Понятие и сущность налогообложения и налоговой деятельности государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 17:32, курсовая работа

Описание работы

На протяжении всей истории человечества складывалась система налогообложения. История не знает примера, когда государство не собирало налоги. Это было всегда и всегда будет. Однако развитие налоговых систем всегда было как источником развития экономики, так и её тормозом.
Налоговедению известна глобальная закономерность развития налоговых систем.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1.Понятие и сущность налогообложения и налоговой деятельности государства 5
Глава 2.Методы налогообложения 13
2.1 Равное налогообложение 13
2.2 Пропорциональное и пропорциональное налогообложение 14
2.3 Теории прогрессивного и пропорционального налогообложения 18
Заключение 21
Список литературы 26
Приложение 27

Файлы: 1 файл

курсач что то про налоги.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 3

Глава 1.Понятие и сущность налогообложения и налоговой  деятельности государства                                                                                5

Глава 2.Методы налогообложения                                                     13

2.1 Равное налогообложение                                                               13

2.2 Пропорциональное и  пропорциональное налогообложение   14

2.3 Теории прогрессивного  и пропорционального налогообложения 18

Заключение                                                                                             21

Список литературы                                                                              26

Приложение                                                                                          27

 

Введение

 

На  протяжении всей  истории  человечества  складывалась  система  налогообложения. История не знает примера, когда государство не собирало налоги. Это было всегда и всегда будет. Однако развитие налоговых систем всегда было как источником развития экономики, так и её тормозом. 
Налоговедению известна глобальная закономерность развития налоговых систем.

Налоги - это один из древнейших экономических инструментов в обществе. Они появились вместе с государством, являются важнейшим признаком государства как организации власти и используются им в качестве основного источника средств для финансового обеспечения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Наряду с налогами не меньшее значение в финансовом обеспечении деятельности государства принадлежит сборам, образующим в совокупности с налогами систему налогов и сборов государства.

Именно поэтому тема данной курсовой работы всегда остается актуальной. Целью данной работы является:

    • Дать понятия определений налогообложение и налоговая деятельность государства и раскрыть их сущность
    • Рассмотреть основные методы налогообложения
    • Раскрыть основные принципы теорий методов налогообложения

Данная работа имеет  стандартную структуру для подобного вида работ и состоит из 2 глав:

    • В первой главе изложена сущность понятий налогообложения и налоговой деятельности государства
    • Во второй главе изложена сущность основных методов налогообложения

Во второй главе выделены основные подпункты. Мною отдельно выделен  метод равного налогообложения, а прогрессивное и пропорциональное налогообложение специально объедены в один. Мне это кажется целесообразным, поскольку многими учеными-теоретиками доказана неразумность и несправедливость использования равного метода налогообложения. Что касается пропорционального и прогрессивного  налогообложения дискуссии по выбору наилучшего метода не утихают и сегодня в том числе и в нашей стране.

 

 

Глава 1.Понятие и сущность налогообложения  и налоговой деятельности государства

Прежде всего, остановимся на необходимости налогов. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как "взносы граждан, необходимые для содержания... публичной власти...” 1. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, — чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Итак, налогообложение — это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Для того чтобы более  глубоко вникнуть в суть налоговых  платежей важно определить основные принципы налогообложения, которые сформулировал Адам Смит в форме четырех положений, четырех основополагающих, можно сказать, ставших классическими принципов, с которыми, как правило, соглашались последующие авторы. Они сводятся к следующему:

1. Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, т. е. соразмерно доходу, который он получает. Соблюдение этого положения или пренебрежение им ведет к так называемому равенству или неравенству обложения.

2. Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произведен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому...

3. Каждый налог должен  взиматься в такое время и  таким способом, какие наиболее удобны для плательщика...

4. Каждый налог должен  быть устроен так, чтобы он  извлекал из кармана плательщика  возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства.

Принципы Адама Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют никаких иных разъяснений, они стали "аксиомами" налоговой политики.

Сегодня эти принципы расширены и дополнены в соответствии с духом нового времени. Современные принципы налогообложения получились таковы:

1. Уровень налоговой  ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным (то есть чем больше доход, тем больший процент от него уплачивается в виде налога). Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально (ставка налога одинакова для всех облагаемых сумм).

2. Необходимо прилагать  все усилия, чтобы налогообложение  доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

4. Система и процедура  выплаты налогов должны быть  простыми, понятными и удобными  для налогоплательщиков и экономичными  для учреждений, собирающих налоги.

5. Налоговая система  должна быть гибкой и легко  адаптируемой к  меняющимся  общественно-политическим потребностям.

6. Налоговая система  должна обеспечивать перераспределение  создаваемого ВВП и быть эффективным  инструментом государственной экономической политики.

Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного или тройного обложения.

Кроме этих ставших уже классическими  норм, современная практика налогообложения выработала еще ряд не менее важных принципов (на практике эти принципы чаще всего выражаются в виде так называемых запретов). Среди них выделяют следующие:

1) запрет на введение налога  без закона - Он запрещает государственной  власти вводить налоги без ведома и против воли народа. Фактически под этим лозунгом прошли все буржуазные революции, и в настоящее время в любом современном государстве любое налоговое обложение должно быть обязательно одобрено представителями граждан в органах законодательной власти (в парламенте)

2) запрет двойного взимания налога - один и тот же объект за  один и тот же отчетный период  может облагаться идентичным  налогом более одного раза (так  называемое юридическое двойное  налогообложение).;

3) запрет налогообложения факторов производства - К таким факторам, как известно, относятся труд и капитал. Поскольку этот запрет носит экономический характер, то он не закреплен каким-либо образом в законодательных документах. Однако это не мешает властям во всех достаточно развитых странах следовать ему столь строго, как если бы он был признан на уровне конституционного закона. Фактически все налоговое законодательство во всех развитых странах формировалось и формируется при непременном соблюдении этого основополагающего запрета. Для капитала, вложенного в производство, формально существуют налог на прибыль и налоги на доходы от капитала. Однако первый налог на деле сконструирован таким образом, что им фактически облагается только капитал, выводимый из производства: капитал, примененный в процессе производства, защищен от налогообложения щедрыми амортизационными льготами, а полученная на этот капитал прибыль практически всегда освобождается от налога, если она реинвестируется на развитие производства в рамках этого же предприятия.;

4) запрет необоснованной налоговой дискриминации - отражает ту известную реальность, что в настоящее время граждане и капиталы широко мигрируют между странами, и сотни тысяч и даже миллионы граждан живут, работают, занимаются бизнесом и получают доходы в разных странах. В большинстве этих стран государство использует в отношении граждан и неграждан принцип резидентства (постоянного местожительства). Соответственно, в этих условиях сама жизненная необходимость требует отказаться от какой-либо налоговой дискриминации иностранцев (хотя бы в расчете на встречную взаимность).

Таким образом, эти основополагающие принципы налогообложения во всех ведущих  развитых странах мира соблюдаются  уже на протяжении многих десятилетий. Конечно, нельзя отрицать, что в отдельных  странах и в отдельные критические периоды власти - вынужденно или произвольно - отходили от этих принципов и даже прямо их нарушали. Так, в США в период рузвельтовского "нового курса" налоговые ставки достигали невероятно высоких размеров (обсуждался даже вопрос о введении временного 100%-го налога на особо крупные наследства). В военные периоды в некоторых странах Европы вводились чрезвычайно жесткие налоги в отношении иностранцев, применялись особые формы налогообложения - в виде долгосрочных принудительных займов и т.д. Но такие отклонения носили подчеркнуто временный, преходящий характер, и с прекращением таких особых условий власти обычно без промедления восстанавливали прежние порядки.

В теории государства  и права налоги традиционно воспринимаются как один из основных признаков государства. В настоящее время налоговую деятельность предлагается рассматривать как важнейшую функцию Российской Федерации. Предложение аргументируется тем, что налоги, сборы, пошлины и иные обязательные платежи обеспечивают бюджет страны, финансовою основу государства. Действительно, доходную часть бюджета России налоги составляют почти 90 %. Бюджет - это казна государства. И нет лучшего способа управлять обществом, как управлять с помощью денег. Регулируя и направляя потоки денежных средств, государство содействует развитию тех или иных областей хозяйства или, наоборот, сокращает или даже полностью сворачивает отдельные области деятельности. Финансы, по образному выражению, - это кровеносная система государства.

Роль налогов высока не только в пополнении государственного бюджета, но и в регулировании общественных отношений. Они способствуют сокращению или росту производства, увеличивая тем самым число рабочих мест или создавая безработицу, содействуют или препятствуют инвестиционной деятельности, искореняют или стимулируют теневую экономику и т.д.

Например, именно налоговая  система является одним из наиболее действенных   инструментов   государственного   стимулирования   научных исследований в промышленности. Если государственное финансирование научных исследований непосредственно влияет на направление вложения средств, то налоговые     мероприятия     косвенно     стимулируют     использование предпринимательского дохода на эти же цели. Государство не вкладывает в капитал, а создает условия для его движения. Государство помогает промышленности поддерживать себя.

Налоговая деятельность — это деятельность государства по организации налогообложения и обеспечению его осуществления.

Таким образом, понятие  «налоговая деятельность» соприкасается с понятием «налогообложение». Отличие между этими понятиями заключается, по нашему мнению, в том, что налоговая деятельность отражает организующую деятельность государства как субъекта политической системы общества, наделенного односторонне властными полномочиями, по обеспечению себя денежными средствами путем установления налогов и осуществления их взимания. Налогообложение же выражает процесс сбора (взимания и уплаты) установленных государством налогов.

Налоговая деятельность государства включает в себя несколько компонентов и состоит из нескольких направлений, а именно:

  1. формирование налоговой системы государства путем установления и введения налогов и их взаимного согласования (гармонизации);

2) установление компетенции  органов государственной власти в области налогообложения и распределение их полномочий в данной сфере;

Информация о работе Понятие и сущность налогообложения и налоговой деятельности государства