Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 15:11, курсовая работа
Цель исследования курсовой работы – проанализировать теоретические основы налогового обложения и пронаблюдать их практическую реализацию в налоговой системе России.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
1.Во-первых, изучить понятие, сущность и функции налоговой системы;
2.Во-вторых, определить этапы развития налоговой системы и ее принципы;
3.В-третьих, изучить структуру и динамику налоговых доходов федерального бюджета;
4.В-четвертых, оценить влияние налоговой политики государства на развитие производства.
5.В-пятых, рассмотреть основные проблемы налоговой системы России и определить основные направления ее совершенствования.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...…….…..…2
1. ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ…………………………………....4
1.1. Сущность налогов и их роль в экономике государства………..…….….4
1.2. Правовое значение объекта налогообложения………………………….…7
1.3. Принципы построения налоговой системы……………………………….8
2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………..12
2.1 . Структура налогообложения РФ…………………………………………..12
2.2 . Основные налоги, взимаемые в России………………………………….14
2.3 . Структура и Динамика доходов консолидированного бюджета……….15
3.ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ ……..……….………….17
3.1.Налоговая ответственность – самостоятельный вид юридической ответственности……………………………………………17
3.2.Юридическая ответственность за невыполнение налоговых обязательств……………………………………………………………………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….……….………………………19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...………………………..27
Налоговый кодекс РФ вводит понятие налогового правонарушения (ст. 119), налоговой санкции (ст. 128) и закрепляет права налоговых органов и налогоплательщиков едиными процессуальными нормами. Под налоговыми санкциями понимаются штрафы. Употребляя в Кодексе термин «ответственность за налоговое нарушение» законодатель не называет, к какому виду юридической ответственности она относится, и это затрудняет определение правовой природы предусмотренных налоговых правонарушений. В целом выделение специальной ответственности за совершение налоговых правонарушений в виде налоговых санкций оправдано, поскольку административная ответственность в этих случаях недостаточна и к тому же не применима в отношении юридических лиц.
Однако налоговая санкция
в виде штрафа не является единственной
мерой ответственности за совершение
налоговых правонарушений. Так, ст.13
Закона РФ «Об основах налоговой
системы в Российской Федерации»
предусматривает четыре вида санкций
за нарушение налогового законодательства.
Это – взыскание всей суммы
сокрытого или заниженного
Налогоплательщик, нарушивший
налоговое законодательство, в установленных
законом случаях несет
а) взыскания всей суммы сокрытого или заниженного дохода ( прибыли ) либо суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении – соответствующей суммы и штрафа в двукратном размере этой суммы. При установлении судом факта умышленного сокрытия или занижения дохода ( прибыли ) приговором либо решением суда по иску налогового органа или прокурора может быть взыскан в федеральный бюджет штраф в пятикратном размере сокрытой или заниженной суммы дохода ( прибыли );
б) штрафа за каждое из следующих нарушений: за отсутствие учета объектов налогообложения и за ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка, повлекшие за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период; за непредоставление или несвоевременное предоставление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налога;
в) взыскания пени с налогоплательщика в случае задержки уплаты налога. Взыскание пени не освобождает налогоплательщика от других видов ответственности;
г) взыскание недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством, производится с юридических лиц в бесспорном порядке, а с физических лиц в судебном. Взыскание недоимки с юридических и физических лиц обращается на полученные ими доходы, а в случае отсутствия таковых – на имущество этих лиц.
Наиболее характерной санкцией, применение которой и выражается рассматриваемый вид правовой ответственности, является взыскание недоимки по налогам ( принудительное осуществление обязанности, невыполненной правонарушителем – принудительное изъятие ).
Термин « взыскание налога » вписывается только в правовую конструкцию института ответственности – в случае неуплаты налога добровольно (наступает ответственность) взыскивается недоимка по налогу.
Принудительное изъятие не уплаченных в срок сумм налогов, применяемых в бесспорном порядке в отношении юридических лиц, можно назвать мерой налоговой ответственности, понимая ответственность в ее наиболее традиционном понимании, то есть как меру принуждения. Одновременно с взысканием недоимки налагается и штраф на лицо, совершившее правонарушение, то есть возлагается дополнительное обременение.
Взимание налога с правовой точки зрения следует расценивать как обязанность государства по сбору налога в целях защиты прав и законных интересов граждан. В случае добровольной уплаты налогоплательщиком налога он взимается государством, в случае же неуплаты его в срок, государством взыскивается недоимка по налогу. Следует также иметь в виду, что обязанность по обеспечению исполнения обязательства, как правило, лежит на должнике, а не на кредиторе, которым является государство, взимающее налог.
Институт « обеспечение исполнения обязательств » является институтом гражданского права, который хотя и предусматривает пеню в форме неустойки как способ обеспечения исполнения обязательств, но неустойка в гражданских правоотношениях традиционно применяется как мера ответственности.
В постановлении Конституционного
Суда РФ от 17 декабря 1996 г. отмечено, что
по смыслу ст. 57 Конституции РФ налоговое
обязательство состоит в
Специфической мерой воздействия
налоговой ответственности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги, определим основные цели современной налоговой политики
государства с рыночной экономикой. Они ориентированы на следующие основные
требования: - налоги, а также затраты на их взимание должны быть по возможности минимальными. Это условие наиболее тяжело дается законодателям и правительствам в их стремлении сбалансировать бюджеты. Но так очень легко свести налоговую систему лишь к чисто фискальным функциям, забыв о необходимости расширения налоговой базы, о функциях стимулирования производственной и предпринимательской деятельности, поддержки свободной конкуренции;
- налоговая система должна соответствовать структурной экономической политике, иметь четко очерченные экономические цели;
- налоги должны служить
более справедливому
- порядок взимания
налогов должен
в частную жизнь
- обсуждение проектов
законов о налогообложении
Этими основными принципами необходимо руководствоваться и нам при
создании новой налоговой системы. При этом, разумеется, речь идет не о
механическом копировании, а о творческом осмыслении, опирающемся на глубокое
изучение истории развития и современного состояния российской экономики.
Таким образом существует огромный, причем теоретически обобщенный осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но
ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно
неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути
реформирования своего народного хозяйства.
Но выше сказанное не говорит о том, что надо вообще игнорировать теоретическое наследие многих поколений ученых-экономистов. Уже сформированы важнейшие требования, которым должны отвечать налоговые системы вне зависимости от развитости в стране рыночных отношений, уровня зрелости ее производительных сил и производственных отношений. Эти требования всесторонне подтверждены практикой и безусловно должны учитываться и нами. Они, кстати, не исключают, а напротив, предполагают отличия между разными странами по структуре, набору налогов, способам их взимания, ставкам, фискальным полномочиям различных уровней власти, налоговым льготам и другим важным элементам.
Но при этом любая налоговая система, где бы она ни применялась и какими конкретными чертами ни характеризовалась, должна отвечать определенным кардинальным требованиям. Первое и важнейшее из них - это соблюдение принципа
равенства и справедливости. Это прежде всего означает: тяжесть налогового бремени должна распределяться между всеми в равной (не одинаковой) мере, и каждый налогоплательщик обязан вносить свою справедливо определенную долю в казну государства.
Вторым непременным
является эффективность налогообложения. Реализация этого требования предполагает, во-первых, что налоги не должны оказывать влияние на принятие
экономических решений, либо оно должно быть минимальным; во-вторых, что налоговая система обязана содействовать проведению политики стабильности и
успешного развития экономики страны. Понятно, что по отношению к нашей стране,
экономика которой находится в глубоком кризисе, это обстоятельство имеет исключительно важное значение. Обязательным условием эффективности налоговой
системы является и то, чтобы она не допускала произвольного толкования, была
понятна налогоплательщикам и принята большей частью общества. К сожалению ни
одно из выше перечисленного не имеет место быть в нашей стране. И последнее
условие реализации требования эффективности налогообложения: административные
расходы, которые нужны для управления налогами и соблюдения налогового
законодательства, надлежит минимизировать
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
18.Кузнецов Б.Т. Инвестиции. 2-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник". Электрон. учеб. пособие. CD/pdf ЮНИТИ 2011 г.
19.Купцов М.М. Денежное обращение финансы кредит и налоговая система: Учеб пособие (Серия: 'Карманное учебное пособие') РИОР 2011
20.Майбуров И.А.Налоги и налогообложение. 4-е изд., перераб. и доп. Учебник. Гриф МО РФ. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник". Электрон. учебник. CD/pdf ЮНИТИ 2011 г. 21.Майбуров И.А., Соколовская А.М. Теория налогообложения. Продвинутый курс. Учебник. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник". (Серия "Magister"), ЮНИТИ 2011 г.
22.Пансков В. Г. Налоги и налогообложение Теория и практика Юрайт 2012
23.Соловьев И. Н. Налоговая амнистия Проспект 2011
24.Черник Д.Г. Налоги и налогообложение. 2-е изд., перераб. и доп. Учеб. пособие. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник". Электрон. учеб. пособие./pdf CD ЮНИТИ 2011 г.
Интернет-ресурсы
Информационно – правовые системы: