Перспективы развития прямого налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 21:35, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение прямых налогов и перспектив их развития в условиях рыночной экономики Российской Федерации
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- сформулировать определение «прямые налоги»;
- раскрыть сущность и значение прямых налогов;
- проанализировать эволюцию прямого налогообложения в Российской Федерации;
- рассмотреть существенные элементы основных прямых налогов и их значение в налоговых поступлениях страны;
- выявить основные направления совершенствования прямых.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1 Теоретические основы прямого налогообложения
1.1 Прямые налоги: состав и сущность …………………………………...5
1.2 Эволюция прямого налогообложения в России ……………………..7
1.3 Прямые налоги за рубежом…………………………………………...11

2 Практика применения прямого налогообложения в Российской Федерации
2.1 Роль прямых налогов в формировании бюджетной системы РФ.….15
2.2 Проблемы налогообложения юридических лиц……………………..16
2.3 Проблемы налогообложения физических лиц……………………….18

3 Перспективы развития прямого налогообложения
3.1 Прямые налоги в Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации……………………………………………………..21
3.2 Направления совершенствования прямых налогов…………………..23
Заключение………………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 58.93 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1 Теоретические основы  прямого налогообложения

1.1 Прямые налоги: состав  и сущность …………………………………...5

1.2 Эволюция прямого налогообложения  в России ……………………..7

1.3 Прямые налоги за  рубежом…………………………………………...11

 

2 Практика применения  прямого налогообложения в Российской  Федерации

2.1 Роль прямых налогов  в формировании бюджетной системы РФ.….15

2.2 Проблемы налогообложения  юридических лиц……………………..16

2.3 Проблемы налогообложения  физических лиц……………………….18

 

3 Перспективы развития  прямого налогообложения

3.1 Прямые налоги в Основных  направлениях налоговой политики  Российской Федерации……………………………………………………..21

3.2 Направления совершенствования  прямых налогов…………………..23

Заключение………………………………………………………………….26

Список использованной литературы…………………………………....…28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Налоги представляют собой  не только обязательные, индивидуально  безвозмездные платежи, взимаемые  с организаций и физических лиц, но и источник информации о состоянии  государственного бюджета (и централизованных внебюджетных фондов).

При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных  инвестиций, а также формируется  прибыль предприятия. проблема налогообложения является одной из тех, которую решает правительство на протяжении многих лет ее существования. Постепенное реформирование должно привести к конечному результату, который будет соответствовать мировым стандартам и значительно упростит ее практическое применение в рамках, определенных законодательством РФ.

Тема налогообложения  будет актуальна всегда, потому что  налоги – это основной источник дохода государства. Оно будет постоянно  менять, максимально упрощать, либо усложнять ее в зависимости от ситуации в стране.

Целью исследования является изучение прямых налогов и перспектив их развития в условиях рыночной экономики Российской Федерации

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

- сформулировать определение  «прямые налоги»;

- раскрыть сущность и  значение прямых налогов;

- проанализировать эволюцию  прямого налогообложения в Российской Федерации;

- рассмотреть существенные  элементы основных прямых налогов  и их значение в налоговых  поступлениях страны;

- выявить основные направления  совершенствования прямых.

Объектом работы является налоговая система РФ

Предметом - основные тенденции  и особенности прямого налогообложения  в Российской Федерации.

Теоретической и методической основой послужили нормативно-правовые акты в области налогообложения: Налоговый Кодекс РФ (первая и вторая части) и др.; труды российских и  зарубежных ученых по проблемам прямого  налогообложения (статьи, работы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические  основы прямого налогообложения

    1. Прямые налоги: состав и сущность

 

«Предпосылкой для возникновения  налогов стало формирование государства  и товарное производство с рыночными  отношениями».1 Налоги являются мощным инструментом поддержания дееспособности государства и воздействия на экономическую жизнь страны путем усиления накопления капитала, протекционизма национальной экономики, регулирования процесса общественного воспроизводства, решения широкого круга социальных проблем общества.

В налогообложении существует четкая классификация, устанавливающая различия и сходства между налогами, имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение. В прикладном аспекте она позволяет проводить анализ налоговой системы; осуществлять различные оценки и сопоставления по группам налогов, особенно в динамике за долгосрочный период, так как состав налогов и сборов менялся. В основе каждой классификации лежит определенный систематизирующий признак: способ взимания, принадлежность к определенному уровню управления, субъект налогообложения, способ или источник обложения, характер применяемой ставки, назначение налоговых платежей и другие.

Классификация по способу  взимания, разделяющая налоги на прямые и косвенные, - это наиболее известная  и исторически традиционная группировка  налогов.

Прямой налог — налог, который взимается государством непосредственно с доходов (заработной платы, прибыли, процентов) или имущества налогоплательщика (земли, строений, ценных бумаг).

В Российской Федерации действует  следующая система основных прямых налогов:

1. Прямые налоги, удерживаемые с юридических лиц (налог на прибыль предприятия, налог на имущество предприятия и другие);

2. Прямые налоги, взимаемые с физических лиц (подоходный налог с населения, поимущественный налог с населения, налог на владельцев транспортных средств и прочие).

«Прямые налоги подразделяются на реальные, которыми облагаются отдельные  виды имущества налогоплательщика, и личные, которые взимаются в  соответствии с размером дохода с  учетом предоставленных налоговых  льгот».2 Окончательным плательщиком прямых налогов является владелец имущества (дохода).

«Прямые налоги имеют самое  близкое отношение к определенному  доходу или имуществу плательщика, оцениваемому тем или другим способом, и применение этого вида обложения  не требует вмешательства государственной  власти в промышленную деятельность, которое неизбежно сопровождает все косвенные налоги (требуют  установления контроля за производством)».3

Прямые налоги обеспечивают государству более устойчивый и определенный доход, так как взимаются с имущества или дохода плательщиков, имеющего постоянную направленность к возрастанию. Потребление, составляющее объект косвенного обложения, не отличается постоянством и может подвергаться, в зависимости от различных причин, значительным колебаниям. Независимо от устойчивости поступлений, чистый доход государства от прямых налогов больше, чем от косвенных. В социальном отношении немаловажное значение имеет то обстоятельство, что в прямых налогах правительство предъявляет свои требования непосредственно плательщику, который ясно представляет себе свою обязанность и поэтому привыкает сознательно относиться к участию граждан в общих расходах государства, также приобретает интересы к вопросам, касающимся финансового хозяйства отечества.

Таким образом, можно сделать  вывод, что прямое налогообложение, по сравнению с косвенным, имеет  много преимуществ финансового, экономического и социального характера. Но все же и у них есть недостатки: они не могут служить для обложения в достаточной мере массы населения, принадлежащей к бедному классу.

 

1.2 Эволюция прямого  налогообложения в РФ

 

Отечественная система прямого  налогообложения складывалась, развивалась  и видоизменялась почти всегда под  воздействием изменений в политическом устройстве государства, а также  под влиянием общественного развития и исторических событий.

Объединение древнерусского государства началось лишь с конца  IX века. Основной формой налогообложения были поборы в княжескую казну, которые назывались дань. Первоначально она носила нерегулярный характер и имела вид контрибуции с побежденных народов, а затем превратилась в систематический прямой налог.

В XIII веке после монголо-татарского нашествия и завоевания Руси Золотой Ордой дань стала выступать формой эксплуатации русского народа. Единицей, обложения данью в городах был двор, в сельской местности — хозяйство. Известно 14 видов «ордынских тягостей», основной из которых был «выход», взимавшийся с каждой души мужского пола и с головы скота.

В конце первой четверти XIV века выступления русских городов и политическое объединение Руси вокруг Москвы создали условия для свержения монголо-татарского ига. Уплата «выхода» была прекращена Иваном III, после чего началось создание налоговой системы Руси, включающей первые русские косвенные и прямые налоги.

В качестве главного прямого  налога выступал продуктовый налог с крестьян и посадских людей. Кроме дани, источником дохода казны служили оброки. На оброк отдавались пашни, сенокосы, леса, реки, мельницы, огороды. Особое значение для становления молодого Московского государства стали иметь целевые налоговые сборы. Но ведущее место в налоговой системе продолжали занимать акцизы и пошлины, главными из которых были таможенные и винные.

В царствование Ивана III были заложены первые основы налоговой отчетности. Так, к этому времени относится введение первой налоговой декларации — сошного письма. Площадь земельных участков переводилась в условные податные единицы «сохи», на основании которых осуществлялось взимание прямых налогов.

Ивану Грозному удалось увеличить  государственные доходы посредством  сбора налогов. Был введен дифференцированный подход: налог зависел от изобилия или недостатка в угодьях. Многие натуральные повинности в это  время были заменены денежным оброком.

В период царствования Алексея Михайловича (1629—1676 гг.) финансовая система России была несколько упорядочена путем создания в 1655 г. счетной палаты.

В эпоху Петра I (1672—1725 гг.) были проведены крупномасштабные преобразования. Петр пытался укрепить финансовое положение России, и к уже традиционным налогам добавлялись все новые и новые: подушный налог на все мужское население, составлявший 50% доходов бюджета; гербовый сбор; подушный сбор с извозчиков; налоги с постоялых дворов; печей; налог на бород; военные налоги; налоги со сплавных, судов; с продажи съестного; с найма домов и др.

Период правления Екатерины I (1725—1730 гг.) отмечен ослаблением налогового бремени: были снижены подушные подати, введена система рассрочек по уплате штрафов. Правление Анны Иоанновны (1730—1740 гг.) характеризуется серьезными налоговыми реформами: армии была передана обязанность по сбору подушной подати, рекрутская повинность была заменена денежной повинностью, изменилась система сбора горной подати.

Налоговая система стала  вновь совершенствоваться и развиваться  лишь в период правления Екатерины II (1762—1796 гг.): были отменены многие откупа и монополии. В 1775 г. Екатерина II внесла кардинальные изменения в налогообложение купечества. Она отменила все частные промысловые налоги и подушную подать с купцов и установила гильдейский сбор. В это время в России прямые налоги в бюджете играли второстепенную роль по сравнению с налогами косвенными.

Александр II (1855—1881 гг.) отменил в 1861 г. крепостное право, что повлекло за собой изменение налоговой системы. Основным налогом ранее выступала подушная подать, которая с 1863 г. стала заменяться налогом с городских строений. Однако полная отмена подушной подати началась с 1883 г., уже в период правления Александра III (1881—1892 гг.). При нем вторым по значению налогом выступал оброк — плата казенных крестьян за пользование землей.

Становление прямого налогообложения  России продолжалось вплоть до революционных  событий 1917 г. В конце XIX века, в 1898 г., Николай II ввел промысловый налог, который стал играть большую роль в экономике государства. Большое значение стал иметь также налог с недвижимого имущества, после увеличения ставки до 10%.

После деятельности министра финансов С.Ю. Витте, акцизы стали обеспечивать более 60% всех государственных доходов, а прямые около 40%. Однако самые радикальные  налоговые преобразования в 1903—1913 гг. заключались в установлении налога с оборота, введении прогрессивности  в подоходном налоге и освобождения малоимущих от налогового бремени данного  налога, увеличении налоговой базы по имущественным налогам за счет переоценки недвижимого имущества, повышении акцизов на спиртные напитки и др.

Сразу после революции  в ноябре 1917 г. декретом Совета народных комиссаров (СНК) о взимании прямых налогов был введен налог на прирост прибылей торговых и промышленных предприятий и доходов от личных промыслов. Чуть позже декретом СНК от 14 августа 1918 г. был введен единовременный сбор на обеспечение семей красноармейцев, взимаемый с владельцев частных торговых предприятий, имеющих наемных работников. Также был введен единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог на городскую буржуазию и кулачество.

Главной спецификой времен НЭПа было возвращение к превалированию натуральных налогов, таких, как продовольственный налог, единый натуральный налог на продукты сельского хозяйства и др. Среди прямых налогов выделялись сельскохозяйственный, промысловый, подоходно-имущественный, носивший прогрессивный характер (по мере увеличения капитала и имущества ставка налога увеличивалась). К 1925—1926 гг. прямые налоги обеспечивали 82% всех налоговых поступлений в бюджет. К началу 1930-х гг. в СССР сложилась сложная и громоздкая налоговая система — действовало 86 видов платежей налогового характера.

Информация о работе Перспективы развития прямого налогообложения