Понятие и структура налоговой системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 15:46, реферат

Описание работы

Понятие и сущность налогов и сборов. Структура налоговой системы РФ. Механизм управления налоговой системой РФ. Характеристика налоговой системы Российской Федерации. Проблемы и пути реформирования налоговой системы Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 41.58 Кб (Скачать файл)

акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 процентов;

акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, - по нормативу 100 процентов;

акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 процентов;

акцизов на табачную продукцию - по нормативу 100 процентов;

акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных  и карбюраторных (инжекторных) двигателей - по нормативу 40 процентов;

акцизов на автомобили легковые и  мотоциклы - по нормативу 100 процентов;

 

акцизов по подакцизным товарам  и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ  горючий природный) - по нормативу 100 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 95 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных  алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 40 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической  зоне Российской Федерации, за пределами  территории Российской Федерации - по нормативу 100 процентов;

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции  в виде углеводородного сырья (газ  горючий природный) - по нормативу 100 процентов;

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции  в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 95 процентов;

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном  шельфе, в исключительной экономической  зоне Российской Федерации, за пределами  территории Российской Федерации при  выполнении соглашений о разделе  продукции - по нормативу 100 процентов;

сбора за пользование объектами  водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 70 процентов;

сбора за пользование объектами  водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) - по нормативу 100 процентов;

водного налога - по нормативу 100 процентов;

единого социального налога по ставке, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации в части, зачисляемой  в федеральный бюджет, - по нормативу 100 процентов;

государственной пошлины (за исключением  государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов  Российской Федерации и местные  бюджеты и указанной в статьях 56, 61.1 и 61.2 Бюджетного Кодекса РФ) - по нормативу 100 процентов.

 

2.2 Антикризисные мероприятия  по собираемости налогов в  бюджеты

 

Правительством в декабре 2008 года утвержден План мероприятий по преодолению  кризисных явлений в экономике  региона. Антикризисные мероприятия  осуществляются одновременно в нескольких направлениях. Первое - минимизация  роста безработицы и стабилизация производства. В связи с этим Программа  реализации мер по поддержке рынка  труда, принятая Правительством, предусматривает  в случае угрозы массового увольнения опережающее профессиональное обучение, временное трудоустройство, содействие развитию малого предпринимательства  и самозанятости безработных. Кроме того, как при софинансировании из федерального бюджета, так и самостоятельно осуществляется бюджетное субсидирование предпринимателей всех отраслей экономики.

Второе - усиление управления доходными  источниками. Начиная с 2008 года действует План мероприятий по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет. Инструментом его реализации являются Соглашения, заключаемые между Правительством и администрациями муниципальных районов. Немаловажную роль в реализации данных Соглашений сыграли отраслевые соглашения о взаимодействии и социально-экономическом сотрудничестве в соответствующей сфере, заключенные на 2009-2011 годы между органами исполнительной власти и субъектами предпринимательской деятельности.

Практика заключения соглашений дала положительный результат: обеспечены обязательства по увеличению заработной платы как муниципальным бюджетникам, так работникам производственной сферы. Объем дополнительных поступлений  налоговых и неналоговых доходов  за 2008 год составил 12% к первоначальному  плану. По итогам I полугодия 2009 года условия  Соглашений в части налоговых  и неналоговых доходов исполнены  с увеличением на 17,1%.

 

Экономический и социальный эффект совместных действий органов государственного и муниципального управления, хозяйствующих  субъектов нашел отражение в  положительной динамике макроэкономических показателей в январе - июне текущего года. При росте цен на закупаемые промышленные товары более чем на 28% индекс промышленного производства вырос на 8%, номинальная начисленная  среднемесячная заработная плата на 19,2%.

Третье. Любой кризис подталкивает к совершенствованию структуры  управления и оптимизации нерациональных расходов. В соответствии с рекомендациями Министерства финансов РФ с 1 апреля 2009 года в органах исполнительной власти сокращена численность госслужащих. Для муниципальных образований, подпадающих по действие п.2 ст.136 Бюджетного кодекса РФ, утверждены нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц и муниципальных служащих. В дополнение к этим ограничениям, Правительство утвердило нормативы расходов на содержание органов местного самоуправления.

В целях минимизации расходов на коммунальные услуги Правительство  утверждает натуральные и стоимостные  лимиты. Сверхлимитное потребление  оформляется дополнительными соглашениями и оплачивается за счет средств учреждений, полученных от платных услуг. Кроме  того, межведомственными рабочими группами проведены проверки эффективности работы действующей бюджетной сети учреждений социальной сферы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Проблемы и пути реформирования налоговой системы  Российской Федерации

 

На сегодняшний день российская налоговая система находится  в плачевном состоянии. За последние  два года она не только не стала  совершенствоваться дальше, но и переходить в стадию деградации. Это видно  потому, как изменяется налоговое  законодательство, какие "заплатки" ставятся в отдельные нормы. Они  абсолютно не систематизированы  и уж точно не имеют серьезного экономического обоснования. И, что  самое печальное, что у правительства  нет программы по её реформе. По крайней  мере, программы как набора последовательных действий, направленных на достижение конкретной цели. То, что сегодня  представлено как "основные направления  налоговой политики", - это просто набор разрозненных методов, неоднократно отвергавшихся ещё три - пять лет  назад.

Оценивая прошедшие годы, следует  помнить, что налоговая система  России возникла и с первых же дней своего существования развивается  в условиях экономического кризиса. В тяжелейшей ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефицита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяет, хотя и  не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности, в  основном отвечает текущим задачам  перехода к рыночной экономике. К  созданию российской налоговой системы  был широко привлечен опыт развития зарубежных стран.

Подобная оценка позволяет объективнее  судить о реальности, но отнюдь не перечеркивает  задачу улучшения налоговой системы, приведения ее постоянно в соответствие с текущими проблемами экономической  политики.

Какими должны быть налоги - высокими или низкими - это извечная проблема в теории и практике мирового налогообложения.

Естественное и вполне объяснимое желание большинства населения  уменьшить налоги вступает в противоречие с неотложными нуждами финансирования хозяйства, решения социальных вопросов, развития фундаментальной науки, обеспечения  обороноспособности государства. С  другой стороны, помимо насущных потребностей в расходах величина налогов должна определяться условиями расширения налоговой базы, которая может  расти только тогда, когда учитываются  интересы товаропроизводителей.

Однако нельзя и снижать налоги сверх меры. Ведь они играют не только стимулирующую, но и ограничивающую роль. Чрезмерно низкие налоги могут  привести к резкому взлету предпринимательской  активности, что также может вызвать  ряд негативных последствий.

Сегодня под налоговой реформой имеется в виду, прежде всего, укрепление налоговой системы, ее совершенствование. Для этого нужно существенно  повысить качество планирования и финансирования государственных расходов, укрепить доходную базу бюджетной системы, создать  необходимые механизмы контроля за эффективностью использования государственных  финансовых ресурсов. .

 

Основные направления налоговой  реформы в России в должны быть направлены на:

1. ослабление налогового бремени  и упрощение налоговой системы  путем отмены низкоэффективных  налогов и отчислений во внебюджетные  фонды;

2. расширение налоговой базы  благодаря отмене ряда налоговых  льгот, расширению круга плательщиков  налогов и облагаемых доходов  в соответствии с принципом  "налоговой справедливости";

3. постепенное перемещение налогового  бремени с предприятий на физических  лиц;

4. решение комплекса проблем,  связанных со сбором налогов  и контролем за соблюдением налогового законодательства.

На сегодняшний день наиболее целесообразным шагом в области реформирования налоговой системы можно предложить:

расширение прав местных органов  при установлении ставок налогов  на имущество юридических лиц (но исключить налогообложение оборотных  средств) и граждан;

унифицирование прямого налогообложения всех юридических лиц, перейдя от налога на доход банков и страховых компаний к налогообложению их прибыли;

расширение мер по налоговому стимулированию инвестиционного процесса и преимущественного  направления предприятиями средств  на развитие, совершенствование и  расширение производства, развитие малого бизнеса, поддержку аграрного сектора;

усиление социальной направленности налогов. Для этого нужно постоянно  увеличивать, с одной стороны, необлагаемый минимум доходов граждан, а с  другой - ставку подоходного налога лиц с очень высокими доходами, а также расширить круг подакцизных  предметов роскоши и повысить ставки акцизов на них. .

В перспективе, когда будет обеспечена финансовая стабилизация и в полную силу задействованы рычаги рыночной саморегуляции экономики, можно ставить вопрос о формировании сбалансированной системы взимания налогов, выполняющей не только фискальную, но и в должной мере стимулирующую и регулирующую функции. [6. C.226]

Реформирование действующей налоговой  системы должно осуществляться в  направлениях создания благоприятных  налоговых условий для товаропроизводителей, стимулирования вложения заработных средств  в инвестиционные программы, обеспечения  льготного налогового режима для  иностранных капиталов, привлекаемых в целях решения приоритетных задач развития российской экономики. Эти направления имеют непосредственное отношение практически ко всем федеральным  и региональным налогам. Среди них  ключевое значение получают налоги на прибыль и на добавленную стоимость.

Успешность развития страны, в частности, зависит от способности привлечь в экономику капитал. В этих целях  необходимо обеспечить достаточный  уровень доходности на вложенные  инвестиции, сопоставимый с уровнем  доходности в других странах. Отдача на капитал формируется с учетом разных составляющих, в том числе  и с учетом совокупного уровня налоговой нагрузки. Но благоприятный  налоговый режим не может компенсировать низкую конкурентоспособность российской экономики (технологическую отсталость, макроэкономические проблемы, непривлекательный  деловой климат и др.). В связи  с этим одним из приоритетов налоговой  реформы должно стать создание условий, позволяющих России конкурировать  на рынке капиталов и других инвестиционных ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

На основании всего сказанного можно сделать следующие выводы:

1. Налоги обеспечивают государство  денежными ресурсами, необходимыми  для развития общественного сектора  страны. Налоги могут выступать  как эффективный финансовый регулятор.  Государство перераспределяет собранные  в бюджетах налоговые поступления  (доходы) в пользу требующих финансирования  программ.

2. В России действует трехуровневая  система налогообложения, включающая  федеральные налоги, налоги субъектов  Российской Федерации, местные  налоги. Трехуровневая система налогообложения  наиболее рационально и жестко  закрепляет за администрацией  каждого уровня определенные  налоги с тем, чтобы средства, обеспечивающие его деятельность непосредственно поступали в соответствующую казну.

3. Налоговая система России еще  несовершенна, нуждается в улучшении.  Основные направления совершенствования  налоговой системы включают в  себя снижение налогового бремени,  оптимального распределения средств  между бюджетами различных уровней,  повышение эффективности экономической  функции налогов. Нестабильность  наших налогов, постоянный пересмотр  ставок, количества налогов, льгот  и т.д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения. Проблем в сфере налогообложения накопилось слишком много, чтобы их можно было решить в том порядке, в котором они решались, отдельными указами и поправками. Лишь незначительная их часть будет так или иначе решена в недалеком будущем. Но большая их часть вновь будет отложена до лучших времен, по-видимому, до принятия Налогового кодекса. А до этого времени наша налоговая система будет, практически, не способна выполнять те функции, которые на неё возложены, что, в свою очередь, будет препятствовать экономическому развитию страны. Поэтому так важно, как можно скорее, доработать и принять Налоговый кодекс.

Информация о работе Понятие и структура налоговой системы Российской Федерации