Особенности исчиления и уплаты НДФЛ налоговыми агентами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 15:20, курсовая работа

Описание работы

Итак, цель данной работы –рассмотреть основные обязанности, особенности исчисления и удержания налога налоговыми агентами. Объектом изучения является теоретические и практические вопросы механизма налогового администрирования за налогообложением доходов физических лиц, удерживаемого налоговыми агентами в Российской Федерации.
Предмет изучения - налоговое администрирование НДФЛ, удерживаемого налоговыми агентами в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1.Теоретические основы налогообложения налога на доходы физических лиц……………………………………………………………...….5
История возникновения налога на доходы физических лиц в Российской
Федерации………………………………………………………………….…….5
Основные элементы по налогу на доходы физических лиц………………7
Глава 2. Особенности удержания налога налоговыми агентами в Российкой Федерации.......................................................................................11
2.1 Основные обязанности и ответственность налоговых агентов…………11
2.2 Особенности исчисления, удержания налога налоговыми агентами. Порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами……………………...12
2.3 Составление отчетности налоговыми агентами по налогу на доходы физических лиц.………………………………………….……………………..16
2.4 Особенности налогообложения резидентов и нерезидентов Российской Федерации……………………………………………………………...……….19
2.5 Исчисление налога по операциям с ценными бумагами…….………….22
Глава3.Совершенствование механизма уплаты налога на доходы физических лиц…………………………………………………………...….25
Заключение…………………………………………………………………….27
Список использованной литературы…………………………………..…29

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 59.98 Кб (Скачать файл)

 
Нерезидентами могут быть как граждане РФ, так и иностранцы. Российский гражданин выступает нерезидентом, если, например, он выехал за границу  в служебную командировку, на отдых  или лечение и пробыл там более 183 дней в течение календарного года. Или он выехал на постоянное место  жительства за границу до того, как  истекли 183 дня его пребывания в  России в календарном году.  
 
Иностранные граждане, имеющие визу, могут быть нерезидентами РФ, если виза выдана на срок менее 183 дней или если иностранец, временно пребывающий на территории РФ в течение календарного года, прекращает трудовые отношения с работодателем и выезжает за пределы РФ до истечения 183 дней. 
 
Период пребывания иностранного гражданина на территории РФ определяется по отметкам пропускного контроля в его загранпаспорте. Резидентство устанавливается каждый календарный год.  
 
Если иностранные граждане на 1 января уже трудятся в организации и предполагается, что в течение года они проработают более 183 дней, то их можно считать резидентами уже с начала года.

 

 

 

2.5 Исчисление  налога по операциям с ценными бумагами.

При определении  налоговой базы по доходам по операциям  с ценными бумагами, включая инвестиционные паи паевого инвестиционного  фонда, и операциям с финансовыми  инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги, учитываются доходы, полученные по следующим операциям:

  1. с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг;
    • ценные бумаги, допущенные к торгам российского организатора торговли на рынке ценных бумаг, в том числе на фондовой бирже;
    • инвестиционные паи открытых паевых инвестиционных фондов, управление которыми осуществляют российские управляющие компании;
    • ценные бумаги иностранных эмитентов, допущенные к торгам на иностранных фондовых биржах.
  2. с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг;
  3. с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке;
  4. с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке.

Доходами по операциям  с ценными бумагами признаются доходы от реализации (погашения) ценных бумаг, полученные в налоговом периоде.

Доходами по операциям  с финансовыми инструментами  срочных сделок признаются доходы от реализации финансовых инструментов срочных  сделок, полученные в налоговом периоде, включая полученные суммы вариационной маржи и премии по контрактам. При этом доходами по операциям с базисным активом финансовых инструментов срочных сделок признаются доходы, полученные от поставки базисного актива при исполнении таких сделок.

Доходы по операциям  с базисным активом финансовых инструментов срочных сделок включаются:

  • в доходы по операциям с ценными бумагами, если базисным активом финансовых инструментов срочных сделок являются ценные бумаги;
  • в доходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, если базисным активом финансовых инструментов срочных сделок являются другие финансовые инструменты срочных сделок;
  • в другие доходы налогоплательщика в зависимости от вида базисного актива, если базисным активом финансового инструмента срочных сделок не являются ценные бумаги или финансовые инструменты срочных сделок.

Налоговая база по таким операциям  определяется налоговым агентом. Данным статусом обладают доверительный управляющий, брокер, иное лицо, осуществляющее в  интересах физического лица операции с ценными бумагами и (или) с финансовыми инструментами срочных сделок на основании договора с налогоплательщиком. Это следующие договоры: доверительного управления; на брокерское обслуживание; поручения; комиссии; агентский. При определении налоговой базы физического лица налоговый агент не учитывает доходы от операций, совершенных не на основании перечисленных договоров.

Налоговый агент по заявлению  физического лица может учитывать расходы, связанные с приобретением и хранением ценных бумаг, произведенные без участия налогового агента, в т. ч. до заключения соответствующего договора. Это допускается, если такие затраты не учитывались ранее другим налоговым агентом.

  Расходами по операциям с ценными бумагами и расходами по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок признаются документально подтвержденные и фактически осуществленные налогоплательщиком расходы, связанные

  • с приобретением, реализацией, хранением и погашением ценных бумаг
  • с совершением операций с финансовыми инструментами срочных сделок,
  • с исполнением и прекращением обязательств по таким сделкам.

Расходы по операциям с  ценными бумагами, не учтенные налоговым  агентом, могут учитываться физическим лицом самостоятельно при подаче декларации.

Налоговый агент  исчисляет и удерживает налог

  • по окончании налогового периода,
  • при выплате дохода.

Под выплатой понимается перечисление денежных средств (выплата  наличных денежных средств), а также  перевод ценных бумаг на счета  налогоплательщика либо третьего лица по требованию налогоплательщика.

Если сумма выплачиваемых  налогоплательщику денежных средств  не превышает финансовый результат  от операций с ценными бумагами, налог уплачивается с суммы выплаты. Если превышает – с финансового  результата.

Исчисление суммы  налога производится нарастающим итогом с зачетом ранее уплаченных сумм налога.

 

Глава3.Совершенствование  механизма уплаты налога на доходы физических лиц.

Налоговое администрирование  охватывает множество направлений  деятельности, касающейся регулирования  налоговой системы государства, в том числе процедуру исполнения обязанностей по уплате налогов и  сборов. Основной целью налогового администрирования является максимальное поступление налогов в бюджеты  всех уровней при одновременном  снижении затрат по их мобилизации. НДФЛ влияет на политическую и экономическую  ситуацию в стране , стабильность и  перераспределение доходов. Он определяет выбор между достижением экономической  эффективности, социальной справедливостью  и связан с понятием общественное благосостояние. Доказано, что определение  оптимального уровня налогообложения  включает в себя установление такой  прогрессии подоходного налогообложения, которая обеспечивает максимальное возможное общественное благосостояние – минимальные чистые потери общества от налогообложения.

Для налогообложения  доходов граждан характерна прогрессивная  шкала, что вполне оправданно, если при разработке налоговой политики руководствоваться принципом справедливости. При прогрессивном налогообложении  средняя ставка налога растет. В  итоге более богатые налогоплательщики  платят большую долю своего дохода. При этом предельная ставка может  оставаться как постоянной, так и  расти в зависимости от дохода.

Принцип вертикальной справедливости подразумевает разумное дифференцирование в налогообложении  лиц, имеющих разные возможности  для выплаты налогов. Способность  к выплате налогов возрастает более высокими темпами, чем доход, состояние или потребление, поэтому  на выплату налогов должна уходить  все большая часть дохода по мере его увеличения. Предельная полезность дохода снижается по мере увеличения его размеров, что делает менее болезненным изъятие большего налога у людей с высокими доходами по сравнению с теми, кто имеет низкие доходы.

Для выполнения основной социальной функции НДФЛ предполагается совокупный доход физических лиц, полученный в налогооблагаемом периоде, ежемесячно уменьшать на необлагаемый минимум  в размере прожиточного минимума, а также на суммы расходов на содержание детей и иждивенцев ежемесячно в  пределах прожиточного минимума на детей. Вычеты необходимо производить на каждого  ребенка в возрасте до 18 лет, студента и учащегося дневной формы  обучения – до 24 лет, на каждого другого  иждивенца, не имеющего самостоятельного источника дохода, и в целях  снижения затрат на администрирование  НДФЛ уменьшение облагаемого налогом  дохода производить обоим супругам, а вдове (вдовцу), одинокому родителю, опекуну или попечителю, на содержании которых находится ребенок (иждивенец), в двойном размере. Применение необлагаемого  минимума на детей предлагается применять  без ограничений по доходам.

Учитывая все  вышеизложенное, можно сделать вывод, что с введением прогрессивной  шкалы налогообложения доходов граждан, и с введением необлагаемого минимума в соответствии с величиной прожиточного минимума положение населения с невысокими и средними доходами значительно улучшится, а для налогоплательщиками с высокими доходами налоговая нагрузка увеличится незначительно.

 

 

 

 

 

Заключение

Налог на доходы физических лиц занимает важное место в национальной бюджетно-налоговой системе, являясь  одной из наиболее доходной статей бюджетной системы РФ, поэтому  от эффективности механизма его  взимания зависит результативность мер фискального воздействия  государства на экономическую активность в стране, реализация социальных функций  государства и регионов, повышение  уровня жизни граждан.

Налоговые агенты выступают  одним из основных участников налоговых  отношений. Их участие в механизме  взимания налогов в первую очередь  связано с воплощением принципа удобства налогообложения и обеспечение  эффективного налогового администрирования.

Налоговые агенты призваны совершать определенные действия, вступая  в экономические и юридические  правоотношения с физическим лицом,  как уполномоченный налогоплательщика, так и уполномоченный государства, вступая таким образом, финансовым посредником между физическими  лицами и государством, призванным при этом соблюдать права и  нести обязанности налогоплательщиков -  физических лиц  и исполнять  налоговое законодательство в интересах  государства, упрощая при этом процесс  уплаты налогов, снижая издержки по администрированию  налогов на доходы физических лиц , удерживаемого налоговыми агентами.

Основная, первостепенная функция налоговых агентов  - это  выполнения триединой обязанности  по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет сумм налога, ключевой из которых, является удержание налога, которое  можно определить  как не перечисление налогоплательщику в момент  выплаты  дохода, части сумм, равной исчисленному налогу, подлежащего уплате в бюджет и соответствии с налоговым законодательством.

В настоящее время  система обложения доходов граждан, как и вся налоговая система  в РФ нуждается в совершенствовании. В частности необходимо ввести прогрессивную  шкалу ставок, усовершенствовать  социальные льготы и вычеты, определить четкий порядок обложения доходов  индивидуальных предпринимателей и  лиц, занимающихся частной практикой, устранить проблему двойного налогообложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

    1. Налоговый Кодекс Российской Федерации
    2. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"  от 30.12.2011 N 195-Ф3(ред. от 08.12.2011)  [электронный ресурс]// Компьютерная справочная правовая система Консультант плюс: Версия проф
    3. Гончаренко Л.И. Практикум по налогам и налогооблажению: Учебное пособие для вузов/ Под ред. Проф. Л.И. Гончаренко. КиоРус. 2009 г С. 172
    4. Дадашев А.З. Лобанов А.В. Налоговое администрирование в Российской Федерации. М.: Книжный мир, 2002. С. 189.
    5. Гончаренко Л.И. Налоговое администрирование. Учебное пособие. КиоРус. 2009г. С. 448
    6. Гончаренко Л.И. Налогооблажение физических лиц: Учебник  / Под ред. Л.И. Гончаренко. Инфра-М 2012г.
    7. Налогооблажение: теории, проблемы, решения/Под редакцией В.П. Вишневского. Донецк: ДонНТУ, 2006. С. 668.
    8. Миронова О.А., Ханафеев Ф.Ф. Налоговое администрирование. - М. Омега -Л. 2008г. С288
    9. Еитушенко  В.Ф. налоговые агенты как субъекты налоговых правоотношений / Под общ. ред. И.И. Кучерова М ИД "Юриспруденция". 2006. С. 136.
    10. Дадашев А.З. Лобанов А.В. Налоговое администрирование в Российской Федерации. М.: Книжный мир, 2002. С. 189.
    11. Алиев Б. Х. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие / Под ред. Б. Х. Алиева. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 416 с.
    12. Воронова Т. В. «О налоге на доходы физических лиц» // Налоговый вестник/ №1, 2007, с. 43-47.
    13. Дмитриев Н. Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 512 с.
    14. Семенихин В.В. Налог на доходы физических лиц: "Комментарий к главе 23 Налогового кодекса РФ". - М.: "Эксмо-Пресс", 2009. - 174с.;
    15. Интермационный ресурс: Федеральная налоговая служба. Режим доступа:  http://www.nalog.ru/
    16. Информационный ресурс: Консультант плюс. Режим доступа:    http://www.consultant.ru/
    17. Информационный ресурс: Министерство финансов Российской Федерации. Режим доступа: http://minfin.ru/
    18. Информационный ресурс: Федеральная налоговая служба Российской федерации. Режим доступа: http://nalog.ru/
    19. Информационный ресурс: Официальный интернет- портал правовой информации  http://www.pravo.gov.ru

 


Информация о работе Особенности исчиления и уплаты НДФЛ налоговыми агентами