Понятие и структура налоговой системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 15:46, реферат

Описание работы

Понятие и сущность налогов и сборов. Структура налоговой системы РФ. Механизм управления налоговой системой РФ. Характеристика налоговой системы Российской Федерации. Проблемы и пути реформирования налоговой системы Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 41.58 Кб (Скачать файл)

 

 

Глава 1. Понятие и структура  налоговой системы Российской Федерации

 

    1. Понятие и сущность налогов и сборов

 

Налоги и сборы являются центральными понятиями налогового права. Определение этих понятий содержится в ст.8 Налогового кодекса) Российской Федерации.

1. В соответствии с 1 указанной  статьи НК РФ налог - это  обязательный, индивидуально безвозмездный  платеж, взимаемый с организаций  и физических лиц в форме  отчуждения принадлежащих им  на праве собственности, хозяйственного  ведения или оперативного управления  денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2. обязательный взнос, взимаемый  с организаций и физических  лиц, уплата которого является  одним из условий совершения  в отношении плательщиков сборов  государственными органами, органами  местного самоуправления, иными  уполномоченными органами и должностными  лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных  прав или выдачу разрешений (лицензий).

3. Налог считается установленным  в том случае, если соблюдена  необходимая правовая процедура  (во всем мире налог может  быть установлен только актом  парламента - законом), а также определены  налогоплательщики и обязательные  элементы налогообложения:

объект налогообложения;

налоговая база;

налоговый период;

налоговая ставка;

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога;

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства РФ о налогах и сборах могут также  предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования  налогоплательщиком. При установлении сборов законом должны быть определены их плательщики и элементы обложения  применительно к конкретным сборам.

Налоги - обязательные сборы и платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в бюджеты  соответствующего уровня или во внебюджетные фонды по ставке, устанавливаемой  в законодательном порядке. Выплаты  принудительны и безвозмездны.

Налоги - гибкий инструмент воздействия  на находящуюся в постоянном движении экономику: они помогают поощрять или  сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос  и предложение, регулировать количество денег в обращении.

Налоги - один из древнейших финансовых институтов. Они возникли вместе с  товарным производством, разделением  общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и других нужд. "В налогах воплощено экономически выраженное существование государства", - подчеркивал К. Маркс.

 

Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств.

Налоги выполняют три важнейшие  функции:

1. Обеспечение финансирования государственных  расходов (фискальная функция),

2. Поддержание социального равновесия  путем изменения соотношения  между доходами отдельных социальных  групп с целью сглаживания  неравенства между ними (социальная  функция),

3. Государственное регулирование  экономики (регулирующая функция). Понятие и сущность налогов  и сборов 1. Налоги и сборы являются  центральными понятиями налогового  права. Определение этих понятий  содержится в ст.8 Налогового кодекса  Российской Федерации. Наиболее  последовательно реализуемой функцией  налогов является фискальная. Она проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Посредством осуществления фискальной функции образуется централизованный денежный фонд государства, становится возможным перераспределение части стоимости национального дохода в пользу определенных групп общества.

Таким образом, фискальная функция  создает объективные условия  для вмешательства государства  в экономику, которое реализуется  посредствам регулирующей функции  налогообложения.

Регулирующая функция налогов  заключается в следующем:

1. Установление и изменение системы  налогообложения,

2. Определение налоговых ставок, их дифференциация,

3. Предоставление налоговых льгот.

Регулирующая функция налогов  в современных условиях не только в том, чтобы максимально освободить прибыль и доходы от налогов, сколько  в стремлении создать жесткую  количественную зависимость между  размерами налоговых льгот, предоставляемых  хозяйствующему субъекту, и его конкретными  хозяйственными акциями.

Доктор экономических наук Д. Черник определяет сущность налогов как "изъятие  государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса.

 

1.2 Структура налоговой  системы РФ

Совокупность предусмотренных  законодательством налогов и  обязательных платежей, взимаемых в  государстве, а так же принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, уплаты, взимания и  контроля образует налоговую систему.

Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в  установленном порядке на территории страны. При формировании налоговой  системы исходят из следующего ряда принципов:

1. Виды налогов, порядок их  расчетов, сроки уплаты и ответственность  за уклонение от налогов имеют  силу закона.

2. Сочетание стабильности и гибкости  налоговой системы должны обеспечить  соблюдение экономических интересов  участников общественного производства. Правила применения налогов должны  быть стабильны: ставки, виды, элементы  налоговой системы должны меняться  при изменении экономических  условий редко, т.к это позволяет планировать деятельность.

3. Обязателен механизм защиты  от двойного налогообложения.

4. Налоги должны быть разделены  по уровням изъятия.

5. Ставки налогообложения должны  быть едиными для всех предприятий.  Равные доходы при равных условиях  их получения должны облагаться  одинаковыми по величине налогами. С равных доходов при разных  условиях их получения должны  взиматься разные налоги.

6. Единая налоговая ставка должна  дополняться системой налоговых  льгот, носящей целевой и адресный  характер, связанный с социальной  сферой, стимулированием НТП, защитой  окружающей среды. Как правило,  обязательна активная поддержка  предпринимательства.

7. Система налогообложения должна  быть комплексной при умелом  сочетании разных способов налогообложения.  Объекты налогообложения разнообразны: психологически легче платить  много маленьких налогов, чем  один большой.

8. Обязательны простота, равномерность,  точность, удобство по форме, экономность  сбора, избежание чрезмерной тяжести. Налоги по способу взимания бывают прямыми и косвенными. Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов и имущества налогоплательщиков. Объектом налога выступает доход (зарплата, прибыль, процент и т.п.) и стоимость имущества налогоплательщиков (земля, основные средства и т.п.)

Построение налоговой системы  характеризуется наиболее значимыми  функциональными внутренними взаимосвязями  между ее элементами. Каковы эти  взаимосвязи? Одним из основных условий  эффективного функционирования любой  системы является требование о том, что поведение каждого элемента может повлиять на функционирование ее в целом, но не может сделать  это независимо от других элементов. Данное условие реализуется в  налоговой системе в полной мере.

Налогоплательщики могут в некоторой  степени оказывать обратное воздействие  на другие элементы налоговой системы, в частности обжаловать решения  налоговых администраций, через  избирательное право косвенно влиять на законодательство, трактовать все  законодательные неясности в  свою пользу, но они, безусловно, занимают наиболее подчиненное положение. Это  обусловливается основным признаком  налога - его обязательностью и  доминирующей функцией налогового платежа - фискальной.

Наиболее значительное обратное влияние  на законодательную базу оказывает  налоговое администрирование, которое  в процессе функционирования выявляет несоответствия и нестыковки налогового законодательства.

Налоговая система подвержена постоянному  изменению под действием как  внутри-, так и внешнесистемных факторов (воздействий), т.е. она является не статической, а динамической системой.

Налоговая система РФ строится по территориальному принципу и состоит  из трех уровней в зависимости  от уровня управления процессом налогообложения: федеральный (на уровне РФ), региональный (на уровне республик в составе  РФ, краев, областей, городов федерального значения) и местный (на уровне муниципальных  образований).

По своей общей структуре, принципам  построения и перечню налоговых  платежей российская налоговая система  в основном соответствует системам налогообложения юридических и  физических лиц, действующим в странах  с рыночной экономикой.

В первую очередь систему налогов  Российской Федерации необходимо характеризовать  как совокупность федеральных, региональных и местных налогов. Первой частью НК РФ установлено в целом четырнадцать видов налогов и сборов, в том  числе девять федеральных, три региональных и два местных налогов. Кроме  того, НК РФ предусмотрена возможность  применения специальных налоговых  режимов, при которых устанавливаются  соответствующие федеральные налоги с одновременным освобождением  от уплаты отдельных федеральных, региональных и местных налогов. В настоящее  время в российской налоговой  системе установлены четыре вида таких налогов.

Особое место в российской налоговой  системе занимает единый социальный налог, поступления по которому зачисляются  как в бюджетную систему страны, так и в соответствующие государственные  внебюджетные социальные фонды.

При этом важно подчеркнуть, что  перечень региональных и местных  налогов стал исчерпывающим, т.е. ни один орган законодательной власти субъекта Федерации и представительный орган местного самоуправления не имеют  права ввести ни одного налога, не предусмотренного НК РФ. Это качественно изменило условия хозяйствования для предприятий, достаточно резко повысило их уверенность  в незыблемости налоговой системы.

Российская система налогообложения  в части соотношения косвенного и прямого налогообложения замысливалась исходя из того, что фискальную задачу должны выполнять преимущественно косвенные налоги, в то время как прямые налоги - роль экономического регулятора доходов корпораций и физических лиц. Одновременно налоговую систему России по обеспечению доходной части государственного бюджета с момента ее образования и на протяжении всего периода формирования принято считать системой с преобладанием косвенного налогообложения.

Однако необходимо особо отметить, что уровень собираемости прямых налогов превышает аналогичный  показатель для косвенных налогов. В частности, с 1997 по 2000 г. собираемость по налогу на прибыль обеспечивалась не менее 74-96,5%, тогда как в этот же период собираемость НДС составляла 63-82,9%. Поэтому фактические поступления  косвенных налогов были ниже объемов  бюджетных доходов от прямого  налогообложения.

На сегодняшний день поступления  от налогов, сборов специальных налоговых  режимов распределились следующим  образом: НДС - 29,7%, НДПИ - 14,9%, налог на прибыль организации - 8,3%, акцизы - 1,8% и т.д

 

    1. Механизм управления налоговой системой РФ

 

Для повышения конкурентоспособности  налоговой системы законодательство о налогах и сборах должно более  активно реагировать на новые  явления, на сигналы об уходе из-под  налогообложения в результате белых  пятен в законодательных нормах.

Налоговое администрирование - относительно новый термин с точки зрения российской теории налогов и налогообложения. Отсюда его понимание - от самого широкого, как управление налоговой системой и налогообложением в целом, до более  узкого, а именно как деятельность налоговых органов по контролю за правильностью исчисления и уплаты налоговых платежей.

Среди российских экономистов до сих  пор отсутствует единство в понимании  налогового администрирования. Обычно оно определяется как деятельность налоговых органов (в соответствии с их полномочиями) по осуществлению  контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации организациями и физическими лицами, т.е., по сути, в это понятие вкладывают содержание старого термина - "налоговый контроль". В современной экономической литературе также встречается фактическое отождествление понятий "налоговое администрирование" и "управление налоговой системой". Понятие "налоговое администрирование" позволяет определить его как управление в области налогообложения. Иногда налоговое администрирование определяют как динамически развивающуюся систему управления модернизируемых налоговых органов в условиях рыночной экономики.

Управление постепенно выходит  из статичного состояния и начинает оперативно реагировать на различные  изменения налоговых правоотношений.

Необходимо выделение проблематики, связанной с управлением налогообложением, а также формированием методологических и методических основ этого процесса в виде единого целостного процесса. Такой подход диктуется тем, что  в силу разобщенности, разноведомственности органов власти, занимающихся управлением налоговыми процессами, возникают противоречия в нормативно-правовом обеспечении процессов налогообложения между экономическими, социальными и политическими целями государства и возможностями финансового обеспечения их достижения. Причины обособления управления налогообложением имеют более объективный и долговременный характер, чем временная несогласованность действий структур, образующих систему управления налоговыми процессами.

Информация о работе Понятие и структура налоговой системы Российской Федерации