Перспективы развития налога на добавленную стоимость в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучить теоретические и практические аспекты перспектив развития налога на добавленную стоимость в России.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть историю НДС в России;
Определить роль и место налога на добавленную стоимость в РФ;
Охарактеризовать элементы НДС;
Проанализировать государственные меры совершенствования НДС;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
1.1 История развития НДС в России
1.2 Роль и место НДС в налоговой системе РФ
1.3 Элементы налога на добавленную стоимость
2.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В РФ
2.1 Государственные меры совершенствования НДС
2.2 Альтернативные направления развития налога на добавленную стоимость
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Перспективы развития налога на добавленную стоимость в РФ..docx

— 79.04 Кб (Скачать файл)

 

 




 

 

 

 

Рисунок 4 – Налогоплательщики  НДС*

*Источник: [1, С. 154]

 

 

Объект налогообложения  являются: реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций, выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления, ввоз товаров на таможенную территорию РФ [2].

Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с гл. 21 НК в зависимости  от особенностей реализации произведенных  им или приобретенных на стороне  товаров (работ, услуг).

Налоговая база устанавливается  отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ.

При определении налоговой  базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) исчисляется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных  с расчетами по оплате указанных  товаров (работ, услуг), полученных им в  денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами [2].

Налоговый период для налогоплательщиков (налоговых агентов) с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими 2 млн руб., налоговый период устанавливается как квартал. Во всех остальных случаях налоговым периодом является календарный месяц.

Для НДС предусмотрено три вида налоговых ставок: основная ставка в 18% и две льготные 10% и 0%. Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете – как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли конкретных налоговых баз [2].

Общая сумма налога исчисляется  по итогам каждого налогового периода  применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения, дата реализации (передачи) которых относится к  соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих  или уменьшающих налоговую базу в определенном налоговом периоде.

В расчетных документах, в том числе в реестрах чеков  и реестрах на получение средств  с аккредитива, первичных учетных  документах и в счетах-фактурах, соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как  уменьшенная на сумму налоговых  вычетов общая сумма налога, исчисляемая  в соответствии с НК РФ.

Налоговые вычеты. Налогоплательщик имеет право уменьшить общую  сумму исчисленного налога на установленные  в ст. 171 НК налоговые вычеты.

В случае если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов  превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику.

Порядок и сроки уплаты налога. При ввозе товаров на таможенную территорию РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается в  соответствии с таможенным законодательством.

Уплата налога по всем остальным  операциям, признаваемым объектом налогообложения, на территории РФ производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе  для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных  нужд, услуг) за истекший налоговый  период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено НК [2].

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по операциям реализации (передачи, выполнения, оказания для  собственных нужд) товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, уплачивается по месту учета налогоплательщика  в налоговых органах. Налоговые  агенты производят уплату суммы налога по месту своего нахождения.

Налогоплательщики (налоговые  агенты) обязаны представить в  налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую  декларацию в срок не позднее 20-го числа  месяца, следующего за истекшим налоговым  периодом, если иное не предусмотрено  НК.

 

 

 

 

2.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В РФ

 

2.1 Государственные меры совершенствования НДС

 

 

Налоговая политика государства  в ближайшие годы будет по-прежнему проводиться в условиях дефицита федерального бюджета. В этой связи  важнейшей задачей Правительства  РФ является создание эффективной и  стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной  и долгосрочной перспективе.

Планируется, в частности, предпринимать усилия, направленные на увеличение доходного потенциала налоговой системы. Отдельным направлением политики в области повышения доходного потенциала налоговой системы будет являться оптимизация существующей системы налоговых льгот и освобождений, а также ликвидация имеющихся возможностей для уклонения от налогообложения.

Предоставление налоговых стимулирующих механизмов и налоговых льгот напрямую не влечет расходования бюджетных средств, указанные меры оборачиваются сокращением доходов бюджетной системы Российской Федерации и тем самым уменьшают ресурсы государства, необходимые для решения поставленных перед ним задач. Поэтому правомерно рассматривать налоговые льготы, освобождения и прочие стимулирующие механизмы в качестве "налоговых расходов" бюджетной системы Российской Федерации.

В то же время более 90% выпадающих доходов составляют потери, связанные  с применением налоговых освобождений, обусловленных структурой налогов  и использованием общих принципов  налогообложения отдельных операций.

Отметим, что среди основных причин недополучения доходов бюджетами бюджетной системы Российской Федерации являются положения законодательства о налогах и сборах, предусматривающие освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость финансовых и банковских операций. Такие механизмы являются по своей сути не льготами, а базовыми элементами действующей налоговой системы, соответствующей принципам налогообложения аналогичных операций в налоговых системах стран ОЭСР.

Среди основных налоговых  расходов бюджетов, направленных на стимулирование экономического развития, по итогам 2012 года выделяются следующие льготы по направлениям стимулирования:

освобождение от НДС операций по реализации исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности - 8,2 млрд. руб.;

освобождение от НДС операций по выполнению организациями НИОКР - 3,5 млрд. руб.;

освобождение от НДС операций и имущества, связанных с оказанием  медицинских услуг, - 41 млрд. руб.;

освобождение от НДС операций по перевозке пассажиров - 29 млрд. руб.;

освобождение от НДС образовательных  услуг - 33 млрд. руб.

В целях оптимизации налоговых  преференций, предусмотренных законодательством  Российской Федерации о налогах  и сборах, в 2013 - 2015 годах будет  продолжена работа по оценке их эффективности [3].

При этом также проводится работа по систематизации действующих  налоговых льгот и их оценке, проблем  администрирования и определения  налоговых льгот, которые наиболее востребованы в целях модернизации производства и внедрения инноваций.

Предлагается в целях  повышения конкурентоспособности  российских организаций, оказывающих  финансовые услуги, определить перечень конкретных услуг, оказываемых профессиональными  участниками рынка ценных бумаг, которые можно освободить от НДС: брокерские, депозитарные, услуги управляющих  активами, услуги андеррайтинга. Для этой же категории налогоплательщиков предполагается устранить существующую диспропорцию в расчете пропорции облагаемых и необлагаемых НДС операций путем учета прибыли соответствующего налогоплательщика, а не его валовых оборотов.

Правительство намерено устранить  противоречия, возникающие на практике при применении налога на добавленную  стоимость. Предлагается восстанавливать суммы НДС по выбывшим товарам и основным средствам при хищении или недостаче, выявленным в ходе инвентаризации. Подобное предложение вносится и для строительно-монтажных работ, увеличивающих первоначальную стоимость объекта недвижимости. Предложен порядок учета суммовых разниц, возникающих при пересчете в рубли обязательств, выраженных в валюте или условных единицах, с фиксацией их только в момент отгрузки — без последующей корректировки при оплате. Упрощение механизма расчета снизит трудоемкость учетного процесса и вероятность счетных ошибок [3].

Разработан порядок расчета  НДС и применения счетов-фактур при  уменьшении цен товаров, услуг или имущественных прав. Это особенно актуально для организаций, предоставляющих скидки в виде уменьшения цены, в случае вступления изменений в силу счет-фактура будет выставляться на сумму разницы с пометкой «перерасчет», с соблюдением специальных требований к такому документу. При этом отпадет необходимость представлять в налоговые органы корректирующие налоговые декларации.

Вносится предложение  об освобождении от обложения НДС  не только предоставление в аренду спортивных сооружений для проведения организациями физкультуры и  спорта спортивно-зрелищных мероприятий, но и мероприятия по подготовке к  их проведению. В связи с планируемым  системным контролем за внешнеэкономической деятельностью, предлагается исключить банковские выписки из перечня документов, представляемых в налоговые органы для подтверждения налоговой ставки по экспорту в размере 0%.

 

 

2.2 Альтернативные направления развития налога на добавленную стоимость

 

 

В последние годы продолжаются дискуссии о реформе налога на добавленную стоимость, причем эти  обсуждения активизировались в связи  с разработкой долгосрочной стратегии  социально-экономического развития России и спорами о том, как создать  стимулы для инновационного экономического роста. Некоторые предлагают снизить  ставку налога, ссылаясь на сверхвысокие конъюнктурные доходы экономики, однако популярностью пользуется другая идея - полностью отменить НДС, заменив  его налогом с продаж.

Замена НДС налогом с продаж не только снизит налоговую нагрузку на компании, но и перераспределит доходы бюджета с федерального на региональный уровень. Межбюджетные отношения и вся налоговая система построены таким образом, что большую часть налогов забирает федеральный центр и потом распределяет их в виде бюджетных трансфертов на социально-экономическое выравнивание регионов. Такая ситуация в корне подавляет какую-либо активность регионов по развитию предпринимательства, созданию благоприятного климата и привлечению инвестиций [27, С. 13].

Отмена или существенное снижение НДС будет способствовать технологическому рывку в промышленности. Например, в Японии, где принципиально низкая ставка по НДС – меньше 10% снизила налоговую нагрузку на высокотехнологичный бизнес и способствовала экономическому развитию и росту. В тоже время у НДС очень сложное и громоздкое администрирование, налог очень обременителен для бизнеса.

Отмена НДС, приведя к оздоровлению бизнес-климата, обернется как минимум не меньшим притоком денег в казну. У бизнеса существенно увеличатся обороты, с ними – продажи, а значит, и налогооблагаемая база [6, С. 3].

Однако это приведет к изменению структуры всей бюджетной системы РФ, если сейчас НДС просто напросто изъять из федерального бюджета или в том или ином виде передать регионам, поделить между регионами этот налог по каким-то понятным правилам, то в этом случае у федерального бюджета явно получается дефицит.

 Налог с продаж распространяется только на розничные продажи, чтобы его собрать, нужно контролировать десятки тысяч торговых точек, которые сегодня от НДС освобождены. С точки зрения затрат государства на администрирование увеличение довольно значительное

Замена НДС на НСП в  условиях глобализации мировой экономики  и роста вовлеченности России в мировые экономические отношения, может негативно сказаться на экономике. При отсутствии НДС не нужно возмещать НДС из бюджета экспортерам. В этом случае также не облагаются и импортируемые товары, что по сравнению с применением НДС, предполагающим налогообложение по нулевой ставке, предоставляет конкурентные преимущества импортным товарам. В то же время наличие каскадного эффекта позволяет предположить, что даже взимание НСП только на стадии розничной реализации не позволит полностью освободить экспорт от косвенных налогов. Кроме того, замена НДС на НСП может вызвать рост цен и инфляцию при наличии многочисленных посредниках. НДС по сравнению с НСП является нейтральным налогом для налогоплательщиков, т.к. применяются налоговые вычеты по приобретенным товарам, работам, услугам [18, С. 35].

Однако для отдельных  категорий налогоплательщиков: крупные  российские корпорации, работающие в  России, профиль деятельности которых не связано с производством в значительных масштабах потребительских товаров или товаров для внутреннего рынка, крайне заинтересованы в отмене НДС. С одной стороны, это позволит им значительно снизить свои налоговые платежи в бюджет в краткосрочном периоде, практически не неся бремя уплаты нового налога НСП. А с другой – будет способствовать снижению прочих издержек, связанных с возмещением НДС при экспорте и налогообложением постоянно растущего импорта, возможности не уплачивать налог при реализации и приобретении услуг, местом реализации которых признается территория РФ.

Налог с продаж показал  свою крайнюю неэффективность. Он взимался по ставке 5%. И если смотреть статистику 2003 года, последнего года, когда он взимался, то объемы поступлений по налогу на добавленную стоимость и по налогу с продаж отличались примерно в 15 раз [12, С. 41].

Если вводить налог с продаж, не увеличивая других налогов, то для сохранения такого же источника бюджетных поступлений ставку по нему надо увеличивать до 75%, также налог с продаж, ко всему прочему, чрезвычайно сложен в администрировании.

Информация о работе Перспективы развития налога на добавленную стоимость в России