Отмена ЕСН

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 22:58, реферат

Описание работы

Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения бюджета. Государственная власть с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средств для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий фонды заканчивали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось.

Содержание работы

Введение........................................ 3
Внебюджетные фонды РФ........................... 4
Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов.......................................... 4
Источники формирования внебюджетных фондов...... 7
Единый социальный налог......................... 8
Причины, вызвавшие необходимость введения ЕСН............................................. 9
Налогоплательщики ЕСН........................... 11
Объект обложения налога......................................... 13
Ставки единого социального налога.....................................24
Порядок исчисления и уплаты налога..................................26
Заключение..................................................................................34
Используемая литература....................................................................36

Файлы: 1 файл

ЕСН Спановский.docx

— 51.74 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 

Введение........................................ 3

Внебюджетные фонды  РФ........................... 4

Социально-экономическая  сущность внебюджетных фондов.......................................... 4

Источники формирования внебюджетных фондов...... 7

Единый социальный налог......................... 8

Причины, вызвавшие  необходимость введения ЕСН............................................. 9

Налогоплательщики ЕСН........................... 11

Объект обложения  налога......................................... 13

Ставки единого  социального налога.....................................24

Порядок исчисления и уплаты налога..................................26

Заключение..................................................................................34

Используемая литература....................................................................36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных  фондов или особых счетов задолго  до возникновения бюджета. Государственная  власть с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средств для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий фонды заканчивали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось.

С укреплением централизованного  государства начинался период унификации специальных фондов. На основе объединения  различных фондов был создан государственный  бюджет. Наряду с бюджетом вновь  повышалось значение внебюджетных фондов.

Внебюджетные фонды  в финансовой системе России созданы  в соответствии с Законом РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" (от 10 октября 1991 г.). Главная причина  их создания - необходимость выделения  чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода.

Поскольку плательщиками  взносов во внебюджетные фонды являются юридические и физические (предприниматели) лица, т.е. потребители социальных гарантий, то вопросы уплаты и распределения  денежных средств фондов касаются всех граждан России, и поэтому проявляется  их заинтересованность в оптимальном  функционировании системы внебюджетных фондов.

1. Внебюджетные  фонды РФ

1.1. Социально-экономическая  сущность внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения  национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп  населения. Государство мобилизирует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения.

На основе Закона РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного планирования в РСФСР" от 10 октября 1991 года органы власти в  рамках законодательства РФ могут образовывать целевые внебюджетные фонды, обладающие правом самостоятельного юридического лица и независимые от бюджетов соответствующих органов власти.

Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих  актов высших органов власти, в  которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных средств.

Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:

- запланированы  органами власти и управления  и имеют строгую целевую направленность;

- денежные средства  фондов используются для финансирования  государственных расходов, не включенных  в бюджет;

- формируются в  основном за счет обязательных  отчислений юридических и физических  лиц;

- страховые взносы  в фонды и взаимоотношения,  возникающие при их уплате, имеют  налоговую природу, тарифы взносов  устанавливаются государством и  являются обязательными;

- на отношения,  связанные с исчислением, уплатой  и взысканием взносов в фонды,  распространено большинство норм  и положений Закона РФ "Об  основах налоговой системы РФ";

- денежные ресурсы  фонда находятся в государственной  собственности, они не входят  в состав бюджетов, а также  других фондов и не подлежат  изъятию на какие-либо цели, прямо  не предусмотренные законом;

- расходование средств  из фондов осуществляется по  распоряжению Правительства или  специально уполномоченного на  то органа (Правление фонда).

Внебюджетные фонды - форма использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в  бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности  строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.

Решение об образовании  внебюджетных фондов принимает Федеральное  собрание РФ, а также государственные  представительные органы субъектов  Федерации и местного самоуправления. Внебюджетные фонды находятся в  собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение.

Начиная с 1992 года в  РФ, создано и действует большое  количество внебюджетных фондов. В  зависимости от уровня управления внебюджетные фонды подразделяются на государственные (федеральные) и региональные; по целевому назначению – на экономические и социальные. Общее число федеральных внебюджетных фондов в 1998 г. составило около 40.

 

1.2. Источники  формирования внебюджетных фондов

 

Внебюджетные фонды  создаются двумя путями. Один путь - это выделение из бюджета и  финансирование определенных расходов, имеющих особо важное значение, другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для использования в определенных целях.

Внебюджетные фонды  предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указана  цель расходования средств.

Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения  национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения  при формировании фондов - специальные  налоги и сборы, средства из бюджета  и займы.

Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной  властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных (местных) бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства, полученные фондом у ЦБ РФ или коммерческих банков. Кроме того, к доходам внебюджетных фондов относятся отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций и прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом (имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов).

 

2. Единый  социальный налог.

 

Единый социальный налог является серьезным новаторством, включенным во вторую часть Налогового кодекса. Введенный в действие с 1 января 2001 г., этот налог заменил  собой действовавшие ранее отчисления в три государственных внебюджетных социальных фонда - Пенсионный, Фонд социального  страхования и федеральный и  региональные фонды обязательного  медицинского страхования. Но замена отчислений на единый социальный налог не отменила целевого назначения налога. Средства от его сбора будут поступать  не в бюджеты всех уровней, а в  указанные выше фонды. Основное предназначение этого налога именно в том и  состоит, чтобы обеспечить мобилизацию  средств для реализации права граждан России на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

В связи с этим возникает неизбежный вопрос о необходимости  и экономической целесообразности преобразования производимых предприятиями, учреждениями и организациями отчислений в социальные фонды в единый налог.

2.1. Причины,  вызвавшие необходимость введения  единого социального налога.

 

До введения единого  социального налога был не совсем ясен статус отчислений в государственные  социальные внебюджетные фонды. Формально  не являясь налогами, поскольку не входили в установленную Законом "Об основах налоговой системы  Российской Федерации" налоговую  систему России, они по своему экономическому содержанию для налогоплательщиков были все-таки одной их форм налогов. При этом, учитывая высокие ставки этих взносов, они были одним из определяющих моментов сокрытия работодателями истинных размеров выплачиваемой работникам заработной платы и существования  тем самым скрытых форм оплаты труда. Введение единого социального  налога, взимаемого по регрессивной шкале, призвано стать серьезным стимулом для легализации реальных расходов организаций на оплату труда работников, и в конечном счете - расширить базу обложения налогом на доходы физических лиц.

Контроль за своевременностью и полнотой уплаты организациями и индивидуальными предпринимателями отчислений во внебюджетные фонды являлся функцией не налоговых органов, а созданных специально для этого органов государственных внебюджетных фондов. Это, с одной стороны, создавало определенные трудности для организаций и индивидуальных предпринимателей, поскольку они подвергались проверкам со стороны сразу пяти контролирующих органов. Вместе с тем, эффективность контроля за поступлением этих отчислений была достаточно низка. Это связано с тем, что органы государственных внебюджетных фондов, не имея в достаточной степени предоставленных налоговым органам прав, не сумели в полном объеме обеспечить постановку на учет юридических и физических лиц, являющихся по закону налогоплательщиками отчислений в фонды. Достаточно сказать, что количество стоящих на учете плательщиков взносов было примерно на четверть ниже, чем зарегистрированных в налоговых органах налогоплательщиков. С введением единого социального налога контроль за его исчислением и уплатой полностью переходит к налоговым органам.

Принципиальное  значение имеет также и то обстоятельство, что с введением единого социального  налога для всех налогоплательщиков — работодателей установлен единый порядок исчисления налоговой базы по платежам в социальные фонды, что, несомненно облегчит исчисление налога не только чисто технически, но и с позиций предотвращения ошибок в расчетах.

Единый социальный налог является одним из наиболее значимых как в формировании доходов  государства, так и для финансового  положения налогоплательщиков. Платежи  по нему хоть и незначительно, но превысят поступления в бюджеты всех уровней  самого крупного налогового источника доходов консолидированного бюджета страны — налога на добавленную стоимость.

 

2.2. Налогоплательщики  единого социального налога.

 

Определение налогоплательщиков единого социального налога имеет  особо важное значение, поскольку в отличие от большинства других видов налогов, входящих в российскую налоговую систему, ставки уплаты этого налога в значительной мере зависят от категорий налогоплательщиков.

В первую очередь  налогоплательщиками этого налога являются работодатели, которые производят выплаты наемным работникам. В их число входят организации, индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; крестьянские (фермерские) хозяйства, а также физические лица. В дальнейшем эту группу будем именовать как налогоплательщики — работодатели.

Ко второй категории  относятся индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства, а также адвокаты. В отличие от первой группы, входящие во вторую группу налогоплательщики выступают таковыми как индивидуальные получатели доходов от предпринимательской или другой профессиональной деятельности. В дальнейшем их будем именовать как налогоплательщики — предприниматели.

На практике нередки  случаи, когда один и тот же налогоплательщик одновременно может относиться к нескольким категориям налогоплательщиков. В этом случае он является

отдельным налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию.

Одновременно с  этим организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с действующим законодательством на уплату налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, не являются налогоплательщиками единого социального налога в части доходов, которые они получают от осуществления этих видов деятельности.

Объект налогообложения  для исчисления единого социального налога зависит от того, к какой группе принадлежат налогоплательщики.

Для налогоплательщиков - работодателей объектом налогообложения определены начисляемые им выплаты, вознаграждения и другие доходы, в том числе вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, связанные с выполнением работ или оказанием услуг, и по авторским и лицензионным договорам, а также выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты. Исключение в этой группе сделано лишь для налогоплательщиков — физических лиц, производящих в отдельных случаях выплаты в пользу других физических лиц. Не являются в частности объектом обложения выплаты, если они оформлены с налогоплательщиком трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, авторским или лицензионным договором. Вместе с тем все перечисленные выше выплаты, доходы и вознаграждения могут и не являться объектом налогообложения, если они произведены из прибыли, остающейся в распоряжении организации.

Информация о работе Отмена ЕСН