Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2014 в 16:46, курсовая работа
Цель написания данной курсовой работы – это дать представление об особенностях формирования и становления налоговой системы РФ в период перехода к рыночному механизму хозяйствования.
Задачи:
а) дать описание состояния налоговой системы.
б) рассказать об особенностях формирования и становления налоговой системы Российской Федерации.
в) охарактеризовать проблемы и пути совершенствования налоговой системы РФ.
Введение…………………………………………………………………………3
1Экономические основы и принципы построения налогов системы ………6
1.1Сущность налогов и их роль в экономике государства……………………6
1.2 Основные характеристики и принципы построения налоговой системы…9
1.3 Правовые основы становления и развития налоговой системы РФ………19
2 Общая характеристика налоговой системы Российской Федерации……… 22
2.1 Структура построения налоговой системы РФ……………………………22
2.2 Особенности управления налоговой системы в РФ………………………27
3 Совершенствование налоговой системы России ………………………..…42
Заключение……………………………………………………………………..49
Список использованной литературы…………………………………….51
Министерством финансов Российской Федерации было разработано, и сейчас активно воплощается в жизнь предложение о создании специальных аудиторских подразделений в налоговых органах. Эти структуры будут выполнять две функции: осуществлять работу с возражениями и жалобами налогоплательщиков и предварительное рассмотрение актов проведенных налоговых проверок. Таким образом, эти подразделения будут выполнять роль своеобразных фильтров, осуществляющих первичную оценку и проверку обоснованности выдвинутых налоговых претензий. Достаточной объективности вряд ли удастся добиться только благодаря тому, что формирование таких подразделений будет входить в компетенцию вышестоящих налоговых органов. Причиной тому, в том числе, являются трудности обеспечения объективности вследствие «корпоративной солидарности».
Успешное осуществление общенациональной программы совершенствования налогового процесса в такой стране, как Россия, потребует колоссальных усилий и, само собой, разумеется, предполагает осуществление тщательной предварительной подготовки и планирования действий. Как представляется такая программа должна охватывать практически все аспекты налогового администрирования – т.е. совершенствование организационной структуры налоговых органов, использование новых технологий налоговой работы, новые подходы к оказанию услуг и предоставлению консультаций налогоплательщикам, информационно-технологическое обеспечение, повышение квалификации кадров, разработка более профессиональных стандартов деятельности сотрудников налоговых органов, укрепление материально-технической базы).
В этих целях в целом уже подготовлена, и реализуется специальная целевая программа развития налоговых органов, в рамках которой предполагается выполнение и завершение следующих мероприятий: упрощение процедур заполнения и подачи деклараций и других документов в налоговые органы; переход на систему "самоначисления" и бесконтактный способ подачи налоговых деклараций; перевод основной работы по обработка налоговой отчетности граждан и предприятий в специализированные Центры обработки данных (ЦОГС); развитие системы досудебного разбирательства налоговых споров с целью сокращения числа обращений налогоплательщиков в судебные инстанции; внедрение в практику работы налоговых органов прогрессивных форм и методов информационно-разъяснительной работы с налогоплательщиками; и т.д. субъектов РФ и органов местного самоуправления, привлекаемых на договорной возмездной основе.
В работе с налогоплательщиками ставится задача внедрения новых технологий информационной работы – переход на принцип «одного окна», развитие бесконтактных форм взаимодействия, распределение работы в налоговых инспекциях по операционному принципу, и т.д. Администрирование крупнейших налогоплательщиков осуществляется на федеральном уровне – специализированными межрегиональными налоговыми инспекциями. Кроме того, с 1 июля 2002 года в ведение налоговых органов передан учет и регистрация коммерческих юридических лиц (предприятий).
Особой проблемой в деятельности налоговых органов пока остается слабое научное и методическое обеспечение проведения комплексного анализа деятельности налогоплательщиков, недостаточность (а в отдельных случаях и отсутствие) научно обоснованных методик определения фактической налогооблагаемой базы по косвенным данным, получаемым из различных источников. Для решения этой проблемы планируется осуществить целый ряд мероприятий связанных с проведением научно-исследовательских работ по развитию законодательства о налогах и сборах, совершенствованию администрирования и оценки деятельности налоговых органов в части решения задач, поставленных Программой, а также анализа финансово-хозяйственного состояния налогоплательщиков, пресечения путей сокрытия доходов, занижения налогооблагаемой базы, «теневого» оборота товаров (работ, услуг) и денежных средств.
Совершенствования научного подхода требуют такие проблемы как создание методик автоматизированного проведения камеральных проверок и эффективного отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок. Особую значимость не только для налоговой системы, но и для экономического развития страны в целом, имеют научно-исследовательские работы в части оценки потенциальной налогооблагаемой базы и прогнозов поступления налогов, а также последствий введения или отмены отдельных налогов и сборов, изменения их ставок или налогооблагаемой базы. Развитие и совершенствование научного обеспечения будет проводиться на базе комплексного подхода к проведению научных исследований и использованию их результатов в практической деятельности налоговых органов.
Для обеспечения эффективной работы местного и регионального уровней налоговых органов необходимо расширить объем взаимодействия с соответствующими подразделениями федерального казначейства, другими государственными органами, министерствами и ведомствами в части обмена информацией в электронном виде. В первую очередь, это касается приема сведений о платежах от подразделений федерального казначейства. Оперативный обмен этой информацией позволит существенно сократить непроизводительный труд инспекторов по вводу данных, уменьшит сроки взыскания недоимки, и повысит обоснованность наложения санкций на налогоплательщиков за просрочку платежей. Обмен информацией в электронном виде с другими органами государственной власти, министерствами и ведомствами, позволит оперативно получать, и использовать в аналитической работе налоговых органов косвенные сведения о хозяйственной деятельности налогоплательщиков, необходимые для контроля налогооблагаемой базы. В настоящее время эта информация поступает в основном на бумажных носителях, и у налоговых органов не хватает ресурсов для ее перевода в электронную форму с целью дальнейшего использования в автоматизированном режиме. Важным элементом информационного взаимодействия является обмен информацией с налоговыми и таможенными органами государств ближнего зарубежья, особенно для уменьшения возможностей ухода от уплаты налога на добавленную стоимость путем нарушения законодательства о налогах и сборах при осуществлении экспортно-импортных операций.
Для обеспечения эффективного контроля над правильностью начисления и полнотой уплаты НДС – как одного из основных бюджетообразующих налогов, а также обеспечения комплексной оценки экономических отношений между предприятиями предусматривается введение электронной обработки счетов-фактур. Введение электронного учета счетов-фактур позволит существенно уменьшить возможности ухода от уплаты этого налога за счет занижения налогооблагаемой базы и необоснованного требования вычетов и возмещения сумм налога, уплаченных по фиктивным и поддельным счетам-фактурам без реальной поставки и оплаты товаров (работ, услуг). Это также обеспечит эффективность анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий и позволит выявить налоговые правонарушения, связанные с другими налогами, уплачиваемыми от выручки.
Создание справедливой налоговой системы государства — это многоэтапный процесс, основанный на четко сформулированных целях и приоритетах в рамках пользующейся поддержкой общества последовательной государственной налоговой политики.
Таким образом, эффективная налоговая политика означает создание оптимальной национальной налоговой системы, которая, обеспечивая финансовыми ресурсами потребности государства, не должна снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, одновременно обязывая его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования. Такая политика должна на длительную перспективу ориентировать налоговую систему на оптимальную налоговую нагрузку. Без улучшения налогового администрирования и контроля трудно рассчитывать на то, что будет развиваться конкуренция в стране.
3. Совершенствование налоговой системы России
Создание эффективной, сбалансированной налоговой системы, отказ от необоснованных мер в области увеличения налогового бремени, предусмотрено Основными направлениями налоговой политики РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, одобренными Правительством РФ 07.07.2011 г. (далее - Основные направления). Предложенные мероприятия составлены с учетом преемственности базовых целей и задач, выработанных в предыдущие годы 2
В 3-летней перспективе 2013 - 2015 гг. приоритеты Правительства РФ в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инновационной деятельности, в том числе и путем предоставления новых льгот, направленных на ее стимулирование, а также поддержка инвестиций в области образования и здравоохранения.
Налоговая политика государства в указанные
годы будет по-прежнему проводиться в условиях дефицита федерального
бюджета. В этой связи важнейшей задачей
Правительства РФ является создание эффективной
и стабильной налоговой системы, обеспечивающей
бюджетную устойчивость в среднесрочной
и долгосрочной перспективе. Планируется,
в частности, предпринимать усилия, направленные
на увеличение доходного потенциала налоговой
системы (повышение доходов бюджетной
системы от налогообложения потребления,
ренты, возникающей при добыче природных
ресурсов, а также от перехода к новой
системе налогообложения недвижимого
имущества). Отдельным направлением политики
в области повышения доходного потенциала
налоговой системы будет оптимизация
существующей системы налоговых льгот
и освобождений и ликвидация имеющихся
возможностей для уклонения от налогообложения
См. также: Концепция развития финансового
рынка до 2020 года - URL: http://www.raexpert.ru/
1. Налоговое стимулирование
2. Мониторинг эффективности
3. Акцизное налогообложение. В плановом
периоде будет проводиться
4. Совершенствование
5. Налог на прибыль организаций. Предлагается уточнить порядок признания дохода от реализации имущества, права на которые подлежат госрегистрации.
6. Налогообложение природных
7. Совершенствование
8. Введение налога на
9. Налоговое администрирование. Предлагается
внедрение инструментов, противодействующих
уклонению от уплаты налогов.
Помимо этого, в частности, в плановом
периоде предусматривается
Итак, проблема создания налоговой системы, обеспечивающей баланс, гармонию социальной справедливости и экономической эффективности, пока что в России осталась нерешенной. На сегодняшний день одна из главных задач заключается в том, чтобы сделать налоговую систему нашей страны понятной и предсказуемой для налогоплательщиков и в то же время снять все еще сохранившиеся барьеры, которые ухудшают инвестиционный климат. В мире накоплен огромный опыт построения и функционирования налоговых систем, который, конечно же, следует учитывать и в России. К настоящему времени в России за период от начала развертывания рыночных реформ уже стало отчетливо ясно направление корректировки налоговой системы. Предлагаемые сегодня меры в области налоговой политики, планируемые к реализации до конца текущего года и в плановом периоде 2013 и 2014 гг., учитывают необходимость долгосрочной сбалансированности доходов и расходов бюджетов бюджетной системы. Вместе с тем, нужно учитывать, что налоговая система должна быть гибкой, способной использовать меры налоговой политики в целях стабилизации и экономического роста. Непростая задача ученых, политиков, правоприменителей состоит в том, чтобы вырабатывать и совершенствовать такие методы проведения налоговой реформы, которые бы не в ущерб возможностям налогоплательщиков "предвидеть свое экономическое будущее" позволяли бы эффективно влиять на налоговую систему в целях реализации экономической политики.