Особенности упрощенной системы налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 04:23, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть применение Упрощенной системы налогообложения, пути увеличения собираемости налогов по УСН, условия и порядок перехода на УСН.
Задачами работы по данной теме выступают:
- ознакомление с общими положениями Упрощенной системы налогообложения;
- рассмотрение методологических основ применения Упрощенной системы налогообложения;
- определение перспектив развития Упрощенной системы налогообложения в России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Общие положения УСН…………………………………………………5
1.1Сущность и особенности УСН……………………………………………......5
1.2Условия перехода на УСН……………………………………………………6
1.3Порядок перехода на УСН и прекращение применения УСН……………..9
Глава 2. Методологические основы применения УСН………………………13
2.1Налогоплательщики и объекты налогообложения………………………..13
2.2Налоговая база и налоговые ставки………………………………………..19
Глава 3. Перспективы развития УСН в России………………………………22
3.1Оптимизация УСН…………………………………………………………..22
3.2Пути увеличения собираемости налогов по УСН………………………...25
3.3Изменения УСН с 2013 года………………………………………………30
Заключение……………………………………………………………………..33
Список литературы…………………………………………………………….35
Приложения…………………………………………………………………….37

Файлы: 1 файл

Курсовая налоги.docx

— 77.25 Кб (Скачать файл)

     Целью налогового планирования, как на федеральном, так и на территориальном уровне является оценка соотношения налогового потенциала и фактических поступлений налогов и сборов, в том числе УСН, и определение объемов экономически обоснованных поступлений налогов и сборов в бюджетную систему в планируемом периоде. При этом налоговое планирование осуществляется с ориентацией на максимально высокий уровень мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему.

     В этой связи налоговое прогнозирование и планирование правомерно рассматривать как единый процесс, в рамках которого происходит регулярная корректировка решений, пересмотр мер по достижению намеченных показателей на основе непрерывного контроля и мониторинга происходящих изменений.

     Налоговое прогнозирование представляет собой оценку налогового потенциала и поступлений налогов и сборов, в том числе и УСН, в бюджетную систему (консолидированный, федеральный и территориальные бюджеты) и осуществляется на базе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и ее субъектов в виде системы показателей и основных параметров социально-экономического развития.

     Налоговое прогнозирование включает в себя определение налоговых баз по каждому налогу и сбору, в том числе и УСН, мониторинг динамики их поступления, расчет уровней поступления налогов и сборов, объемов выпадающих доходов, состояние задолженности по налоговым платежам, оценку результатов изменения налогового законодательства и т.д.

     Особое значение имеет анализ основных факторов, определяющих динамику налогового потенциала и поступлений налогов в бюджетную систему. По мере становления налогового законодательства и адаптации к нему налогоплательщиков происходит снижение влияния субъективных факторов, а важнейшую роль, определяющую размеры налоговых доходов государства, начинают играть экономические факторы, воздействующие на изменение налоговой базы отдельных налогов и сборов и налогового потенциала в целом.

     Исходной составляющей налогового планирования является определение налоговой базы по УСН, расчет которой проводится в целом по стране и по регионам. Специфика и сложность планирования в региональном разрезе необходимость анализа исполнения текущих налоговых обязательств, мониторинга и прогноза социально-экономической ситуации по каждому региону Российской Федерации.

     Для обеспечения своевременного и качественного налогового планирования и прогнозирования, создания условий для их постоянного совершенствования в 1999-2000 годах ФНС России был разработан и с 2001 года используется в работе Налоговый паспорт субъекта Российской Федерации. Налоговые паспорта действуют в федеральных округах и по России в целом. В основу Налогового паспорта положен макроэкономический подход к расчетам налоговой базы и налогового потенциала. С его разработкой появилась возможность более обоснованно подходить к определению индикативных (контрольных) показателей по мобилизации налогов и сборов в федеральный бюджет.[8]

     Налоговый паспорт это документ, в котором приведена комплексная характеристика налогового потенциала. В нем дается оценка существующей налоговой базы региона, определяется налоговая составляющая в целом и по отдельным видам налогов в динамике, что позволяет разрабатывать прогноз поступления налогов и сборов на перспективу, как в условиях действующего налогового законодательства, так и с учетом его возможного изменения.

     Налоговый паспорт состоит из 7 разделов, отражающих полный набор необходимых показателей по важнейшим позициям расчета налоговой базы, содержащих общую характеристику региона и показатели для расчета налоговой базы, показатели объемов и структуры поступлений налогов и сборов по отраслям экономики, задолженности по ним, выпадающих доходов, а также показатели с характеристикой сети финансово-кредитных учреждений и выполнения ими своих агентских функций по перечислению в бюджетную систему налогов и сборов.

     Система показателей, используемых в каждом разделе Налогового паспорта, построена с учетом их динамики, что дает возможность определять тенденции и значимость отдельных факторов, влияющих на налоговые характеристики региона, источники или способы определения каждого показателя (прямые данные статистической или налоговой отчетности или расчет). Целесообразность использования показателей, включенных в соответствующие разделы Паспорта, уже в достаточной мере апробирована.

Для наиболее полного учета  масштабов предоставленных налоговых  льгот в Паспорте отдельно представлена информация о наличии в регионах зон со специальным налоговым  режимом (например, ЗАТО), в которых  используется особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов.

     Серьезной проблемой остается наличие большого количества предоставляемых отсрочек, рассрочек и иных форм изменения сроков уплаты налогов. Остро стоят и вопросы возмещения из федерального бюджета сумм входного НДС. Для учета при планировании связанных с этим бюджетных потерь в Паспорте предусмотрен специальный раздел «Выпадающие доходы». В целях учета выпадающих доходов имеющие место многочисленные задержки с выполнением банками и другими кредитными учреждениями поручений налогоплательщиков по уплате причитающихся налогов особым разделом в Налоговом паспорте выделены показатели, характеризующие количество таких учреждений.

     Анализ и оптимизация выпадающих доходов позволяют повысить качество и обоснованность разрабатываемых планов и прогнозов налоговых поступлений, увеличить их собираемость и пополнить доходную часть бюджетной системы. Кроме того, дополнительный учет всех возможных видов и сумм выпадающих доходов раскрывает большой объем работы, проводимой налоговыми органами по мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему.

     Для оценки налогового потенциала региона, налоговой нагрузки на товаропроизводителя и их учета при планировании налоговых поступлений Налоговый паспорт содержит показатели размеров начисленных и фактически поступивших налогов и сборов, задолженности по ним, которые выделены самостоятельными разделами.

     Эта информация служит основой для определения уровня поступления налогов и налоговой нагрузки относительно валового регионального продукта (как по начислению, так и по поступлению).

     Наличие такой информационной базы создает основу для расчета совокупного дохода регионов, в том числе и по УСН, их экономического, финансового и налогового потенциала и соответствующих показателей по Российской Федерации. Эта информационная база отражает возможности экономического роста регионов и соответствующего роста налоговых поступлений и играет важную роль в своевременном и обоснованном составлении бюджетов, а также для определения путей перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания бюджетной обеспеченности.

     Вместе с тем, использование Налогового паспорта региона вносит определенность в систему межбюджетных отношений. Она становится открытой и прозрачной для ее участников. Создается динамически развивающаяся информационно-аналитическая база для формирования более обоснованной системы нормативов и правовой базы для реализации принципов межбюджетных отношений.

 

3.3 Изменение УСН  с 2013 года

 

Федеральный закон от 25.06.2012 № 94-ФЗ не оставил без внимания ни предпринимателей, ни спецрежимников. Изменения грядут даже для налогоплательщиков, которые планируют использовать УСН в 2013 году.

     Стоит начать с того, что ИП, которые вели деятельность на основе патента, с нового года уже не смогут пользоваться упрощенной системой налогообложения. Для данного налогового режима введена целая отдельная глава в НК РФ под названием «Патентная система налогообложения». То есть патенты уже не будут являться разновидностью «упрощенки». Теперь они выделены в отдельный спецрежим.

     Перечень видов деятельности, при осуществлении которых можно применять патентную систему налогообложения, определен в п. 2 ст. 346.43 НК РФ, при этом субъектам РФ предоставлено право:

  • вводить эту систему также в отношении иных бытовых услуг, не указанных в Налоговом кодексе РФ.

     В частности, патент можно будет получить на такие новые виды деятельности, как розничная торговля через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров или через объекты нестационарной торговой сети.

     Отметим, что в п. 3 ст. 346.43 НК РФ содержится перечень понятий, используемых для целей патентной системы, но он, за незначительными расхождениями, совпадает с понятиями, применяемыми для целей ЕНВД.

     Патент выдается на срок от одного до двенадцати месяцев, но только в пределах одного календарного года (п. 5 ст. 346.45 НК РФ). Таким образом, срок действия патента не может переходить на следующий календарный год.

Как и при применении УСН  на основе патента, предприниматель, перешедший на патентную систему, освобождается  от уплаты НДФЛ, налога на имущество  физлиц и НДС по деятельности, облагаемой в рамках патентной системы. Но по-прежнему придется уплатить НДС при ввозе  товаров, а также в рамках договоров  простого товарищества, доверительного управления имуществом и т.д. (п. п. 10 и 11 ст. 346.43 НК РФ).

     Что же касается непосредственно УСН с 2013 года, то по новым правилам заявительный порядок перехода на упрощенную систему с 1.10.12 заменяется уведомительным. При этом уведомление о переходе на данный налоговый режим можно подать в налоговую инспекцию до 31 декабря предшествующего года, а не по 30 ноября, как было ранее. 
Новые организации и зарегистрированные ИП должны подать заявление о переходе в течение 30 дней с момента регистрации. 
Из пункта 2 ст. 346.12 НК РФ наконец-то убрали максимальный размер доходов (15 млн. руб.) для перехода на УСН с 2013 года. Внесена аналогичная поправка и по максимальному лимиту доходов, по достижению которого право на УСН теряется. Лимит в 20 млн. руб. был заменен на 60 млн. руб.

     Интересный момент: в законодательном акте прописано, что с нового года при совмещении патентной системы и «упрощенки» доход будет суммироваться по обоим режимам.

     Изменения УСН в 2013 году коснулись и работодателей в вопросах уменьшения суммы налогов. Сумму налога можно будет уменьшить не только на обязательные взносы работникам, но и на суммы платежей добровольного личного страхования. Однако ограничения по уменьшению УСН с 2013 года более чем на 50% останутся без изменения. 
Если вы планируете прекратить деятельность, примите во внимание следующую информацию. Вам необходимо будет уведомить налоговый орган не позднее 15 дней со дня прекращения деятельности и подать декларацию до 25 числа следующего месяца. 
     Установлена норма, когда отчитываться и платить налог тем, кто утратил право на упрощенку. Если доходы фирмы на УСН превысят 60 млн. руб. или компания перестанет отвечать требованиям к упрощенщикам, она утратит право работать на УСН. Распрощаться с упрощенной системой придется с начала того квартала, когда произойдет нарушение. Это правило действует сейчас. Сохранится оно и в следующем году.

     До сих пор ответ на вопрос — когда сдавать декларацию для компании, которая слетела с упрощенки, не был четко прописан в главе 26.2 Налогового кодекса РФ. В результате одни бухгалтеры отчитывались и платили упрощенный налог сразу после того, как слетали со спецрежима, а другие - сдавали декларации по итогам года.

     Наконец, депутаты внесли ясность. Отчитаться и перечислить сам налог нужно не позднее 25 числа первого месяца после того квартала, когда компания слетела со спецрежима. Это закреплено в пункте 7 статьи 346.21 и пункте 3 статьи 346.23 Налогового кодекса РФ.

    При этом важно не забыть сообщить в инспекцию о том, что переходите с упрощенки на общий режим. Сделать это нужно в течение 15 календарных дней после того квартала, когда утратили право применять упрощенную систему. Это правило действует сейчас и останется неизменным в следующем году (п. 5 ст. 346.13 НК РФ).Кроме того, теперь в главе 26.2 НК РФ отдельно прописаны сроки и для компаний, которые прекращают деятельность, с которой платили упрощенный налог. То есть добровольно уходят со спецрежима, ликвидируют предприятие либо временно приостанавливают деятельность.


Заключение

 

     Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях, установленных Налоговым кодексом РФ и принимаемыми федеральными законами. При установлении специальных налоговых режимов элементы налогообложения, а также налоговые льготы определяются Налоговым кодексом РФ.

     Одним из видов специального режима налогообложения является упрощенная система налогообложения.

     Упрощенная система налогообложения - это особый налоговый режим, который предназначен в основном для малых и средних предприятий и индивидуальных предпринимателей. Сущность единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями, заключается в том, что он заменяет уплату целого ряда налогов, устанавливаемых общим налоговым режимом.

     Порядку перехода на упрощенную систему налогообложения уделено внимание в статье 346.13 НК РФ.

     Упрощенная система налогообложения существует в качестве альтернативы общепринятой системе налогообложения, которую отличает большое количество различных налогов и сложность их расчета. Следует отметить, что одной из целей введения этого налогового режима было упрощение процесса исчисления налогов для субъектов малого бизнеса. На сегодняшний день налогоплательщик самостоятельно принимает решение о переходе на упрощенную систему, поскольку ее применение не является обязательным, но переход к упрощенной системе налогообложения имеет ряд ограничений.

     Порядку перехода на упрощенную систему налогообложения уделено внимание в статье 346.13 НК РФ.

     Применение УСН в настоящее время очень распространено среди малых предприятий, а развитие малого бизнеса очень важно для любой экономически развитой страны.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Налоговый кодекс РФ ( часть вторая) от 05.08.2000 №117 – ФЗ (ред. 30.11.2011) [ электронный ресурс] // Справочная система « Консультант плюс»
  2. www.nalog.ru
  3. Поляк Г.,Суглобов А. Налоги и налогообложение. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2010г. – 632с
  4. Филина Ф.Н. Налоги и налогообложение в Российской Федерации . – М.: ГроссМедиа, 2009г. – 424с.
  5. Касьянова Г. Упрощенная система налогообложения. Практическое применение с учетом последних изменений. – М.: АБАК, 2011г. – 232с.
  6. Терехин Р.С., Марчук М.В. Все об упрощенной системе налогообложения. – М.: Питер, 2011г. – 128с.
  7. Дуканич Л. В. Налоги и налогообложение: Серия «Учебники и учебные пособия». - Ростов н/Д.: Феникс, 2000.
  8. Саакян Р.А. Налоговый паспорт и его значение при определении налогового потенциала субъекта Российской Федерации и планировании поступлений по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации. – М., 2002. С. 179.
  9. Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2003.
  10. Налоги и налогообложение: Учебник/ Д. Г. Черник и др.//2-е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2003.
  11. Мамуркова О. И. Налоги и налогообложение. Курс лекций: Учеб. пособие. - М.: ИКФ Омега-Л, 2003.
  12. Богданова Е.П. Налоги и налогообложение в Российской  Федерации. – М.: Московская Финансово – Промышленная Академия, 2010г. – 342с.

Приложения

Таблица 1. Коэффициент –  дефлятор

Период, на который установлен 
коэффициент-дефлятор

Размер

2013

1,569

2012

1,4942

2011

1,372

2010

1,295

2009

1,148

2008

1,081


 

Таблица 2. Лимит для сохранения УСН (по данным Минфина)

Год

Доход

2010

60 млн. рублей

2011

60 млн. рублей

2012

60 млн. рублей

2013

60 млн. рублей


 

Таблица 4. Расчет налога.

Объект налогообложения  — доходы минус расходы.

Отчетный период (внутригодовые  расчеты)

Что определяем

Как определяем

А1

Доходы

сумма учитываемых доходов  за отчетный период

А2

Расходы

сумма учитываемых расходов за отчетный период

А3

Налоговая база

Если A1 − A2 > 0, то налоговая  база составит A1 − A2

Если A1 − A2 < 0, то налоговая  база равна нулю

А4

Сумма налога

A3 × 15 %

А5

Ранее уплаченные суммы

Ранее уплаченные за отчетный период суммы налога

А6

Сумма налога к уплате

A4 − A5 (надо платить,  если результат больше нуля)





Таблица 3. Расчет налога

Объект налогообложения  — доходы

Что определяем

Как определяем

А1

Налоговая база

Сумма учитываемых доходов  за отчетный (налоговый) период

А2

Первоначальная сумма  налога

A1 × 6 %

А3

Сумма ранее уплаченных взносов  на обязательное страхование, в т.ч. и фиксированные взносы ИП

Сумма взносов, перечисленных  к моменту расчета налога (в  пределах исчисленных за отчетный/налоговый период)

А4

Расходы на взносы по обязательному  социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

сумма взносов, перечисленных к моменту расчета налога (в пределах исчисленных за отчетный/налоговый период). До 2010 года эти взносы в вычет не принимались (А4 = 0)

А5

Расходы на пособия по временной  нетрудоспособности

Сумма выплаченных пособий  по временной нетрудоспособности (за вычетом сумм, возмещаемых ФСС)

А6

Размер вычета

Если A2 × 50 % > A3 + А4 + А5, то размер вычета равен А3 + А4 + А5

 

Если A2 × 50 % < A3 + А4 + А5, то размер вычета равен A2 × 50 % (кроме ИП без работников, с 2012 года такие ИП могут уменьшить налог на всю сумму страховых взносов, в размере начисленных за отчетный период)

А7

Сумма налога за отчетный/налоговый  период

A2 − A6

А8

Ранее уплаченные суммы

Ранее уплаченные за отчетный/налоговый  период суммы налога

А9

Сумма налога к уплате

A7 − A8 (надо платить,  если результат больше нуля)

Информация о работе Особенности упрощенной системы налогообложения