Особенности налоговой системы Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2015 в 14:26, реферат

Описание работы

Налоговая система Франции - это социальная направленность, широкая система льгот и скидок.
Главная особенность налоговой системы во Франции: обязательные отчисления в государственные и общественные кассы складываются из двух крупных, примерно равных по объему, категорий: налоги (прямые, косвенные и местные), составляющие около 51 процента обязательных выплат, а также взносы в социальную кассу, объем которых составляет почти 49 процентов обязательных отчислений.

Файлы: 1 файл

nalogovoe_administrirovanie_vo_francii.docx

— 53.67 Кб (Скачать файл)

Ввиду столь сложной системы различных налоговых вычетов при определении налогооблагаемой базы по налогу на доходы семьи и учета различных существенных факторов, во Франции (при предоставлении налогоплательщиком соответствующих документов) непосредственным расчетом суммы подоходного налога занимаются налоговые службы. Для информирования населения о налоговых ставках и методиках расчета по данному налогу существуют специализированные сайты в Интернете, где можно в режиме онлайн с определенной долей достоверности рассчитать уплачиваемую сумму налога за налогооблагаемый год.

 

Налогообложение доходов от перепродажи имущества. Разница между продажной и покупной ценой представляет собой базу обложения. К ней применяются две разные ставки:

- 42%, если акт продажи  произошел в течение двух лет  владения;

- 15%, если акт продажи  произошел после двух лет владения;

 

Административно-территориальная структура Франции включает 22 региона, 95 департаментов и 36 000 коммун. Это определяет наличие различных бюджетов и источников их поступлений. К прямым местным налогам относятся: один налог на предприятия (налог на профессию) и три налога на семью (на жилье, на землю и на здания). Доля налогов в местном бюджете - 40%, дотации государства - 30%, остальные 30% - собственные поступления и займы. Основной источник налоговых поступлений местных бюджетах (43%) - налог на профессию, который уплачивается всеми предприятиями.

Социальный налог на заработную плату уплачиваю работодатели. Объектом служит фонд заработной платы в денежной и натуральной формах, включая обязательные сборы, относящиеся к заработной плате. Налог носит прогрессивный характер: ставки 4,5%, 8,5% и 13,6%. Помимо этого работодатели уплачивают налог на профессиональное образование по ставке 0,5% годового фонда оплаты труда с надбавкой 0,1%. Цель этого налога состоит в финансировании развития профессионально-технического образования в стране.

Предприниматели, на которых работают 10 и более человек, обязаны прямо или косвенно участвовать в финансировании жилищного строительства. Они могут напрямую инвестировать средства в строительство жилья, могут предоставлять займы своим работникам или должны перечислять соответствующие средства в государственную казну. Независимо от формы участия на эти цели необходимо отчислять 0,65% годового фонда оплаты труда.

Помимо четырех основных местные органы самоуправления могут вводить и другие местные налоги:

-налог на уборку территорий. Он касается всех видов собственности, затрагиваемых земельным налогом  на застроенные участки;

-пошлина на содержание  Сельскохозяйственной палаты, взимаемая  сверх налога на не застроенные  участки с того же базиса;

-пошлина на содержание  Торгово-промышленной палаты, вносимая  теми, кто уплачивает профессиональный  налог;

-пошлина на содержание  палаты ремесел, уплачиваемая предприятиями, которые включены в реестр  предприятий ремесел;

-местные и департаментные сборы на освоение рудников;

-сборы на установку  электроосвещения;

-пошлина на автотранспортные  средства, она приравнивается к  гербовому сбору и налагается, кроме установленных исключений, на все автотранспортные средства, зарегистрированные на территории  Франции и в заморских территориях. Ее размер зависит от мощности  двигателя и возраста автомобиля.

-налог на превышение  допустимого лимита плотности  застройки, которая уплачивается  строительными организациями района  в пользу местных органов власти, которые позволили им это строительство;

-налог на озеленение.

 

Таким образом, можно отметить следующие особенности налогообложения:

  • Двухуровневая налоговая система. Существует четкое разграничение на местные налоги и налоги, идущие в центральный бюджет
  • Налогообложению подлежит совокупный доход семьи. Используются специальные семейные коэффициенты, которые определяют средний доход на каждого члена семьи. Только после этого можно определить налоговую ставку, под которую попадает данный доход. Общая сумма налога находится как результат от умножения налога«в части» на тот же семейный коэффициент. Доходы подразделяются на восемь групп, по каждой существует своя методика, в какой сумме их учитывать для целей налогообложения 
  • Существует налогооблагаемый минимум в 4 191 € на члена семьи или в среднем 7 380 € (8 060 € для лиц, которым более 65 лет) на семью. Общая сумма доходов уменьшается на сумму расходов, связанных с профессиональной деятельностью (расходы на спецодежду, транспортные, расходы на обеды и т.д.) и выполнением семейных обязанностей (содержание детей в детских садах, охрана детей, обучение в колледже и т.д.)
  • Прогрессивная налоговые ставки. Диапазон ставок от 0 до 49,58%
  • Существует подоходный налог на состояние, превышающее 720 000€. Ставка налога прогрессивная до 1,8% с суммы превышения
  • Налоговый авуар. Представляет собой компенсацию двойного налогообложения держателей акций, которые облагаются подоходным налогом как физические лица с доходов от дивидендов и также облагается налогом доход АО. Размер налогового авуара равен половине стоимости распределяемых дивидендов.
  • Стимулирование роста вложений в науку. Предусматриваются налоговые кредиты в размере 50% от ежегодного прироста вложений на НИОКР. При снижении вложений налог возрастает на 50% от суммы уменьшения. Недостаток: риск потери доходов при уменьшении инвестиций в НИОКР по объективным причинам.

Подводя итоги, определим основные цели современной налоговой политики государств с рыночной экономикой. Они ориентированы на следующие основные требования:

  • налоги, а также затраты на их взимание, должны быть по возможности минимальными. Это условие наиболее тяжело дается законодателям и правительствам в их стремлении сбалансировать бюджеты. Однако таким образом легко свести налоговую систему лишь к чисто фискальным функциям, забыв о необходимости расширения налоговой базы, о функциях стимулирования производственной и предпринимательской деятельности, поддержки свободной конкуренции;
  • налоговая система должна служить более справедливому распределению доходов, не допуская двойного обложения налогоплательщиков;
  • налоговая система должна соответствовать структурной экономической политике, иметь четко очерченные экономические цели;
  • порядок взимания налогов должен предусматривать минимальное вмешательство в частную жизнь налогоплательщика;
  • обсуждение проектов законов о налогообложении должно носить открытый и гласный характер.4

 

Налоговый контроль и налоговые проверки во Франции

Первым важнейшим принципом налогового контроля во Франции является соблюдение критерия экономической целесообразности, соответствие целей контроля и затраченных средств.

Другим важнейшим принципом является соблюдение гарантий и прав налогоплательщика. Действует презумпция «добропорядочности» налогоплательщика. Если налогоплательщик задекларировал свои доходы, в срок уплатил налоги, то он пользуется всеми гарантиями и правами. При судебных разбирательствах в первую очередь проверяется, не были ли нарушены права налогоплательщика. К лицам, уклоняющимся от налогообложения, не будут применяться гарантии, так как они нарушили принцип обязательности уплаты налогов.

В ряде случаев налоговые органы обязаны давать письменные разъяснения нормативных актов в форме инструкций и циркуляров. Кроме того, налоговая администрация обязана в письменной форме отвечать на вопросы налогоплательщика. Эти ответы в случае необходимости налогоплательщик может использовать для своей защиты в суде.

Налоговым органам представляют информацию в том числе и частные детективы (как бы добровольно, бесплатно). Такого рода информация («по наводке») составляет очень незначительный процент от общего объема получаемой налоговыми органами информации и налогоплательщика никогда не ставят о ней в известность, во всяком случае, официально.

Если выясняется, что предприятие уклоняется от уплаты налогов, автоматически подразумевается, что его руководитель был в курсе, при этом бремя доказательства лежит на налоговых органах. В том случае, когда вина руководителя доказана, ему может быть предъявлено соответствующее обвинение, но только на основе решения суда. Интересно то, что взыскание может быть обращено на личное имущество, личные доходы руководителя, причем в рамках налогового законодательства, а не уголовного преследования5.

 

Французское налоговое законодательство, как и отечественное, предусматривает несколько видов налоговых проверок. Некоторые из них, например камеральные, во многом сходны с нашими. Однако есть и такие, аналогов которым Налоговый кодекс не содержит. Например, диагностический обзор.

Диагностический обзор проводится в отношении малого бизнеса. Цель такой проверки - оценка рисков и достоверности данных в учетных документах налогоплательщика. Под риском в данном случае следует понимать возможность того, что налогоплательщик совершил правонарушение. Диагностические обзоры включают анализ учетных документов налогоплательщика. При этом особое внимание обращают на учет денежных потоков.

Весь диагностический обзор занимает, как правило, от двух до пяти дней. Если инспектор решит, что степень риска недостаточна для назначения более доскональной проверки, процедура обзора завершается.

Налогоплательщик, в отношении которого проводится диагностический обзор, в полном объеме пользуется правами, которые предусмотрены в случае полной налоговой проверки. В частности, инспектор должен заблаговременно письменно уведомить налогоплательщика о своем посещении и о предполагаемом объеме проверки.

Порядок проведения выездных проверок во Франции значительно отличается от российского. Своего рода прологом к такой проверке деятельности налогоплательщика является так называемое «наблюдение на месте». Суть его в том, что налоговый инспектор выезжает на территорию налогоплательщика без предварительного уведомления. При этом он ограничивается исключительно теми фактами, которые непосредственно наблюдает. Такие проверки часто применяются для выявления случаев использования нелегальной рабочей силы.

За 10 дней до начала проверки налогоплательщику направляют письменное уведомление о предстоящей проверке. В уведомлении указывают место и время начала проверки, период, охваченный проверкой, и перечень учетных документов, которые необходимо предоставить проверяющим. А также сообщают имя налогового инспектора, который будет проводить проверку.

Обратите внимание на следующие важные нюансы. В уведомлении оговаривают, что проверяемый налогоплательщик вправе привлечь специалиста-консультанта. Кроме того, там должны быть указаны имена лиц, к которым налогоплательщик может обратиться в случае каких-либо разногласий или иных затруднений в ходе проверки. При отсутствии в уведомлении данной информации результаты проверки теряют законную силу.

К уведомлению о проверке прилагается буклет с разъяснениями по поводу процедуры ее проведения, выпускаемый специально для налогоплательщиков. В нем подробно рассмотрен порядок проведения проверки, причем особый акцент сделан на правах налогоплательщика6.

 

Во Франции функции регистрации хозяйствующих субъектов выполняет специальная система регистрирующих органов. При этом действует заявительный порядок регистрации предприятий и территориальный принцип регистрации хозяйствующих субъектов, т.е. по месту нахождения регистрирующегося субъекта (в каждом из 96 департаментов Франции). Регистрация производится в соответствии с принципом "одного окна": один орган, в котором зарегистрирован хозяйствующий субъект, осуществляет помощь в процессе регистрации и в дальнейшем информирует все заинтересованные органы о действующем субъекте.

Генеральная дирекция по налогам (DGI), входящая в состав Министерства экономики, финансов и промышленности Франции, решает налоговые и гражданско-правовые задачи7.

В налоговые задачи входят:

- подготовка налоговых  законопроектов;

- определение общей суммы  налоговых поступлений (основной  принцип взимания налогов во  Франции заключается в том, что  налогоплательщик самостоятельно  исчисляет свои налоги);

- контроль за соблюдением законов в области налогообложения, в том числе возможное проведение экономической экспертизы.

- сбор налогов (НДС, налог  на прибыль, налог на состояния  и др.).

 В гражданско-правовые  задачи входят:

 контроль и учет  гражданских и земельных правоотношений (данные полномочия возложены  на налоговые органы Франции; в других странах чаще всего  указанную функцию осуществляют органы Министерства юстиции или Министерства внутренних дел);

 ведение кадастра недвижимого  имущества, информационной базы  данных сделок с недвижимым  имуществом (в том числе оценка  недвижимого имущества), при этом  регистрацию сделок с недвижимостью  осуществляют нотариусы.

Кроме того, налоговые органы осуществляют управление государственной собственностью.

Информация о работе Особенности налоговой системы Франции