Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 07:09, контрольная работа
В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется доход и прибыль предприятия. Формирование эффективной налоговой системы России является центральной проблемой социально-экономического развития общества. На сегодняшний день налоговая составляющая доходной части консолидированного бюджета России превышает 80% общей суммы доходов.
Введение
В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется доход и прибыль предприятия. Формирование эффективной налоговой системы России является центральной проблемой социально-экономического развития общества. На сегодняшний день налоговая составляющая доходной части консолидированного бюджета России превышает 80% общей суммы доходов. Все предприятия обязаны уплачивать налоги, предусмотренные законодательством. Данная обязанность оказывает существенное влияние на финансовые результаты деятельности предприятия, поскольку налоги и отчисления увеличивают затраты предприятия, влияют на формирование цены, определяют сумму прибыли, остающуюся в распоряжении предприятия. Несвоевременное исполнение данного обязательства приводит к наложению на предприятие финансовых санкций (штрафов, пени), еще более увеличивающих сумму обязательств и приводящих к необходимости значительного оттока денежных средств.
Следовательно, налогообложение это та сфера, которая касается практически всех: и государства, и общества в целом, и каждого налогоплательщика в отдельности. Ключевым звеном формирования рыночной экономики, достижения экономического роста, обеспечения цивилизованного уровня жизни российских граждан является создание эффективно работающей налоговой системы. Налоговая система выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определение приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим, необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
1.1 Понятие и сущность налогообложения
Дисциплинированный налогоплательщик должен хорошо знать налоговое право для того, чтобы застраховаться от таких неприятностей, как штрафные санкции и пени. А затем подумать и о налоговой оптимизации. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка. Чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.1
Одна из наиболее популярных теорий сущности налогов рассматривает их как своеобразную цену монополистической купли-продажи услуг государством при выполнении им своих функций. Монополистической потому, что конкурентов в данной сделке нет и не может быть. Продавцом, естественно, выступает государство, покупателями - субъекты налогообложения. Будучи продавцом, государство заинтересовано в максимальном уровне и темпах роста налогов, налогоплательщики, напротив, всегда заинтересованы в их минимизации. Общество же в целом стремится к достижению оптимального уровня налогового бремени, необходимого и достаточного для нормального функционирования всех его структур, объектов и субъектов.
Факторы, определяющие цену услуг государства (размер налога)
Затраты государства на выполнение своих функций, политические факторы, спрос и предложение, социальные факторы.
Особенностью рынка государственных услуг является то, что свои условия диктует продавец-монополист. Специфика заключается еще и в принудительном характере сделок, или в правовой обязательности уплаты налогов. Столкновение интересов продавца (государства) и покупателей (субъектов налогообложения) в любом более или менее демократическом обществе должно создать эффект оптимизации налоговой системы. В результате устанавливается «нормальная» цена равновесия - уровень ставок налогов, в основе которого лежат затраты государства на воспроизводство своих функций с учетом соотношения спроса и предложения.
Налогообложение - это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.
Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав и выдачу разрешений (лицензий).2
Таким образом, сбор, согласно Налоговому кодексу РФ, представляет собой условие осуществления государством тех или иных юридически значимых действий в интересах его плательщика, где существует некая возмездность. При уплате сборов всегда присутствует специальная цель и интересы сторон, следовательно, сбор не может быть произвольным, размер сбора должен быть обоснован и сопоставим с целями, на которые он взимается.
Для того чтобы более глубоко вникнуть в суть налоговых платежей, важно знать основные принципы налогообложения, сформулированные Адамом Смитом, с которыми, как правило, соглашались последующие авторы. Эти принципы сводятся к следующему:
1. Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, т. е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им ведет к так называемому равенству или неравенству обложения.
2. Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произведен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому.
3. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика.
4. Каждый налог должен быть устроен так, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства.
Принципы Адама Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют никаких иных разъяснений и иллюстраций, кроме тех, которые содержатся в них самих, они стали «аксиомами» налоговой политики.
Сегодня эти принципы расширены и дополнены в соответствии с духом нового времени. Современные принципы налогообложения в РФ могут быть представлены в виде схемы:
Всеобщность:
Охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы, независимо от организационно-правовой формы
Стабильность
Устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени
Равнонапряженность:
Взимание налогов по идентичным для всех налогоплательщиков ставкам в доле от дохода и прибыли
Обязательность:
Принудительность налога;
Неизбежность его выплаты;
Самостоятельность субъекта в исчислении и уплате налога
Социальная справедливость:
Установление налоговых ставок и налоговых льгот, ставящих всех в примерно равные условия и оказывающих щадящее воздействие на низкодоходные предприятия и группы населения
Удобность:
Налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика
Определенность:
Сумма, способ и время платежа должны быть точно заранее известны плательщику
Экономия:
Сокращение издержек взимания налога
В современном государстве для мобилизации средств в бюджет применяется сложная система налогов, включающая до 40-50 различных их видов. В качестве примера рассмотрим множественность налогов в РФ. Причины такой множественности заключаются в различиях источников (зарплата, дивиденды по акциям, арендная плата, другие формы дохода на капитал) и объектов налогообложения (доход, имущество, его передача, потребление, экспорт и импорт).
Множественность налогов позволяет в большей мере уловить платежеспособность налогоплательщиков, сделать общее налоговое бремя психологически менее заметным, отразить разнообразные формы доходов, воздействовать на поведение участников экономических процессов и в наибольшей степени выполнять регулирующую функцию.
ОБЪЕКТ ОБЛОЖЕНИЯ |
ФОРМА НАЛОГОВ | ||
Доход |
Доход (прибыль) организаций |
Налог на прибыль (доход) организаций |
|
Прямые налоги | |||
|
Заработная плата и другие виды доходов физических лиц |
Налог на доходы физических лиц |
|
|
Дивиденды, проценты по ценным бумагам |
Налог на прибыль (доход) организаций |
|
Имущество |
Владение имуществом |
Налог на имущество организаций |
|
|
|
Налог на имущество физических лиц |
|
|
|
Транспортный налог |
|
|
Передача имущества |
Налог на наследство, дарение |
|
Ресурсные платежи |
Владение, пользование, эксплуатация природных ресурсов |
Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы |
|
|
|
Плата за недра |
|
|
|
Плата за лесопользование |
|
|
|
Плата за землю |
|
|
|
Плата за воду |
|
|
|
Экологический налог |
|
Обращение и потребление товаров |
Ввоз-вывоз товаров за границу Реализация товаров |
Таможенные пошлины |
Косвенные налоги |
|
|
Акцизы |
|
|
|
Налог на добавленную стоимость |
|
Рис. 1. Формы налогообложения в РФ.
В таблице приведена наиболее распространенная классификация налогов по двум группам: прямые и косвенные.
Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. В этом случае мобилизация финансовых средств начинается государством в момент распределения новой стоимости. Государство предъявляет свои права на долю дохода сразу при его создании.
Косвенные налоги - это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене. В этом случае государство становится участником распределения новой стоимости в момент реализации товаров и услуг. В отличие от прямых налогов, облагающих доходы, эти налоги «падают» на расход. Конечным плательщиком выступает, как правило, потребитель, который приобретает товар по повышенным ценам, включающим косвенные налоги. Государственная казна получает их не прямо с того, кто платит налог, а от производителей и торговцев, а те уже собирают налоги с покупателей при продаже товаров. Этот процесс называется переложением налогов, а сами налоги, поэтому и назвали косвенными.
Налоги классифицируются и по другим группированным признакам, что имеет немаловажное значение для изучения их многообразия, оценки структуры налоговой системы, а также решения других практических задач.3 Через налогообложение формируются фонды, за счет которых государство:
- финансирует некоторые расходы на простое и расширенное воспроизводство в народном хозяйстве;
- реализует социальные программы пенсионного и социального обеспечения, образования, здравоохранения и др.;
- обеспечивает свою оборону и безопасность;
- содержит законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти и управления;
- предоставляет кредиты и безвозмездную помощь другим странам.
Это первая и основная функция налогов, которая называется фискальной (от лат. «fiscus» - казна).
Фискальная функция налогов - служить источником средств для государственной казны: государственного бюджета и других денежных фондов государства.
В то же время налоги выполняют регулирующую функцию.
Регулирующая функция налогов заключается в регулировании (поощрении или сдерживании) темпов экономического роста, инвестиционной активности, совокупного спроса, в выравнивании имущественного положения различных групп населения.
Обе функции находятся в неразрывном единстве. Возросшее фискальное значение налоговых доходов создает объективные условия для более широкого и углубленного воздействия на процесс воспроизводства.