Понятие налоговой тайны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 12:23, доклад

Описание работы

Легальное определение понятие «налоговая тайна» дано в п. 1 ст. 102 НК РФ, согласно которому: «Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений: (см. п. 1 ст. 102 НК РФ)».
По поводу информации, составляющей налоговую тайну, могут складываться различные правоотношения, связанные со сбором, получением, хранением, распространением, защитой такой информации, а также ответственностью за неправомерное ее разглашение и использование. Институт налоговой тайны является комплексным, включающим в себя нормы не только налогового, но и информационного, административного, уголовного и других отраслей права.

Файлы: 1 файл

налоговая тайна.docx

— 38.56 Кб (Скачать файл)

Ст.12 ФЗ «О налоговых органах» предусматривает дисциплинарную ответственность должностных лиц налоговых органов за невыполнение или ненадлежащее выполнение ими своих обязанностей. Это положение сходно с составом преступления, предусмотренным ст.293 УК РФ, о котором было сказано выше, однако в отличие от халатности, такие действия не обязательно должны влечь за собой причинение крупного ущерба.

Судебная практика по данному  вопросу (разглашение сведений, составляющих налоговую тайну), в справочно-правовых системах отсутствует.

В литературе встречается  мнение, что в отношении должностных  лиц, допустивших нарушение режима налоговой тайны, возможно применение мер административной ответственности. Ст.13.14 КоАП РФ предусматривает, что разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, влечет наложение административного штрафа. Однако в этой статье указывается, что подобная ответственность наступает только в тех случаях, когда за аналогичные действия не предусмотрена уголовная ответственность. Так как разглашение сведений является уголовно наказуемым деянием в соответствии со ст.183 УК РФ, то о привлечении должностных лиц, виновных в разглашении сведений, составляющих налоговую тайну, к административной ответственности говорить нельзя.

Подводя итоги по двум параграфам данной главы, можно сделать следующие выводы:

1) основным признаком  сведений, составляющих налоговую  тайну, отличающим ее от других  видов тайн, является то, что сведения  о налогоплательщике должны быть  получены налоговым органом при  исполнении своих полномочий;

2) для любого налогоплательщика  существует возможность затребовать  информацию о добросовестности  контрагента у ИФНС;

3) в ст. 102 НК РФ предусмотрен  закрытый перечень сведений, исключаемых  из объекта налоговой тайны.  Вместе с тем, единого критерия  разграничения сведений, составляющих  налоговую тайну, и сведений, таковой  не являющихся, законодателем не  предусмотрено;

4) действующим законодательством  за разглашение и незаконное  использование сведений, составляющих  налоговую тайну, предусмотрена  уголовная, административная, дисциплинарная  ответственность;

5) разглашение налоговой  тайны наказывается максимально  лишением свободы на срок до 10 лет (статья 183 УК РФ);

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования были уточнены понятия  «налоговые органы», «должностные лица налоговых органов», было определено понятие гражданско-правовой ответственности  за вред, причиненный налоговыми органами и их должностными лицами. Под ней  необходимо понимать внедоговорную  гражданско-правовую ответственность  за причинение имущественного и неимущественного вреда противоправными действиями (бездействием) должностных лиц налоговых  органов при осуществлении налогового контроля. Было определено понятие  налоговой тайны.

Гипотеза исследования подтвердилась. Было выявлено, что целостной концепции  гражданско-правовой ответственности  за вред, причиненный налоговыми органами и их должностными лицами до настоящего времени не выработано, что обусловлено  рядом обстоятельств как объективного, так и субъективного порядка.

Было установлено следующее:

1) Ст. 102 НК РФ вводит  новое по содержанию, чем коммерческая  тайна, понятие - налоговая тайна;  согласно ст. 102 НК РФ налоговую  тайну составляют любые сведения  о налогоплательщике; налоговую  тайну составляют лишь сведения, относящиеся к конкретному налогоплательщику ;

2) Ст. 102 НК РФ определяет  два вида нарушений режима  налоговой тайны: разглашение  налоговой тайны и утрата документов, в которых есть сведения, являющиеся  налоговой тайной организации.  Однако привлечение к такой  ответственности возможно только  в случае, когда лицо, допустившее  нарушение режима налоговой тайны,  было обязано в соответствии  с законодательством его соблюдать;

3) Информация, составляющая  налоговую тайну, может быть  раскрыта достаточно широкому  кругу лиц, в том числе приставам-исполнителям  и взыскателю, у которого есть  исполнительный лист;

4) В ст. 102 НК РФ предусмотрен  закрытый перечень сведений, исключаемых  из объекта налоговой тайны.  Вместе с тем, единого критерия  разграничения сведений, составляющих  налоговую тайну, и сведений, таковой  не являющихся, законодателем не  предусмотрено;

5) В качестве общих  условий гражданско-правовой ответственности  за вред, причиненный налоговыми  органами и их должностными  лицами необходимо рассматривать  противоправность поведения налогового  органа (его должностного лица), причинение  вреда налогоплательщику, причинную  связь между противоправным поведением  налогового органа (его должностного  лица) и вредом, вину налогового  органа (его должностного лица) в  причинении вреда.

6) Вред, причиненный налогоплательщикам  налоговыми органами и их должностными  лицами, подлежит возмещению в  полном объеме.

7) Вина является необходимым  условием гражданско-правовой ответственности  за вред, причиненный налоговыми  органами и их должностными  лицами, в том числе, и при  компенсации морального вреда.  Под виной налогового органа  понимается вина его должностных  лиц.

8) Действующим законодательством  за разглашение и незаконное  использование сведений, составляющих  налоговую тайну, предусмотрена  уголовная, административная и  дисциплинарная ответственность;

9) Меры уголовной ответственности  к самим налоговым органам  применяться не могут, а к  должностным лицам налоговых  органов меры уголовной ответственности  применяются на общих основаниях.

Считаю целесообразным дополнить  ст. 35 Налогового кодекса РФ нормой о компенсации морального вреда, причиненного налоговыми органами и  их должностными лицами на общих основаниях, предполагающих наличие вины.

Правовое регулирование  ответственности в сфере налогообложения  является составной частью налогового законодательства и представляет собой  совокупность норм налогового и других отраслей права, возникающих в сфере взаимодействия налоговых органов и участников налоговых правоотношений при взимании налогов и затрагивающих имущественные интересы государства по обеспечению доходной части бюджета.

Отсутствие единых подходов в науке гражданского права к  разрешению указанных проблем сказывается  на качестве законотворческой деятельности в Российской Федерации. Кроме того, правоприменительная практика свидетельствует  о значительных сложностях при рассмотрении споров, связанных с возмещением  вреда, причиненного налоговыми органами и их должностными лицами.

Анализ правовой основы регулирования  налоговых правонарушений позволяет  сделать вывод, что данные отношения  регулируются большим количеством  нормативных актов различного уровня, зачастую не согласованных между  собой. Эти отношения касаются как  вопросов исчисления и уплаты налогов, ответственности и обязанностей субъектов налогового права, так  и не относящихся к налоговому законодательству вопросов. Кодифицированного  документа, содержащего воедино  все нормы, касающиеся данных правоотношений, на сегодняшний день не существует. Существуют также, так называемые, пробелы  в законодательстве, регулирующем вопросы  налоговой ответственности.

Тем не менее, не следует  забывать, что налоговое право  еще сравнительно молодо и сейчас находится в процессе активного  развития, многие проблемы, горячо обсуждаемые  в настоящий момент через какое-то время будут разрешены, некоторые  пробелы в законодательстве будут  восполнены, на смену большого количества разрозненных правовых актов, регулирующих отдельные отношения в сфере  налогов, придет единый Налоговый кодекс.


Информация о работе Понятие налоговой тайны