Планирование выездной налоговой проверки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 16:14, курсовая работа

Описание работы

В целях обеспечения системного подхода к отбору объектов для проведения выездных налоговых проверок Концепция определяет алгоритм такого отбора. Отбор основан на качественном и всестороннем анализе всей информации, которой располагают налоговые органы (в том числе из внешних источников), и определении на ее основе "зон риска" совершения налоговых правонарушений.

Содержание работы

выездная налоговая проверка
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Классификация налоговых проверок
1.1 Виды налоговых проверок
1.2 Порядок проведения выездной налоговой проверки
ГЛАВА 2. Концепция планирования выездных налоговых проверок
2.1 Цели разработки концепции
2.2 Основные принципы планирования
2.3 Структура отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок
2.4 Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков
2.5 Результаты внедрения Концепции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Планирование выездной налоговой проверки.docx

— 49.74 Кб (Скачать файл)

Разберем на примере возможную  конфликтную ситуацию.

Налоговая инспекция должна была провести выездную проверку ООО "Касабланка" за два месяца. При этом налоговые инспекторы посещали проверяемую организацию только 20 дней. По истечении же двух месяцев налоговый инспектор продолжил свою работу, так как в период проведения налоговой проверки он включал только дни фактического пребывания на объекте.

В данном случае налогоплательщик может подать просьбу о прекращении  проверки на имя руководителя налогового органа, подписавшего решение о проведении выездной налоговой проверки. При  этом можно сослаться на то, что  законодательством не определено, какой  период используется для определения  срока проверки: календарный или  фактический. А пункт 7 статьи 3 НК РФ гласит, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов  законодательства о налогах и  сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Проверка первичных документов и записей в учетных регистрах  производится сплошным или выборочным методом. В первом случае проверяются  все документы и записи в регистрах  бухгалтерского учета, а во втором - часть первичных документов в  каждом месяце проверяемого периода  или за несколько месяцев. Если при  проведении выборочной проверки установлены  серьезные нарушения налогового законодательства, то проверка на данном участке деятельности предприятия  проводится сплошным способом.

Приемы и методы проверки учетной документации налогоплательщика  определяются проверяющими самостоятельно, исходя из:

-особенностей применяемой  организацией системы бухгалтерского  учета, его состояния;

-сделанных в результате  предпроверочного анализа данных о проверяемом налогоплательщике, выводов о наличии повышенной вероятности обнаружения у него налоговых правонарушений;

-объемов подлежащей проверке  документации;

-иных обстоятельств.

В ходе проверки учетной  документации налогоплательщика контролируется:

-полнота устранения выявленных  предыдущей проверкой нарушений  правил учета доходов и расходов, учета объекта налогообложения,  а также иных нарушений законодательства  о налогах и сборах;

-соответствие показателей,  отраженных в налоговых декларациях,  данным бухгалтерской отчетности  с учетом их корректировки  для целей налогообложения. Проверка производится раздельно по каждой форме налоговой декларации в разрезе проверяемых видов налогов и сборов путем сопоставления показателей, содержащихся в налоговой декларации, с соответствующими показателями бухгалтерской отчетности;

-соответствие показателей  налоговой, а также бухгалтерской  отчетности организации, имеющих  значение для правильного исчисления  налоговой базы, данным синтетического  и аналитического учета;

-полнота и правильность  отражения в бухгалтерском учете  финансово-хозяйственных операций, влияющих на формирование налоговой  базы. На данном этапе проверки  проверяющие должны проконтролировать:  правильность определения данных  по выручке от реализации продукции  (работ, услуг); правильность определения  затрат на производство реализованной  продукции; влияние на исчисление  налогов выручки от прочей  реализации; влияние на исчисление  налогов доходов и расходов  от внереализационных операций; формирование финансовых результатов  для определения налога на  прибыль; достоверность составления  и представления отчетности о  движении денежных средств и  т.д.;

-правильность применения  цен на товары (работы, услуги) для  целей налогообложения по сделкам  между взаимозависимыми лицами, по товарообменным операциям,  при совершении внешнеторговых  сделок;

-обоснованность применения  предусмотренных законодательством  налоговых ставок, льгот, правильность  исчисления сумм налогов, подлежащих  уплате.

Проверка каждого отдельного учетного документа включает в себя:

-формальную проверку, состоящую  в визуальном изучении документа  с точки зрения наличия в  нем всех необходимых реквизитов, а также соблюдения иных правил  его оформления, установленных действующим  законодательством для такого  рода документов;

-арифметическую проверку, в ходе которой контролируется  правильность подсчетов количественных (суммовых) показателей в первичных  документах, учетных регистрах и  отчетных форм (как правило, осуществляется  выборочным методом);

-правовую проверку, в  процессе которой устанавливается  соответствие содержания документа  действующему на момент совершения  операции законодательству.

В тех случаях, когда должностным  лицом налогового органа в ходе проверки, выявляются факты отсутствия у налогоплательщика  учета доходов и расходов, учета  объектов налогообложения или ведения  этого учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности  исчислить налоги, суммы налогов, определяются расчетным путем на основании имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике или данных об аналогичных налогоплательщиках.

Если в ходе проверки выявлены налоговые правонарушения, проверяющие  должны провести работу по формированию доказательственной базы по этим фактам и обеспечению их документального подтверждения (снятие копий с документов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, выемка подлинников таких документов, получение недостающих документов их иных источников, проведение встречных проверок, опросы свидетелей, назначение экспертизы и т.д.

Налоговые органы имеют право  вызвать представителей организации  для дачи пояснений в связи  с уплатой налогов. Однако в НК РФ прямо не предусмотрена обязанность  налогоплательщика выполнять данное требование.

В ходе выездной налоговой  проверки должностные лица налоговых  органов имеют право проводить  инвентаризацию имущества организации, осмотр, выемку документов, предметов, назначать экспертизу, привлекать специалистов, экспертов, переводчиков и совершать  другие действия, предусмотренные НК РФ. Все указанные действия должны быть выполнены при строгом соблюдении всех процессуальных правил, предусмотренных  законодательством, в противном  случае организация вправе поставить  вопрос о том, что те или иные доказательства добыты с нарушением установленных  правил и вследствие этого не имеют  доказательной силы.

По окончании выездной налоговой проверки проверяющий  составляет соответствующую справку, в которой фиксируется предмет  проверки и сроки ее проведения. Затем не позднее 2-х месяцев после  составления справки о проведенной  проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной  форме акт выездной налоговой  проверки.

Акт проверки передается налогоплательщику  или его представителю. Налогоплательщик может представить свои возражения, которые должны быть обоснованы и  документально подтверждены. Причем обжалование действий налоговых  органов может осуществляться в  вышестоящем налоговом органе и/или  в суде (см. рис. 2.).

 

Рис.2. Схема порядка обжалования  действий налоговых органов

В течение двух недель по истечении срока, установленного для  представления налогоплательщиком протокола разногласий по акту налоговой  проверки, руководитель налогового органа знакомится с материалами проверки, иными документами и по результатам  рассмотрения выносит одно из решений:

-о привлечении налогоплательщика  к налоговой ответственности  за совершение налогового правонарушения;

-об отказе в привлечении  налогоплательщика к ответственности  за совершение налогового правонарушения;

-о проведении дополнительных  мероприятий налогового контроля.

И соответственно оформляется  постановление о привлечении  к ответственности за совершение налогового правонарушения , постановление об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или постановление о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Как уже отмечалось, в  целях получения дополнительной информации и сбора доказательств  должностные лица налоговых органов  могут провести в ходе выездной проверки такие процессуальные действия (действия по осуществлению налогового контроля), как осмотр (обследование) территорий, помещений, предметов и документов, выемка документов и предметов, допрос свидетелей и экспертиза. При проведении каждого из указанного действия составляется протокол, в котором указываются:

-наименование процессуального  действия;

-место и дата производства  конкретного действия;

-время начала и окончания  действия;

-должность, фамилия, имя,  отчество лица, составившего протокол;

-фамилия, имя, отчество  каждого лица, участвовавшего в  действии или присутствовавшего  при его проведении;

-содержание действия, последовательность  его проведения;

-выявленные при производстве  действия существенные для дела  факты и обстоятельства.

Протокол прочитывается  всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими  при его проведения. Указанные лица вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу. Протокол подписывается составившим его должностным лицом налогового органа, а также всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении. К протоколу прилагаются фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, выполненные при производстве действия (ст. 99 НК РФ).

Осмотр и обследование:

Должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую  проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты  проверки, вправе производить осмотр (обследование) территорий, помещений  налогоплательщика, документов и предметов. Осмотр документов и предметов вне  рамок выездной налоговой проверки допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом  налогового органа в результате ранее  произведенных действий по осуществлению  налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра.

Доступ на территорию или  в помещение налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую  проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений  и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки. Должностные  лица налоговых органов, непосредственно проводящие налоговую проверку, могут проводить осмотр используемых для осуществления предпринимательской деятельности территорий или помещения налогоплательщика либо осмотр объектов налогообложения для определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным налогоплательщиком.

При воспрепятствовании доступу  должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на указанные территории или в помещения (кроме жилых помещений), руководителем  проверяющей группы (бригады) составляется акт, подписываемый им и налогоплательщиком, на основании которого налоговый  орган вправе самостоятельно определить суммы налогов, подлежащих уплате на основании оценки имеющихся у  него данных о налогоплательщике  или по аналогии. При отказе налогоплательщика подписать указанный акт в нем делается соответствующая запись.

Доступ должностных лиц  налоговых органов, проводящих налоговую  проверку, в жилые помещения помимо воли проживающих в них физических лиц иначе как в установленных  федеральным законом случаях, или  на основании судебного решения  не допускается.

Осмотр должен производиться  в присутствии понятых. При проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель, а также специалисты. В необходимых  случаях при осмотре производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются  копии с документов или другие действия.

О производстве осмотра составляется протокол.

Инвентаризация:

Проводя инвентаризацию, налоговые  органы руководствуются Положением о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при  налоговой проверке, утвержденном приказом Минфина РФ и МНС РФ от 10 марта 1999 г. №№ 20н, ГБ-3-04/39.

Инвентаризация налогоплательщика  при выездной налоговой проверке осуществляется на основе соответствующего распоряжения руководителя налогового органа (его заместителя) по месту  нахождения налогоплательщика, а также  по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества и  транспортных средств, о ее проведении, порядке и сроках ее проведения, составе инвентаризационной комиссии. Указанное распоряжение регистрируется в журнале регистрации распоряжений о проведении инвентаризации. В данном случае под имуществом налогоплательщика  следует понимать основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовую продукцию, товары, прочие запасы, денежные средства, кредиторскую задолженность и иные финансовые активы. Инвентаризации может  быть подвергнуто любое имущество  налогоплательщика независимо от его  местонахождения.

Основными целями инвентаризации являются:

-выявление фактического  наличия имущества и неучтенных  объектов, подлежащих налогообложению,  сопоставления фактического наличия  имущества с данными бухгалтерского  учета;

-проверка полноты отражения  в учете обязательств.

Налоговые органы вправе привлекать для проведения инвентаризации имущества  налогоплательщика экспертов, переводчиков и других специалистов. Проверка фактического наличия имущества производится при участии должностных лиц, материально ответственных лиц, работников бухгалтерской службы налогоплательщика.

До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние  на момент инвентаризации приходные  и расходные документы или  отчеты о движении материальных ценностей  и денежных средств. Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные  и расходные документы, приложенные  к реестрам (отчетам), что должно служить основанием для определения  остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным. Материально ответственные  лица дают расписки о том, что к  началу инвентаризации все приходные  и расходные документы на имущество  сданы в бухгалтерию, отражены в  бухгалтерских регистрах или  переданы комиссии, и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие - списаны  в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы  на приобретение или доверенности на получение имущества.

Информация о работе Планирование выездной налоговой проверки