Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 17:44, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть особенности налоговой политики государства.
Задачи работы:
1. рассмотреть основы возникновения и развития налогов;
2. определить роль налогов в бюджете государства;
3. изучить сущность и инструменты налоговой политики;
4. проанализировать налоговую политику РФ;
5. обозначить направления совершенствования налоговой политики государства.
Введение 3
1 Теоретические основы возникновения и развития налогов 5
1.1 Понятие налога и история развития 5
1.2 Виды налогов и их историческое разграничение 8
1.3 Роль налогов в бюджете государства 12
2 Особенности налоговой политики государства 15
2.1 Сущность и инструменты налоговой политики 15
2.2 Развитие налогообложения в России 18
2.3 Налоговая политика в РФ 23
3 Совершенствование налоговой политики государства 27
3.1 Основные направления налоговой политик и РФ 27
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Действовали пошлины с имущества, переходящего по наследству или по актам дарения, существовали паспортные сборы, облагались полисы по страхованию от пожара.
Среди косвенных налогов в прошлом веке крупные доходы Российскому государству давали акцизы на табак, сахар, керосин, соль, спички, осветительные нефтяные масла и ряд других товаров. Значительными были поступления от производства и торговли алкогольными напитками.
Система акцизов, как и таможенные пошлины, носила не только фискальный характер. Она обеспечивала государственную поддержку отечественным предпринимателям, защищала их в конкурентной борьбе с иностранцами.
Спад по всей финансовой системе наступил после октября 1917 г. Основным источником доходов центральных органов власти стала эмиссия денег, а местные органы власти существовали за счет контрибуций, которые не способствовали налаживанию хозяйства [5].
Определенный этап в налаживании финансовой системы страны наступил после провозглашения новой экономической политики, когда были сняты запреты на торговлю, на местный кустарный промысел, появились иностранные концессии. Была разработана система налогов, займов, кредитных операций, приняты меры по укреплению денежной единицы.
Опыт 20-х гг. показал, что нормальное налогообложение возможно лишь при определенном построении отношений собственности, которые обеспечивали бы правовую обособленность предприятий от государственного аппарата управления. Это обособление необходимо не только для создания новой системы налогообложения, но и нормального механизма распределения капитала между отраслями и предприятиями для формирования рынка капиталов [6].
Финансовая система во время нэпа имела много специфических особенностей, но, тем не менее, она отталкивалась от налоговой системы дореволюционной России как исходного пункта и воспроизводила ряд ее черт. Однако складывающаяся система налогообложения характеризовалась отсутствием данных для определения финансового положения различных категорий налогоплательщиков, что предопределило упрощенные способы обложения.
В процессе исполнения бюджетного плана образуется и используется бюджетный фонд - основной государственный централизованный денежный фонд.
Бюджетный фонд
выступает как форма
Как экономической категории
бюджету присущи признаки, свойственные
всем понятиям, которые объединяет
более общая категория —
Налоги — императивные денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента [10].
Налоговые поступления представляют собой обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи субъектов хозяйствования и населения, поступающие в бюджеты в установленных законом размерах и в определенные сроки. Их доля в центральных бюджетах развитых стран составляет SO — 90 %.
В каждой налоговой системе помимо налогов существуют сборы. Налоги поступают только в бюджетный фонд, а сборы формируют целевые денежные фонды.
Основными налоговыми поступлениями и сборами являются: подоходные налоги, налоги на прибыль и на увеличение рыночной стоимости капитала. В эту группу налогов включаются налоги, взимаемые с чистого дохода отдельных лиц, с прибыли предприятий, организаций, банков и др., а также на прирост стоимости капитала, например, за счет операций с ценными бумагами и другими активами или продажи земли; отчисления работодателей и работников в государственные социальные фонды — пенсионный, социального страхования, медицинского страхования и др.
В условиях стабильно развивающейся экономики величина доходов бюджета зависит от роста валового внутреннего продукта и налоговой нагрузки, определяемой установленными ставками налогообложения .
С ростом ВВП величина налогов возрастает даже при неизменном уровне налогообложения. Опыт развития ряда стран показывает, что более богатые страны могут позволить себе также увеличение налоговой нагрузки без ущерба для стимулирования экономического развития.
Повышение налогообложения имеет свой предел в виде допустимого уровня налоговой нагрузки. Превышение приемлемого уровня налоговой нагрузки увеличивает в момент повышения налогов доходы бюджета, но одновременно снижает заинтересованность в расширении деятельности и ведет к укрытию доходов от налогообложения [12].
Повышение налогообложения ведет с течением времени к сокращению выпуска продукции, так как уменьшает величину располагаемых доходов и потребительских расходов. Снижение налогов увеличивает совокупные потребительские расходы и одновременно сбережения.
Система налоговых ставок и льгот должна быть построена таким образом, чтобы стимулировать воспроизводственные процессы — расширение и обновление производства, создание новых рабочих мест, способствовать планируемым структурным изменениям. Рост производства и доходов предприятий и населения, в свою очередь, ведет к увеличению поступлений в бюджет.
Налоговая политика — комплекс мероприятий в области налогов, направленных на достижение каких-либо целей. Налоговые льготы, объекты и ставки налогов служат проявлением налоговой политики. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему [13].
Задачи налоговой политики сводятся к обеспечению государства финансовыми ресурсами, созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом, сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения. Всю совокупность задач налоговой политики можно условно разделить на три основные группы:
1. Фискальная
— мобилизация денежных
2. Экономическая; или регулирующая, — направлена на повышение уровня экономического развития государства, оживление деловой и предпринимательской активности в стране и международных экономических связей, содействие решению социальных проблем;
3. контролирующая — контроль
за деятельностью субъектов
Одна из основных задач государственной налоговой политики на современном этапе — создание благоприятных условий для активной финансово-хозяйственной деятельности субъектов экономики и стимулирование экономического роста посредством достижения оптимального сочетания личных и общественных интересов, т. е. оптимального соотношения между средствами, остающимися в распоряжении налогоплательщика, и средствами, которые перераспределяются через налоговый и бюджетный механизмы.
Условно выделяют три возможных типа налоговой политики [18]:
Первый тип — высокий
уровень налогообложения, т. е. политика,
характеризующаяся максимальным увеличением
налогового бремени. При выборе этого
пути неизбежно возникновение
Второй тип налоговой политики — низкое налоговое бремя, когда государство максимально учитывает не только собственные фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика. Такая политика способствует скорейшему развитию экономики, особенно ее реального сектора, поскольку обеспечивает наиболее благоприятный налоговый и инвестиционный климат (уровень налогообложения ниже, чем в других странах, идет широкий приток иностранных инвестиций, в том числе экспортноориентированных, и соответственно возрастает уровень конкурентоспособности национальной экономики). Налоговое бремя на субъекты предпринимательства существенно смягчено, но государственные социальные программы значительно урезаны, так как бюджетные доходы сокращаются.
Третий тип — налоговая политика с достаточно существенным уровнем налогообложения как для корпораций, так и для физических лиц, который компенсируется для граждан страны высоким уровнем социальной защиты, существованием множества государственных социальных гарантий и программ.
Для достижения целей, стоящих перед налоговой политикой, устранения возникающих диспропорций функционирования налогового механизма государство использует различные инструменты и, в частности, такие как конкретные виды налогов и их элементы, объекты, субъекты, льготы, сроки уплаты, ставки, санкции. Специфика института налоговых льгот определяется видами налогов, методиками расчета, целями их использования и странами их применения. Мировая практика выработала оптимальный комплекс принципов организации налогового регулирования. К ним, в частности, относятся следующие:
- применение налоговых льгот не носит избирательного характера;
- инвестиционные льготы предоставляются исключительно плательщикам, обеспечивающим выполнение государственных инвестиционных программ и заданные объемы производства;
- применение
льгот не должно наносить
- порядок действия
налоговых льгот определяется
законом и не подлежит
Другим важным инструментом государственного налогового регулирования экономики являются налоговые санкции. Их роль двойственна, так как, во-первых, они обеспечивают исполнение налогового законодательства (санкции применяются за ненадлежащее выполнение обязательств перед бюджетом или внебюджетными фондами), а во-вторых, они ориентируют хозяйствующие субъекты на использование в своей деятельности более эффективных форм хозяйствования. Вместе с тем нельзя не отметить, что действенность санкций зависит от эффективной работы контролирующих и карающих органов.
Таким образом,
рассматривая основные инструменты
налогового регулирования, мы можем
сказать, что по своему характеру
налоговое регулирование
Конкретный налоговый режим, применяемый при формировании того или иного налога, зависит как от положений налоговых законов, так и от различных нормативных актов и пояснений, которые часто носят рекомендательный или разъяснительный характер. Этот механизм различается в зависимости от организационно-правовой формы деятельности хозяйствующего субъекта (например, открытое акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью), статуса плательщика — юридическое или физическое лицо. Налоговому производству присущи особенности, которые обусловлены полнотой прав и обязанностей сторон, участвующих в налоговых процессах, отраженных в положениях Гражданского кодекса Российской Федерации.
Российская система налогообложения на протяжении времени практически всегда складывалась, развивалась и претерпевала те или иные изменения, вместе с изменениями в её политическом устройстве и вместе с историческими вехами.