Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 15:54, курсовая работа
Целью данной курсовой работы будет - раскрыть роль фискальной политики в государственной экономике и рассмотреть её цели и структуру. Эта тема очень актуальна сегодня, так как наша экономика, бюджет и налоговая сфера, в частности, находятся ещё в неустойчивой стадии формирования. В прошлом, в течение длительного времени, экономисты понимали лишь тот факт, что государство через бюджетно-налоговую политику определяет, в какой пропорции объем производства страны должен быть распределен между коллективным и частным потреблением, а также каким образом бремя платежей за коллективные блага следует разделить среди населения.
Как показывает мировой опыт развитых стран, современная налоговая система должна стимулировать научно-технический прогресс, структурную передислокацию ресурсов и рабочей силы, выпуск дефицитной продукции, развитие предпринимательства. В то же время она должна подавлять такие негативные тенденции, как монополизм, рост издержек, спекулятивную активность, инфляцию.
Такова общая
концепция перестройки
В итоге экономическая
динамика общества будет обеспечиваться
через концентрацию налоговых поступлений
в бюджет и направлений бюджетных
ассигнований на инвестирование средств
в различные структуры и
Функции налогообложения
в обеспечении инвестирования не
абстрактны. Они выполняют задачи
ресурсно-денежного
В свою очередь экономический рост и расширение масштабов производства увеличивают налоговое поле и обратное увеличенное поступление ресурсов. Это обратные связи в общей экономической динамике.
2.2 Проведение фискальной политики в России
Основная
часть государственных доходов
и расходов проходит через государственный
бюджет, включающий в себя бюджеты
центрального правительства и местных
властей. В зависимости от административно-
К бюджету тесно примыкают внебюджетные фонды — денежные средства государства, имеющие целевое назначение и невключенные в федеральный бюджет. Внебюджетные средства находятся в распоряжении центральных или местных органов власти и концентрируются в специальных фондах, каждый из которых предназначен для определенных нужд. Примером может быть пенсионный фонд РФ. Внебюджетные фонды создаются за счет специальных (целевых) налогов, займов, субсидий из бюджета.
Государственный
бюджет — это годовой план государственных
расходов и источников их финансового
покрытия. Проект бюджета ежегодно
обсуждается и принимается
Бюджетная политика
в России постоянно находится
в центре общественного внимания,
что обусловлено как местом, занимаемым
ею среди основных инструментов экономической
политики, так и весьма острой критикой,
которой она регулярно
Наиболее
важными направлениями
Рассмотрим основные тенденции российской бюджетной политики за последние годы.
Доходы федерального бюджета
Направление расходов |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
|||||||
млрд. руб. |
% к итогу |
млрд. руб. |
% к итогу |
изменение, % |
млрд. руб. |
% к итогу |
изменение, % |
млрд. руб. |
% к итогу |
изменение, % | |
Расходы, всего |
472,2 |
100 |
666,9 |
100 |
141,2 |
1029,2 |
100 |
154,3 |
1342,2 |
100 |
130,4 |
в том числе: процентные расходы (обслуживание государственного долга) |
148,7 |
31,5 |
162,9 |
24,4 |
109,5 |
257,8 |
25,1 |
158,3 |
231,7 |
17,1 |
89,8 |
непроцентные расходы |
323,5 |
68,5 |
504 |
75,6 |
115,8 |
771,4 |
74,9 |
153,1 |
1110,5 |
82,9 |
144 |
Погашение внешних долгов обеспечивается тем, что с 2006г. Бюджет сводится с профицитом и, кроме того, с 2008 г. Накапливается финансовый резерв. Если страна справится с обязательствами 2010 г., несмотря на предстоящие крупные платежи и при условии поддержания на рынках приемлемой цены на нефть, погашение внешнего долга перестанет занимать основную долю в расходах федерального бюджета. Впору подумать о политике заимствований на перспективу.
В 2006-2008гг. произошел опережающий рост (увеличение доли в расходах) расходов на национальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности. Доля этих статей с 20,3% в 2005г. возросла до 29,5% в 2008 г. Данная тенденция продолжится: в 2010 г. по этим двум статьям предполагается рост расходов на 33,8% при общем увеличении расходов на 11,4%. Приоритет силовых структур в расходах, несмотря на острые проблемы в данной сфере, вызывает, по меньшей мере, сомнение, поскольку значимых реформ здесь не проводится.
Таблица 2. Структура расходов федерального бюджета в 2008-2010гг.
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
||||||
млрд. руб. |
млрд. руб. |
прирост к 2008 г., % |
млрд. руб. |
прирост к 2008 г., % | ||||
Расходы, всего |
1342,4 |
2106 |
56,8 |
2345,6 |
11,4 | |||
Процентные расходы |
231,7 |
258 |
23 |
277,5 |
-2,7 | |||
Государственное управление |
42 |
56,7 |
35 |
66,5 |
17,3 | |||
Национальная оборона |
246,7 |
273,5 |
10,9 |
345,7 |
26,4 | |||
Правоохранительная |
148,7 |
167,7 |
12,8 |
244,6 |
45,8 | |||
Фундаментальная наука и содействие НТП |
23,7 |
32,9 |
38,8 |
40,2 |
22,2 | |||
Промышленность, энергетика, строительство |
44,2 |
62,2 |
40,7 |
62,9 |
1,1 | |||
Сельское хозяйство и рыболовство |
23,7 |
26,8 |
13 |
30 |
11,9 | |||
Образование |
54,5 |
80,9 |
48,4 |
97,6 |
21 | |||
Здравоохранение и физическая культура |
23,1 |
31,9 |
38,1 |
39,3 |
23,2 | |||
Социальная политика |
112,3 |
98 |
-12,8 |
150,7 |
53,8 | |||
Финансовая помощь бюджетам других уровней |
248,3 |
597,7 |
140,7 |
711,4 |
19 | |||
На основе анализа структуры расходов федерального бюджета в 2008-2010гг. можно сделать следующий вывод: хотя экономический рост и модернизация поставлены в качестве главной задачи экономической политики, в федеральном бюджете этот приоритет пока просматривается слабо. Он мог бы быть отражен либо в росте расходов на инвестиции и государственные услуги отраслям народного хозяйства, либо в снижении расходов и налогового бремени. Первый вариант не реализуется. Второй вариант, к счастью, осуществляется - снижение подоходного налога, налога на прибыль, отмена оборотных налогов. Но пока и доходы, и расходы только росли, если не считать заминку со сбором налогов в первом полугодии 2009г. Но остается открытым вопрос о том, имело ли место реальное сокращение бюджетных расходов, если учесть и отмену всех льгот, и изменение правил вычета расходов из налогооблагаемой базы.
На 2010год Минфин планирует сокращение налогового бремени на 0,7% ВВП в целом по бюджетной системе. Предусматривается также снижение доли в ВВП и доходов, и расходов. Можно констатировать, что федеральный бюджет не стал инструментом политики развития. Начиная с 2010г. и до 2012г. расходы федерального бюджета в реальном исчислении необходимо сократить на6-7%, в том числе в первый год – на 1,5-2%, снизить долю федерального бюджета в ВВП до 16-17% (с учетом единого социального налога).
Финансовая помощь регионам из центра в последние годы возросла: в 2006г. к 2005г.– на 44,4%; в 2007г. к 2006г.-на 53%; в 2008г. к 2007г.-на 125%. К тому же ее структура становилась все более сложной и определить четко, по какому принципу расходы отнесены к тому или иному фонду, довольно трудно. В ней выделяются: дотации; субвенции; трансферты; Фонд регионального развития, аккумулирующий инвестиционную составляющую федеральных целевых программ и т.д. В таблице приведены данные об объемах и структуре финансовой помощи регионам.
Таблица 3. Структура финансовой помощи регионам в целом по России
Виды финансовой помощи |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
|||||
млн. руб. |
% |
млн. руб. |
% |
млн. руб. |
% |
млн. руб. |
% | ||
Всего |
43209,7 |
100 |
62411,9 |
100 |
95979 |
100 |
216004,4 |
100 | |
Дотации |
3179,3 |
7,36 |
2580,5 |
4,13 |
6050 |
6,3 |
37113,2 |
17,18 | |
Субвенции |
563,5 |
1,3 |
6538,7 |
10,48 |
2252,1 |
2,35 |
71216,7 |
32,97 | |
Взаимные расчеты |
9799,8 |
22,68 |
8779,6 |
14,07 |
19635,8 |
20,46 |
4464,6 |
2,07 | |
Трансферты |
29667,2 |
68,66 |
44513,1 |
71,32 |
68041,1 |
70,89 |
103209,9 |
47,78 |
Информация о работе Понятие фискальной налоговой политики, ее виды, инструментарий