Основные направления совершенствования налогообложений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2015 в 17:21, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является изучить действующую налоговую систему в Российской Федерации.
Задачами данной курсовой работы является, во-первых, рассмотрение основ налоговой системы РФ, принципы и сущность налогов, их классификация и функции, а также изучение налогов как инструмент государственного регулирования.
Второй задачей является непосредственно анализ существующих налогов в РФ. Среди них рассмотрение таких важных как налоги на прибыль предприятий, акцизы, налоги на добавленную стоимость и другие налоги с юридических и физических лиц.

Файлы: 1 файл

Принципы механизации налогообложения (2).docx

— 153.53 Кб (Скачать файл)

 

 





  


                        




 










 

 


 


 

Система налогов и сборов Российской Федерации представляет собой совокупность определенным образом сгруппированных и взаимосвязанных друг с другом налогов и сборов, взимание которых предусмотрено российским налоговым законодательством. Система налогов и сборов напрямую связана с бюджетным устройством страны, т.е. включает в себя три уровня — федеральный, региональный и местный.

Соответственно система налогов и сборов Российской Федерации также состоит из трех уровней — трех подсистем более низкого порядка. Поэтому взимаемые в установленном порядке в Российской Федерации налоги и сборы объединяются в эти три подсистемы: подсистему федеральных налогов и сборов, подсистему региональных налогов и сборов, а также подсистему местных налогов и сборов.

В основе построения системы налогов и сборов Российской Федерации лежит принцип единства. Это обусловлено единством целей и задач существования налогов всех трех уровней (для финансового обеспечения деятельности государства). Единством принципов организации системы, единством принципов установления и взимания входящих в систему налогов и сборов, единой правовой базой и др. Поэтому система налогов и сборов Российской Федерации, представляя собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов, одновременно является составляющим звеном системы более высокого порядка — налоговой системы Российской Федерации[12 стр. 51].

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Основные направления совершенствование налогообложений

3.1. Совершенствование  законодательной базы

Основные направления налоговой политики являются одним из документов, который необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования, как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации.

Помимо решения задач в области бюджетного планирования Основные направления налоговой политики позволяют экономическим агентам определить ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период, что предопределяет стабильность и определенность условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации. Несмотря на то, что Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой основание для подготовки федеральными органами исполнительной власти изменений в законодательство о налогах и сборах, соответствующих предусмотренным в нем положениям, и внесения их в Правительство Российской Федерации. Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства. Предсказуемость действий государственных органов в налоговой сфере имеет ключевое значение для инвесторов, принимающих долгосрочные инвестиционные решения[16 стр. 11].

В трехлетней перспективе 2013–2015 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее – создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инвестиций, а также стимулирование инновационной деятельности.

Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является, необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации. В то же время необходимо сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень с учетом требований сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации[17 стр. 21].

Основные направления налоговой политики РФ на 2013 год и плановый период 2014-2015 гг. (см. в прил. 1)

 

3.2. Налоговые система  России и пути ее совершенствования.

 

Проблема налоговых отношений связана с формированием финансовых ресурсов на разных уровнях, затрагивает экономические интересы всех налогоплательщиков, зависит от социально-экономических целей, которые ставит перед собой общество, определяет характер взаимоотношений государства и всех хозяйствующих субъектов.

Многие недостатки налоговой системы являются следствием несовершенного законодательства, противоречивости и запутанности нормативной базы, процедур налогообложения, отсутствия оперативной связи исполнительной и законодательной властей. Наиболее типичные из них:

1. система создает два  различных налоговых режима. Первый  – финансовый прессинг – для  производителей и инвесторов; второй  – сравнительно льготный –  для физических лиц, осуществляющих  предпринимательскую деятельность;

2. обложение преимущественно  доходов от трудовой и предпринимательской  деятельности с неблагоприятными  социальными и экологическими  эффектами, такими как: рост алкоголизма, загрязнение окружающей среды. То есть, вместо стимулирования, снижения экологических, социальных и экономических издержек, эта система оказывает негативное воздействие на инвестиционную активность и на развитие производства и финансовой сферы, стимулирует рост теневой экономики;

3. необеспеченность региональных  и местных бюджетов естественными  стабильными и значительными источниками финансирования при существенном усилении реальных властных полномочий субфедеральных субъектов;

4. налоговая система не  стимулирует повышение платежной дисциплины.

5. слабая собираемость  налогов и узкая база налогообложения;

6. налогоплательщик и  налоговые органы поставлены в неравноправное положение[3 стр. 19].

Перечень задач в области налоговой реформы и налоговой политики:

1. полная регламентация  взаимоотношений между государством  и налогоплательщиком, исключающая  введение налогов не иначе  как в соответствии с законодательными  актами;

2. непротиворечивость и  стабильность в течение финансового  года налоговой системы, ее простота  и доступность для освоения налогоплательщиками и сотрудниками налоговых органов;

3. недопущение налогового  произвола и расширение прав налогоплательщиков;

4. сокращение числа налогов  и существенное упрощение процедур  их взимания;

5. общее снижение налогового  бремени;

6. высоко эффективность налоговых изменений для экономики в целом;

7. поддержка производителей, особенно работающих на потребительских рынках;

8. самофинансирование экспортно-ориентированных  отраслей;

9. существенное усиление  налогового стимулирования капиталовложений и инновационной деятельности;

10. превращение амортизационных отчислений в инвестиционные ресурсы;

11. перемещение центра  тяжести на налогообложение природных ресурсов и недвижимости, повышение роли имущественного и земельного налогообложения в качестве доходного источника региональных и местных бюджетов, а также усиление значимости ресурсных платежей;

12. ужесточение финансовых  санкций против загрязнителей окружающей среды, не подрывающей, однако, конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке;

13. обеспечение в полной  мере доходной части бюджетов всех уровней;

14. наделение органов местного  самоуправления твердыми источниками доходов;

15. более справедливое  распределение доходов;

16. расширение использования  механизма инвестиционного налогового кредитования;

17. радикальное сокращение  количества налоговых льгот с упразднением индивидуальных льгот;

18. полная и окончательная  ликвидация непредусмотренных законодательством таможенных льгот, наносящих ущерб интересам национального производства[10 стр. 64]..

Приведем пример поступление администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2012.

Федерации  составили 133 609,5млн. руб. и превысили показатели 2011 года на 19796 млн. руб., или на 17,4%.

 

Рис. 4

 

Структура доходов по уровням КБ РФ

                                          

       за 2011 г.                                                                     за 2012 г.



 

                                Федеральный бюджет               Консолидированный бюджет субъекта


Удельный вес поступлений  федерального бюджета в общем объеме поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2012 году составил 25,2% и относительно уровня 2011 года снизился на 2,7 процентного пункта, в консолидированный бюджет субъекта – 74,8% и, соответственно, увеличился на 2,7 процентного пункта.

Основная часть поступлений консолидированного бюджета Российской Федерации (104892,7 млн.руб., или 78,5%) обеспечена за счет четырех доходных источников – налога на доходы  физических лиц (41605,2 млн.руб., или 31,1%), налога на прибыль организаций (26292,7 млн.руб., или 19,7%), налога на добавленную стоимость (19262,7 млн.руб., или  14,4%), акцизов (17732,1 млн.руб., или 13,3%).

Рис. 5

 

Структура  доходов консолидированного бюджета РФ

 

       за 2011 год                                                                          за 2012 год

              


Динамика поступлений основных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2011–2012 гг.

Поступления налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет РФ составили 26292,7 млн. рублей, или на 27,9% больше, чем в 2011 году, в том числе в федеральный бюджет поступило 2133,8 млн. рублей (8,1% от общего объема поступлений по налогу), в консолидированный бюджет области  – 24158,9 млн. рублей (91,9%).

Рис. 6

 Динамика поступлений основных налогов в консолидированный бюджет РФ в 2011–2012 гг.


Поступления налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет РФ составили 26292,7 млн. рублей, или на 27,9% больше, чем в 2011 году, в том числе в федеральный бюджет поступило 2133,8 млн. рублей (8,1% от общего объема поступлений по налогу), в консолидированный бюджет области  – 24158,9 млн. рублей (91,9%).

По налогу на добавленную стоимость поступления снижены на 1618,7 млн. руб., или на 7,8%, и составили 19262,7 млн. рублей, что связано с ростом возмещения налога, в том числе в заявительном порядке.

 Поступления по сводной группе акцизов в консолидированный бюджет РФ составили 17732,1 млн. рублей, или на 22,5% больше, чем в 2011 году, при этом  поступления в федеральный бюджет составили 11667,1 млн. рублей (65,8 %), в консолидированный бюджет области – 6065,1 млн. рублей (34,2%). 

Поступления по налогам, относящимся к специальным налоговым режимам, составили 7840 млн. рублей, что на 26,1% больше, чем в 2011 году. 

Поступления налога на имущество организаций составили 10533 млн.руб. или на 26% больше, чем в 2011 году.

Поступления в федеральный бюджет составили 33682 млн. рублей, или на 6,1% больше, чем за 2011 год.

 

Рис. 7

Динамика поступления доходов в федеральный бюджет РФ за 2011-2012 г.г.


 


Все это показывает, что за 2012 год были оптимально соблюдены перечни задач в области налоговой реформы и налоговой политики.

В экономической литературе сложились две точки зрения на процесс совершенствования налоговой системы в России. Одни экономисты предлагают коренную ломку старой налоговой системы и создание новой: другие считают, что сложившаяся в стране трехуровневая налоговая система должна быть усовершенствована путем устранения недостатков.

Налоговая система России плохо увязана с развитием экономики и деятельностью непосредственных субъектов – предприятий. Она развивается сама по себе, а предприятия, испытывая ее чрезмерное давление, – сами по себе. Многие поставлены на грань банкротства. При этом предприятия заинтересованы в получении минимальной прибыли, чтобы избежать высокого налогообложения. Экономика как никогда становится затратной. Этому способствует и почти полное отсутствие конкуренции при свободном ценообразовании. В данной ситуации одной из важнейших составляющих оптимизации налоговой системы Росси выступает резкое усиление ее стимулирующего воздействия на экономику.

Налоговая система должна быть повернута к производству, стимулируя его рост и тем самым увеличивая базу налогообложения. Она же всецело зависит от массы произведенной продукции. Весь мировой опыт свидетельствует о том, что, достигнув определенной точки роста, налоги должны затем снижаться, иначе у плательщиков налогов уменьшается стимул к производственной и иной деятельности, появляется соблазн укрывать свои доходы. Такая сегодняшняя близость к критической точке налоговых изъятий заставляет всесторонне анализировать ситуацию и искать оптимальный уровень ставок налога.

В новой налоговой системе, исходя из Федерального устройства РФ в отличие от предыдущих лет, более чѐтко разграничены права и ответственность соответствующих уровней управления - Федерального и территориального – в вопросах налогообложения. Введение местных налогов и сборов, предусмотрено законодательством, как дополнение перечня действующих Федеральных налогов, позволило более полно учесть разнообразные местные потребности и виды доходов для местных бюджетов.

Информация о работе Основные направления совершенствования налогообложений