Понятие налога и история развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 17:44, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть особенности налоговой политики государства.
Задачи работы:
1. рассмотреть основы возникновения и развития налогов;
2. определить роль налогов в бюджете государства;
3. изучить сущность и инструменты налоговой политики;
4. проанализировать налоговую политику РФ;
5. обозначить направления совершенствования налоговой политики государства.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы возникновения и развития налогов 5
1.1 Понятие налога и история развития 5
1.2 Виды налогов и их историческое разграничение 8
1.3 Роль налогов в бюджете государства 12
2 Особенности налоговой политики государства 15
2.1 Сущность и инструменты налоговой политики 15
2.2 Развитие налогообложения в России 18
2.3 Налоговая политика в РФ 23
3 Совершенствование налоговой политики государства 27
3.1 Основные направления налоговой политик и РФ 27
Заключение 30
Список использованной литературы 32

Файлы: 1 файл

налоговая политика.doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

 

В современном  цивилизованном обществе налоги —  основная форма доходов государства. Кроме этой сугубо фискальной функции, налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые  государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законодательном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

Проблемы налогообложения  постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей различных эпох. Один из основоположников теории налогообложения А. Смит говорил  о том, что налоги для того, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы. Ф. Аквинский определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье с полным основанием полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им.

Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с  формированием денежных доходов  государства (бюджета и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения соответствующих функций - социальной, экономической, военно-оборонительной, правоохранительной, по развитию фундаментальной науки и др. Как составная часть производственных отношений налоги (через финансовые отношения) относятся к экономическому базису. Налоги являются объективной необходимостью, ибо обусловлены потребностями поступательного развития общества. Государство, исходя из объективной необходимости, формирует соответствующую налоговую систему, совершенствует ее структуру и механизм функционирования в финансовой системе страны.

Цель работы: рассмотреть особенности налоговой политики государства.

Задачи работы:

  1. рассмотреть основы возникновения и развития налогов;

  1. определить роль налогов в бюджете государства;

  1. изучить сущность и инструменты налоговой политики;

  1. проанализировать налоговую политику РФ;
  2. обозначить направления совершенствования налоговой политики государства.

Объект работы: налоговая политика.

Предмет работы: налоговая политика, как составляющая бюджета государства.

 

1 Теоретические основы возникновения и развития налогов

    1. Понятие налога и история развития

 

Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты. Являются одной из форм финансовых отношений, обеспечивающих распределение и перераспределение национального дохода в соответствии с экономическими и социальными задачами. Налоги делятся на прямые, которыми облагаются доходы и имущество (подоходный налог, налог на добавленную стоимость и т.д.), и косвенные налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу (акциз) [8].

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с момента возникновения  государства. Развитие и изменение  форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Налоги известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями. В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи откупщиков. На втором этапе (XVI — начало XIX вв.) в стране возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И, наконец, третий, современный, этап - государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

Налог - элемент общественного бытия. Первые упоминания о налоге можно найти в философских трактатах античных мыслителей. На заре человеческой цивилизации философы трактовали налог как общественно необходимое и полезное явление, несмотря на то, что известные им налоговые формы были варварскими: военные трофеи, использование труда рабов, жертвоприношения и др. По мере общественного развития налоговые формы постепенно менялись, приближаясь к их современному содержанию. Неизменным оставался глубинный смысл понятия "налог" - опосредовать процесс обобществления необходимой для общества части индивидуальных доходов (богатств) (в современном понимании это процесс перераспределения доходов в государственную казну) [9]. Вплоть до раскола мирового сообщества на две противоборствующие налоговые системы воззрения ученых на налоги выстраивались в логическую систему, отражая прогресс экономики и политики.

В истории развития налоговой науки определяющую роль сыграли два научных течения: марксизм и неоклассицизм, вобравший  идеи А. Смита и Д. Рикардо о  налогах. Классовый характер марксистского учения о государстве, природе стоимости, смысле и целях распределения и был положен в основу реформирования производственных отношений в СССР. Советский Союз, приступив к построению социализма, отошел от магистрального пути налоговых преобразований, по которому пошли США, Великобритания, Франция, Япония. Их налоговые системы строились согласно идеям А. Маршалла, Д.С. Милля, Э. Селегмана и др. Советские ученые М.М. Агарков, А.В. Бачурин, Г.Л. Рабинович и другие старались доказать преимущества происходящих идеологических преобразований в системе производственных отношений, трансформируя их экономическое содержание в неприсущие им административные, идеологические формы [7].

Налоговая система  возникла и развивалась вместе с  государством. На самых ранних стадиях государственной организации формой налогообложения можно считать жертвоприношение, которое далеко не всегда было добровольным, а являлось неким неписаным законом.

По мере развития государства возникла «светская» десятина, которая взималась в пользу влиятельных князей наряду с церковной десятиной. Данная практика существовала в течении многих столетий : от Древнего Египта до средневековой Европы. Так в Др. Греции в VII-VI вв. до н.э. представителями знати были введены налоги на доходы в размере 1/10 или 1/20 части доходов. Это позволяло концентрировать и расходовать средства на содержание наемных армий, строительство храмов, укреплений и т.д. 
В то же время в др. мире имелось и серьезное противодействие прямому налогообложению. В Афинах, например, считалось, что свободный гражданин не должен платить прямых налогов. Другое дело - добровольные пожертвования. Но когда предстояли крупные расходы, то совет или народное собрание города устанавливали процентные отчисления от доходов [1].

Определение суммы  налога определялась каждые пять лет  избранными чиновниками-цензорами. Граждане Рима делали цензорам заявление о  своем имущественном состоянии  и семейном положении. Таким образом, закладывались основы декларации о  доходах.

Уже в Др. Риме налоги выполняли не только фискальную, но и стимулирующую функцию, т.к. население вносило налоги деньгами, оно вынуждено было развивать рынок и товарно-денежные отношения, углублять процесс разделения труда урбанизации.

В ранневизантийскую  эпоху до VII в. включительно существовал 21 вид прямых налогов. Широко практиковались в Византии и чрезвычайные налоги: на строительство флота, содержание воинских контингентов и пр. Но обилие налогов не привело к финансовому процветанию Византийской империи.

Современное государство раннего периода новой истории появилось в XVI-XVII вв. в Европе. Это государство еще не имело теории налогов. Практически не существовало крупного постоянного налога, поэтому периодически парламенты выдавали разрешения правителям производить взыскания и вводить чрезвычайные налоги. Плательщиками налога обычно являлись люди, принадлежащие к 3-му сословию. Государство не имело достаточного кол-ва профессиональных чиновников, и в результате сборщиком налогов стал. как правило, откупщик. В Европе практиковался метод продажи с аукциона права взимания налога. К чему это приводило - понятно. Поэтому проблема справедливости налогообложения стояла очень остро и привлекала внимание многих ученых и государственных деятелей [2].

В последней  трети XVIII в Европе активно разрабатывались проблемы теории и практики налогообложения.  В этот же период создавалась теория налогообложения. Ее основоположником считается шотландский экономист и философ А. Смит.

1.2 Виды налогов  и их историческое разграничение

 

В экономической  литературе можно встретить и  другую классификацию налогов: налоги натуральные и денежные. Первые использовались во времена натурального хозяйства, когда денежной массы было недостаточно. С распространением денежного хозяйства, увеличением государственных расходов натуральные сборы стали заменяться денежными.

Деление налогов  на обыкновенные и чрезвычайные было вызвано необходимостью решения  постоянных и текущих задач. За счет чрезвычайных налогов решались вопросы, возникающие при случайных обстоятельствах (военные действия). Обыкновенные налоги являли собой регулирование постоянных потребностей.

Налоги бывают либо прямые, либо косвенные. Исторически  считалось, что прямой налог —  это налог, взимаемый непосредственно  с лиц, в отношении которых  изъятие средств является обязательным или желательным. Косвенные налоги взимаются с какого-либо лица исходя из предположения, что оно сумеет возместить себе соответствующие затраты за счет других лиц. Прямыми налогами облагаются либо доходы, либо расходы. Большинство налогов на расходы являются косвенными, но существуют и прямые, налагаемые не на изготовителя или продавца предмета торговли, а непосредственно на потребителя [10].

Различие между  прямыми и косвенными налогами красной  нитью проходит через финансовую науку и учение о налогах. Если прямые налоги в конечном счете всегда ориентируются на личную работоспособность, которая и является источником дохода, то косвенные налоги остаются индифферентными, т. е. они ориентируются на вещи, а не на физические лица. Прямые налоги как бы зависают на имеющихся в наличии товарах, на изготовлении или обмене товаров и предоставлении услуг, а также на вступлениях в договорные отношения и т. п.; косвенные взимаются почти всегда с производителей, торговцев, купцов и тех, кто занимается перевозкой грузов, но в итоге они уплачиваются покупателями и потребителями.

Разграничение прямых и косвенных налогов в  финансовой науке — не решенный окончательно вопрос. Исторически появились  прямые налоги, как простейшая и  древняя форма налогообложения. Существует мнение, что большинство других налогов возникло чисто практически, вследствие нужды государства в деньгах. К прямым принадлежат подати с патентов и капиталов, поземельная подать, налог с домов и т. п. Под косвенными понимались те налоги, которые налагались на того, кто покупает товар, и вместе с ценою — подать. Эти налоги называются налогами на потребление.

Наука искала все  лучшую и лучшую классификацию. То она  называла прямыми налогами обложение  имущества, косвенными — обложение  поступков, то различала налоги на производство и налоги на потребление. Однако налоги, которые относили к прямым, взимались не только с имущества, но и с дохода; не только с производства, а с извлечения дохода на производство, тогда как само производство являлось объектом налога на потребление (обложение производства сахара, спирта, табака и др.).

Развивались и  бюджеты городов России, где все  большую роль начинали играть так  называемые оброчные статьи. Налоги взимались  с содержателей плотомоен и прорубей, с перевозов, с рыбных ловлей, с подвижных лодок, за запись в городскую обывательскую книгу и др. Тогда же появились и первые заемные средства в бюджетах городов и проценты со вкладов в банки.

Превалирующими  среди доходов становятся отчисления от государственной монопольной торговли винно-водочными изделиями. В доходах появился углезаем, но пока он не играл существенной роли. Субсидий от государства не было. Бюджеты российских городов основывались на собственных доходах.

На протяжении XIX века главным источником доходов оставались прямые и косвенные налоги. В конце 70-х гг. XIX века возникло новое течение, которое включало в задачи налогов решение финансовых и социально-политических проблем. Социально-политическая роль налогов заключалась в воздействии на распределение национального дохода в нужном направлении. В это время в России стало внедряться подоходное налогообложение. Был установлен налог на доходы с ценных бумаг, затем государственный квартирный налог. Существовали специальные государственные сборы. Так, был введен сбор с проезда по шоссе Санкт-Петербург — Москва с последующим распространением этого сбора на 23 шоссейные дороги. Взимались сборы с пассажиров железных дорог, пароходов, с железнодорожных грузов, перевозимых с большой скоростью, сборы в морских портах [4].

Информация о работе Понятие налога и история развития