко охарактеризовать особенности современной налоговой системы РФ;
• перечислить проблемы и ограничения развития современной налоговой системы;
• раскрыть перспективы развития налоговой системы РФ.
Объектом исследования является действующая налоговая система Российской Федерации.
Введение
Глава 1. Налоговая система как инструмент регулирования социально-экономических процессов………………………………………………………2
1.1 Налоговая система понятие, цели, содержание, роль
1.2 Принципы построения налоговой системы
Глава 2. Оценка современной налоговой системы России
2.1 Характеристика и анализ поступления основных налогов в бюджет Российской Федерации.
2.2 Особенности современной налоговой системы РФ
Глава 3. Основные направления развития налоговой системы Российской Федерации
3.1 Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы
3.2 Перспективы развития налоговой системы РФ
Заключение
Список литературы
Сегодня эти постулаты называют классическими принципами налогообложения. Реализация этих принципов и в настоящее время остается приоритетной задачей налогового законодательства.
Принципы построения эффективной налоговой системы достаточно обоснованы в налоговой теории и включают в себя следующие:
- Экономическая эффективность
- налоговая система не должна
мешать развитию
- Определенность
- Справедливость
- Простота налогообложения
и низкий уровень издержек
по взиманию налогов - налоговое
законодательство должно содерж
Система налогообложения Российской Федерации базируется на следующих принципах (часть 1 НК РФ, статья 3):
1) принцип всеобщности налогообложения и принцип равенства прав налогоплательщиков – каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы;
2) принцип не дискриминации (нейтральности) налогообложения в отношении форм экономической деятельности – налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;
3) принцип недопустимости
создания препятствий
4) принцип единства экономического пространства – не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия для не запрещённой законом экономической деятельности физических лиц и организаций;
5) принцип определённости
правил налогообложения – при
установлении налогов должны
быть определены все элементы
налогообложения; акты
6) принцип истолкования
всех неясностей в налоговом
законодательстве в пользу
В экономической литературе встречается и ряд других организационных принципов налогообложения, которые носят объективный характер. К ним можно отнести:
1) принцип подвижности (эластичности) – суть его заключается в том, что налоговая нагрузка может быть оперативно изменена в соответствии с объективными потребностями государства;
2) принцип стабильности – этот принцип предполагает постоянство налоговой системы, что важно для субъектов налоговых отношений (для государства при формировании доходной части бюджета, а для плательщиков – при планировании своих доходов, в том числе налоговом планировании);
3) принцип исчерпывающего
перечня региональных и
В мировой практике имеет место использование и ряда других принципов налогообложения, к которым можно отнести принцип доступности и открытости информации по налогообложению; принцип презумпции невиновности; принцип стабильности налогового законодательства; принцип создания максимального удобства для налогоплательщиков; принцип обложения чистых доходов налогоплательщика и др.
Согласно Налоговому кодексу РФ (ст. 13-15) налоги и сборы в России подразделяются на федеральные, региональные и местные.
Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. В настоящее время к федеральным налогам и сборам относятся:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- налог на доходы физических лиц;
- налог на прибыль организаций;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- водный налог;
- сборы за пользование
объектами животного мира и
за пользование объектами
- государственная пошлина.
Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. В настоящее время к региональным налогам относятся:
- налог на имущество организаций;
- налог на игорный бизнес;
- транспортный налог.
Местными налогами признаются налоги,
которые установлены НК РФ и нормативными
правовыми актами представительных
органов муниципальных
- земельный налог;
- налог на имущество физических лиц.
Специальные налоговые режимы:
- система налогообложения для
сельскохозяйственных
- упрощенная система налогообложения;
- система налогообложения в
виде единого налога на
- система налогообложения при
выполнении соглашений о
- Патентная система налогообложения
Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются только НК РФ. Не могут устанавливаться федеральные, региональные и местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-августе 2012г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, на сумму 7253,3 млрд.рублей, что на 12,6% больше, чем за соответствующий период предыдущего года. В августе 2012г. поступления в консолидированный бюджет составили 765,0 млрд.рублей и уменьшились по сравнению с предыдущим месяцем на 25,9%.
Таблица 1. Поступление налогов, сборов и иных обязательных
платежей в консолидированный бюджет Российской
Федерации
по видам
Январь-август |
В % к | |||||
консолиди- |
в том числе |
консолиди- |
в том числе | |||
феде-ральный бюджет |
консолиди-рованные бюджеты субъектов РФ |
феде-ральный бюджет |
консолиди-рованные бюджеты субъектов РФ | |||
Всего |
7253,3 |
3402,2 |
3851,1 |
112,6 |
116,7 |
109,2 |
из них: |
1656,0 |
271,4 |
1384,6 |
102,3 |
113,1 |
100,4 |
налог на доходы физических лиц |
1404,9 |
- |
1404,9 |
114,5 |
- |
114,5 |
налог на добавленную
стоимость |
1287,2 |
1287,2 |
- |
106,5 |
106,5 |
- |
из него налог на добавленную |
1221,7 |
1221,7 |
- |
106,2 |
106,2 |
- |
акцизы по подакцизным
товарам |
511,2 |
218,7 |
292,5 |
130,4 |
147,7 |
119,9 |
налоги на имущество |
534,9 |
- |
534,9 |
109,3 |
- |
109,3 |
налоги, сборы и регулярные
платежи |
1640,1 |
1614,8 |
25,3 |
123,0 |
123,3 |
109,1 |
из них налог на
добычу |
1622,6 |
1599,0 |
23,5 |
124,3 |
124,5 |
110,7 |
Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в январе-августе 2012г. обеспечили поступления налога на прибыль организаций - 22,8%, налога на добычу полезных ископаемых - 22,4%, налога на доходы физических лиц - 19,4%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, ввозимые из Республики Беларусь и Республики Казахстан - 17,7%.
В январе-августе 2012г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов 6497,5 млрд.рублей (89,6% от общей суммы налоговых доходов), региональных - 433,7 млрд.рублей (6,0%), местных - 101,4 млрд.рублей (1,4%), налогов со специальным налоговым режимом - 217,9 млрд.рублей (3,0%).
Поступление налога на прибыль
организаций в
|
2.2 Особенности современной налоговой системы РФ
Совокупность налогов, сборов и пошлин, взимаемых на территории государства в соответствии с налоговым кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.
Национальные налоговые
системы формируются в
Налоговая система базируется на соответствующих законодательны
Анализ понятия, регулятивных и функциональных характеристик налога, видов общественных отношений, составляющих систему налогообложения и сборов, а также общественных отношений в сфере налогообложения и сборов как системы налогообложения и сборов позволяет сделать следующие выводы:
- система налогообложения
и сборов необходима для
- система налогообложения и
Информация о работе Основные направления развития налоговой системы Российской Федерации