Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 12:23, доклад
Легальное определение понятие «налоговая тайна» дано в п. 1 ст. 102 НК РФ, согласно которому: «Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений: (см. п. 1 ст. 102 НК РФ)».
По поводу информации, составляющей налоговую тайну, могут складываться различные правоотношения, связанные со сбором, получением, хранением, распространением, защитой такой информации, а также ответственностью за неправомерное ее разглашение и использование. Институт налоговой тайны является комплексным, включающим в себя нормы не только налогового, но и информационного, административного, уголовного и других отраслей права.
Ст.12 ФЗ «О налоговых органах» предусматривает дисциплинарную ответственность должностных лиц налоговых органов за невыполнение или ненадлежащее выполнение ими своих обязанностей. Это положение сходно с составом преступления, предусмотренным ст.293 УК РФ, о котором было сказано выше, однако в отличие от халатности, такие действия не обязательно должны влечь за собой причинение крупного ущерба.
Судебная практика по данному вопросу (разглашение сведений, составляющих налоговую тайну), в справочно-правовых системах отсутствует.
В литературе встречается мнение, что в отношении должностных лиц, допустивших нарушение режима налоговой тайны, возможно применение мер административной ответственности. Ст.13.14 КоАП РФ предусматривает, что разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, влечет наложение административного штрафа. Однако в этой статье указывается, что подобная ответственность наступает только в тех случаях, когда за аналогичные действия не предусмотрена уголовная ответственность. Так как разглашение сведений является уголовно наказуемым деянием в соответствии со ст.183 УК РФ, то о привлечении должностных лиц, виновных в разглашении сведений, составляющих налоговую тайну, к административной ответственности говорить нельзя.
Подводя итоги по двум параграфам
данной главы, можно сделать следующие выводы
1) основным признаком
сведений, составляющих налоговую
тайну, отличающим ее от
2) для любого налогоплательщика
существует возможность
3) в ст. 102 НК РФ предусмотрен
закрытый перечень сведений, исключаемых
из объекта налоговой тайны.
Вместе с тем, единого
4) действующим законодательством
за разглашение и незаконное
использование сведений, составляющих
налоговую тайну,
5) разглашение налоговой
тайны наказывается
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного
исследования были уточнены понятия
«налоговые органы», «должностные лица
налоговых органов», было определено
понятие гражданско-правовой ответственности
за вред, причиненный налоговыми органами
и их должностными лицами. Под ней
необходимо понимать внедоговорную
гражданско-правовую ответственность
за причинение имущественного и неимущественного
вреда противоправными
Гипотеза исследования подтвердилась.
Было выявлено, что целостной концепции
гражданско-правовой ответственности
за вред, причиненный налоговыми органами
и их должностными лицами до настоящего
времени не выработано, что обусловлено
рядом обстоятельств как
Было установлено следующее:
1) Ст. 102 НК РФ вводит
новое по содержанию, чем коммерческая
тайна, понятие - налоговая тайна;
согласно ст. 102 НК РФ налоговую
тайну составляют любые
2) Ст. 102 НК РФ определяет
два вида нарушений режима
налоговой тайны: разглашение
налоговой тайны и утрата
3) Информация, составляющая
налоговую тайну, может быть
раскрыта достаточно широкому
кругу лиц, в том числе
4) В ст. 102 НК РФ предусмотрен
закрытый перечень сведений, исключаемых
из объекта налоговой тайны.
Вместе с тем, единого
5) В качестве общих
условий гражданско-правовой
6) Вред, причиненный
7) Вина является необходимым
условием гражданско-правовой
8) Действующим законодательством
за разглашение и незаконное
использование сведений, составляющих
налоговую тайну,
9) Меры уголовной
Считаю целесообразным дополнить ст. 35 Налогового кодекса РФ нормой о компенсации морального вреда, причиненного налоговыми органами и их должностными лицами на общих основаниях, предполагающих наличие вины.
Правовое регулирование
ответственности в сфере
Отсутствие единых подходов в науке гражданского права к разрешению указанных проблем сказывается на качестве законотворческой деятельности в Российской Федерации. Кроме того, правоприменительная практика свидетельствует о значительных сложностях при рассмотрении споров, связанных с возмещением вреда, причиненного налоговыми органами и их должностными лицами.
Анализ правовой основы регулирования налоговых правонарушений позволяет сделать вывод, что данные отношения регулируются большим количеством нормативных актов различного уровня, зачастую не согласованных между собой. Эти отношения касаются как вопросов исчисления и уплаты налогов, ответственности и обязанностей субъектов налогового права, так и не относящихся к налоговому законодательству вопросов. Кодифицированного документа, содержащего воедино все нормы, касающиеся данных правоотношений, на сегодняшний день не существует. Существуют также, так называемые, пробелы в законодательстве, регулирующем вопросы налоговой ответственности.
Тем не менее, не следует забывать, что налоговое право еще сравнительно молодо и сейчас находится в процессе активного развития, многие проблемы, горячо обсуждаемые в настоящий момент через какое-то время будут разрешены, некоторые пробелы в законодательстве будут восполнены, на смену большого количества разрозненных правовых актов, регулирующих отдельные отношения в сфере налогов, придет единый Налоговый кодекс.