Перспективы развития налога на добавленную стоимость в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучить теоретические и практические аспекты перспектив развития налога на добавленную стоимость в России.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть историю НДС в России;
Определить роль и место налога на добавленную стоимость в РФ;
Охарактеризовать элементы НДС;
Проанализировать государственные меры совершенствования НДС;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
1.1 История развития НДС в России
1.2 Роль и место НДС в налоговой системе РФ
1.3 Элементы налога на добавленную стоимость
2.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В РФ
2.1 Государственные меры совершенствования НДС
2.2 Альтернативные направления развития налога на добавленную стоимость
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Перспективы развития налога на добавленную стоимость в РФ..docx

— 79.04 Кб (Скачать файл)

Второй вариант совершенствования  НДС это введение единой ставки НДС на уровне 12%, при этом отменяется льготная 10-% ставка для отдельных категорий товаров;

Введение единой ставки в размере 12% позволит существенно упростить администрирование этого налога, как со стороны налоговых органов, так и со стороны налогоплательщиков, у которых не будет необходимости вести трудоемкий раздельный налоговый учет. Также снижается вероятность уклонения от уплаты НДС, путем неправомерного применения пониженной ставки [27, С. 55].

Разрешится ситуация, когда налогоплательщики, применяющие пониженную ставку, но имеющие низкую добавленную стоимость, получали отрицательную сумму НДС, подлежащую возмещению из федерального бюджета, т.к. суммы НДС по приобретенным материальным ресурсам, облагаемым по основной ставке, превышают сумму начисленного НДС по реализуемым товарам (услугам). Такая ситуация, характерна для сельскохозяйственных товаропроизводителей, пищевой промышленности и ряда других отраслей.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 5– Основные направления развития НДС в России*

*Источник: [10, С. 231]

 

 

Единая ставка будет способствовать выравниванию налогового режима для  всех хозяйствующих субъектов.

Увеличение таможенной пошлины способствует экономическому    укреплению    отечественного    рынка,    т.к. увеличение стоимости импортных товаров приведет к снижению спроса на них и увеличит конкурентоспособность российских производителей. Однако такая мера может и дать отрицательный эффект в виде замедления модернизации наукоемких отраслей. Увеличение стоимости современной импортной техники и т.д. При данном раскладе потери бюджета будут определяться снижением НДС только для отечественной продукции, реализуемой в России, и, по мнению аналитиков, не превысят 0,4-0,5% ВВП [19, С. 21].

Возможное снижение ставки НДС до 12% с нынешних 18% имеет достаточно много плюсов. К прямым эффектам, связанным со снижением НДС относится увеличение налоговой базы по другим налогам (на прибыль, единого социального и подоходного налогов) в результате роста свободных средств предприятий. Для компенсации выпадающих доходов бюджета возможно повышение ставок акцизов, которое в свою очередь сократит поступления от налога на прибыль.

Косвенный эффект от снижения НДС проявится в росте экономики  и сопутствующем росте налоговых  отчислений.

Для всей бюджетной системы  РФ выпадающие доходы по НДС в результате снижения ставки до 12% составят в условиях 2012 года - 1,261 триллиона рублей, а в 2013 году - 1,423 триллиона рублей [34].

Выпадение доходов от налога на прибыль (из-за роста амортизационных  отчислений) с 6 миллиардов рублей в 2012 году увеличивается до 59 миллиардов рублей в 2013 году.

Рост налоговой базы по другим налогам в 2011 году оценивается на уровне 243 миллиарда рублей и постепенно доходит до 386 миллиардов рублей в 2013 году. Косвенный эффект от снижения НДС оценивается в 106 миллиардов рублей в 2012 году с ростом до 148 миллиардов рублей в 2013 году [32].

Сейчас собираемость НДС не превышает 66-67%, а реальная эффективная ставка составляет 11,4%. В отношении налога существует проблема незаконного возмещения. Унификация ставки на уровне 12% будет позитивна для экономики: наличие единой ставки упростит налоговую систему и улучшит собираемость НДС [31].

Снижение ставки НДС приведет к снижению цен на потребительские  товары. Но большинство товаров первой необходимости (продукты питания, медикаменты, детские товары) облагаются сейчас по льготной ставке 10%, и введение единой ставки 12% приведет к росту цен на эти товары. Если предположить, что производители и продавцы действительно снизят цены на реализуемые товары, то произойдет неминуемый рост спроса, который вызовет рост инфляции и перегрев экономики.  Положительный эффект введения единой ставки, во-первых, заключается в упрощении механизма администрирования налога и пресечения возможностей мошенничества с использованием наиболее распространенных схем, связанных с наличием дифференцированных ставок налога. Во-вторых, снижение основной ставки налога для большинства товаров. Но этот шаг грозит и серьезным социальным последствиям, что делает ее нецелесообразной в современных экономических условиях.

Кроме того, при снижении стандартной ставки, есть риск привлечь дополнительный приток импорта в Россию, что отрицательно скажется на конкурентоспособности аналогичных товаров, производимых и реализуемых на территории страны, особенно обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства [9, С. 65].

По мнению сторонников  снижения ставки, вследствие данной меры кредиты должны подешеветь, теневая экономика утратить привлекательность, а у предприятий возрасти оборотные средства.

Таким образом можно сделать вывод о том, что существует множество способов реформирования НДС от наиболее радикальных к наименее безболезненных для экономики страны. Безусловно, осуществление коренных изменений требует не только больших материальных затрат, но и временной фактор играет немаловажную роль. Радикальные реформы проводятся в течение длительного срока, с целью выяснения отрицательных и положительных эффектов ой или иной реформы. Они лишь могут способствовать уменьшению доходов поступления НДС в бюджет или дестабилизировать функционирование налоговой системы в целом. Поэтому в условиях сложившейся экономической нестабильности и с системным кризисом в стране осуществление подобных реформ по совершенствованию НДС как его отмена и замена налогом с продаж или изменения ставок является крайне нецелесообразной, т.к. в данной ситуации будет достаточно сложно оценить результат в нормальной экономической обстановке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

НДС игрет решающую роль при мобилизации доходов в бюджет. В консолидированном бюджете РФ поступления от НДС на товары, реализуемые на территории РФ, уступают только налогу на добычу полезных ископаемых и составляют около четверти всех доходов. В то же время в федеральном бюджете РФ налог на добавленную стоимость на товары, реализуемые на территории РФ (в том числе НДС при ввозе товаров на территорию РФ) стоит на первом месте, превосходя по размеру все налоговые доходы.

НДС является менее обременительным  для отдельного производителя, поскольку  обложению подлежит не весь товарооборот, а лишь прирост стоимости, и тяжесть  налога может быть распределена по всей цепи товарооборота. Это являлось немаловажным фактором в достижении равенства всех участников рынка. Следует также обратить внимание на такой факт, что налог на добавленную стоимость являлся более простой и универсальной формой косвенного обложения, так как для всех плательщиков устанавливался единый механизм его взимания на всей территории страны.

Налог на добавленную стоимость  является одним из наиболее трудных для понимания, сложных для исчисления, уплаты и соответственно контроля со стороны налоговых органов. Он относится к тем налогам, которые имеют в России наиболее разветвленную сеть исключений из общих налоговых правил, множество льгот, а также огромное число понятий, с которыми процедура налогового изъятия непосредственно связана.

НДС выполняет две взаимодополняющие  функции: фискальную и регулирующую. Первая особенность заключается  в мобилизации существенных поступлений  от данного налога в доход бюджета  за счет простоты взимания и устойчивости базы обложения, но в связи с мировым финансовым экономическим кризисом и снижением конъюнктуры в 2009 году наблюдалось значение снижения доходной части бюджета.

 В свою очередь регулирующая  функция проявляется в стимулировании  производственного накопления усиления  контроля за сроками продвижения товаров и их качеством.

НДС имеет ряд недостатков, уровень собираемости этого налога не превышает 60-80%. Недобросовестные возмещения НДС при помощи различных схем приносят колоссальный ущерб бюджету. Огромное количество схем ухода от налогообложения, сложность администрирования налога и пробелы в законодательстве помогают недобросовестным предпринимателям проводить операции по незаконному возмещению НДС.

Налоговая политика государства  в ближайшие годы будет по-прежнему проводиться в условиях дефицита федерального бюджета. В этой связи  важнейшей задачей Правительства  РФ является создание эффективной и  стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной  и долгосрочной перспективе.

В целях оптимизации налоговых  преференций, предусмотренных законодательством  Российской Федерации о налогах  и сборах, в 2013 - 2015 годах будет продолжена работа по систематизации действующих налоговых льгот и их оценке, проблем администрирования и определения налоговых льгот, которые наиболее востребованы в целях модернизации производства и внедрения инноваций.

Планируется, в частности, предпринимать усилия, направленные на увеличение доходного потенциала налоговой системы. Отдельным направлением политики в области повышения доходного потенциала налоговой системы будет являться оптимизация существующей системы налоговых льгот и освобождений, а также ликвидация имеющихся возможностей для уклонения от налогообложения.

Три варианта совершенствования  НДС:

1. замена НДС на налог  с продаж;

2. устанавливается единая ставка НДС в размере 15%. При этом отменяется льготная 10-% ставка для отдельных категорий товаров;

3. введение единой ставки НДС на уровне 13%.

Реформирования НДС требует не только больших материальных затрат, но и временной фактор играет немаловажную роль. Радикальные реформы проводятся в течение длительного срока, с целью выяснения отрицательных и положительных эффектов ой или иной реформы. Они лишь могут способствовать уменьшению доходов поступления НДС в бюджет или дестабилизировать функционирование налоговой системы в целом. Поэтому в условиях сложившейся экономической нестабильности и с системным кризисом в стране осуществление подобных реформ по совершенствованию НДС как его отмена и замена налогом с продаж или изменения ставок является крайне нецелесообразной, т.к. в данной ситуации будет достаточно сложно оценить результат в нормальной экономической обстановке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая [Текст]: федеральный закон Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (в ред. от 09.03.2010 № 20-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 1998. -  № 31. – Ст. 3824; Российская газета. - 2010. – 12 марта. – С. 17.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая [Текст]: федеральный закон Российской Федерации от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 30.07.2010 № 242-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2000. -  № 32. – Ст. 3340; Российская газета. - 2010. – 3 августа. – С. 14.
  3. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 – 2015 гг. [Текст]:  Одобрены на заседании Правительства РФ 25 мая 2009 г.
  4. Абрамов А.Д. О совершенствовании налоговой системы в Российской Федерации [Текст]/А. Д. Абрамов/ Налоговые споры: теория и практика.-2012.-№ 12. – С. 62-67.
  5. Александров И. М. Налоги и налогообложение [Текст]: учебник для вузов/ И.М. Александров. – 2 - е изд. – М.: Дашков и Ко, 2011. – 314с.
  6. Бодрягина О. С. НДС на распутье [Текст]/О. С. Бодрягина/ ЭЖ-Юрист. -2013.– № 26. – С. 3-5.
  7. Гончаренко Л.И. Налоговое администрирование. [Текст]: учебник/ Л. И. Гончаренко– М.: КНОРУС, 2011. – 448 с.
  8. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации: Часть первая (постатейный) [Текст]/ под ред. А.Н. Козырина. – М., 2013. – 648 с.
  9. Налоги и налогообложение [Текст]/ под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. СПб.: Питер, 2012. – 360 с.
  10. Налоги и налогообложение. [Текст]: учебное пособие для вузов / под рук. И.Г. Русаковой, В.А. Кашина. М.: ЮНИТИ, 2011. – 705 с.
  11. Налоги. [Текст]: учебник для вузов / под ред. Д.Г. Черника. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2011. – 523 с.
  12. Незамайкин В. Н., Юрзинова И. Л. Налогообложение юридических и физических лиц. [Текст]: учебник /В.Н. Незамайки - М.: Издательство «Экзамен», 2011. - 448 с.
  13. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. [Текст]: учебник /В.Г. Пансков – М.: Книжный мир, 2012. – 250 с.
  14. Пепелеев С. Г. Налоговое право. [Текст]: учебник /С.Г. Пепелеев - М.: ИД «ФБК-ПРЕСС», 2004. - 354 с.
  15. Поляк Г.Б. Налоги и налогообложение [Текст]: учебное пособие / Г.Б. Поляк. – М.: ЮНИТИ, 2010. – 231 с.
  16. Русаков А.А. Налоги  в РФ [Текст]: учебник /А. А. Русаков - М.: Финансы и статистика, 2010. – 109 с.
  17. Сёмкина Т.И. О возможностях НДС [Текст] /Т.И. Сёмкина/ Налоговая политика и практика. 2012. № 2. – С. 28-32.
  18. Сергеев И.В. Налоговое планирование [Текст]: учебник / И.В. Сергеев. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 167 c.
  19. Сердюков А.Э., Вылкова Е.С., Тарасевич А.Л. Налоги и налогообложение. [Текст]: учебник /А.Э. Сердюков - СПб.: ПИТЕР, 2012. С. 213, 261.
  20. Скрипниченко В.А. Налоги и налогообложение [Текст]: учебник / В.А. Скрипниченко. – М.: Издательский дом «БИНФА»,  2011. – 239 с.
  21. Тарасова В. Ф. Налоги и налогообложение [Текст]:  учебное пособие / В.Ф. Тарасова. – М.: Кнорус, 2010. – 320 с.
  22. Толкушкин А.В. История налогов в России [Текст]: учебник / А.В. Толкушкин. – М.: Юристъ, 2011. – 204 с.
  23. Трунин И.В. Нужна ли отмена НДС в России? [Текст] /И.В. Трунин/ Вопросы экономики. 2012. № 3. – С. 49-68.
  24. Цибизова О. Ф. О налоге на добавленную стоимость [Текст]/О.Ф. Цибизова/ Налоговый вестник. - 2012 . - N 1. -  С. 64-68.
  25. Черник Д.Г., Павлова Л.П., Дадашев А.З., Князев В.Г., Морозов В.П. Налоги и налогообложение [Текст]: Учебник./Д.Г. Чердник – М.: Инфра-М, 2011. – 270 с.
  26. Шаповалова К.Р. Снижать или не снижать [Текст] /К.Р. Шаповалова/ Налоговая политика и практика. 2012. № 10. – С. 25-27.
  27. Шаталов С. Д. Комментарии к Налоговому кодексу РФ, части второй. [Текст]:/С.Д.Шаталов - М.: МЦФЭР, 2013.
  28. Шувалова Е.Б., Налоги и налогообложение. [Текст]: учебник учебное пособие/Е. Б. Шувалова/ Московская финансово-промышленная академия. – М., 2011. – 563 с.
  29. Щекин Д.М. Основные изменения налоговой системы России в 2012-2013 годах. [Текст]/Д.М. Щекин/ Налоговед. 2012. -№10. – с.11
  30. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. [Текст]: учебник /Т.Ф. Юткина – М.: Инфра-М., 20011. – 250 с.
  31. Налоговый портал [Электронный ресурс]: сайт. – Режим доступа: http://www.elcode.ru/hotnews/7556.html
  32. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. [Электронный ресурс] /Акты, касающиеся налогового профиля/ сайт. – Режим доступа: www.minfin.ru
  33. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]: сайт. – Режим доступа: http://www.nalog.ru/kontr_func/nal_kont/
  34. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: сайт. - Режим доступа: http://www.gks.ru

 


Информация о работе Перспективы развития налога на добавленную стоимость в России