Принцип
экономичности. Система налогообложения должна быть
экономичной, или продуктивной
Принцип
пропорциональности. Предполагается установление лимита
налогового бремени по отношению к ВВП.
Принцип
подвижности (эластичности). Подразумевается
способность налоговой системы к быстрому
расширению в случае чрезвычайных дополнительных
расходов государства или, наоборот, к
сокращению при наличии возможностей
государства и целей его социально-экономической
(бюджетно-налоговой) политики.
Принцип
стабильности. Имеется в виду стабильность действующей
налоговой системы во времени, сочетаемая
с периодической изменчивостью, реформированием
(в экономически развитых странах нормальным
интервалом считается три-пять лет).
Принцип
оптимальности. Данный принцип подразумевает оптимальный
(с точки зрения реализации фискальной
функции налогов, создания предпосылок
экономического роста, достижения социальной
справедливости, проведения природоохранных
мероприятий и др.) выбор источника и объекта
налогообложения.
Принцип
единства. Единство предполагает действие налоговой
системы на всей территории страны и для
всех юридических и физических лиц.
Принцип
справедливости. В настоящее время российское налоговое
законодательство серьезно нарушает данный
принцип[9 стр. 99].
Одна из основных проблем российского
налогового законодательства заключается
в том, что законы о налогах не имеют прямого
действия. Наряду с законами действуют
многочисленные подзаконные акты, инструкции,
дополнения и изменения к ним, нормативные
письма и разъяснения налоговых органов.
Недостаточная четкость и ясность нормативных
документов и слишком частые изменения
налогового законодательства затрудняют
работу самих налоговых служб, делают
бесправным налогоплательщика. Нужны
четкие, закрепленные законодательно
регламенты введения изменений и дополнений
в налоговое законодательство, установления
или отмены налогов. При этом законодательное
решение о введении новых налогов должно
вступать в силу не ранее следующего календарного
года, а изменения, ухудшающие положение
налогоплательщика, не должны иметь обратной
силы.
Принцип
удобства взимания налога. Согласно данному принципу взимание
налога не должно причинять гражданам
неудобства по условиям места и времени.
Речь идет не только об удобствах внесения
налогов физическими лицами. Современная
интерпретация этого введенного в экономическую
науку А. Смитом принципа означает поиск
решения проблем рационального распределения
налогов между категориями плательщиков,
территориальное обеспечение бюджетов
за счет своевременного поступления налогов,
решение социальных задач и т.д.
Сформулированные принципы характеризуют
в известном смысле идеальную налоговую
систему, некий образец, эталон, к которому
следует стремиться. Реальность, состояние
экономики и финансовое положение, интересы
существующих политических сил, складывающаяся
конъюнктура вносят определенные коррективы
в эту модель [16 стр. 28].
Глава II.
Механизация налогообложений
2.1. Классификация
налогов
В настоящее время виды налогов
и сборов как важнейшей составляющей налоговой
системы весьма разнообразны. Налоги можно
классифицировать по разным признакам.
Все налоги, действующие на
территории РФ, в зависимости от уровня
установления подразделяются на три вида:
Федеральные налоги устанавливаются,
отменяются и изменяются НК РФ и обязательны
к уплате на всей территории РФ.
Региональные налоги устанавливаются
НК РФ и обязательны к уплате на всей территории
соответствующих субъектов РФ. Правительство
субъектов Федерации наделено правом
вводить или отменять региональные налоги
на своей территории и изменять некоторые
элементы налогообложения в соответствии
с действующим федеральным законодательством.
Местные налоги регламентируются
законодательными актами федеральных
органов власти и законами субъектов РФ.
Органам местного самоуправления в соответствии
с НК РФ предоставлено право вводить или
отменять на территории муниципального
образования местные налоги и сборы.
При введении в действие на
территории соответствующего субъекта
РФ налога на недвижимость прекращается
действие налога на имущество организаций,
налога на имущество физических лиц и
земельного налога.
Таблица 1
Классификация налогов в РФ
в зависимости от уровня установления
Уровень установления |
Налоги |
Федеральные |
- Налог на добавленную стоимость;
- Акцизы;
- Налог на доходы физических
лиц;
- Налог на прибыль организаций;
- Налог на добычу полезных ископаемых;
- Водный налог;
- Сборы за пользование объектами
животного мира и за пользование объектами
водных биологических ресурсов
- Государственная пошлина.
|
Региональные |
- Налог на имущество организаций;
- Транспортный налог;
- Налог на игорный бизнес.
|
Местные |
- Земельный налог;
- Налог на имущество физических
лиц.
|
В зависимости от метода взимания
налоги подразделяются следующим образом:
Прямые налоги устанавливаются
непосредственно на доход или имущество
налогоплательщика, владение и пользование
которым служит основанием для налогообложения.
К прямым налогам относятся:
налог на доходы физических
лиц;
налог на прибыль организаций;
налоги на имущество как юридических,
так и физических лиц.
Косвенные налоги нередко называются
налогами на потребление, непосредственно
включаются в цену товара (работы, услуги)
в виде надбавки и уплачиваются потребителями.
Эти налоги предназначены для перенесения
реального налогового бремени на конечного
потребителя. При косвенном налогообложении
субъектом налога является продавец товара
(работы, услуги), а носителем и фактическим
плательщиком данного налога выступает
потребитель. К косвенным налогам относятся:
налог на добавленную стоимость;
Косвенные налоги — наиболее
простые для государства с точки зрения
их взимания, но достаточно сложные для
налогоплательщика с точки зрения укрывательства
от их уплаты. Привлекательны для государства
эти налоги еще и потому, что их поступления
в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной
деятельности субъекта налогообложения
и фискальный эффект достигается в условиях
падения производства и даже убыточной
работы организаций.
Вместе с тем государство в
силу этих особенностей косвенного налогообложения
вынуждено использовать и прямые налоги,
чтобы под налоговое воздействие подпало
как можно большее число объектов деятельности
налогоплательщика. Все это в комплексе
создает достаточную устойчивость налоговых
поступлений и одновременно усиливает
зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком
налогов от эффективности его деятельности.
Нередко на практике проводят
разделение налогов в зависимости от их
использования:
К общим налогам относятся большинство
взимаемых в любой налоговой системе налогов.
Их отличительная особенность заключается
том, что после поступления в бюджет они
обезличиваются и расходуются на цели,
определенные в соответствующем бюджете.
В отличие от них специальные
налоги имеют строго целевое предназначение
и «закреплены» за определенными видами
расходов. В частности, в РФ примером специальных
налогов могут служить:
налог на воспроизводство минерально-сырьевой
базы.
В зависимости от установленных
ставок налогообложения налоги бывают:
процентными (пропорциональными,
прогрессивными и регрессивными).
В зависимости от финансово-экономической
целесообразности и отражения в бухгалтерском
учете налоги классифицируются следующим
образом:
включаемых в продажную цену товаров (работ, услуг);
относимые на издержки обращения
и затраты производства;
относимые на финансовых результатах;
уплачиваемые за счет чистой
прибыли, которые остаются в распоряжении налогоплательщика.
В зависимости от принадлежности
к уровню бюджета налоги можно подразделить
так:
Закрепленные налоги непосредственно
и целиком поступают в конкретный бюджет
или во внебюджетный фонд. Среди них выделяют
налоги, поступающие в федеральный, региональный
и местные бюджеты.
Регулирующие налоги поступают
одновременно в бюджеты разных уровней
в пропорции, определенной бюджетным законодательством
[14 стр. 13].
Особая категория налогов — так
называемые специальные налоговые режимы.
В НК РФ предусмотрена возможность установления
четырех таких режимов.
Таблица 2
Классификация налогов в РФ
в зависимости от субъектов налогообложения[9
стр. 301]
Субъект налогообложения |
Налоги |
Налоги, уплачиваемые юридическими
лицами |
- Налог на прибыль;
- Налог на имущество организаций.
|
Налоги, уплачиваемые физическими
лицами |
- Налог на доходы физических
лиц;
- Налог на имущество физических
лиц.
|
Смешанные налоги |
- Налог на добавленную стоимость;
- Транспортный налог;
- Налог на игорный бизнес.
|
Специальные налоговые режимы
в соответствии с НК РФ:
система налогообложения в
виде единого налога на вмененный доход
для определенных видов деятельности;
упрощенная система налогообложения;
система налогообложения для
сельскохозяйственных товаропроизводителей;
система налогообложения при
выполнении соглашений о разделе продукции [2 стр. 12]
Особенность этих налогов состоит
в том, что со дня их введения на территории
соответствующих субъектов Федерации
с налогоплательщиков, как правило, прекращается
взимание большинства налогов, предусмотренных
НК РФ.
2.2. Структура налоговой
системы.
Термин «система» в переводе с греческого
(systema) означает «целое, составленное из
частей», т.е. целостный комплекс взаимосвязанных
элементов. Понятия «система налогов и
сборов Российской Федерации» и «налоговая
система Российской Федерации» не следует
путать — последнее гораздо шире по своему
объему. В настоящее время понятие «налоговая
система Российской Федерации» не имеет
легального определения, что следует отнести
к недостаткам действующего налогового
законодательства.
Налоговая система РФ представляет собой
основанную на определенных принципах
систему урегулированных нормами права
общественных отношений, складывающихся
в сфере налогообложениях[11 стр. 602].
К элементам налоговой системы
Российской Федерации относят не только
налоги и сборы, но и принципы ее организации
(например, принцип единства налоговой
системы, принцип централизации налоговых
органов, единство правовой базы и др.).
Также она включает в себя и участников
налоговых правоотношений. Таким образом,
налоговая система Российской Федерации
представляется совокупностью:
1) системы налогов и сборов
Российской Федерации;
2)системы налоговых правоотношений;
3) системы участников
налоговых правоотношений;
4) нормативно правовой базы
сферы налогообложения[6 стр. 97].
Рис. 3
Структура налоговой системы
РФ