Платежи за природные ресурсы, их экономическая сущность и назначение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 17:39, доклад

Описание работы

Данная тема доклада очень интересна и актуальна в нынешних условиях развития экономики России. Уникальный природно-ресурсный потенциал России при его эффективном использовании является одной из важнейших предпосылок устойчивого развития страны. Платежи за пользование природными ресурсами являются важнейшим компонентом экономического механизма природопользования. Введение платежей за использование природных ресурсов - прямое следствие преобразований природо-ресурсных отношений, проводимых на базе рыночных реформ.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..

1. Экономическая сущность и значение платежей за природные ресурсы………..

2. Платежи за природные ресурсы……………………………………….

2.1. Платежи за пользование недрами……………………………………

2.2. Сбор за право пользования объектами животного мира, морскими биологическими ресурсами……………………………………………………………….

2.3. Платежи за пользование лесным фондом…………………………….


2.4. Платежи за землю……………………………………………………..

2.5. Плата за пользование водными ресурсами…………………………...

2.6. Платежи за загрязнение окружающей среды…………………………

Заключение………………………………………………………………….

Список литературы………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

доклад по налогам.docx

— 82.71 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский экономический  университет имени Г.В.Плеханова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОКЛАД

 

на тему:

«Платежи за природные ресурсы, их экономическая сущность и назначение»

 

 

 

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛИ:

 

 

ПРОВЕРИЛ:

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва-2013

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………….. 
 
1. Экономическая сущность и значение платежей за природные ресурсы……….. 
 
2. Платежи за природные ресурсы……………………………………….

 

2.1. Платежи за пользование недрами……………………………………

 

2.2. Сбор за право пользования объектами животного мира, морскими биологическими ресурсами……………………………………………………………….

 

2.3. Платежи за пользование лесным фондом…………………………….

 

 

 2.4. Платежи за землю……………………………………………………..

 

2.5.  Плата за пользование водными ресурсами…………………………...

 

2.6. Платежи за загрязнение окружающей среды…………………………

 

Заключение………………………………………………………………….

 

Список литературы…………………………………………………………. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Данная тема доклада очень  интересна и актуальна в нынешних условиях развития экономики России. Уникальный природно-ресурсный потенциал  России при его эффективном использовании  является одной из важнейших предпосылок  устойчивого развития страны.

Платежи за пользование природными ресурсами являются важнейшим компонентом  экономического механизма природопользования. Введение платежей за использование природных ресурсов - прямое следствие преобразований природо-ресурсных отношений, проводимых на базе рыночных реформ. Действующим законодательством сформирована правовая основа для установления платы за пользование недрами, лесами, водой, землей и другими видами природных ресурсов.

Но, к сожалению, в настоящее  время отмечается низкая эффективность  механизмов природопользования и охраны окружающей среды.

Очевидно, что доля доходов  от эксплуатации природо-эксплуатирующего сектора в приходной части бюджета должна быть увеличена. Но как этого добиться?

Эти и множество других вопросов возникают лишь при общем  рассмотрении темы платежей за природные  ресурсы.

Целью написания данной работы является рассмотрение такого вопроса  как система платежей за природные  ресурсы.

Отсюда вытекают основные задачи данной работы: исследовать экономическую сущность и значение платежей за природные ресурсы, рассмотреть виды  платежей за природные ресурсы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Экономическая  сущность и значение платежей  за природные ресурсы

 

Формирование государственной  политики в области воспроизводства, использования и охраны природных  ресурсов становится обязательным условием успешной реализации экономических  реформ в нашей стране. Территория России составляет около 1/8 части мировой  суши. Мы занимаем третье место в  мире после Австралии и Канады по земле обеспеченности и площади пашни на одного жителя, но состояние наших земельных ресурсов оценивается как неблагополучное, значительная их часть нуждается в восстановлении плодородия. В России сосредоточено более 20% мировых запасов пресных и подземных вод, и в то же время современное состояние водных источников и систем централизованного водоснабжения в силу многих причин не гарантирует требуемого качества питьевой воды. Российская Федерация занимает одно из ведущих мест в мире по запасам минерального сырья и топливно-энергетических ресурсов. Разведанные запасы нефти, газа, угля достигают 13–36% мировых запасов, железных и никелевых руд – 30%. Воспроизводство же минерально-сырьевой базы год от года ухудшается.

Леса России составляют 22% лесных ресурсов планеты и занимают 69% территории страны, причем ценные хвойные  породы составляют 72% лесного фонда. С другой стороны, заготовка древесины  в последние годы снижается, не достигая уровня выделяемых расчетных лесосек, весьма велики потери при лесопользовании. Огромный вред ресурсам наносят лесные пожары, вредители, что во многом обусловлено  низкой технической оснащенностью  службы охраны лесов. Постоянно уменьшаются  объемы лесовосстановительных работ.

В современных условиях развитие и эффективное использование  природно-сырьевой базы России становится главным фактором роста ее экономики. Поэтому платежи за пользование  природными ресурсами в системе  факторов реализации природно-ресурсной  политики государства являются особо  значимыми. Установление платежей за природные  ресурсы преследует цели экономического регулирования природопользования, стимулирования рационального и  комплексного использования различных  видов природных ресурсов и охраны окружающей среды, формирования различных  видов природных ресурсов и охраны окружающей среды, формирование денежных средств для охраны и воспроизводства природных ресурсов в условиях рыночной экономики. Они призваны оказать позитивное влияние на повышение эффективности использования и охраны земель, лесов, водных объектов и недр, добычи и рационального использования минерально-сырьевых ресурсов и продуктов переработки.

В соответствии с концепцией государственной экологической  политики, изложенной в Законе РФ «Об  охране окружающей природной среды» от 10.01.02 № 7-ФЗ, плата за природные  ресурсы (землю, недра, воду, лес и  иную растительность, животный мир, рекреационные  и другие природные ресурсы) должна взиматься за:

– право пользования и  использования природных ресурсов в пределах установленных лимитов;

– сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

– воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Иными словами, природные  ресурсы подлежат вовлечению в хозяйственный  оборот на платной основе.

По мнению некоторых российских экономистов, доходная часть государственного бюджета должна формироваться преимущественно  или почти полностью за счет платежей за природные ресурсы. В условиях спада производства и недостаточности  бюджетных средств в такой богатой ресурсами стране, как Россия, именно платежи за природопользование могут взять на себя фискальную функцию налоговой системы. Однако в настоящее время доля платы за природные ресурсы в доходной части федерального бюджета составляет менее 3%.

До налоговой реформы  в нашей стране наибольшее распространение  получили платежи в виде возмещения затрат на воспроизводство природных  ресурсов (отчисления в бюджет на возмещение затрат на геолого-разведочные работы, поденная плата, плата за воду, возмещение затрат на рекультивацию земель), но методы определения их размеров были далеки от совершенства.

Современная система платежей за использование природных ресурсов (рис. 1) состоит из следующих элементов:

Рис. 1. Система платежей за использование природных ресурсов

В настоящее время в  России сложилась система платежей за природные ресурсы в бюджет и во внебюджетные фонды, включая  в себя платежи в виде платы  за недра, за пользование водными  объектами, платы за землю, платы  за лесопользование и др.


 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Платежи за природные ресурсы

 

 2.1.Платежи за пользование недрами

 

Взимание платежей за недра регламентируется положениями  Закона «О недрах». С 15 марта 1995 г. вступила в силу его новая редакция, уточненная Федеральным законом от 2 января 2000 г. № 20-ФЗ. Эксперты отмечают, что  в обновленном законе предпринята  попытка привести его положения  в соответствие с Конституцией РФ, налоговым и природоохранным  законодательством. В соответствии с новыми нормативными установками  впервые в систему платежей за пользование недрами включены сбор за участие в конкурсе (аукционе) и плата за геологическую информацию о недрах.

Как отмечают эксперты, «основными факторами, влияющими на определение размера  налогов, взимаемых за проведение поисковых  и разведочных работ, разработку недр и добычу полезных ископаемых, по-прежнему остаются экономико-географические условия, размер участка недр, виды полезных ископаемых, степень геологической  изученности территории и риск. В  этой связи особенно актуальной становится необходимость создания Кадастра месторождений  и проявлений полезных ископаемых».

В состав платежей за пользование  недрами входят следующие формы  фискальных изъятий:

– регулярные платежи  за добычу полезных ископаемых (роялти);

– на поиск и разведку месторождений (ренталс);

– разовые платежи  на право внести разведку недр (бонусы);

– специальные таможенные пошлины на вывоз сырья.

Плата за пользование  недрами может взиматься в  формах:

– денежных платежей;

– части объема добытого минерального сырья или иной продукции, производимой пользователями недр;

– выполнения работ или  предоставления услуг;

– зачета сумм предстоящих  платежей в федеральный бюджет, в  бюджеты субъектов РФ, в местные  бюджеты в качестве долевого вклада в уставный фонд создаваемого горного  предприятия.

Форма внесения платы  устанавливается в лицензии на пользование  недрами. Не допускается требование и принятие в качестве платы за пользование недрами радиоактивных  и других материалов и продуктов, распоряжение которыми входит в соответствии с законодательством РФ в ведение  специальных органов, а также  услуг военного характера и информации, составляющей государственную тайну. Принципиально важным новшеством новой  редакции Закона о недрах является то, что устанавливается двойной  размер платежей за добычу полезных ископаемых в случае превышения сверхнормативных потерь полезных ископаемых при их добыче.

Объектом налогообложения  являются:

– при проведении поисковых  и разведочных работ – договорная (сметная) стоимость работ, по их окончании размеры платежей корректируются с учетом фактической себестоимости;

– за добычу полезных ископаемых – стоимость добытых полезных ископаемых и сверхнормативных потерь при добыче, а также стоимость использованных отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

– при пользовании  недрами в целях, не связанных  с добычей полезных ископаемых, в  том числе для строительства  и эксплуатации подземных сооружений, – договорная (сметная) стоимость строительства объекта и стоимость предоставленных услуг при его эксплуатации.

От платы за пользование  недрами освобождаются:

– собственники, владельцы земельных  участков, осуществляющие добычу общераспространенных полезных ископаемых на принадлежащем  им или арендуемом земельном участке  непосредственно для своих нужд;

– пользователи недр, ведущие  региональные геологические, геофизические  работы, направленные на изучение недр, геологические работы по прогнозированию  землетрясений и исследованию вулканической  деятельности, инженерно-геологические  изыскания, палеонтологические, геоэкологические изыскания, осуществляющие контроль над режимом подземных вод;

– пользователи недр, получившие участки для образования особо  охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, памятники  природы, пещеры и другие подземные  полости).

Минимальная величина ставки платежа за право на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых составляет 1% договорной (сметной) стоимости  указанных работ, максимальная – 2%. Конкретный размер платежей зависит от вида полезного ископаемого, экономико-географических условий района и определяется по результатам конкурсов или аукционов. Минимальная величина ставки платежа за право на разведку составляет 3% годовой сметной стоимости работ, максимальная – 5%. Конкретный размер платежа определяется органами, предоставляющими лицензию, по результатам конкурсов или аукционов. Названные платежи включаются в издержки поисковых или разведочных работ. Как уж отмечалось, платежи за право на добычу полезных ископаемых осуществляются в форме начального, а также последующих регулярных платежей в течение всего срока добычи. Стартовые размеры разовых платежей определяются Комитетом РФ по геологии и использованию недр по согласованию с Министерством экономики РФ, но их величина не может быть менее 10% регулярного платежа в расчете на среднегодовую проектную мощность добывающего предприятия. Предельные уровни регулярных платежей дифференцированы по видам полезных ископаемых и установлены в процентах от стоимости добытого минерального сырья (от 1 до 16%).

 

 

 

 2.2. Сбор за право пользования объектами животного мира, морскими биологическими ресурсами

 

Постановление №625 о реализации Указа  Президента РФ от 29 августа 1997 г. №950 «О мерах по обеспечению охраны морских  биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере» содержит правовые и экономические основы регламентации  использования объектов животного  мира и морских биологических  ресурсов. На его основе определены организации по охране морских биологических  ресурсов, государственная политика в области рыбного хозяйства, исследования сырьевой базы рыболовства, допустимости вылова рыбы и добычи морских животных и растений в  целях народного хозяйства. Намечены конкретные службы за соблюдением законодательства РФ.

Система платежей при пользовании  морскими биологическими ресурсами  включает:

• сбор за выполнение международных  договоров в сфере охраны морских  биологических ресурсов;

• акцизы на отдельные виды рыб, запасы отдельных видов рыб в реках  РФ.

• другие налоги и сборы, связанные  с осуществлением предпринимательской  деятельности.

Учитывая, что виды предпринимательской  деятельности требуют получения  лицензии, указанные платежи относятся  к стоимости прямых затрат на подготовку, проведение и подведение результатов  конкурсов и оформление, регистрацию  выдаваемых лицензий конкурсантам.

Плата за пользование акваторией и  участками морского дна взимается  с пользователей, ведущих разведку полезных ископаемых в морской экономической  зоне и на континентальном шельфе.

 

Объем этих платежей определяется исходя:

• из размера арендуемой площади,

• конфигурации площади;

• мощности водного слоя;

• цели пользования недрами.

Постановлением Правительства  РФ №6306 (14 декабря 1996 г.) «О мерах по усилению государственного управления водными биологическими ресурсами» усилена охрана окружающей среды, в  частности морских биологических  ресурсов.

Постановлением Правительства  РФ №3784 «Об утверждении минимальных  и максимальных ставок платы за пользование  водными объектами по бассейнам  рек, озер, моря и экономическим районам», утвержденным 22 июля 1998 г., установлены минимальные и максимальные ставки платы при природопользовании:

• поверхностными водными объектами  в целях забора воды и сброса сточных  вод;

• территориальными водами РФ и внутренними  морскими водами;

• поверхностными водными объектами  для целей гидроэнергетики и  лесосплава, применения судовой тяги;

• акваториями поверхностных водных объектов.

 

 

2.3. Платежи за пользование лесным фондом

 

ГЛАВА 40. ЛЕСНОЙ НАЛОГ

Информация о работе Платежи за природные ресурсы, их экономическая сущность и назначение