Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 04:23, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть применение Упрощенной системы налогообложения, пути увеличения собираемости налогов по УСН, условия и порядок перехода на УСН.
Задачами работы по данной теме выступают:
- ознакомление с общими положениями Упрощенной системы налогообложения;
- рассмотрение методологических основ применения Упрощенной системы налогообложения;
- определение перспектив развития Упрощенной системы налогообложения в России.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Общие положения УСН…………………………………………………5
1.1Сущность и особенности УСН……………………………………………......5
1.2Условия перехода на УСН……………………………………………………6
1.3Порядок перехода на УСН и прекращение применения УСН……………..9
Глава 2. Методологические основы применения УСН………………………13
2.1Налогоплательщики и объекты налогообложения………………………..13
2.2Налоговая база и налоговые ставки………………………………………..19
Глава 3. Перспективы развития УСН в России………………………………22
3.1Оптимизация УСН…………………………………………………………..22
3.2Пути увеличения собираемости налогов по УСН………………………...25
3.3Изменения УСН с 2013 года………………………………………………30
Заключение……………………………………………………………………..33
Список литературы…………………………………………………………….35
Приложения…………………………………………………………………….37
Целью налогового планирования, как на федеральном, так и на территориальном уровне является оценка соотношения налогового потенциала и фактических поступлений налогов и сборов, в том числе УСН, и определение объемов экономически обоснованных поступлений налогов и сборов в бюджетную систему в планируемом периоде. При этом налоговое планирование осуществляется с ориентацией на максимально высокий уровень мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему.
В этой связи налоговое прогнозирование и планирование правомерно рассматривать как единый процесс, в рамках которого происходит регулярная корректировка решений, пересмотр мер по достижению намеченных показателей на основе непрерывного контроля и мониторинга происходящих изменений.
Налоговое прогнозирование представляет собой оценку налогового потенциала и поступлений налогов и сборов, в том числе и УСН, в бюджетную систему (консолидированный, федеральный и территориальные бюджеты) и осуществляется на базе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и ее субъектов в виде системы показателей и основных параметров социально-экономического развития.
Налоговое прогнозирование включает в себя определение налоговых баз по каждому налогу и сбору, в том числе и УСН, мониторинг динамики их поступления, расчет уровней поступления налогов и сборов, объемов выпадающих доходов, состояние задолженности по налоговым платежам, оценку результатов изменения налогового законодательства и т.д.
Особое значение имеет анализ основных факторов, определяющих динамику налогового потенциала и поступлений налогов в бюджетную систему. По мере становления налогового законодательства и адаптации к нему налогоплательщиков происходит снижение влияния субъективных факторов, а важнейшую роль, определяющую размеры налоговых доходов государства, начинают играть экономические факторы, воздействующие на изменение налоговой базы отдельных налогов и сборов и налогового потенциала в целом.
Исходной составляющей налогового планирования является определение налоговой базы по УСН, расчет которой проводится в целом по стране и по регионам. Специфика и сложность планирования в региональном разрезе необходимость анализа исполнения текущих налоговых обязательств, мониторинга и прогноза социально-экономической ситуации по каждому региону Российской Федерации.
Для обеспечения своевременного и качественного налогового планирования и прогнозирования, создания условий для их постоянного совершенствования в 1999-2000 годах ФНС России был разработан и с 2001 года используется в работе Налоговый паспорт субъекта Российской Федерации. Налоговые паспорта действуют в федеральных округах и по России в целом. В основу Налогового паспорта положен макроэкономический подход к расчетам налоговой базы и налогового потенциала. С его разработкой появилась возможность более обоснованно подходить к определению индикативных (контрольных) показателей по мобилизации налогов и сборов в федеральный бюджет.[8]
Налоговый паспорт это документ, в котором приведена комплексная характеристика налогового потенциала. В нем дается оценка существующей налоговой базы региона, определяется налоговая составляющая в целом и по отдельным видам налогов в динамике, что позволяет разрабатывать прогноз поступления налогов и сборов на перспективу, как в условиях действующего налогового законодательства, так и с учетом его возможного изменения.
Налоговый паспорт состоит из 7 разделов, отражающих полный набор необходимых показателей по важнейшим позициям расчета налоговой базы, содержащих общую характеристику региона и показатели для расчета налоговой базы, показатели объемов и структуры поступлений налогов и сборов по отраслям экономики, задолженности по ним, выпадающих доходов, а также показатели с характеристикой сети финансово-кредитных учреждений и выполнения ими своих агентских функций по перечислению в бюджетную систему налогов и сборов.
Система показателей, используемых в каждом разделе Налогового паспорта, построена с учетом их динамики, что дает возможность определять тенденции и значимость отдельных факторов, влияющих на налоговые характеристики региона, источники или способы определения каждого показателя (прямые данные статистической или налоговой отчетности или расчет). Целесообразность использования показателей, включенных в соответствующие разделы Паспорта, уже в достаточной мере апробирована.
Для наиболее полного учета
масштабов предоставленных
Серьезной проблемой остается наличие большого количества предоставляемых отсрочек, рассрочек и иных форм изменения сроков уплаты налогов. Остро стоят и вопросы возмещения из федерального бюджета сумм входного НДС. Для учета при планировании связанных с этим бюджетных потерь в Паспорте предусмотрен специальный раздел «Выпадающие доходы». В целях учета выпадающих доходов имеющие место многочисленные задержки с выполнением банками и другими кредитными учреждениями поручений налогоплательщиков по уплате причитающихся налогов особым разделом в Налоговом паспорте выделены показатели, характеризующие количество таких учреждений.
Анализ и оптимизация выпадающих доходов позволяют повысить качество и обоснованность разрабатываемых планов и прогнозов налоговых поступлений, увеличить их собираемость и пополнить доходную часть бюджетной системы. Кроме того, дополнительный учет всех возможных видов и сумм выпадающих доходов раскрывает большой объем работы, проводимой налоговыми органами по мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему.
Для оценки налогового потенциала региона, налоговой нагрузки на товаропроизводителя и их учета при планировании налоговых поступлений Налоговый паспорт содержит показатели размеров начисленных и фактически поступивших налогов и сборов, задолженности по ним, которые выделены самостоятельными разделами.
Эта информация служит основой для определения уровня поступления налогов и налоговой нагрузки относительно валового регионального продукта (как по начислению, так и по поступлению).
Наличие такой информационной базы создает основу для расчета совокупного дохода регионов, в том числе и по УСН, их экономического, финансового и налогового потенциала и соответствующих показателей по Российской Федерации. Эта информационная база отражает возможности экономического роста регионов и соответствующего роста налоговых поступлений и играет важную роль в своевременном и обоснованном составлении бюджетов, а также для определения путей перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания бюджетной обеспеченности.
Вместе с тем, использование Налогового паспорта региона вносит определенность в систему межбюджетных отношений. Она становится открытой и прозрачной для ее участников. Создается динамически развивающаяся информационно-аналитическая база для формирования более обоснованной системы нормативов и правовой базы для реализации принципов межбюджетных отношений.
3.3 Изменение УСН с 2013 года
Федеральный закон от 25.06.2012 № 94-ФЗ не оставил без внимания ни предпринимателей, ни спецрежимников. Изменения грядут даже для налогоплательщиков, которые планируют использовать УСН в 2013 году.
Стоит начать с того, что ИП, которые вели деятельность на основе патента, с нового года уже не смогут пользоваться упрощенной системой налогообложения. Для данного налогового режима введена целая отдельная глава в НК РФ под названием «Патентная система налогообложения». То есть патенты уже не будут являться разновидностью «упрощенки». Теперь они выделены в отдельный спецрежим. Перечень видов деятельности, при осуществлении которых можно применять патентную систему налогообложения, определен в п. 2 ст. 346.43 НК РФ, при этом субъектам РФ предоставлено право:
В частности, патент можно будет получить на такие новые виды деятельности, как розничная торговля через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров или через объекты нестационарной торговой сети. Отметим, что в п. 3 ст. 346.43 НК РФ содержится перечень понятий, используемых для целей патентной системы, но он, за незначительными расхождениями, совпадает с понятиями, применяемыми для целей ЕНВД. Патент выдается на срок от одного до двенадцати месяцев, но только в пределах одного календарного года (п. 5 ст. 346.45 НК РФ). Таким образом, срок действия патента не может переходить на следующий календарный год. Как и при применении УСН на основе патента, предприниматель, перешедший на патентную систему, освобождается от уплаты НДФЛ, налога на имущество физлиц и НДС по деятельности, облагаемой в рамках патентной системы. Но по-прежнему придется уплатить НДС при ввозе товаров, а также в рамках договоров простого товарищества, доверительного управления имуществом и т.д. (п. п. 10 и 11 ст. 346.43 НК РФ). Что же касается
непосредственно УСН с 2013 года, то по новым
правилам заявительный порядок перехода
на упрощенную систему с 1.10.12 заменяется
уведомительным. При этом уведомление
о переходе на данный налоговый режим
можно подать в налоговую инспекцию до
31 декабря предшествующего года, а не по
30 ноября, как было ранее. Интересный момент: в законодательном акте прописано, что с нового года при совмещении патентной системы и «упрощенки» доход будет суммироваться по обоим режимам. Изменения УСН в 2013 году
коснулись и работодателей в вопросах
уменьшения суммы налогов. Сумму налога
можно будет уменьшить не только на обязательные
взносы работникам, но и на суммы платежей
добровольного личного страхования. Однако
ограничения по уменьшению УСН с 2013 года
более чем на 50% останутся без изменения. До сих пор ответ на вопрос — когда сдавать декларацию для компании, которая слетела с упрощенки, не был четко прописан в главе 26.2 Налогового кодекса РФ. В результате одни бухгалтеры отчитывались и платили упрощенный налог сразу после того, как слетали со спецрежима, а другие - сдавали декларации по итогам года. Наконец, депутаты внесли ясность. Отчитаться и перечислить сам налог нужно не позднее 25 числа первого месяца после того квартала, когда компания слетела со спецрежима. Это закреплено в пункте 7 статьи 346.21 и пункте 3 статьи 346.23 Налогового кодекса РФ. При этом важно не забыть сообщить в инспекцию о том, что переходите с упрощенки на общий режим. Сделать это нужно в течение 15 календарных дней после того квартала, когда утратили право применять упрощенную систему. Это правило действует сейчас и останется неизменным в следующем году (п. 5 ст. 346.13 НК РФ).Кроме того, теперь в главе 26.2 НК РФ отдельно прописаны сроки и для компаний, которые прекращают деятельность, с которой платили упрощенный налог. То есть добровольно уходят со спецрежима, ликвидируют предприятие либо временно приостанавливают деятельность. |
Заключение
Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях, установленных Налоговым кодексом РФ и принимаемыми федеральными законами. При установлении специальных налоговых режимов элементы налогообложения, а также налоговые льготы определяются Налоговым кодексом РФ.
Одним из видов специального режима налогообложения является упрощенная система налогообложения.
Упрощенная система налогообложения - это особый налоговый режим, который предназначен в основном для малых и средних предприятий и индивидуальных предпринимателей. Сущность единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями, заключается в том, что он заменяет уплату целого ряда налогов, устанавливаемых общим налоговым режимом.
Порядку перехода на упрощенную систему налогообложения уделено внимание в статье 346.13 НК РФ.
Упрощенная система налогообложения существует в качестве альтернативы общепринятой системе налогообложения, которую отличает большое количество различных налогов и сложность их расчета. Следует отметить, что одной из целей введения этого налогового режима было упрощение процесса исчисления налогов для субъектов малого бизнеса. На сегодняшний день налогоплательщик самостоятельно принимает решение о переходе на упрощенную систему, поскольку ее применение не является обязательным, но переход к упрощенной системе налогообложения имеет ряд ограничений.
Порядку перехода на упрощенную систему налогообложения уделено внимание в статье 346.13 НК РФ.
Применение УСН в настоящее время очень распространено среди малых предприятий, а развитие малого бизнеса очень важно для любой экономически развитой страны.
Библиографический список
Приложения
Таблица 1. Коэффициент – дефлятор
Период, на который установлен |
Размер |
2013 |
1,569 |
2012 |
1,4942 |
2011 |
1,372 |
2010 |
1,295 |
2009 |
1,148 |
2008 |
1,081 |
Таблица 2. Лимит для сохранения УСН (по данным Минфина)
Год |
Доход |
2010 |
60 млн. рублей |
2011 |
60 млн. рублей |
2012 |
60 млн. рублей |
2013 |
60 млн. рублей |
Таблица 4. Расчет налога.
Объект налогообложения — доходы минус расходы.
Отчетный период (внутригодовые расчеты)
№ |
Что определяем |
Как определяем |
А1 |
Доходы |
сумма учитываемых доходов за отчетный период |
А2 |
Расходы |
сумма учитываемых расходов за отчетный период |
А3 |
Налоговая база |
Если A1 − A2 > 0, то налоговая база составит A1 − A2 Если A1 − A2 < 0, то налоговая база равна нулю |
А4 |
Сумма налога |
A3 × 15 % |
А5 |
Ранее уплаченные суммы |
Ранее уплаченные за отчетный период суммы налога |
А6 |
Сумма налога к уплате |
A4 − A5 (надо платить, если результат больше нуля) |
Таблица 3. Расчет налога
Объект налогообложения — доходы
№ |
Что определяем |
Как определяем |
А1 |
Налоговая база |
Сумма учитываемых доходов за отчетный (налоговый) период |
А2 |
Первоначальная сумма налога |
A1 × 6 % |
А3 |
Сумма ранее уплаченных взносов на обязательное страхование, в т.ч. и фиксированные взносы ИП |
Сумма взносов, перечисленных к моменту расчета налога (в пределах исчисленных за отчетный/налоговый период) |
А4 |
Расходы на взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
сумма взносов, перечисленных к моменту расчета налога (в пределах исчисленных за отчетный/налоговый период). До 2010 года эти взносы в вычет не принимались (А4 = 0) |
А5 |
Расходы на пособия по временной нетрудоспособности |
Сумма выплаченных пособий по временной нетрудоспособности (за вычетом сумм, возмещаемых ФСС) |
А6 |
Размер вычета |
Если A2 × 50 % > A3 + А4 + А5, то размер вычета равен А3 + А4 + А5
Если A2 × 50 % < A3 + А4 + А5, то размер вычета равен A2 × 50 % (кроме ИП без работников, с 2012 года такие ИП могут уменьшить налог на всю сумму страховых взносов, в размере начисленных за отчетный период) |
А7 |
Сумма налога за отчетный/налоговый период |
A2 − A6 |
А8 |
Ранее уплаченные суммы |
Ранее уплаченные за отчетный/налоговый период суммы налога |
А9 |
Сумма налога к уплате |
A7 − A8 (надо платить, если результат больше нуля) |
Информация о работе Особенности упрощенной системы налогообложения