Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 15:11, курсовая работа
Цель исследования курсовой работы – проанализировать теоретические основы налогового обложения и пронаблюдать их практическую реализацию в налоговой системе России.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
1.Во-первых, изучить понятие, сущность и функции налоговой системы;
2.Во-вторых, определить этапы развития налоговой системы и ее принципы;
3.В-третьих, изучить структуру и динамику налоговых доходов федерального бюджета;
4.В-четвертых, оценить влияние налоговой политики государства на развитие производства.
5.В-пятых, рассмотреть основные проблемы налоговой системы России и определить основные направления ее совершенствования.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...…….…..…2
1. ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ…………………………………....4
1.1. Сущность налогов и их роль в экономике государства………..…….….4
1.2. Правовое значение объекта налогообложения………………………….…7
1.3. Принципы построения налоговой системы……………………………….8
2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………..12
2.1 . Структура налогообложения РФ…………………………………………..12
2.2 . Основные налоги, взимаемые в России………………………………….14
2.3 . Структура и Динамика доходов консолидированного бюджета……….15
3.ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ ……..……….………….17
3.1.Налоговая ответственность – самостоятельный вид юридической ответственности……………………………………………17
3.2.Юридическая ответственность за невыполнение налоговых обязательств……………………………………………………………………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….……….………………………19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...………………………..27
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….
1. ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ…………………………………....4
1.1. Сущность налогов и их роль в экономике государства………..…….….4
1.2. Правовое значение объекта налогообложения………………………….…7
1.3. Принципы построения налоговой системы……………………………….8
2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………..12
2.1 . Структура налогообложения РФ…………………………………………..12
2.2 . Основные налоги, взимаемые в России………………………………….14
2.3 . Структура и Динамика доходов консолидированного бюджета……….15
3.ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ ……..……….………….17
3.1.Налоговая ответственность
3.2.Юридическая ответственность за невыполнение
налоговых обязательств………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….……….………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...
ПРИЛОЖЕНИЕ
Взимание налогов –
древнейшая функция и одно
из основных условий
Цель исследования
курсовой работы – проанализировать
теоретические основы налогового обложения
и пронаблюдать их практическую реализацию
в налоговой системе России.
Для достижения поставленной
цели в работе необходимо решить следующие задачи:
1.Во-первых, изучить понятие, сущность
и функции налоговой системы;
2.Во-вторых, определить этапы развития
налоговой системы и ее принципы;
3.В-третьих, изучить структуру и динамику
налоговых доходов федерального бюджета;
4.В-четвертых, оценить влияние налоговой
политики государства на развитие производства.
5.В-пятых, рассмотреть основные проблемы
налоговой системы России и определить
основные направления ее совершенствования.
Объектом исследования
в данной работе является налоговая система
РФ, предметом – конкретные показатели
динамики налоговых доходов федерального
бюджета за 2011г.
Теоретической основой
курсовой работы являются нормативно-правовые
акты, регулирующие налогообложение в
РФ (в первую очередь - Налоговый кодекс
РФ),
Объем курсовой работы-25 страниц
Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
1. ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
1.1. Сущность налогов
и их роль в экономике
В широком смысле под налогами понимаются обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами. Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют три важнейшие функции.
1. Обеспечение финансирования государственных расходов ( фискальная функция );
2. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними ( социальная функция );
3. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция ).
Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, прежде всего расходов государства.
Все налоги содержат следующие элементы: статья 17 НК РФ
Статья 17. Общие условия установления налогов и сборов
1. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
объект налогообложения;
налоговая база;
налоговый период;
налоговая ставка;
порядок исчисления налога;
порядок и сроки уплаты налога.
- объект налога – это имущество или доход, подлежащие обложению;
- субъект налога – это налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо;
- источник налога – т.е. доход, из которого выплачивается налог;
- ставка налога – величина налога с единицы объекта налога;
- налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога.
Налоги бывают двух видов. Первый вид – налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций ( фирм ); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу ( так называемые социальные налоги, социальные взносы ); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.
Второй вид – налоги на товары и услуги: налог с оборота – в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы ( налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги ); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это – косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.
Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.
Косвенные налоги переносятся
на конечного потребителя в
В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения – к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.
Налоги – это один из
экономических рычагов, при помощи
которых государство
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно- правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития ее приоритетных отраслей. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.
1.2. Правовое значение объекта налогообложения
Налоги являются обязательными платежами ( взносами ) в пользу государственной или муниципальной казны. Обязательный их характер определяется тем, что взносы осуществляются независимо от желания субъекта платежа ( налогоплательщика ). Однако это вовсе не означает, что каждый плательщик уплачивает все установленные государственные и местные налоги, ибо последние взимаются в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.
Основным условием, порождающим для конкретного лица обязанность платить тот или иной предусмотренный законом налог, является наличие объекта налогообложения. Это – главный юридический факт, порождающий налоговую обязанность. И хотя такие обстоятельства связаны с волеизъявлением плательщика ( получением дохода, реализацией товаров, владением имуществом и т.д. ), в то же время физические лица и организации не создают их специально, для возникновения налогового правоотношения, напротив, как известно, у носителей налоговой обязанности имеется стремление, если не к уклонению от нее, то к максимально возможному снижению объема налогового платежа. Это настоятельно требует четкого и полного изложения в налоговом законодательстве тех самых условий и порядка, в соответствии с которыми взимаются налоги. И так, основное правовое значение объекта налогообложения заключается в том, что он порождает налоговые правоотношения и налоговую обязанность, является фактическим основанием для взимания налога. Именно поэтому налоги чаще всего получают свое наименование от объекта налогообложения ( подоходный, на имущество, земельный и т.д. ), что, впрочем, может быть нехарактерным для целевых налогов, наименование которых ничего не скажет об объекте ( налог на пользователей автодорог ). Законодательство в рамках налогового производства устанавливает необходимость учета объектов налогообложения, отражения их в соответствующих документах самим налогоплательщиком, налоговым агентом, либо налоговым органом.
Но объект налогообложения, кроме того, наряду с другим элементом налогового состава – ставкой налога, определяет также и объем налоговой обязанности ( размер налогового платежа ). Чем больше количественные характеристики ( проявления ) объекта налога, тем значительнее объем налоговой обязанности. В этом проявляется учет возможностей налогоплательщика, что в свою очередь выражает один из существенных признаков налогов ( или принципов налогообложения ).
Для целей налогообложения объект подлежит измерению. Единицей измерения могут избираться разные, например: доход – рубли или минимальный размер оплаты труда, транспортные средства – рубли ( когда учитывается стоимость ) или лошадиные силы ( при учете мощности двигателя) и т.д. В результате формируется налогооблагаемая база, которая наряду со ставкой определяет размер налогового платежа. Например, в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. говорится, что им вводится налог на операции по покупке наличной иностранной валюты ( ст. I ), а налогооблагаемой базой является сумма, уплачиваемая при покупке ( ст. II ).
1.3. Принципы построения налоговой системы
На протяжении всей истории человечества ни одно государство не смогло существовать без налогов. Налоговый опыт подсказал и главный принцип налогообложения: “ Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца ”, т.е. как бы велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.
Для того, чтобы глубоко вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения. Качества, с экономической точки зрения желательные в любой системе налогообложения, были сформулированы Адамом Смитом в форме четырех положений, ставшими классическими принципами, с которыми, как правило, соглашались последующие авторы. Они сводятся к следующему:
1. Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им ведет к так называемому равенству или неравенству обложения.
2. Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому.
3. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика.
4. Каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства.