Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 18:04, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучить теоретические и практические аспекты перспектив развития налога на добавленную стоимость в России.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть историю НДС в России;
Определить роль и место налога на добавленную стоимость в РФ;
Охарактеризовать элементы НДС;
Проанализировать государственные меры совершенствования НДС;
ВВЕДЕНИЕ
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
1.1 История развития НДС в России
1.2 Роль и место НДС в налоговой системе РФ
1.3 Элементы налога на добавленную стоимость
2.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В РФ
2.1 Государственные меры совершенствования НДС
2.2 Альтернативные направления развития налога на добавленную стоимость
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Второй вариант
Введение единой ставки в размере 12% позволит существенно упростить администрирование этого налога, как со стороны налоговых органов, так и со стороны налогоплательщиков, у которых не будет необходимости вести трудоемкий раздельный налоговый учет. Также снижается вероятность уклонения от уплаты НДС, путем неправомерного применения пониженной ставки [27, С. 55].
Разрешится ситуация, когда налогоплательщики, применяющие пониженную ставку, но имеющие низкую добавленную стоимость, получали отрицательную сумму НДС, подлежащую возмещению из федерального бюджета, т.к. суммы НДС по приобретенным материальным ресурсам, облагаемым по основной ставке, превышают сумму начисленного НДС по реализуемым товарам (услугам). Такая ситуация, характерна для сельскохозяйственных товаропроизводителей, пищевой промышленности и ряда других отраслей.
Рисунок 5– Основные направления развития НДС в России*
*Источник: [10, С. 231]
Единая ставка будет способствовать выравниванию налогового режима для всех хозяйствующих субъектов.
Увеличение таможенной пошлины
Возможное снижение ставки НДС до 12% с нынешних 18% имеет достаточно много плюсов. К прямым эффектам, связанным со снижением НДС относится увеличение налоговой базы по другим налогам (на прибыль, единого социального и подоходного налогов) в результате роста свободных средств предприятий. Для компенсации выпадающих доходов бюджета возможно повышение ставок акцизов, которое в свою очередь сократит поступления от налога на прибыль.
Косвенный эффект от снижения
НДС проявится в росте
Для всей бюджетной системы РФ выпадающие доходы по НДС в результате снижения ставки до 12% составят в условиях 2012 года - 1,261 триллиона рублей, а в 2013 году - 1,423 триллиона рублей [34].
Выпадение доходов от налога на прибыль (из-за роста амортизационных отчислений) с 6 миллиардов рублей в 2012 году увеличивается до 59 миллиардов рублей в 2013 году.
Рост налоговой базы по другим налогам в 2011 году оценивается на уровне 243 миллиарда рублей и постепенно доходит до 386 миллиардов рублей в 2013 году. Косвенный эффект от снижения НДС оценивается в 106 миллиардов рублей в 2012 году с ростом до 148 миллиардов рублей в 2013 году [32].
Сейчас собираемость НДС не превышает 66-67%, а реальная эффективная ставка составляет 11,4%. В отношении налога существует проблема незаконного возмещения. Унификация ставки на уровне 12% будет позитивна для экономики: наличие единой ставки упростит налоговую систему и улучшит собираемость НДС [31].
Снижение ставки НДС приведет к снижению цен на потребительские товары. Но большинство товаров первой необходимости (продукты питания, медикаменты, детские товары) облагаются сейчас по льготной ставке 10%, и введение единой ставки 12% приведет к росту цен на эти товары. Если предположить, что производители и продавцы действительно снизят цены на реализуемые товары, то произойдет неминуемый рост спроса, который вызовет рост инфляции и перегрев экономики. Положительный эффект введения единой ставки, во-первых, заключается в упрощении механизма администрирования налога и пресечения возможностей мошенничества с использованием наиболее распространенных схем, связанных с наличием дифференцированных ставок налога. Во-вторых, снижение основной ставки налога для большинства товаров. Но этот шаг грозит и серьезным социальным последствиям, что делает ее нецелесообразной в современных экономических условиях.
Кроме того, при снижении стандартной ставки, есть риск привлечь дополнительный приток импорта в Россию, что отрицательно скажется на конкурентоспособности аналогичных товаров, производимых и реализуемых на территории страны, особенно обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства [9, С. 65].
По мнению сторонников снижения ставки, вследствие данной меры кредиты должны подешеветь, теневая экономика утратить привлекательность, а у предприятий возрасти оборотные средства.
Таким образом можно сделать вывод о том, что существует множество способов реформирования НДС от наиболее радикальных к наименее безболезненных для экономики страны. Безусловно, осуществление коренных изменений требует не только больших материальных затрат, но и временной фактор играет немаловажную роль. Радикальные реформы проводятся в течение длительного срока, с целью выяснения отрицательных и положительных эффектов ой или иной реформы. Они лишь могут способствовать уменьшению доходов поступления НДС в бюджет или дестабилизировать функционирование налоговой системы в целом. Поэтому в условиях сложившейся экономической нестабильности и с системным кризисом в стране осуществление подобных реформ по совершенствованию НДС как его отмена и замена налогом с продаж или изменения ставок является крайне нецелесообразной, т.к. в данной ситуации будет достаточно сложно оценить результат в нормальной экономической обстановке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
НДС игрет решающую роль при мобилизации доходов в бюджет. В консолидированном бюджете РФ поступления от НДС на товары, реализуемые на территории РФ, уступают только налогу на добычу полезных ископаемых и составляют около четверти всех доходов. В то же время в федеральном бюджете РФ налог на добавленную стоимость на товары, реализуемые на территории РФ (в том числе НДС при ввозе товаров на территорию РФ) стоит на первом месте, превосходя по размеру все налоговые доходы.
НДС является менее обременительным для отдельного производителя, поскольку обложению подлежит не весь товарооборот, а лишь прирост стоимости, и тяжесть налога может быть распределена по всей цепи товарооборота. Это являлось немаловажным фактором в достижении равенства всех участников рынка. Следует также обратить внимание на такой факт, что налог на добавленную стоимость являлся более простой и универсальной формой косвенного обложения, так как для всех плательщиков устанавливался единый механизм его взимания на всей территории страны.
Налог на добавленную стоимость является одним из наиболее трудных для понимания, сложных для исчисления, уплаты и соответственно контроля со стороны налоговых органов. Он относится к тем налогам, которые имеют в России наиболее разветвленную сеть исключений из общих налоговых правил, множество льгот, а также огромное число понятий, с которыми процедура налогового изъятия непосредственно связана.
НДС выполняет две
В свою очередь регулирующая
функция проявляется в
НДС имеет ряд недостатков, уровень собираемости этого налога не превышает 60-80%. Недобросовестные возмещения НДС при помощи различных схем приносят колоссальный ущерб бюджету. Огромное количество схем ухода от налогообложения, сложность администрирования налога и пробелы в законодательстве помогают недобросовестным предпринимателям проводить операции по незаконному возмещению НДС.
Налоговая политика государства
в ближайшие годы будет по-прежнему
проводиться в условиях дефицита
федерального бюджета. В этой связи
важнейшей задачей
В целях оптимизации налоговых
преференций, предусмотренных
Планируется, в частности, предпринимать усилия, направленные на увеличение доходного потенциала налоговой системы. Отдельным направлением политики в области повышения доходного потенциала налоговой системы будет являться оптимизация существующей системы налоговых льгот и освобождений, а также ликвидация имеющихся возможностей для уклонения от налогообложения.
Три варианта совершенствования НДС:
1. замена НДС на налог с продаж;
2. устанавливается единая ставка НДС в размере 15%. При этом отменяется льготная 10-% ставка для отдельных категорий товаров;
3. введение единой ставки НДС на уровне 13%.
Реформирования НДС требует не только больших материальных затрат, но и временной фактор играет немаловажную роль. Радикальные реформы проводятся в течение длительного срока, с целью выяснения отрицательных и положительных эффектов ой или иной реформы. Они лишь могут способствовать уменьшению доходов поступления НДС в бюджет или дестабилизировать функционирование налоговой системы в целом. Поэтому в условиях сложившейся экономической нестабильности и с системным кризисом в стране осуществление подобных реформ по совершенствованию НДС как его отмена и замена налогом с продаж или изменения ставок является крайне нецелесообразной, т.к. в данной ситуации будет достаточно сложно оценить результат в нормальной экономической обстановке.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Перспективы развития налога на добавленную стоимость в России