Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 06:33, курсовая работа
Целью настоящего исследования является исследование механизма применения действующего налогового законодательства за природные ресурсы, оценка их эффективности на территории Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное определены задачи данной курсовой работы:
Исследование нормативно-правовой базы платежей за пользование природными ресурсами в Российской Федерации.
Анализ взимания платежей за пользование природными ресурсами в Российской Федерации.
Разработка рекомендаций по обеспечению снижения уровня задолженности по платежам за пользование природными ресурсами.
Введение………………………………………………………………………………3
1 Платежи за пользование природными ресурсами в Российской Федерации…………………………………………………………………………….5
1.1 Платежи за пользование лесным фондом…………………………….…..5
1.2 Плата за пользование водными объектами (водный налог)……….……7
1.3 Налог на добычу полезных ископаемых…………………………..…….13
1.4 Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов………………….………...19
1.5 Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ и размещение отходов……………………………………..…...24
2 Анализ поступления платежей за пользование природными ресурсами (кроме земельного налога)………………………………………………….……..28
3 Приоритеты бюджетно-налоговой политики в сфере администрирования платежей за пользование платежей за пользование природными ресурсами……………………………………………………………………….…...36
Заключение………………………………………………………………………….42
Список используемой литературы……………………………………………….45
Приложения…………………………………………………………………………48
Приложение А Декларация по водному налогу…………………………...48
Приложение Б Декларация по налогу на добычу природных
ископаемых……………………………………………………………………55
1. Данный Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются природопользователи), и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:
- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
- сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
- размещение отходов;
- другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
2. Устанавливается два вида базовых нормативов платы:
а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;
б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).
Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения.
Для отдельных регионов
и бассейнов рек
Дифференцированные ставки
платы определяются умножением базовых
нормативов платы на коэффициенты,
учитывающие экологические
3. Плата за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяется путем умножения соответствующих ставок платы за величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
4. Плата за загрязнение
окружающей природной среды в
пределах установленных
5. Плата за сверхлимитное
загрязнение окружающей
6. В случае отсутствия
у природопользователя
7. Платежи за предельно
допустимые выбросы, сбросы
8. Предельные размеры
платы за загрязнение
Если указанные платежи, определенные расчетно в соответствии с настоящим Порядком, равны или превышают размер прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя, то специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, органами санитарно - эпидемиологического надзора и соответствующими органами исполнительной власти рассматривается вопрос о приостановке или прекращении деятельности соответствующего предприятия, учреждения, организации.
Перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации. По истечении установленных сроков суммы платежей взыскиваются с природопользователей в безакцептном порядке.
9. Внесение платы за загрязнение окружающей природной среды не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также от возмещения в полном объеме вреда, причиненного окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей природной среды, в соответствии с действующим законодательством.
2 Анализ поступления платежей за пользование природными ресурсами (кроме земельного налога)
Проанализируем динамику поступления платежей за пользование природными ресурсами в бюджет Российской Федерации.
Проанализируем динамику поступления водного налога в федеральный бюджет РФ в течении 2008-2010гг., представленных в таблице 1.
Таблица 1 – Анализ поступления водного налога в 2008-2010гг., тыс. руб.
Показатель |
2008г. |
2009г. |
2010г. |
Абсолютное изменение, (+,-) | |
2009/2008 |
2010/2009 | ||||
Водный налог |
13 016 556 |
8 090 547 |
6 173 228 |
-4926009 |
-1917319 |
Динамика поступления водного налога в бюджет РФ в 2008-2010гг. представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Динамика поступления водного налога в бюджет РФ в 2008-2010гг.
Таким образом, в течении анализируемого периода поступление водного налога в бюджет РФ имеет динамику к снижению. Так, в 2009г. по сравнению с 2008г. данный показатель уменьшился на 4926009 тыс. руб., а в2010г. по сравнению с 2009г. – уменьшился на 1917319 тыс. руб.
Далее рассмотрим поступления налогов на добычу полезных ископаемых и налогов, сборов и регулярные платежи за пользование природными ресурсами в 2008-2010гг., таблица 2.
Таблица 2 - Анализ поступления налога на добычу полезных ископаемых в 2008-2010гг., тыс. руб.
Показатель |
2008г. |
2009г. |
2010г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
Налоги, сборы и регулярные платежи
за |
1 637 515 095 |
1006 261 320 |
1408 315 535 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
1 604 650 148 |
981 529 402 |
1376 639 493 |
в том числе: |
|||
Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья |
1 591 829 009 |
969 159 805 |
1361 234 975 |
из него: |
|||
нефть |
1 492 991 392 |
887 630 591 |
1266 816 241 |
газ горючий природный из всех
видов |
90 468 349 |
74 978 730 |
85 055 293 |
газовый конденсат из всех видов |
8 369 268 |
6 550 484 |
9 363 441 |
Налог на добычу общераспространенных |
Х |
Х |
Х |
Налог на добычу прочих полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде природных алмазов) |
9 971 097 |
10 709 953 |
13 352 605 |
Налог на добычу полезных ископаемых
на континентальном шельфе Российской |
2 850 042 |
1 659 644 |
2 051 913 |
Продолжение таблицы 2 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
Налог на добычу полезных ископаемых в виде природных алмазов |
Х |
Х |
Х |
Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции |
18 356 401 |
16 254 173 |
25 076 769 |
в том числе: |
|||
Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) |
193 925 |
4 076 263 |
8 291 206 |
Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья, за исключением газа горючего природного |
18 162 476 |
12 177 842 |
16 785 629 |
Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции |
0 |
68 |
-66 |
В 2008г. в бюджет РФ зачислено 1637515095 тыс. руб. налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами, в 2009г. – 1006261320 тыс. руб., в 2010г. – 1408315535 тыс. руб.
Налог на добычу полезных ископаемых зачислен в бюджет РФ в размере 1604650148 тыс. руб. в 2008г., в 2009г. – 981529402 тыс. руб., в 2010г. – 1376639493 тыс. руб.
Рассмотрим поступления
сборов за пользование объектами животног
Таблица 3 – Анализ поступления сборов за пользование объектами животного мира в 2008-2010гг., тыс. руб.
Показатель |
2008г. |
2009г. |
2010г. |
Абсолютное изменение, (+,-) | |
2009/2008 |
2010/2009 | ||||
Сбор за пользование объектами животного мира |
164948 |
189 812 |
188223 |
24864 |
-1589 |
Сбор за пользование объектами
водных |
2036068 |
1852514 |
2022601 |
-183554 |
170087 |
Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) |
66 742 |
83476 |
107675 |
16734 |
24199 |
Сборы за пользование объектами животного
мира и за пользование объектами водных
биологических |
2267758 |
2125802 |
2318499 |
-141956 |
192697 |
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов в 2008г. составили 2267758 тыс. руб., в 2009г. – 2125802 тыс. руб., в 2010г. – 2318499 тыс. руб. Динамика сборов зи пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 – Динамика поступления сборов за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов в бюджет в 2008-2010гг.
Из них, сбор за пользование объектами животного мира составил 164948 тыс. руб. в 2008г., в 2009г. – 189812 тыс. руб., в 2010г. – 188223 тыс. руб.
Рассмотрим платежи за пользование лесными ресурсами в 2008-2010гг. в 2008-2010гг., таблица 4.
Таблица 4 – Платежи за пользование лесными ресурсами в 2008-2010гг., тыс.руб.
Показатель |
2008г. |
2009г. |
2010г. |
Абсолютное изменение, (+,-) | |||
2009/2008 |
2010/2009 | ||||||
Платежи за пользование лесным фондом и лесами иных категорий в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню (по обязательствам, возникшим до 1 января 2005 года) |
4 070 |
-382 |
-709 |
-4452 |
-327 | ||
в том числе: |
|||||||
Лесные подати в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню (по обязательствам, возникшим до 1 января 2005 г.) |
4 413 |
-65 |
-760 |
-4478 |
-695 | ||
Арендная плата за пользование лесным фондом и лесами иных категорий в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню (по обязательствам, возникшим до 1 января 2005 года) |
-343 |
-317 |
51 |
26 |
368 |
Платежи за пользование лесным фондом и лесами иных категорий в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню имеет тенденцию к уменьшению. Так, в 2009г. данный показатель уменьшился на 4452 тыс. руб., по сравнению с 2008г., а в 2010г. данный показатель уменьшился на 327 тыс. руб., по сравнению с 2009г. Динамика платежей за пользование лесным фондом и лесами иных категорий в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню представлена на рисунке 3.
Рисунок 3 – Динамика поступления платежей за пользование лесным фондом и лесами иных категорий в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню в бюджет в 2008-2010гг.
Таким образом, по результатам проведенного анализа, можно сделать выводы, что платежи за пользование природными ресурсами имеют тенденцию к уменьшению в течении 2008-2010гг.
Информация о работе Платежи за пользование природными ресурсами (кроме земельного налога)