Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 15:46, реферат
Понятие и сущность налогов и сборов. Структура налоговой системы РФ. Механизм управления налоговой системой РФ. Характеристика налоговой системы Российской Федерации. Проблемы и пути реформирования налоговой системы Российской Федерации.
Глава 1. Понятие и структура налоговой системы Российской Федерации
Налоги и сборы являются центральными понятиями налогового права. Определение этих понятий содержится в ст.8 Налогового кодекса) Российской Федерации.
1. В соответствии с 1 указанной
статьи НК РФ налог - это
обязательный, индивидуально безвозмездный
платеж, взимаемый с организаций
и физических лиц в форме
отчуждения принадлежащих им
на праве собственности,
2. обязательный взнос, взимаемый
с организаций и физических
лиц, уплата которого является
одним из условий совершения
в отношении плательщиков
3. Налог считается установленным
в том случае, если соблюдена
необходимая правовая
объект налогообложения;
налоговая база;
налоговый период;
налоговая ставка;
порядок исчисления налога;
порядок и сроки уплаты налога;
В необходимых случаях при
Налоги - обязательные сборы и платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в бюджеты соответствующего уровня или во внебюджетные фонды по ставке, устанавливаемой в законодательном порядке. Выплаты принудительны и безвозмездны.
Налоги - гибкий инструмент воздействия на находящуюся в постоянном движении экономику: они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении.
Налоги - один из древнейших финансовых
институтов. Они возникли вместе с
товарным производством, разделением
общества на классы и появлением государства,
которому требовались средства на содержание
армии, судов, чиновников и других нужд.
"В налогах воплощено
Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств.
Налоги выполняют три
1. Обеспечение финансирования
2. Поддержание социального
3. Государственное регулирование
экономики (регулирующая
Таким образом, фискальная функция создает объективные условия для вмешательства государства в экономику, которое реализуется посредствам регулирующей функции налогообложения.
Регулирующая функция налогов заключается в следующем:
1. Установление и изменение
2. Определение налоговых ставок, их дифференциация,
3. Предоставление налоговых
Регулирующая функция налогов в современных условиях не только в том, чтобы максимально освободить прибыль и доходы от налогов, сколько в стремлении создать жесткую количественную зависимость между размерами налоговых льгот, предоставляемых хозяйствующему субъекту, и его конкретными хозяйственными акциями.
Доктор экономических наук Д. Черник определяет сущность налогов как "изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса.
1.2 Структура налоговой системы РФ
Совокупность предусмотренных законодательством налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а так же принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, уплаты, взимания и контроля образует налоговую систему.
Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке на территории страны. При формировании налоговой системы исходят из следующего ряда принципов:
1. Виды налогов, порядок их
расчетов, сроки уплаты и
2. Сочетание стабильности и
3. Обязателен механизм защиты от двойного налогообложения.
4. Налоги должны быть разделены по уровням изъятия.
5. Ставки налогообложения должны
быть едиными для всех
6. Единая налоговая ставка
7. Система налогообложения
8. Обязательны простота, равномерность,
точность, удобство по форме,
Построение налоговой системы
характеризуется наиболее значимыми
функциональными внутренними
Налогоплательщики могут в некоторой степени оказывать обратное воздействие на другие элементы налоговой системы, в частности обжаловать решения налоговых администраций, через избирательное право косвенно влиять на законодательство, трактовать все законодательные неясности в свою пользу, но они, безусловно, занимают наиболее подчиненное положение. Это обусловливается основным признаком налога - его обязательностью и доминирующей функцией налогового платежа - фискальной.
Наиболее значительное обратное влияние на законодательную базу оказывает налоговое администрирование, которое в процессе функционирования выявляет несоответствия и нестыковки налогового законодательства.
Налоговая система подвержена постоянному изменению под действием как внутри-, так и внешнесистемных факторов (воздействий), т.е. она является не статической, а динамической системой.
Налоговая система РФ строится по территориальному принципу и состоит из трех уровней в зависимости от уровня управления процессом налогообложения: федеральный (на уровне РФ), региональный (на уровне республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения) и местный (на уровне муниципальных образований).
По своей общей структуре, принципам построения и перечню налоговых платежей российская налоговая система в основном соответствует системам налогообложения юридических и физических лиц, действующим в странах с рыночной экономикой.
В первую очередь систему налогов
Российской Федерации необходимо характеризовать
как совокупность федеральных, региональных
и местных налогов. Первой частью
НК РФ установлено в целом
Особое место в российской налоговой
системе занимает единый социальный
налог, поступления по которому зачисляются
как в бюджетную систему
При этом важно подчеркнуть, что перечень региональных и местных налогов стал исчерпывающим, т.е. ни один орган законодательной власти субъекта Федерации и представительный орган местного самоуправления не имеют права ввести ни одного налога, не предусмотренного НК РФ. Это качественно изменило условия хозяйствования для предприятий, достаточно резко повысило их уверенность в незыблемости налоговой системы.
Российская система
Однако необходимо особо отметить,
что уровень собираемости прямых
налогов превышает аналогичный
показатель для косвенных налогов.
В частности, с 1997 по 2000 г. собираемость
по налогу на прибыль обеспечивалась
не менее 74-96,5%, тогда как в этот
же период собираемость НДС составляла
63-82,9%. Поэтому фактические
На сегодняшний день поступления от налогов, сборов специальных налоговых режимов распределились следующим образом: НДС - 29,7%, НДПИ - 14,9%, налог на прибыль организации - 8,3%, акцизы - 1,8% и т.д
Для повышения
Налоговое администрирование - относительно новый термин с точки зрения российской теории налогов и налогообложения. Отсюда его понимание - от самого широкого, как управление налоговой системой и налогообложением в целом, до более узкого, а именно как деятельность налоговых органов по контролю за правильностью исчисления и уплаты налоговых платежей.
Среди российских экономистов до сих пор отсутствует единство в понимании налогового администрирования. Обычно оно определяется как деятельность налоговых органов (в соответствии с их полномочиями) по осуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации организациями и физическими лицами, т.е., по сути, в это понятие вкладывают содержание старого термина - "налоговый контроль". В современной экономической литературе также встречается фактическое отождествление понятий "налоговое администрирование" и "управление налоговой системой". Понятие "налоговое администрирование" позволяет определить его как управление в области налогообложения. Иногда налоговое администрирование определяют как динамически развивающуюся систему управления модернизируемых налоговых органов в условиях рыночной экономики.
Управление постепенно выходит
из статичного состояния и начинает
оперативно реагировать на различные
изменения налоговых
Необходимо выделение
Информация о работе Понятие и структура налоговой системы Российской Федерации