Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 21:35, курсовая работа
Целью исследования является изучение прямых налогов и перспектив их развития в условиях рыночной экономики Российской Федерации
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- сформулировать определение «прямые налоги»;
- раскрыть сущность и значение прямых налогов;
- проанализировать эволюцию прямого налогообложения в Российской Федерации;
- рассмотреть существенные элементы основных прямых налогов и их значение в налоговых поступлениях страны;
- выявить основные направления совершенствования прямых.
Введение…………………………………………………………………….3
1 Теоретические основы прямого налогообложения
1.1 Прямые налоги: состав и сущность …………………………………...5
1.2 Эволюция прямого налогообложения в России ……………………..7
1.3 Прямые налоги за рубежом…………………………………………...11
2 Практика применения прямого налогообложения в Российской Федерации
2.1 Роль прямых налогов в формировании бюджетной системы РФ.….15
2.2 Проблемы налогообложения юридических лиц……………………..16
2.3 Проблемы налогообложения физических лиц……………………….18
3 Перспективы развития прямого налогообложения
3.1 Прямые налоги в Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации……………………………………………………..21
3.2 Направления совершенствования прямых налогов…………………..23
Заключение………………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………
В 1930—1932 гг. в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа, в результате которой система акцизов была полностью упразднена, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были упразднены и заменены двумя платежами — налогом с оборота и отчислениями от прибыли. На данном этапе система налогообложения была заменена административными (неналоговыми) методами изъятия прибыли предприятий и централизованным перераспределением финансовых ресурсов, таким образом, подрывались экономические стимулы развития производства, а стимулирующая функция налогов постепенно атрофировалась вообще.
Перестройка, начавшаяся в середине 1980-х гг., объективно привела к возрождению отечественного налогообложения. 14 июля 1990 г. принимается Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций». Согласно этому закону устанавливаются общесоюзные налоги, такие, как: налог на прибыль; налог с оборота; налог на экспорт и импорт; налог на фонд оплаты труда колхозников; налог на прирост средств, направляемых на потребление; налог на доходы и др.
После развала союзного государства и оформления России как самостоятельного государства в августе 1991 г. была осуществлена широкомасштабная комплексная налоговая реформа. В декабре 1991 были подготовлены и приняты: основополагающий налоговый Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и целый пакет законодательных актов — по налогу на добавленную стоимость, подоходном налоге, налогу на прибыль, акцизах и т.д.
Середину 1990-х гг. В.Г. Пансков характеризует как период неустойчивого налогообложения, когда «правила игры» в налоговой сфере менялись практически ежегодно, а то и несколько раз в течение года.4
Требуется масштабное, подчиненное единой логике реформирование налоговой системы, что и было осуществлено с принятием Налогового кодекса (НК). В целом, несмотря на постоянно вносимые поправки в НК, можно утверждать, что основной этап реформирования налоговой системы России в настоящее время близок к завершению, в результате которого сформирована принципиально новая законодательная база, регламентированы все налоги и сборы, сформирована система налогового администрирования.
1.3 Прямые налоги за рубежом
Каждое государство, исходя
из экономических реалий и своего
понимания эффективности
В большинстве развитых стран
сложилась вполне сопоставимая структура
налоговых поступлений, которая
остается достаточно устойчивой на протяжении
десятилетий. В одних странах, к
примеру, во Франции, Италии, Ирландии,
Греции и Испании, предпочтение отдается
косвенным налогам. В других государствах,
например, в Голландии, Дании, Люксембурге
и Австрии, преобладают прямые налоги.
Примерное равное соотношение прямых
и косвенных налогов можно
встретить в Финляндии и
Наибольшее значение в формировании доходов бюджетной системы США в настоящее время имеют прямые налоги: налоги на личные доходы (индивидуальный подоходный налог), целевые отчисления в фонды социального обеспечения, налоги на прибыль корпораций.
Налоги на доходы корпораций взимаются также и в бюджеты штатов. Ставка обычно стабильна, хотя встречается и градуированная шкала штатного налога. Наиболее высок этот налог в штатах Айова — 12%, Коннектикут — И,5, округе Колумбия (центр Вашингтон) — 10,25%. Наиболее низкие налоги в штатах Миссисипи — от 3 до 5%, Юта — 5%.5
В налоговых доходах штатов прямых налогам отводится также значительная роль, поскольку составляют более 40% налоговых доходов: примерно 30% приходится на подоходный налог с физических лиц и налог с доходов корпораций; налог на добычу полезных ископаемых и отчисления в социальные фонды приносят около 15% доходов штатов.
Одним из самых значимых налоговых поступлений в доходы местных бюджетов является имущественный налог, процентная ставка которого составляет от 1 до 3%.
Активно использует возможности
прямого налогообложения и
В первую очередь доходы
государственного бюджета Германии
обеспечивает подоходный налог –
более трети общей суммы
Налогом на доходы, уплачиваемым
юридическими лицами, является корпорационный
налог. Он взимается с годового дохода
юридического лица. Если прибыль корпорации
не распределяется, то ставка равна 25%.
В общей сумме налоговых
Основным налогом земель является налог на имущество, которым облагается суммарная стоимость всех элементов имущества исходя из его доходности. Недвижимое имущество фирмы включается в суммарный показатель по цене его реализации на момент оценки, движимое имущество – по остаточной стоимости, ценные бумаги – по курсовой стоимости. Налоговая ставка на совокупное имущество физического лица составляет 1%, для промышленных предприятий и компаний – 0,6%.
Главным налогом общин, который
является совместным с федерацией и
землями, является промысловый налог.
В муниципальные бюджеты
2 Практика применения
прямого налогообложения в
2.1 Роль прямых
налогов в формировании
Роль налогов в формировании доходов бюджета определяется удельным весом следующих показателей:
- налоговых поступлений в общей сумме доходов бюджета;
- отдельной группы налогов
(прямых или косвенных) в
- конкретных налогов (налога
на прибыль организаций,
Налоговые доходы от прямых
налогов подлежат зачислению в бюджеты
разных уровней, согласно нормативам,
установленным Бюджетным
Поступления налоговых доходов федерального бюджета от государственной пошлины зависит от совершения гражданами и организациями юридически значимых действий в их пользу со стороны государства. К ним относятся рассмотрение вопросов в судах, регистрация актов гражданского состояния, выдача и замена паспорта и другие.
Налоговые доходы федерального бюджета превышают неналоговые доходы бюджета. Налоговые доходы федерального бюджета представлены достаточно большим количеством прямых налогов: налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсам, налог на прибыль организаций, единый социальный налог, и т.д.
Как сообщает сайт министерства финансов РФ, наибольшую долю в государственном бюджете РФ Министерство финансов ожидает от таможенных пошлин. В частности, как указано в материалах Минфина к закону о бюджете, 3 трлн. 569,4 млрд. руб. должно поступить за счет уплаченных в 2012 году таможенных пошлин за право вывоза из России продукции, товаров, работ и услуг. На втором месте по объемам налоговых доходов в 2012 году должны быть поступления от уплаты налога на добычу полезных ископаемых (включая нефть и газ) - их размер прогнозируется на уровне 2 трлн. 87,4 млрд. руб. Далее ожидаются поступления от налога на добавленную стоимость (1 трлн. 870,1 млрд. руб.), налога на прибыль организаций (371,9 млрд. руб.), акцизов (82,48 млрд. руб.) и от водного налога (3,19 млрд. руб.). 6
2.2 Проблемы налогообложения юридических лиц
Пересмотр бюджета в условиях мирового финансового кризиса предопределил необходимость корректировки налоговой политики государства в сложившихся условиях учитывая ряд мер, касающихся всех участников налоговых отношений на среднесрочный период. Рассмотрим ряд проблем и предлагаемые пути их решения при прямом налогообложении юридических лиц.
В связи с отрицательными показателями счетов-фактур предлагается внесение изменений в порядок их оформления для уточнения порядка предоставления налоговых вычетов по таким счетам-фактурам.
Также предполагается, что в ближайшей перспективе будут четко установлены границы ответственности банков за неправомерное применение налогоплательщиками освобождения от уплаты акцизов, что, несомненно, должно привести к более взвешенному подходу банков к предоставлению данной гарантии.
Решение крайне сложной проблемы налогообложения прибыли от операций с ценными бумагами в ближайшие три года выходит на первый план.
Изменения упрощенной системы
налогообложения в перспективе несколько
ограничат круг потенциальных налогоплательщиков за
счет организаций и индивидуальных
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) получил широкое распространение за счетобязательного его применения на территории субъектов Российской Федерации, где приняты соответствующие законы,—а это практически все субъекты Российской Федерации. Такой налоговый режим не просто упрощает процедуру расчета и уплаты налогов, но и дает существенную материальную выгоду. Справедливым является то, что принято решение ограничить сферу применения ЕНВД теми налогоплательщиками, среднесписочная численность работников у которых за предшествующий календарный год не превысила 100 человек. В то же время организация с численностью работников около 100 человек далеко не всегда является микробизнесом — все зависит от объема ее деятельности. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) не должна будет превышать 60 млн. руб., установленных законодательством о развитии малого и среднего предпринимательства для микропредприятий.
В целом можно сделать вывод о том, что, в отличие от ранее введенных изменений в налоговое законодательство изменения нацелены на перспективу и в большей степени ориентированы на устранение тех пробелов, которые способствуют уклонению от уплаты налогов, наносят экономический ущерб государству, что вполне логично при сохранении достаточно низкого уровня налогового бремени.7
2.3 Проблемы налогообложения физических лиц.
В процессе анализа современной
системы налогообложения
Налог на доходы физических лиц
Практически во всех странах налог на доходы взимается по прогрессивной шкале с широким диапазоном ставок от 0 до 56,8% во Франции, от 19 до 53% в Германии, от 10 до 50% в Австрии и Италии. 8Однако хотя ставки и кажутся на первый взгляд высокими, следует учитывать, что во всех странах установлены довольно значительные размеры необлагаемых доходов, а также действуют различные льготы (например, льготы на детей, по возрасту, при определенных чрезвычайных обстоятельствах). Немаловажным является порядок определения налогооблагаемой базы. В частности, в Германии из общей совокупности облагаемых доходов исключаются расходы на страхование жизни и медицинское страхование, алименты, затраты на профессиональное образование.
В РФ до 2002 года также действовала дифференцированная шкала подоходного налогообложения и значительное количество льгот, которые существуют в настоящее время, практически не выполняют своего предназначения - не обеспечивают равномерности налогообложения, то есть соответствия уровня налогообложения уровню доходов
Налог на имущество и земельный налог.
Недостатки действующих
земельного налога и налогов на имущество,
в частности, отсутствие унификации
налогообложения объектов недвижимости,
не полный учет и несоответствующая
реальным ценам оценка недвижимости
в целях налогообложения
Налог на имущество организаций носит статус регионального налога, противоречит задаче формирования условий введения налога на недвижимость и делает эту перспективу достаточно неопределенной. Так, отнесение этого налога к региональным, а налога на имущество физических лиц и земельного налога к местным является преградой для налогообложения недвижимости как единого комплекса.
Информация о работе Перспективы развития прямого налогообложения