Основные направления развития налоговой системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 11:18, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового исследования является рассмотрение современной налоговой системы РФ и проблем ее совершенствования.
Реализация поставленной цели предполагает необходимость решения следующих задач:
• проанализировать понятие, цели, содержание и роль налоговой системы;
• определить принципы построения налоговой системы;
• дать характеристику и анализ поступлений основных налогов в бюджет Российской Федерации;
• кратко охарактеризовать особенности современной налоговой системы РФ;
• перечислить проблемы и ограничения развития современной налоговой системы;
• раскрыть перспективы развития налоговой системы РФ.
Объектом исследования является действующая налоговая система Российской Федерации.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Налоговая система как инструмент регулирования социально-экономических процессов………………………………………………………2
1.1 Налоговая система понятие, цели, содержание, роль
1.2 Принципы построения налоговой системы
Глава 2. Оценка современной налоговой системы России
2.1 Характеристика и анализ поступления основных налогов в бюджет Российской Федерации.
2.2 Особенности современной налоговой системы РФ
Глава 3. Основные направления развития налоговой системы Российской Федерации
3.1 Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы
3.2 Перспективы развития налоговой системы РФ
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая Иванова.doc

— 219.00 Кб (Скачать файл)

 общественные отношения в системе  налогообложения и сборов изначально  конфликтны и в процессе регулирования  требуют учета интересов как  государства, так и гражданского общества.

Общие принципы построения налоговой системы  в России определяет часть первая Налогового кодекса Российской Федерации, принятая Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ. Данным нормативным  документом дано определение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Помимо этого, Налоговый кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

2)основания возникновения (изменения,  прекращения) и порядок исполнения  обязанностей по уплате налогов  и сборов;

3) принципы установления, введения  в действие и прекращения действия  ранее введенных налогов и  сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других  участников отношений, регулируемых  законодательством о налогах  и сборах;

5) формы и методы налогового  контроля;

6) ответственность за совершение  налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых  органов и действий (бездействия)  и их должностных лиц.

Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость  реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Каждый налог имеет самостоятельный  объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй Налогового кодекса и с учетом положений части первой Налогового кодекса.

В соответствии с законодательством  о налогах и сборах отдельным  категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов могут быть предоставлены налоговые льготы, то есть преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Целям внешней и внутренней сопоставимости налогообложения при  проведении исследований и отработке  стратегии налоговых правоотношений служит налоговая классификация.

Классификация налогов имеет важное значение для организации рационального управления налогообложением. В целом классификационные признаки универсальны, т.е. основные из них известны с древних времен.

Прямые  налоги – те, которые связаны  с результатом хозяйственно-финансовой деятельности, оборотом капитала, увеличением  стоимости имущества. Это налог  на доходы физических лиц, налог на имущество и т. п.

Косвенные налоги – те, которые являются надбавкой к цене. К ним относятся НДС, налог с продаж, акцизы.

Состав  налогов налоговой системы РФ можно классифицировать по следующим  признакам:

1.  По субъекту уплаты: юридические  и физические лица;

2.По  источнику уплаты налоговых платежей  и сборов: индивидуальный доход, выручка от продаж, финансовый результат;

3.  По полноте налоговых прав  пользования налоговыми поступлениям: собственные, регулирующие;

4.По назначению: общие, без привязки к конкретному расходу и специальные,  которые имеют целевое назначение;

5. По принадлежности к уровню  власти и управления. Налоговая  система РФ включает в себя  налоги и сборы трех уровней:  федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов ) и порядок зачисления их в бюджет устанавливаются законодательными актами РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие законами субъектов РФ.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих образований.

Классификация необходима не только для составления налоговых расчетов и отчетности с использованием электронной системы обработки данных. Пользуясь такой классификацией, можно определить роль каждого налога и налоговой группы в составе доходных источников консолидированного бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ местных бюджетов.

 

Глава 3. Основные направления развития налоговой системы Российской Федерации

3.1 Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы

 

Говоря о проблемах  современной налоговой системы  РФ, прежде всего, стоит отметить проблему налогового администрирования –  налоговая система РФ по-прежнему остается очень громоздкой, неэкономичной и малоэффективной. Большое количество налогов, сложные методики их расчета, наличие большого количества бюрократических процедур приводят к значительному увеличению трудоемкости, как налогового учета, так и налогового инспектирования.

Решение проблемы стимулирующего влияния системы налогообложения на экономическую деятельность предприятий, развитие производства и экономическое развитие страны в целом являются в настоящее время одной из первоочередных задач государства.

Эффективное налогообложение, возможно, обеспечить путем гармоничного сочетания выбранного налогового механизма с целями и задачами, которые ставит перед собой государство при управлении экономикой страны.

Эффективность налогообложения  определяется соотношением налоговых  поступлений в бюджеты с общими затратами на сбор налогов, в том числе и в отношении к каждому конкретному налогу. Эффективность налогообложения заключается в следующем:

– для государства  – в увеличении доходов бюджета  за счет налоговых поступлений и  развитии налогооблагаемой базы;

– для хозяйствующих  субъектов – в получении максимально  возможных доходов (прибыли) при  минимизации налоговых платежей;

– для населения –  в получении достаточных доходов  для существования при уплате установленных налогов, за счет которых  государство предоставляет необходимые социальные услуги.

Доходы федерального бюджета за январь - август 2012 года в  разрезе федеральных органов  исполнительной власти - администраторов  доходов федерального бюджета, на которые  приходятся максимальные объемы администрируемых доходов:

Федеральной налоговой  службой – в сумме 3 402,56 млрд. рублей, или 65,6% к прогнозным показателям  доходов федерального бюджета на 2012 год;

Федеральной таможенной службой – в сумме 4 225,07 млрд. рублей, или 64,2% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2012год;

Федеральным агентством по управлению государственным имуществом - в сумме 169,07 млрд. рублей, или 101,3% к  прогнозным показателям доходов  федерального бюджета на 2012 год;

Другими федеральными органами – в сумме 575,10 млрд. рублей, или 75,1% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2012 год. Доходы, администрируемые другими федеральными органами, без учета доходов от перечисления части прибыли Центрального банка Российской Федерации и управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния – 460,432 млрд. рублей или 73,2% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2012 год.

По состоянию на 1 января 2012 года совокупный объем средств  Резервного фонда в рублевом эквиваленте составил 811,52 млрд. рублей.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации  от 19 января 2012 года № 1 «О порядке зачисления в Резервный фонд нефтегазовых доходов, полученных в ходе исполнения федерального бюджета в 2011 году» в январе 2012 года нефтегазовые доходы в сумме 1 090,37 млрд. рублей зачислены на счет по учету средств Резервного фонда.

Курсовая разница от переоценки средств Резервного фонда  на счетах в Центральном банке  Российской Федерации за январь –  август 2012 года составила 51,23 млрд. рублей.

Таким образом, по состоянию  на 1 сентября 2012 года совокупный объем  средств Резервного фонда в рублевом эквиваленте составил 1 953,11 млрд. рублей.

По состоянию на 1 января 2012 года совокупный объем средств  Фонда национального благосостояния в рублевом эквиваленте составил 2 794,43 млрд. рублей.

В целях софинансирования формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые  взносы на накопительную часть трудовой пенсии в 2011 году, часть средств Фонда  национального благосостояния в иностранной валюте на счетах в Банке России реализована за 3,86 млрд. рублей, а вырученные средства зачислены на счет по учету средств федерального бюджета.

В июне 2012 года Внешэкономбанк досрочно возвратил средства Фонда  национального благосостояния в сумме 50 млрд. рублей, размещенные на депозитах для предоставления субординированных кредитов ОАО «Газпромбанк» в соответствии с Федеральным законом от 13 октября 2008 года № 173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации», в связи с досрочным возвратом ОАО «Газпромбанк» данных кредитов в соответствующей сумме. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 года № 18 «О порядке размещения средств Фонда национального благосостояния» досрочно полученные средства Фонда национального благосостояния в той же сумме размещены на новый депозит во Внешэкономбанке на срок 4 года по ставке 6,25% годовых с уплатой процентов каждые полгода, в целях финансирования приобретения Внешэкономбанком акций ОАО «Газпромбанк». Данная операция проведена в целях улучшения структуры капитала ОАО «Газпромбанк» и не привела к изменению объема средств Фонда национального благосостояния, размещенных на депозитах во Внешэкономбанке в рублях.

Курсовая разница от переоценки средств Фонда национального благосостояния, размещенных на депозитах во Внешэкономбанке, за январь – август 2012 года составила 0,61 млрд. рублей.

Курсовая разница от переоценки средств Фонда национального  благосостояния на счетах в Центральном банке Российской Федерации за январь – август 2012 года составила (-) 18,72 млрд. рублей.

Таким образом, по состоянию  на 1 сентября 2012 года совокупный объем  средств Фонда национального  благосостояния в рублевом эквиваленте  составил 2 772,45 млрд. рублей.

При формировании проекта  бюджета учитывалось налоговое  законодательство, действующее на момент составления проекта бюджета, а также одобренные основные направления налоговой политики, предусматривающие внесение изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах.

Налоговый механизм является наиболее действенным и эффективным  рычагом государственного регулирования. От того, насколько эффективной будет  налоговая система государства, зависит и эффективность функционирования страны и народного хозяйства в целом.

 

3.2 Перспективы развития налоговой системы РФ

 

Одним из важнейших направлений  налоговой политики в долгосрочной перспективе является поддержание  такого уровня налоговой нагрузки, который, с одной стороны, не создает препятствий для устойчивого экономического роста и, с другой стороны, — отвечает потребностям в бюджетных доходах для предоставления важнейших государственных услуг. Такой приоритет определен в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, которая была разработана Минэкономразвития и одобрена Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р. В ней определено, что основным стратегическим направлением в сфере налоговой политики является усиление стимулирующего влияния налоговой системы на развитие экономики при одновременном выполнении фискальной функции.

Черник Д.Г считает, что путь развития перспективен и  направлен на изменение структуры  налогового потенциала и системы  управления налогообложением, сопровождаемое выявлением наиболее негативных тенденций развития экономики и разработкой программы их устранения. Одновременно требуются жесткий мониторинг системы распределения доходов государства, усиление контроля за движением финансовых потоков в стране.

Вылкова Е.С отмечает, что правительство планирует внесение изменений в действующее законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям.

По налогу на прибыль  организаций планируется:

- сокращение возможностей  минимизации налогообложения, в  частности, установление с 2011 г особого порядка переноса убытков при реорганизации организаций, предусматривающего ограничения как по сроку, так и по размеру прибыли, направляемой на погашение убытка реорганизуемых организаций;

- решение вопроса нормативного  регулирования отнесения процентов по долговым обязательствам на расходы, учитываемые при формировании налоговой базы по налогу на прибыль;

- установление порядка  налогообложения экономической  выгоды при предоставлении беспроцентных  займов, кредитов, векселей и т.п.;

- совершенствование механизма учета для целей налогообложения расходов организаций на освоение природных ресурсов;

- уточнение порядка  налогообложения прибыли налогоплательщиков, осуществляющих деятельность, связанную  с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств;

Информация о работе Основные направления развития налоговой системы Российской Федерации