Понятие налоговой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 15:11, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования курсовой работы – проанализировать теоретические основы налогового обложения и пронаблюдать их практическую реализацию в налоговой системе России.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
1.Во-первых, изучить понятие, сущность и функции налоговой системы;
2.Во-вторых, определить этапы развития налоговой системы и ее принципы;
3.В-третьих, изучить структуру и динамику налоговых доходов федерального бюджета;
4.В-четвертых, оценить влияние налоговой политики государства на развитие производства.
5.В-пятых, рассмотреть основные проблемы налоговой системы России и определить основные направления ее совершенствования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...…….…..…2
1. ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ…………………………………....4
1.1. Сущность налогов и их роль в экономике государства………..…….….4
1.2. Правовое значение объекта налогообложения………………………….…7
1.3. Принципы построения налоговой системы……………………………….8
2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………..12
2.1 . Структура налогообложения РФ…………………………………………..12
2.2 . Основные налоги, взимаемые в России………………………………….14
2.3 . Структура и Динамика доходов консолидированного бюджета……….15
3.ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ ……..……….………….17
3.1.Налоговая ответственность – самостоятельный вид юридической ответственности……………………………………………17
3.2.Юридическая ответственность за невыполнение налоговых обязательств……………………………………………………………………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….……….………………………19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...………………………..27

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2.docx

— 342.60 Кб (Скачать файл)

Налоговый кодекс РФ вводит понятие налогового правонарушения  (ст. 119), налоговой санкции (ст. 128) и закрепляет права налоговых органов и налогоплательщиков едиными процессуальными нормами. Под налоговыми санкциями понимаются штрафы. Употребляя в Кодексе термин «ответственность за налоговое нарушение» законодатель не называет, к какому виду юридической ответственности она относится, и это затрудняет определение правовой природы предусмотренных налоговых правонарушений. В целом выделение специальной ответственности за совершение налоговых правонарушений в виде налоговых санкций оправдано, поскольку административная ответственность в этих случаях недостаточна и к тому же не применима в отношении юридических лиц.

Однако налоговая санкция  в виде штрафа не является единственной мерой ответственности за совершение налоговых правонарушений. Так, ст.13 Закона РФ «Об основах налоговой  системы в Российской Федерации» предусматривает четыре вида санкций  за нарушение налогового законодательства. Это – взыскание всей суммы  сокрытого или заниженного дохода (прибыли), штраф, пеня, взыскание недоимки.

Налогоплательщик, нарушивший налоговое законодательство, в установленных  законом случаях несет ответственность  в виде:

а) взыскания всей суммы сокрытого или заниженного дохода ( прибыли ) либо суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении – соответствующей суммы и штрафа в двукратном размере этой суммы. При установлении судом факта умышленного сокрытия или занижения дохода ( прибыли ) приговором либо решением суда по иску налогового органа или прокурора может быть взыскан в федеральный бюджет штраф в пятикратном размере сокрытой или заниженной суммы дохода ( прибыли );  

б) штрафа за каждое из следующих нарушений: за отсутствие учета объектов налогообложения и за ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка, повлекшие за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период; за непредоставление или несвоевременное предоставление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налога;

в) взыскания пени с налогоплательщика в случае задержки уплаты налога. Взыскание пени не освобождает налогоплательщика от других видов ответственности;

г) взыскание недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством, производится с юридических лиц в бесспорном порядке, а с физических лиц в судебном. Взыскание недоимки с юридических и физических лиц обращается на полученные ими доходы, а в случае отсутствия таковых – на имущество этих лиц.

Наиболее характерной  санкцией, применение которой и выражается рассматриваемый вид правовой ответственности, является взыскание недоимки по налогам  ( принудительное осуществление обязанности, невыполненной правонарушителем – принудительное изъятие ).

Термин « взыскание  налога » вписывается только в  правовую конструкцию института  ответственности – в случае неуплаты налога добровольно (наступает ответственность) взыскивается недоимка по налогу. 

Принудительное изъятие  не уплаченных в срок сумм налогов, применяемых в бесспорном порядке  в отношении юридических лиц, можно назвать мерой налоговой  ответственности, понимая ответственность  в ее наиболее традиционном понимании, то есть как меру принуждения. Одновременно с взысканием недоимки налагается и штраф на лицо, совершившее правонарушение, то есть возлагается дополнительное обременение.

Взимание налога с правовой точки зрения следует расценивать  как обязанность государства  по сбору налога в целях защиты прав и законных интересов граждан. В случае добровольной уплаты налогоплательщиком налога он взимается государством, в случае же неуплаты его в срок, государством взыскивается недоимка по налогу. Следует также иметь в  виду, что обязанность по обеспечению  исполнения обязательства, как правило, лежит на должнике, а не на  кредиторе, которым является государство, взимающее налог.

Институт « обеспечение  исполнения обязательств » является институтом гражданского права, который  хотя и предусматривает пеню в  форме неустойки как способ обеспечения  исполнения обязательств, но неустойка  в гражданских правоотношениях  традиционно применяется как  мера ответственности.

В постановлении Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. отмечено, что  по смыслу ст. 57 Конституции РФ налоговое  обязательство состоит в обязанности  налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением  ущерба, понесенного государством в  результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж – пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.

Специфической мерой воздействия  налоговой ответственности является налоговый штраф, который налагается одновременно с взысканием недоимки. Эта санкция сходна с одноименной  мерой административной ответственности, но имеет и ряд особенностей. Она  применяется в соответствии с  действующим законодательством  без учета вины налогоплательщика не только в отношении физических, но и юридических лиц. Штраф невозможно заменить иным взысканием. Наложение штрафа, как и такая мера налоговой ответственности, как взыскание всей суммы сокрытого или заниженного дохода, носит карательный характер. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

  Подводя итоги,  определим  основные  цели  современной налоговой  политики

государства с рыночной экономикой.  Они ориентированы на следующие основные

требования: - налоги,  а  также затраты на их взимание должны быть по возможности минимальными. Это условие  наиболее  тяжело дается законодателям и правительствам в их стремлении сбалансировать бюджеты. Но так очень легко свести  налоговую систему лишь к чисто фискальным функциям, забыв о необходимости расширения налоговой базы,  о функциях стимулирования производственной и  предпринимательской деятельности,  поддержки свободной конкуренции;

- налоговая система должна  соответствовать структурной   экономической политике,  иметь  четко  очерченные  экономические цели;

- налоги должны служить  более справедливому  распределению  доходов,  не допускается двойное обложение налогоплательщиков;

- порядок  взимания  налогов должен предусматривать  минимальное вмешательство

в частную жизнь налогоплательщика;

- обсуждение проектов  законов о налогообложении должно  носить открытый и гласный характер.

Этими основными   принципами  необходимо  руководствоваться и  нам при

создании  новой налоговой системы.  При этом,  разумеется, речь идет не о

механическом копировании,  а о творческом осмыслении, опирающемся  на глубокое

изучение истории развития и современного состояния российской экономики.

Таким образом существует огромный, причем теоретически обобщенный осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но

ориентация на их практику весьма затруднена,  поскольку было бы совершенно

неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных  и  политических условий сегодняшней России,  ищущей лучшие пути

реформирования своего народного  хозяйства.

Но выше  сказанное  не говорит о том,  что надо вообще игнорировать теоретическое наследие многих  поколений  ученых-экономистов. Уже сформированы важнейшие требования, которым должны отвечать налоговые системы вне зависимости  от  развитости в стране рыночных отношений,  уровня зрелости ее  производительных сил и производственных отношений. Эти требования всесторонне  подтверждены  практикой  и  безусловно должны учитываться и нами.  Они,  кстати,  не исключают,  а  напротив, предполагают  отличия между  разными странами по структуре, набору налогов,  способам их взимания, ставкам, фискальным полномочиям различных уровней власти, налоговым льготам и другим важным элементам.

Но при  этом  любая  налоговая система,  где бы она ни  применялась и какими конкретными чертами ни  характеризовалась, должна  отвечать определенным кардинальным требованиям. Первое и важнейшее из них - это соблюдение принципа

равенства  и справедливости.  Это прежде всего означает:  тяжесть налогового бремени должна распределяться между  всеми в равной  (не  одинаковой) мере, и каждый налогоплательщик обязан вносить свою справедливо определенную долю в  казну государства.

Вторым непременным требованием,  которому должна отвечать налоговая  система,

является эффективность  налогообложения. Реализация этого  требования предполагает, во-первых, что налоги не должны оказывать влияние на   принятие

экономических решений,  либо оно должно быть минимальным;  во-вторых, что налоговая система обязана содействовать проведению  политики стабильности  и

успешного развития экономики  страны. Понятно, что по отношению  к нашей стране,

экономика которой находится в глубоком кризисе, это обстоятельство имеет исключительно важное значение. Обязательным условием эффективности налоговой

системы является и то,  чтобы она не  допускала произвольного  толкования, была

понятна налогоплательщикам и принята большей частью общества. К сожалению ни

одно из выше перечисленного не имеет  место  быть  в  нашей  стране. И последнее

условие реализации требования эффективности налогообложения: административные

расходы,  которые нужны  для управления налогами и соблюдения налогового

законодательства, надлежит минимизировать

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 0.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ)
  2. Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ (ред. от 28.11.2011) "О бухгалтерском учете" (принят ГД ФС РФ 23.02.1996)
  3. Гражданский Кодекс часть 1 от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 30.11.2011)
  4. Гражданский  Кодекс часть 2 от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 30.11.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012)
  5. Гражданский  Кодекс часть 3 от 26.11.2001 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 01.11.2011) (ред. от 30.06.2008)
  6. Гражданский  Кодекс часть 4 от 18.12.2006 N 230-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.2006) (ред. от 08.12.2011)
  7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 01.10.2012)
  8. Трудовой Кодекс   от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001)(ред. от 23.04.2012)
  9. Александров И.М. Бюджетная система РФ Учебник Дашков и К° 2012
  10. Брызгалин А. Налоговые проверки: виды процедуры ограничения Эксмо 2012
  11. Бодрова Т. В.  Налоговый учет и отчетность  Феникс 2010 г.
  12. Брызгалин А. В. Региональные налоги и законодательство субъектов РФ о налогах Налоги и финансовое право 2012
  13. Жидкова Е. Ю. «Налоги и налогообложение»  Эксмо 2010
  14. Касьянова  Г. Ю.  Отчетность Бухгалтерская и налоговая (+ CD-ROM) АБАК 2012
  15. Касьянова Ю. ред. Инвентаризация: бухгалтерская и налоговая АБАК 2012
  16. Каурова О. В. , Малолетко А. Н. ,. Митюрникова Л. А Налоги и налогообложение Система налогообложения в туристской индустрии КноРус  2011
  17. Коротков Э.М., Беляев А.А. Антикризисное управление. 2-е изд., перераб. и доп. Учебник. Гриф УМО РФ. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник". Электрон. учебник. CD/pdf  ЮНИТИ 2011 г.

18.Кузнецов Б.Т. Инвестиции. 2-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник". Электрон. учеб. пособие. CD/pdf ЮНИТИ 2011 г.

19.Купцов М.М. Денежное обращение финансы кредит и налоговая система: Учеб пособие (Серия: 'Карманное учебное пособие') РИОР 2011

20.Майбуров И.А.Налоги и налогообложение. 4-е изд., перераб. и доп. Учебник. Гриф МО РФ. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник". Электрон. учебник. CD/pdf ЮНИТИ 2011 г.                 21.Майбуров И.А., Соколовская А.М. Теория налогообложения. Продвинутый курс. Учебник. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник". (Серия "Magister"), ЮНИТИ 2011 г.

22.Пансков  В. Г.  Налоги и налогообложение Теория и практика Юрайт 2012

23.Соловьев И. Н.   Налоговая амнистия Проспект 2011

24.Черник  Д.Г.    Налоги и налогообложение. 2-е изд., перераб. и доп. Учеб. пособие. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник".  Электрон. учеб. пособие./pdf CD ЮНИТИ 2011 г.

   Интернет-ресурсы

  1. Гражданский Кодекс -   http://www.grazkodeks.ru/
  2. Налоговый Кодекс РФ  -   http://www.nalkodeks.ru/
  3. Трудовой Кодекс -  http://www.trkodeks.ru/
  4. Федеральная налоговая служба России -  http://www.nalog.ru
  5. Журнал "Налоги и платежи"- http://www.nalogi.com.ru/
  6. Журнал «Российский налоговый курьер» - http://www.rnk.ru
  7. Министерство финансов РФ - http://www.minfin.ru/kons_doh_dyn.php
  8. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – http://www.ffoms.ru/portal/page/portal/top/index  
  9. Центральный банк РФ - http://www.cbr.ru/
  10. Журнал "Налоговый вестник" (орган ФНС РФ) -http://www.nalvest.com/
  11. «Налоговая схема России» журнал  http://www.dis.ru/news/2609.html

 

Информационно –  правовые системы:

  1. Информационно – правовая система «Консультант плюс» http://www.consultant.ru/
  2. Информационно – правовая система «Гарант» http://www.garant.ru/

 


Информация о работе Понятие налоговой системы