Перспективы развития налога на добавленную стоимость в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучить теоретические и практические аспекты перспектив развития налога на добавленную стоимость в России.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть историю НДС в России;
Определить роль и место налога на добавленную стоимость в РФ;
Охарактеризовать элементы НДС;
Проанализировать государственные меры совершенствования НДС;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
1.1 История развития НДС в России
1.2 Роль и место НДС в налоговой системе РФ
1.3 Элементы налога на добавленную стоимость
2.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В РФ
2.1 Государственные меры совершенствования НДС
2.2 Альтернативные направления развития налога на добавленную стоимость
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Перспективы развития налога на добавленную стоимость в РФ..docx

— 79.04 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

1.1 История развития НДС в России

1.2 Роль и место НДС в налоговой системе РФ

1.3 Элементы налога на  добавленную стоимость

2.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В РФ

2.1 Государственные меры совершенствования НДС

2.2 Альтернативные направления развития налога на добавленную стоимость

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Налог на добавленную стоимость один из самый сложный для исчисления налогов, входящих в налоговую систему Российской Федерации. Его традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются через цену товара. НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Налог на добавленную стоимость  играет ключевую роль в процессе формирования доходов федерального бюджета. При этом он остается одним из самых проблемных налогов в российской налоговой системе. Значительные издержки государства и бизнеса, связанные с администрированием НДС, проблемы, возникающие при его возмещении из бюджета, являются актуальными вопросами, связанные с реформированием и совершенствованием НДС.

Целью данной курсовой работы является изучить теоретические  и практические аспекты перспектив развития налога на добавленную стоимость  в России.

Для достижения  цели были поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть историю НДС в России;
  2. Определить роль и место налога на добавленную стоимость в РФ;
  3. Охарактеризовать  элементы НДС;
  4. Проанализировать государственные меры совершенствования НДС;
  5. Рассмотреть альтернативные направления развития налога на добавленную стоимость.

Объектом исследования выступает

Предметом исследования является

В процессе написания курсовой работы были использованы законодательные  и иные нормативные акты, методические пособия, составленные такими авторами, как Тарасовой В. Ф., Скрипниченко В.А., Перова А.В.

Данная курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения и  списка использованных источников и  приложений.

В первой главе понятие налога на добавленную стоимость, определена его роль и место формировании доходов федерального бюджета, дана характеристика элементам налогообложения по НДС.

Вторая глава содержит меры по государственному совершенствованию  НДС и рассмотрены возможные  варианты развития налога на добавленную  стоимость в РФ.

В заключении описаны основные выводы и предложения по совершенствованию  налога на добавленную стоимость.

Работа представлена на 30  страницах, содержит 1  таблицу, 5  рисунков, 34 использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

 

    1. История развития НДС в России

 

 

Налог на добавленную стоимость  является сравнительно молодым налогом. Большинство из ныне действующих  налогов были введены в практику в XIX веке. Некоторые налоги, такие  как акцизы, земельный налог, известны еще с древних времен. НДС стал применяться лишь в XX веке. Конкретная же схема обложения НДС была разработана  в 1954 году французским экономистом  М. Лоре, с легкой руки которого он и был введен во Франции в 1958 году. В то же время добавленная стоимость начала использоваться в статистических и аналитических целях еще с конца прошлого века [24, С. 87].

НДС относится к группе косвенных налогов. Необходимо отметить, что для них характерна в основном фискальная функция. Их появление обычно связано с возрастанием потребности  государства в доходах в связи  с ростом расходов. Исторически первой формой косвенных налогов выступали  акцизы, которые взимались с отдельных  видов товаров. В противоположность  им НДС представляет собой универсальный  акциз, так как обложению им подлежат все товары.

Одной из первых форм косвенного налогообложения явился налог с  продаж, сходный по характеру с  НДС. Предпосылкой возникновения налога с продаж послужила острая нехватка средств, в связи с огромными  военными расходами в период I Мировой  войны. В результате его функционирования цена реализуемого товара значительно  повышалась, что вызывало огромное недовольство, как покупателей, так  и производителей. Прежде всего, это  было связано с тем, что потребители  вынуждены были покупать товары по сильно завышенной цене, вытекающей из многократного обложения оборотов налогом с продаж. С другой стороны производители несли значительные убытки вследствие снижения спроса на свою продукцию. Это явилось предпосылкой к тому, что после I Мировой войны непопулярный налог был упразднен, но ненадолго. Государственный бюджет, сильно обремененный возросшими расходами в период II Мировой войны, требовал дополнительных источников пополнения доходов. Налог с продаж, отвечавший фискальным требованиям, был введен вновь. Необходимо отметить, что произошло некоторое совершенствование механизма обложения данным налогом. Во-первых, он начал взиматься однократно и, как правило, на стадии розничной торговли, тем самым не сильно замедляя оборот капитала. Во-вторых, поступление средств в казну также происходило более быстрыми темпами, так как возросла оборачиваемость средств. В то же время при таком положении вещей государство терпело некоторые убытки в результате потери части доходов из-за невозможности осуществлять полный контроль за всеми стадиями производства и обращения товара. При многократном обложении объекта фискальные органы имели возможность получать оперативную информацию о движении капитала при подаче налоговых деклараций. При однократном обложении только последней стадии обращения - розничной торговли - такая возможность терялась. Вышеперечисленные факторы послужили основными причинами к возникновению налога на добавленную стоимость, который давал возможность государству контролировать весь процесс производства и обращения товаров (в том числе оптовую и розничную торговлю) [17, С. 115].

Широкое распространение  НДС получил благодаря подписанию в 1957 году в Риме договора о создании Европейского экономического сообщества, согласно которому, страны его подписавшие, должны были гармонизировать свои налоговые  системы в интересах создания общего рынка. В 1967 году вторая директива  Совета ЕЭС провозгласила НДС  главным косвенным налогом Европы, предписывая всем членам Сообщества ввести данный налог в свои налоговые  системы до конца 1972 года. В том  же 1967 году налог на добавленную стоимость начал функционировать в Дании, в 1968 - в ФРГ. Шестая директива Совета ЕЭС 1977 года окончательно утвердила базу современной европейской системы обложения НДС, чем способствовала унификации взимания данного налога в Европе.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2– Предпосылки  появления налога на добавленную стоимость*

*Источник: [11, С.14]

 

В настоящее время НДС  взимается более чем в сорока странах мира: почти во всех европейских  странах, Латинской Америке, Турции, Индонезии, ряде стран Южной Америки. В США и Канаде применяется  близкий по методу взимания к НДС  налог с продаж.

Обширная география распространения  НДС свидетельствует о его  жизнеспособности и соответствии требованиям  рыночной экономики. Необходимо отметить, что прочному внедрению его в  практику налогообложения в немалой  степени способствовали следующие  факторы.

Широкое распространение  НДС в зарубежных странах с  рыночной экономикой создало почву  для появления его в России. Налог был введен 1 января 1992 года. Он пришел на смену налогу с оборота, просуществовавшего в стране около 70 лет, и так называемого «президентского» налога с продаж, введенного в декабре 1990 года. Оба предшественника НДС были эффективны только в условиях жесткого государственного контроля за ценообразованием. Налог с оборота взимался в основном в виде разницы между твердыми, фиксированными государственными оптовыми и розничными ценами, и его ставка колебалась от 20 до 300 % для различных видов продукции. Налог с продаж устанавливался в процентах к объему реализации и фактически увеличивал цену товаров на 5 % [19, С. 15].

 

 


 

 

 


 

 



Рисунок 3– Причины введения НДС в России*

*Источник: [2, С.154]

 

 

В связи с возросшей  инфляцией налог с оборота  утратил свою жизнеспособность и  вместе с налогом с продаж был  заменен налогом на добавленную  стоимость. Новый налог выгодно  отличался от ранее действовавших. Он был более эффективен для государства, так как обложению им подлежал товарооборот на всех стадиях производства и обращения. Можно было ожидать, что с расширением налоговой базы и ставок поступления будут расти.

НДС является менее обременительным  для отдельного производителя, поскольку  обложению подлежит не весь товарооборот, а лишь прирост стоимости, и тяжесть  налога может быть распределена по всей цепи товарооборота. Это являлось немаловажным фактором в достижении равенства всех участников рынка. Следует также обратить внимание на такой факт, что налог на добавленную стоимость являлся более простой и универсальной формой косвенного обложения, так как для всех плательщиков устанавливался единый механизм его взимания на всей территории страны.

 

 

1.2 Роль и место НДС в налоговой системе РФ

 

 

С появлением НДС и акцизов  в  налоговой системе РФ косвенные  налоги стали играть решающую роль при мобилизации доходов  в  бюджет. В консолидированном  бюджете  РФ поступления от НДС на товары, реализуемые на территории РФ, уступают только налогу на добычу полезных ископаемых и составляют около четверти всех доходов. В то же время в федеральном  бюджете РФ налог на добавленную  стоимость на товары, реализуемые на территории РФ (в том числе НДС при ввозе товаров на территорию РФ) стоит на первом месте, превосходя по размеру все налоговые доходы [21, С.34].

Таким образом, налог на добавленную  стоимость играет очень важную роль в формировании доходной части бюджета. Для подтверждения данной позиции  проведем сравнительный анализ поступлений  НДС в федеральный бюджет доходов за 2006-2012 гг. (табл.1).

 

Таблица 1 - Динамика поступлений НДС в бюджет РФ *

Годы

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

НДС, в млрд., руб.

1017,0

1449,1

1123,3

1006,7

1408,5

1985,9

2442,7


*Источник: [6]

 

По данным таблицы можно  сделать вывод о том, что в  целом поступления НДС в бюджет РФ возрастают. В 2009 г. наблюдается сокращение поступлений НДС, это связано  с кризисом, который на тот момент существовал в стране.

Между тем рост поступлений  по НДС объясняется увеличением  начислений по крупным налогоплательщикам, в том числе увеличением выручки  из-за роста цены на нефть, ростом налога к уплате по предприятиям, являющимся налоговыми агентами, а также уменьшением  суммы налога, заявленной к возмещению, снижением доли налоговых вычетов.

НДС выполняет две взаимодополняющие  функции: фискальную и регулирующую. Первая особенность заключается  в мобилизации существенных поступлений  от данного налога в доход бюджета  за счет простоты взимания и устойчивости базы обложения, но в связи с мировым финансовым экономическим кризисом и снижением конъюнктуры в 2009 году наблюдалось значение снижения доходной части бюджета [13, С. 82].

 В свою очередь регулирующая  функция проявляется в стимулировании  производственного накопления усиления  контроля за сроками продвижения товаров и их качеством.

НДС имеет ряд недостатков, уровень собираемости этого налога не превышает 60-80%. Недобросовестные возмещения НДС при помощи различных схем приносят колоссальный ущерб бюджету. Огромное количество схем ухода от налогообложения, сложность администрирования налога и пробелы в законодательстве помогают недобросовестным предпринимателям проводить операции по незаконному возмещению НДС.

Налогом недовольны и предприниматели. В первую очередь бизнесменов  не устраивают постоянные отказы в  возмещении налога при экспорте продукции. Как неоднократно отмечали представители  различных предприятий, налоговые  органы практически никогда не укладываются в отведенный для возмещения НДС  срок. Более того, как утверждают предприниматели, в большинстве  случаев возмещения НДС удается  добиться только через суд. На данный момент в сфере НДС можно обозначить несколько проблем, требующих оперативного решения со стороны Правительства, и вызывающих недовольство среди налогоплательщиков.

Большой проблемой является администрирование НДС. Как отмечают специалисты, на обслуживание этого налога уходит до 40% рабочего времени, так же уже около десяти лет налогоплательщики озабочены процедурой возмещения НДС. К примеру, сейчас сроки возмещения НДС могут достигать полугода, в это время предприятие теряет прибыль, которую могло бы получить при вложении этих денег в производство, с другой стороны, таким образом государство обеспечивает себя краткосрочным беспроцентным кредитом [28, С. 15].

Преследуя цель получить из бюджета компенсацию по НДС, мошенниками используются теневые схемы, чаще всего связанные с экспортом товара, когда экспорт товара либо на деле вообще не происходит, либо экспортируется другой (низкосортный) товар, нежели заявленный. Всё это приводит к существенным потерям государственного бюджета.

 

 

    1. Элементы налога на добавленную стоимость

 

 

Налог на добавленную стоимость  является одним из наиболее трудных для понимания, сложных для исчисления, уплаты и соответственно контроля со стороны налоговых органов. Он относится к тем налогам, которые имеют в России наиболее разветвленную сеть исключений из общих налоговых правил, множество льгот, а также огромное число понятий, с которыми процедура налогового изъятия непосредственно связана.

Информация о работе Перспективы развития налога на добавленную стоимость в России