Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2014 в 16:46, курсовая работа
Цель написания данной курсовой работы – это дать представление об особенностях формирования и становления налоговой системы РФ в период перехода к рыночному механизму хозяйствования.
Задачи:
а) дать описание состояния налоговой системы.
б) рассказать об особенностях формирования и становления налоговой системы Российской Федерации.
в) охарактеризовать проблемы и пути совершенствования налоговой системы РФ.
Введение…………………………………………………………………………3
1Экономические основы и принципы построения налогов системы ………6
1.1Сущность налогов и их роль в экономике государства……………………6
1.2 Основные характеристики и принципы построения налоговой системы…9
1.3 Правовые основы становления и развития налоговой системы РФ………19
2 Общая характеристика налоговой системы Российской Федерации……… 22
2.1 Структура построения налоговой системы РФ……………………………22
2.2 Особенности управления налоговой системы в РФ………………………27
3 Совершенствование налоговой системы России ………………………..…42
Заключение……………………………………………………………………..49
Список использованной литературы…………………………………….51
Рисунок 1. Принципы построения налоговой системы
Законодательную базу налоговой системы РФ определяет Налоговый кодекс. В России общую линию налогового законодательства определяет Государственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ и Правительство РФ. Государственная Дума рассматривает вопросы налогового законодательства, и принимает законы о налогообложении, которые с одобрения Совета Федерации и подписи Президента вступают в силу.
Рассмотрим становление налоговой системы в России. Законом "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" впервые в России вводится трехуровневая система налогообложения.
В условиях высокой инфляции и глубоких структурных изменений в экономике в первые годы реформ российская налоговая система в определенной степени выполняла свою роль, обеспечивая минимальные потребности государства по поступлению в бюджеты всех уровней финансовых ресурсов. Вместе с тем по мере дальнейшего углубления рыночные преобразований недостатки действующей налоговой системы становились все более и более заметными, а ее несоответствие происходящим в экономике изменениям все более и более очевидным.
Поэтому первый этап развития налоговой
системы можно характеризовать как этап
неустойчивого налогообложения. Не случайно
на протяжении первых лет экономических
реформ в законодательстве о налогах ежегодно, а нередко и по несколько раз
в год вносились многочисленные поправки.
Но они решали лишь отдельные узкие вопросы,
не затрагивая основных положений построения
налоговой системы. К сожалению, вносимые
законодательные изменения были не всегда
обоснованными. Так, в силу Указа Президента
РФ № 2268 от 22.12.1993 г., законодательные (представительные)
органы власти субъектов Федерации (включая
и органы местного самоуправления) имели
право вводить на своей территории практически
любые налоги, сверх включенных в установленный
перечень. Был нарушен один из важнейших
принципов построения налоговой системы
– принцип ее единства. Ранее органам
национально-государственных и территориально-
Огромная налоговая нагрузка на законопослушных налогоплательщиков, наличие большого числа налоговых льгот, а также многочисленных лазеек для сокрытия доходов и неуплаты налогов создали в стране атмосферу отсутствия честной конкуренции законопослушных и закононепослушных налогоплательщиков, а также способствовали развитию теневой экономики. Все более четко проявлялась фискальная функция налогов при одновременном сокращении темпов прироста налоговых поступлений и росте бюджетного дефицита. Налоги все в меньшей степени стали выполнять функцию регулятора производства. Назрела необходимость существенного изменения налоговой политики.
Дальнейшее развитие налоговой системы представляло собой этап подготовки налоговой реформы. Начиная с 1996 г. последовательно сокращалось число многочисленных налоговых льгот исключительного характера, отменялись отдельные налоги, которые искажали суть налоговой системы. Был восстановлен нарушенный принцип единства налоговой системы, ликвидировано право региональных и местных органов по установлению неограниченного числа новых налогов. Одновременно осуществлялись разработка НК РФ и подготовка к его принятию.
Третий этап развития налоговой системы – это этап реформирования. В 1998 г. была принята и с 1 января 1999 г. вступила в действие первая, или, так называемая, общая часть НК РФ, которая регламентирует важнейшие положения налоговой системы России, в частности, перечень действующих в России налогов и сборов, порядок их введения и отмены, а также весь комплекс взаимоотношений государства с налогоплательщиками и их агентами. С 1 января 2001 г. вступила в действие специальная часть НК РФ, которая регламентирует вопросы конкретного применения налогов.
С принятием Налогового кодекса приказы, инструкции и методические указания, издаваемые налоговыми органами, не относятся к актам законодательства о налогах и сборах, и для налогоплательщиком имеют не более чем рекомендательную силу. Кроме того, с вхождением Федеральной налоговой службы в систему Министерства финансов РФ и функции по разъяснению законодательных актов по налогообложению также переданы финансовым органам.
Таможенные пошлины в РФ выведены из категории «налогов», их сбор (как и иных таможенных платежей) регулируется особым таможенным законодательством (Таможенный кодекс, закон о таможенном тарифе). Соответственно, и таможенные органы утратили статус налоговых органов (хотя в их функции по-прежнему вменяется взимание, кроме таможенных пошлин, также и таких налогов (при импорте товаров и услуг), как НДС и акцизы).
Согласно новому Налоговому кодексу РФ у налоговых органов изъята функция сбора налогов (оставлена только функция контроля над уплатой налогов), налоговые платежи должны поступать непосредственно на бюджетные счета казначейства (или местных органов власти), хотя последние и не наделены правами налоговых органов.
2 Общая характеристика налоговой системы Российской Федерации
Построение налоговой системы характеризуется наиболее значимыми функциональными внутренними взаимосвязями между ее элементами. Каковы эти взаимосвязи? Одним из основных условий эффективного функционирования любой системы является требование о том, что поведение каждого элемента может повлиять на функционирование ее в целом, но не может сделать это независимо от других элементов. Было бы ошибочным считать, что влияния, а также взаимосвязи ориентированы преимущественно от законодательства к налогам и далее к налогоплательщикам. Нет, налогоплательщики будут манипулировать своими обязанностями без включения ресурсов системы налогового администрирования, которое, в свою очередь, должно функционировать строго в соответствии с нормами и правилами, формируемыми нормативно-правовой базой, т.е. объектными элементами налоговой системы, иначе велика вероятность трансформации ее в систему налогового произвола. Таким образом, в налоговой системе должна проявляться определенная подчиненность субъектных элементов (налоговых администраций и налогоплательщиков) объектным элементам (законодательству, налогам).[7,с. 82]
Налогоплательщики могут в некоторой степени оказывать обратное воздействие на другие элементы налоговой системы, в частности обжаловать решения налоговых администраций, через избирательное право косвенно влиять на законодательство, трактовать все законодательные неясности в свою пользу, но они, безусловно, занимают наиболее подчиненное положение. Это обусловливается основным признаком налога — его обязательностью и доминирующей функцией налогового платежа — фискальной.
Налоговая система РФ строится по территориальному принципу и состоит из трех уровней в зависимости от уровня управления процессом налогообложения: федеральный (на уровне Российской Федерации), региональный (на уровне республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов федерального значения) и местный (на уровне муниципальных образований). В связи с этим может возникнуть вопрос: можно ли рассматривать дробность налоговой системы страны по территориям? Но такой подход не имеет под собой научной основы. В рамках территориальных образований на уровне субъектов и муниципалитетов нельзя выделять самостоятельные налоговые системы, так как они не будут отвечать всем ее свойствам и организационным принципам, в первую очередь принципу единства. Следовательно, налоговая система страны должна отвечать свойству целостности (неделимости) территориального построения.
В первую очередь систему налогов Российской Федерации необходимо характеризовать как совокупность федеральных, региональных и местных налогов. Первой частью НК РФ установлено в целом тринадцать видов налогов и сборов, в том числе восемь федеральных, три региональных и два местных налогов. Кроме того, НК РФ предусмотрена возможность применения специальных налоговых режимов, при которых устанавливаются соответствующие федеральные налоги с одновременным освобождением от уплаты отдельных федеральных, региональных и местных налогов. В настоящее время в российской налоговой системе установлены четыре вида таких налогов. Выделение трех уровней системы налогов и сборов в Российской Федерации позволяет четко дифференцировать полномочия представительных органов различных уровней в отношении конкретных видов налогов и сборов1
Под федеральными налогами понимаются налоги, отвечающие одновременно двум условиям:
а) устанавливаются Налоговым кодексом РФ;
б) обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
К федеральным налогам относятся:
а) налог на добавленную стоимость;
б) акцизы;
в) налог на доходы физических лиц;
г) налог на прибыль организаций;
д) налог на добычу полезных ископаемых;
е) водный налог;
ж) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
з) таможенная пошлина;
Региональные налоги в соответствии с комментируемой статьей характеризуются следующими чертами:
а) устанавливаются Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ;
б) вводятся в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ законами субъектов РФ;
в) обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ;
г) законодательные органы субъектов РФ при установлении регионального налога определяют:
1) налоговые ставки (в пределах, установленных НК РФ);
2) порядок и сроки уплаты налога;
3) формы отчетности по региональному налогу;
4) (факультативно) налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
К региональным налогам относятся:
а) налог на имущество организаций;
б) налог на игорный бизнес;
в) транспортный налог;
Законодательство запрещает устанавливать региональные налоги, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ (п. 5 ст. 12 НК).
Местные налоги:
а) устанавливаются Налоговым кодексом РФ и нормативными актами представительных органов местного самоуправления;
б) вводятся в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления;
в) обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований (городских или сельских поселений, муниципальных районов, городских округов либо внутригородской территории города федерального значения);
г) представительные органы местного самоуправления при установлении местного налога определяют:
1) налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ;
2) порядок и сроки уплаты налога;
3) формы отчетности по местному налогу;
4) (факультативно) налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
К местным налогам и сборам относятся:
а) земельный налог;
б) налог на имущество физических лиц.
Так же, как и в отношении региональных налогов, законодатель запрещает установление местных налогов и сборов, не предусмотренных Налоговым кодексом РФ (п. 5 ст. 12 НК РФ).
К специальным налоговым режимам относятся:
а) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
б) упрощенная система налогообложения;
в) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
г) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Налоги и сборы, включенные в систему налогов и сборов Российской Федерации, подразделяются на виды в соответствии с несколькими критериями - порядком установления, порядком введения в действие, территорией, на которой налоги и сборы обязательны к уплате.
Приведем некоторые данные о поступлении администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет в январе-апреле 2013 г. (рисунок 2 - 7).
Поступление администрируемых ФНС России доходов в консолидированы бюджет Российской Федерации за январь-апрель 2013 года
В январе-апреле 2013 года на территории Ростовской области поступило налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации 40370,1 млн.руб., в том числе без ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование – 40374,1 млн.руб., темп роста – 109,9%.