Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 07:09, контрольная работа
В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется доход и прибыль предприятия. Формирование эффективной налоговой системы России является центральной проблемой социально-экономического развития общества. На сегодняшний день налоговая составляющая доходной части консолидированного бюджета России превышает 80% общей суммы доходов.
В то же время регулирование производства, направленное на ускорение темпов экономического роста, повышает доходы различных групп субъектов рыночной экономики и, следовательно, расширяет базу для фискальной функции.
Существует несколько способов взимания налогов:
1) кадастровый (от слова кадастр - таблица, справочник) - когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносятся в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.
Примером такого налога может служить транспортный налог (взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства и независимо от того, используется ли это транспортное средство или простаивает), земельный налог, единый налог на вмененный доход (ЕНВД);
2) на основе декларации. Декларация - документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является выплата налога, производимая после получения дохода лицом, получающим доход. Примером может служить налог на прибыль;
3) у источника. В этом случае налог вносится лицом, выплачивающим доход, поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, налог на доходы физических лиц.
1.2 Налоговое право
Процесс формирования конкретных налогов регламентируется серией специальных законов. Законодательной основой построения налоговой системы РФ является Налоговый кодекс (НК) РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах, законодательство субъектов РФ. Законодательство о налогах и сборах состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
Налоговое право России (как и большинства других стран) весьма подвижно и изменчиво.
Нестабильность налоговой системы негативно влияет на экономику, так как делает затруднительным, а порой невозможным, планирование предпринимателями своей деятельности, осуществление долгосрочных инвестиций и т.д. Однако справедливости ради стоит назвать основную причину столь частых изменений и поправок - действия самих налогоплательщиков, которые, пользуясь «лазейками» в законодательстве, идут на всевозможные ухищрения в целях уклонения от уплаты налогов. Законодатели вынуждены принимать ответные меры и вносить изменения в действующее законодательство.
Так, например, в середине 1990-х гг. XX в. весьма широкое распространение на российских предприятиях получила практика ухода от уплаты взносов во внебюджетные социальные фонды и подоходного налога с физических лиц путем замены заработной платы льготными ссудами, выдаваемыми работодателями своим работникам. Как следствие, с января 1997 г. материальную выгоду по ссудам, рассчитанную как экономию на процентах за кредит, признали объектом подоходного налогообложения. А с 1 января 2001 г. главой 23 НК РФ на этот вид доходов установлена максимальная ставка налога на доходы физических лиц - 35% .
Акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (сбору), за исключением случаев, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
Стержнем налоговой системы РФ является Налоговый кодекс Российской Федерации, принятый Федеральным законом РФ от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (с изменениями и дополнениями, утвержденными Федеральными законами №154-ФЗ и №155-ФЗ от 09 июля 1999 г.), который устанавливает систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:4
- определяет виды налогов и сборов, взимаемых в России;
- устанавливает основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и (или) сборов;
- определяет основные начала установления налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов;
- устанавливает права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
- определяет формы и методы налогового контроля; устанавливает ответственность за совершение налоговых правонарушений.
- устанавливает порядок обжалования действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц.
В целях определения прав, обязанностей и ответственности налогоплательщиков и налоговых органов Налоговый кодекс РФ определяет элементы налогообложения
Субъект налога (налогоплательщик) - физическое или юридическое
лицо, на которое законом возложена обязанность платить налоги.
Источники налога - доход субъекта (заработная плата, процент, рента), из которого выплачивается налог. По некоторым налогам, например, налог на прибыль, объект и источник совпадают.
Налоговый оклад - сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта.
Объект налога - предмет, подлежащий обложению (доход, товары,имущество).
Единица обложения - единица измерения объекта (по подоходномуналогу - денежная единица страны, по земельному налогу - гектар, акр, и т.д.)
Налоговая ставка - представляет собой величину налога на единицу обложения; выраженная в процентах, она носит название квот.
Налоговые льготы - полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством (скидки, вычеты и др.)
1.3 Общая система налогообложения
В соответствии с российским налоговым законодательством в России действуют три системы налогообложения:
1) общая (традиционная);
2) упрощенная;
3) вмененная.
Системы налогообложения
Общая система налогообложения |
Упрощенная |
Вмененная |
По общему правилу Применяется ко всем организациям и индивидуальным пред-принимателям
Имеет три уровня: федеральный, региональный и местный
Установлена федеральным законодательством, а также законодательством субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления |
Выбор По добровольному выбору Вправе применять организации и индивидуальные предприниматели, если их деятельность соответствует ограничениям, наложенным законом
Они вправе в добровольном порядке выбрать упрощенную систему или применять общий режим налогообложения, а также переходить от выбранной системы к другой
Установлена гл. 26.2 НК РФ |
В обязательном порядке Может быть введена для ряда сфер деятельности по отношению к определенным категориям организаций и индивид, предпринимателей и является для них обязательной, иную систему они применять уже не вправе Установлена гл.26.3 НК РФ, но вводится законами субъектов РФ
Если субъект ведет несколько видов Деятельности и есть вид деятельности, подпадающий под вмененную систему, то для других видов деятельности можно применять общий режим налогообложения, а с 01.01.2004 также и упрощенную систему |
Рис. 2. Три системы налогообложения
Большинство предприятий в Российской Федерации применяет стандартную (общую, традиционную) схему налогообложения. Следует отметить, что данная схема весьма сложна и громоздка. Она включает множество налогов, в том числе:
1) налог на добавленную стоимость;
2) налог на прибыль;
3) налог на имущество организаций;
4) земельный налог;
5) транспортный налог и другие.
1.4 Упрощенная система налогообложения
С 2003 г. начала действовать упрощенная система налогообложения (далее УСН) для организаций и индивидуальных предпринимателей, введенная гл. 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Право на ее применение имеют организации и индивидуальные предприниматели, соответствующие определенным критериям.
Упрощенная система налогообложения значительно облегчает учет хозяйственных операций, ее применение экономит силы и время предпринимателя. Например, у фирм - «упрощенцев» нет обязанности вести бухгалтерский учет. Однако полностью от него избавляться не стоит. Во-первых, он пригодится для статистических данных, а во-вторых, на случай, если фирма утратит право на «упрощенку». Ведь тогда ей придется восстанавливать бухгалтерский учет. Налогоплательщики должны или в бумажном, или в электронном виде вести «Книгу учета доходов и расходов».
Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает освобождение от уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, единого социального налога и в большинстве случаев НДС. Эти налоги заменяются единым налогом, исчисляемым по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. В то же время организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, продолжают уплачивать взносы на обязательное пенсионное страхование работников и некоторые налоги.
Право выбора между упрощенной системой и общим режимом налогообложения за самим налогоплательщиком
Может применяться организациями и индивидуальными предпринимателями
Упрощенная система
НОВЫЕ налогоплательщики |
СТАРЫЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ |
Добровольный возврат на общий режим |
Любые вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели вправе выбрать упрощенную систему, если они не входят в список лиц, которые не вправе ее применять
ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ Закон устанавливает список лиц, которые не вправе применять упрощенную систему (п. 3 ст. 346.12 НКРФ) |
Уже действующие организации и индивид, предприниматели вправе перейти на упрощенную систему (но только с начала года), если: - они не входят в список лиц, которые не вправе ее применять; - если (для организаций) доходы не превышают установленного ограничения |
Есть и право обратного перехода, но только с начала года |
Переход на общий режим в обязательном порядке | ||
Если по итогам года (квартала): - либо доход налогоплательщика превысит 15 млн р.; - либо остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превысит 100 млн р. - средняя численность работников превышает 100 чел., то такой налогоплательщик счи-тается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение | ||
организация вправе перейти на упрощенную систему, если по итогам 9 месяцев года доход от реализации не превысит 11 млн р. (без учета НДС) |
Организации |
Уплачиваются |
Индивидуальные предприниматели |
Отменяются: - налог на прибыль организаций; - налог на имущество; - единый социальный налог |
Единый налог, исчисляемый по результатам хозяйственной деятельности (от доходов или от доходов, уменьшенных на вели-чину) |
Отменяются: - налог на доходы с физических лиц (с доходов от предпринимательской деятельности); - налог на имущество, используемое для предпринимательской деятельности; - единый социальный налог (с доходов от предпринимательской деятельности), а также выплат и иных воз-награждений, начисляемых в пользу физических лиц |
Не признаются налогоплательщиками НДС (за исключением НДС, под-лежащего уплате при ввозе товаров в РФ) | ||
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование | ||
Иные налоги уплачиваются в соответствии с общим режимом налогообложения | ||
Освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, но ведут учет основных средств и нематериальных активов | ||
Учет Налоговый учет деятельности ведется на основании книги учета доходов и расходов, т.е. в упрощенной форме | ||
Не признаются налогоплательщиками НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров в РФ) | ||
Налогоплательщики не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов
| ||
Сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций и представления статистической отчетности |
Рис. 3. Лица, имеющие право на применение упрощенной системы налогообложения
Уплачиваемый «упрощенцами» единый налог исчисляется по результатам хозяйственной деятельности либо от полученных доходов, либо от доходов, уменьшенных на величину расходов. В настоящее время вариант исчисления налога выбирает сам налогоплательщик: в первом случае ставка налога - 6%, во втором - 15%. Однако однажды выбранный вариант (объект налогообложения) налогоплательщик изменить не вправе в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения.
Единый налог в упрощенной системе
Объект налогообложения
Доходы Ставка - 6% |
Доходы, уменьшенные на величину расходов Ставка - 15% |
Налоговый период |
Налогоплательщики уменьшают сумму единого налога: -на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; - на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности |
Если сумма налога менее 1% от доходов, то платится минимальный налог в размере 1% от доходов |
-календарный год, от-четный период -первый квартал, первое полугодие и 9 месяцев календарного года |
Переплаченную сумму налогоплательщик вправе включить в расходы за последующие пери-оды, в т.ч. увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее |
Сроки уплаты | |
Квартальные авансовые платежи и декларация по итогам отчетного периода - не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом | ||
При этом сумма налога не может быть уменьшена более чем на 50% по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование | ||
По истечении налогового периода уплата налога и подача декларации: -организациями не позднее 31 марта; - индивидуальными предпринимателями не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом |