Понятие налоговой тайны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 12:23, доклад

Описание работы

Легальное определение понятие «налоговая тайна» дано в п. 1 ст. 102 НК РФ, согласно которому: «Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений: (см. п. 1 ст. 102 НК РФ)».
По поводу информации, составляющей налоговую тайну, могут складываться различные правоотношения, связанные со сбором, получением, хранением, распространением, защитой такой информации, а также ответственностью за неправомерное ее разглашение и использование. Институт налоговой тайны является комплексным, включающим в себя нормы не только налогового, но и информационного, административного, уголовного и других отраслей права.

Файлы: 1 файл

налоговая тайна.docx

— 38.56 Кб (Скачать файл)

Ответственность за несоблюдение режима налоговой тайны

Одной из важнейших составляющих режима правовой защиты информации является ответственность за нарушение налоговой  тайны. Ч.4 ст.102 НК РФ определяет два  вида нарушений режима налоговой  тайны: разглашение налоговой тайны  и утрата документов, в которых  есть сведения, являющиеся налоговой  тайной организации. За эти нарушения  виновные привлекаются к ответственности. Однако привлечение к такой ответственности  возможно только в случае, когда  лицо, допустившее нарушение режима налоговой тайны, было обязано в  соответствии с законодательством  его соблюдать.

Понятие разглашение дано в ст.102 НК РФ не совсем четко. Так, разглашение определяется как использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа государственного внебюджетного фонда, органа внутренних дел или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей. Большинство авторов отмечают ущербность такого определения. Дело в том, что круг сведений составляющих налоговую тайну гораздо шире, и включает помимо сведений, составляющих коммерческую и производственную тайны, также и другие сведения о налогоплательщике. Кроме того, разглашение может выражаться не только в использовании и передаче сведений, но также в придании их огласке, например путем публикации в средствах массовой информации. Поэтому под разглашением предлагается понимать виновное противоправное нарушение режима налоговой тайны, выразившееся в действии (бездействии) должностного лица налогового органа, органа внутренних дел или таможенного органа, в результате которого она стала доступна третьим лицам.

В п.3 ст. 102 НК РФ установлено, что сведения о налогоплательщике имеют специальный режим хранения и доступа. Из этого положения вытекает обязанность налоговых органов принимать меры по сохранности таких сведений, поэтому их утрата неизбежно влечет наступление ответственности. Под утратой следует понимать любое противоправное выбытие их из владения соответствующего органа или лица, в том числе их уничтожение, в результате которого произошло нарушение прав налогоплательщика и иного лица, либо охраняемых законом прав и интересов общества или государства.

Действующим законодательством за разглашение и незаконное использование  сведений, составляющих налоговую тайну, предусмотрена уголовная, административная, дисциплинарная ответственность.

Уголовная ответственность за незаконное получение и разглашение сведений составляющих налоговую тайну предусмотрена ст.183 УК РФ. Круг субъектов, а также действий предусмотренных данной статьей значительно отличается от тех, что предусмотрены ст.102 НК РФ. Так, ч.1 ст. 183 УК РФ предусматривает ответственность за неправомерное собирание сведений, составляющих налоговую тайну, путем похищения, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом. Субъектом такого преступления будет являться любое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности, т.е. 16 лет. Собирание сведений предполагает их противоправное получение из собственности или законного владения юридических, должностных и физических лиц. Похищение может заключаться в завладении указанными сведениями путем кражи, грабежа, разбойного нападения, присвоения, обмана или злоупотребления доверием. Подкуп - это стремление завладеть указанными сведениями путем уплаты за них определенного вознаграждения (денежного, иного имущественного). Под угрозой в данном случае понимается угроза насилием, уничтожением или повреждением имущества, разглашением позорящих лиц сведений. К числу иных незаконных способов может быть отнесено, например, использование в этих целях подслушивающих и других подобных технических устройств. Наказывается такое деяние штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до шести месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет.

Незаконное получение  и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст. 183 УК РФ)

Статья 183 УК РФ (в редакции 1996 г.) предусматривала ответственность за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну. После принятия Федерального закона от 7 августа 2001 г. новая редакция ст. 183 УК дополнительно говорит об ответственности за такие же действия в отношении сведений, составляющих налоговую тайну.

Статья 183, направленная на защиту коммерческой, налоговой и банковской тайны, в  первых двух частях предусматривает  различные преступления, объединяемые лишь объектом и предметом посягательства - сведения, составляющие коммерческую, налоговую или банковскую тайну.В ч. 1 ст. 183 предусмотрена ответственность за собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом.

Объективная сторона преступления может быть выражена различными действиями, объединяемыми понятием «собирание». Оно охватывает похищение документов и других материальных носителей коммерческой, налоговой или банковской тайны, завладение (или попытка завладения) ею путем подкупа, различных угроз и шантажа в отношении лиц, владеющих тайной, или их близких, перехват информации в средствах связи, незаконное ознакомление с документами или их копирование, использование подслушивающих приборов и иных специальных технических средств, проникновение в компьютерную систему и другие незаконные способы.

Собирание сведений, отнесенных к  коммерческой, налоговой или банковской тайне, путем неправомерного доступа  к охраняемой законом компьютерной информации, если это повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование  информации, нарушение работы ЭВМ, системы  ЭВМ или их сети, следует квалифицировать  по совокупности ч. 1 ст. 183 и ст. 272.

Похищение документов и иных носителей  коммерческой, налоговой или банковской тайны может быть совершено тайно, открыто, с применением обмана или  физического насилия. В последнем  случае насильственные действия должны получить самостоятельную квалификацию.

Состав преступления - формальный; наказуемы сами действия по собиранию  сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, независимо от наступления каких-либо последствий этих действий.

Субъективная сторона. Собирание  сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, - это преступление, совершаемое  с прямым умыслом. Виновный осознает, что собираемая им информация является коммерческой, налоговой или банковской тайной, и желает ею завладеть.

Элементом состава преступления является и цель совершения данных действий - разглашение сведений, составляющих тайну предпринимателя, либо незаконное использование этих сведений.

Часть 2 ст. 183 регламентирует ответственность  за незаконное разглашение или использование  лицом, которому она была доверена или  стала известна по службе или работе, коммерческой, налоговой или банковской тайны без согласия ее владельца.

Этот состав полностью соответствует  положениям ст.102 НК РФ. Использование  здесь следует понимать распоряжение субъектом этими сведениями (продажа, обмен, применение их в других целях). Наказываются такие деяния штрафом  в размере до ста двадцати тысяч  рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного  за период до одного года с лишением права занимать определенные должности  или заниматься определенной деятельностью  на срок до трех лет либо лишением свободы  на срок до трех лет.

Коммерческую, налоговую или банковскую тайну должны соблюдать все работники организации и иные лица, которым эта тайна известна в связи с профессиональной или служебной деятельностью. Это могут быть как рядовые или управленческие работники, так и руководители организаций, должностные лица и служащие органов прокуратуры, следствия и дознания, Комитета по финансовому мониторингу, налоговых и таможенных органов, арбитражного суда, нотариата, органов валютного контроля, антимонопольных органов, аудиторских организаций, Госстандарта и др. В соответствующих нормативных актах установлена их обязанность соблюдать коммерческую (банковскую) тайну. Тайна должна соблюдаться лицами, ею владеющими, и после увольнения их с работы - до тех пор пока эти сведения не перестали быть охраняемой тайной, к которой нет свободного доступа.

Способы разглашения или использования  коммерческой, налоговой или банковской тайны различны, но во всех случаях лицо, совершающее эти действия, знает, что разглашаемые или используемые им сведения являются тайной.

Разглашение - это незаконное предание огласке конфиденциальных сведений, вследствие чего они без согласия владельца стали известны постороннему лицу, т.е. тому, кто не имел права  на ознакомление с этими сведениями. Незаконное использование сведений, являющихся чужой тайной, будет иметь  место, в частности, при применении этих сведений в экономической (предпринимательской) деятельности без разрешения владельца  всеми, кому эта тайна стала известна в связи с профессиональной или  служебной деятельностью.

Состав преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 183 УК (в редакции от 7 августа 2001 г.), сконструирован по типу формального; следовательно, для признания преступления оконченным не требуется наступления  каких-либо последствий. В новой  редакции ч. 2 ст. 183 УК отсутствует и  указание на корыстную или иную личную заинтересованность, как на обязательные мотивы данного преступления. Данное деяние является преступлением средней  тяжести.

Деяния, предусмотренные ст. 183 УК РФ, характеризуются наличием прямого  умысла у лица, их совершившего.

Часть 3 ст. 183 (в редакции от 7 августа 2001 г.) предусматривает повышенную ответственность  за деяния, указанные в ч. 1 или  ч. 2 этой же статьи, причинившие крупный  ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности. Крупный ущерб - это наступление неблагоприятных последствий имущественного плана (как в реальном исчислении, так и в виде упущенной выгоды) для владельца охраняемой данной статьей УК информации ввиду ее утраты. Корыстная заинтересованность предполагает стремление виновного извлечь из своих действий материальную выгоду. Наказываются такие деяния штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Систематическое толкование уголовного закона дает основание для утверждения, что квалифицирующие признаки, содержащиеся в ч. 3 (и, разумеется, в ч. 4) ст. 183 УК РФ, относятся только к незаконному  разглашению или незаконному  использованию сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе.

Причинение крупного ущерба должно находиться в причинной связи  с незаконным разглашением или использованием чужой тайны. Это могут быть большие  материальные убытки, понесенные хозяйствующим  субъектом в конкурентной борьбе, вызванные спадом производства, необходимостью его переориентации, уменьшением  клиентуры, потерей рынков сбыта  и т.д. Крупный ущерб определен  в законе в сумме, превышающей 250 тыс. руб.

Виновное лицо, разглашая или  используя чужую коммерческую, налоговую или банковскую тайну, понимает, что это повлечет или может повлечь причинение крупного ущерба владельцу тайны, желает этого или сознательно допускает или безразлично относится к такому последствию. Конструкция уголовного закона не исключает возможность причинения крупного ущерба как последствия данного деяния и по неосторожности. Последнее замечание равным образом относится и к случаям причинения тяжких последствий (ч. 4 ст. 183 УК РФ). Часть 4 рассматриваемой статьи конструирует состав данного преступления при особо отягчающих обстоятельствах: если указанные деяния повлекли тяжкие последствия. Их определение (как и размера крупного ущерба) - вопрос факта, и зависит от конкретных обстоятельств дела. К таким последствиям (тяжким) может относиться, например, вынужденное банкротство предпринимателя, заболевание тяжким недугом владельца соответствующей информации, разумеется, при установлении причинной связи между указанными действиями и последствиями. Наказываются такие деяния лишением свободы на срок до десяти лет.

Тяжкие последствия преступления понимаются более широко, чем причинение материальных убытков. Это может  быть банкротство и ликвидация организации, банкротство индивидуального предпринимателя, причинение серьезного вреда здоровью людей, самоубийство потерпевшего и  др., если эти последствия находятся  в причинной и виновной связи  с незаконным разглашением или использованием соответствующих сведений.

Незаконное разглашение  или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, предусмотренное ч. 3 ст. 183 УК РФ, отнесено к категории преступлений средней тяжести, а ч. 4 ст. 183 УК РФ - к тяжким преступлениям.

Так, уголовная ответственность  за разглашение государственной  тайны не превышает 7 лет лишения  свободы (статья 283 УК РФ), а разглашение  коммерческой,налоговой или банковской тайны наказывается максимально лишением свободы на срок до 10 лет (статья 183 УК РФ).

С учетом конкретных обстоятельств должностное лицо, виновное в утрате документов, составляющих налоговую тайну, может быть привлечено к ответственности по ст.293 УК РФ - «Халатность». Под халатностью понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей, повлекшее причинение крупного ущерба. Такое неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом налогового органа, органа внутренних дел или таможенного органа, может повлечь за собой выход документов, содержащих сведения, составляющие налоговую тайну, из владения соответствующего органа или лица, в том числе их уничтожение.

Общие положения имущественной ответственности налоговых органов установлены ст.35, 103 НК РФ и ст.13 ФЗ «О налоговых органах». В соответствие с указанными статьями, убытки, причиненные налогоплательщику или его имуществу неправомерными действиями (бездействием) налоговых органов или их должностных лиц (в том числе предусмотренные п.2,4 ст.102 НК РФ), подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду, за счет федерального бюджета (ст. 1069 ГК РФ).

Следует отметить, что в  указанных статьях речь идет лишь об имущественной ответственности обязанных лиц, однако многие авторы признают, что в случае нарушения режима налоговой тайны возмещению может подлежать и моральный вред, на основании ст.151, 1099-1101 ГК РФ. Такой вывод можно сделать из Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.1994 №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», согласно которому отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации морального вреда по конкретным правоотношениям не всегда означает, что потерпевший не имеет права на его возмещение. Определяющим в вопросе компенсации морального вреда является согласно ст. 151 ГК РФ нарушение личных неимущественных прав и других нематериальных благ граждан, причинившее тяжкие нравственные и физические страдания. В случае разглашения информации о личной, семейной жизни гражданина, охраняемой в режиме налоговой тайной, подобное нарушение может возникнуть.

Информация о работе Понятие налоговой тайны