Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2014 в 16:46, курсовая работа
Цель написания данной курсовой работы – это дать представление об особенностях формирования и становления налоговой системы РФ в период перехода к рыночному механизму хозяйствования.
Задачи:
а) дать описание состояния налоговой системы.
б) рассказать об особенностях формирования и становления налоговой системы Российской Федерации.
в) охарактеризовать проблемы и пути совершенствования налоговой системы РФ.
Введение…………………………………………………………………………3
1Экономические основы и принципы построения налогов системы ………6
1.1Сущность налогов и их роль в экономике государства……………………6
1.2 Основные характеристики и принципы построения налоговой системы…9
1.3 Правовые основы становления и развития налоговой системы РФ………19
2 Общая характеристика налоговой системы Российской Федерации……… 22
2.1 Структура построения налоговой системы РФ……………………………22
2.2 Особенности управления налоговой системы в РФ………………………27
3 Совершенствование налоговой системы России ………………………..…42
Заключение……………………………………………………………………..49
Список использованной литературы…………………………………….51
Структура доходов по уровням КБ РФ
за январь-апрель 2012 г.
36377,4 млн.руб.
|
|
Рисунок 2.Структура доходов по уровням консолидированного бюджета Российской Федерации (январь-апрель 2012-2013 гг.).
Удельный вес поступлений федерального бюджета в общем объеме поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-апреле 2013 года составил 25,4% и относительно уровня января-апреля 2012 года снизился на 1,6 процентных пункта, в консолидированный бюджет субъекта – 74,6% и, соответственно, увеличился на 1,6 процентных пункта.
Основная часть поступлений консолидированного бюджета Российской Федерации (30744,1 млн.руб., или 76,1%) обеспечена за счет четырех доходных источников – налога на доходы физических лиц (11105,9 млн.руб., или 27,5%), налога на прибыль организаций (8671,6 млн.руб., или 21,5%), налога на добавленную стоимость (6357,8 млн.руб., или 15,7%), акцизов (4608,8 млн.руб., или 11,4%
На сегодняшний день российскую налоговую систему можно классифицировать как умеренно фискальную, прямую, централизованную, нейтральную.
Структура доходов консолидированного бюджета РФ
за январь-апрель 2012 г.
|
|
Рисунок 3.Структура доходов консолидированного бюджета Российской Федерации (январь-апрель 2012-2013 гг.).
Динамика поступлений основных
налогов в консолидированный бюджет
Российской Федерации в январе-апреле
2012-2013гг.
Рисунок 4. Динамика поступлений основных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации (январь-апрель 2012-2013 гг.)
Поступления налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет РФ составили 8671,6 млн. рублей, или на 12,5% больше, чем в январе-апреле 2012 года, в том числе в федеральный бюджет поступило 593,9 млн. рублей (6,8% от общего объема поступлений), в консолидированный бюджет области – 8077,8 млн. рублей (93,2%).
По налогу на добавленную стоимость поступления снижены на 600,4 млн.руб., или на 8,6%, и составили 6357,8 млн. рублей, что связано с ростом возмещения налога, в том числе в заявительном порядке.
Поступления по сводной группе акцизов в консолидированный бюджет РФ составили 4608,8 млн. рублей, или на 22,1% больше, чем в январе-апреле 2012 года, при этом поступления в федеральный бюджет составили 3106,3 млн. рублей (67,4%), в консолидированный бюджет области – 1502,5 млн. рублей (32,6%).
Поступления по налогам, относящимся к специальным налоговым режимам, составили 3387,3 млн. рублей, что на 30,5% больше, чем в январе-апреле 2012 года.
Поступления налога на имущество организаций составили 3596,2 млн.руб. или на 18,9% больше, чем в январе-апреле 2012года.
II. Поступления в федеральный бюджет в январе-апреле 2013 года составили 10264,2 млн. рублей, или на 4,5% больше, чем за аналогичный период 2012 года.
Поступления доходов в федеральный бюджет
Рисунок 5. Поступления доходов в федеральный бюджет (январь-апрель 2012-2013 гг.).
Значительная часть доходов (10058 млн.руб., или 98%) сформирована за счет трех источников – НДС (6357,8 млн.руб., или 61,9%), налога на прибыль организаций (593,9 млн.руб., или 5,8%), акцизов (3106,3 млн.руб., или 30,3%).
Доходы федерального бюджета
январь-апрель 2012
года
|
|
Рисунок 6. Структура доходов федерального бюджета (январь-апрель 2012-2013 гг.)
В консолидированный бюджет Ростовской области перечислено 30124,5 млн.руб., или 74,6% доходов, поступивших на территории Ростовской области в консолидированный бюджет РФ.
Поступления по сравнению с аналогичным периодом 2012 года увеличились на 3574 млн.руб., или на 13,5%, на что в значительной степени повлияло увеличение поступлений по налогу на прибыль организаций на 918 млн.руб. (на 12,8%), налогу на доходы физических лиц на 1379,4 млн.руб. (на 14,2%) и налогам, относящимся к специальным налоговым режимам на 791,4 млн.руб. (на 30,5 %).
Основная часть администрируемых доходов (26167,2 млн.руб., или 86,8%) обеспечена за счет четырех источников – налога на доходы физических лиц (11105,9 млн.руб., или 36,9%), налога на прибыль организаций (8077,8 млн.руб., или 26,8%), налога на имущество организаций (3596,2 млн.руб., или 11,9%), налогов, относящихся к специальным налоговым режимам (3387,3 млн.руб., или 11,2%).
Консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации
|
|
январь-апрель 2012 года
Рисунок 7. Структура консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (январь-апрель 2012-2013 гг.)
2.2 Особенности управления
Под налоговым процессом понимается последовательная совокупность действий налоговых органов, налоговых агентов, налогоплательщиков или их представителей в связи с реализацией прав и/или исполнением обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством в целях сбора и перечисления налоговых доходов в государственную казну.
Налоговый процесс состоит из отдельных этапов, среди которых основными являются: учет и регистрация налогоплательщиков, объектов налогообложения; составление, представление и проверка налоговой отчетности; сбор и перечисление налогов в казну (специальные фонды), выявление и преследование налоговых нарушений, разрешение налоговых споров, налоговый аудит и налоговое планирование.
Налоговый процесс осуществляется на основе норм и правил, установленных законом. Вместе с тем, в его реализации большую роль играет налоговая техника – как совокупность конкретных приемов, обычаев, традиций, многие из которых непосредственно связаны с существующей в данной стране, в данном обществе, общей системой политико – правовых, социально – экономических и нравственных отношений.
Объектом всей налоговой работы являются налогоплательщики, те, кто реально платит налоги. Все прочие элементы и средства налогообложения обращаются вокруг этого центра. Главная задача всей налоговой работы – дать возможность или вынудить налогоплательщиков передать установленные суммы денежных средств в распоряжение государства. При этом действия налоговых органов строго ограничены законом, и они могут предпринимать только перечисленные в законе меры; налогоплательщики же вправе действовать любым, наиболее выгодным для себя образом – как в плане преследования своих частных интересов, так и в целях экономии на налогах.
Сегодня налоговыми отношениями занимается налоговое администрирование как постоянный процесс управления налогообложением. Поскольку общество в зависимости от уровня своего экономического развития и степени политической зрелости принимает в законодательном порядке ту или иную налоговую концепцию и оформляет ее законодательными и нормативными актами, то налоговое администрирование начинается с изменением законодательных форм.
Налоговое администрирование – относительно новый термин с точки зрения российской теории налогов и налогообложения. Он раскрывается с двух сторон.
Во-первых, это система органов управления (законодательные и административные налоговые органы). В круг их обязанностей входит процедурное обеспечение прохождения налоговой концепции на очередной плановый период: рассмотрение и обсуждение, утверждение в законодательном порядке. Кроме того, они должны составлять отчеты об исполнении налогового бюджета, подвергать их всестороннему анализу.
Во-вторых, это совокупность норм и правил, регламентирующих налоговые действия и конкретную налоговую технику, а также определяющих меры ответственности за нарушение налогового законодательства.
В управлении системой налогообложения РФ участвует значительное число различные ведомства и учреждения. За формирование и толкование налогового законодательства отвечает Министерство финансов РФ. Контрольные функции осуществляют Федеральная налоговая служба (по основным видам налогов) и Федеральная таможенная служба (по таможенным пошлинам и по НДС и акцизам - при экспортно-импортным сделкам). Сбор налогов и проведение перерасчетов по поступившим налоговым платежам, а также распределение налогов по уровням бюджетной системы ведется органами Федерального казначейства. Взыскание налоговых платежей и санкций по вступившим в силу решениям судов осуществляется Службой судебных приставов. Расследование нарушений налогового законодательства поручено органам Министерства внутренних дел. И, наконец, функции «компетентного органа» по исполнению международных налоговых соглашений РФ выполняет Министерство финансов. Вследствие такой раздробленности полномочий и ответственности возникает значительное число проблем, связанных с координацией действий всех этих ведомств и учреждений и обменом информацией между ними, в общей системе контрольной работы появляются серьезные нестыковки, создаются существенные трудности для налогоплательщиков при исполнении ими своих обязанностей по представлению отчетности и уплате налогов. В общей сложности налоговым администрированием, в разных его формах, в РФ занимается до полумиллиона государственных служащих.
Основными контролирующими (не собирающими налоги) органами в сфере налогообложения в РФ являются ФНС и ФТС.
Федеральная налоговая служба России включает в себя центральный аппарат, межрегиональные налоговые инспекции, территориальные налоговые инспекции и ряд подведомственных организаций. Кроме того, при ФНС России с декабря 2008 г. действует Общественный совет.
В главе Федеральной налоговой службы находится Руководитель ФНС России, который имеет семь заместителей. В составе центрального аппарата имеется девять управлений: Аналитическое управление, Контрольное управление, Управление налогообложения, Административное управление, Управление обеспечения, Управление информатизации, Правовое управление, Управление по обеспечению процедур банкротства и Управление досудебного аудита.
В состав межрегиональных инспекций ФНС России входят семь инспекций по федеральным округам (МРИ по Центральному ФО, по Северо-Западному ФО, по Южному ФО, по Приволжскому ФО, по Уральскому ФО, по Сибирскому ФО и по Дальневосточному ФО), Межрегиональная инспекция ФНС по централизованной обработке данных и девять МРИ по крупнейшим налогоплательщикам (в сфере нефтегазовой промышленности, металлургии, оборонной промышленности, связи, банковской).
ФТС России реализует свои полномочия и функции на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, Таможенного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов, международных договоров Российской Федерации, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов в области таможенного дела, а также Положения о Федеральной таможенной службе.
Доход, определяется в ст. 41 НК РФ как «экономическая выгода в денежной или натуральной форме» и нигде в законе не установлено, что объектом налогообложения может быть только доход, полученный в законной форме или только на законных основаниях. В Главе 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц» в статье 208, пункт 1.10, указано, что любые «иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в РФ» считаются, для целей налогообложения по правилам данной главы НК, «доходами из источников в РФ» и нигде далее не оговорено, что лицам, получающим доходы в незаконной форме, положены какие-либо льготы или скидки, или предоставляются какие-либо особые иммунитеты. Иммунитеты исчерпывающим образом перечислены в ст. 215 НК РФ, где указано, что они могут применяться только в отношении иностранных граждан, по строго определенным видам доходов и только на основе взаимности или по условиям международных договоров.