Понятие, основные элементы и виды налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 03:03, контрольная работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в следующем:во-первых, значение тех или иных обязательств налогоплательщиков обязательно,особенно в данное время,когда в Российской Федерации значительная часть денежных средств идет не в федеральный бюджет Российской Федерации и иные бюджеты,а в бюджеты иностранных государств.Все это отражается непосредственно на самом населении нашего государства в виде невыплат заработных плат, пенсий,пособий и т.д.Во-вторых, большое значение играет роль государственных органов по налоговому контролю, в обязанности которых входит собирание денежных средств с налогоплательщиков и контроль за своевременностью и правильностью уплаты налогов и иных обязательных платежей. Все эти обязанности должны выполняться исходя из вышеуказанных нормативных актов

Файлы: 1 файл

КОНТР.РАБ. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ.docx

— 54.38 Кб (Скачать файл)

В настоящее время в условиях развивающегося гражданского оборота и полной экономической самостоятельности хозяйствующих субъектов методы и формы осуществления контрольной деятельности в сфере налогообложения значительно трансформировались,приобрели юридическую значимость и нашли закрепление в налоговом законодательстве.Сегодня неправильный выбор тех или иных форм, приемов и способов осуществления налогового контроля, а также несоблюдение регламентированного законодательными актами порядка осуществления контрольной деятельности может привести к значительным правовым последствиям,например к отмене решений,принятых на основании неправомерно полученных результатов налогового контроля, к признанию недействительными ненормативных актов контролирующих органов, к взысканию ущерба, причиненного в результате неправомерных действий уполномоченных лиц, и т.д. Деятельность налоговых и других уполномоченных органов вводится в соответствии с Налоговым кодексом в рамках правовой процессуальной формы. Впервые в законодательной практике регламентируются инструментарий и формы налогового контроля, определены понятие и содержание налоговых проверок, их специфические особенности применительно к различным задачам и объектам налогового контроля, при этом все действия налоговых органов имеют правовое основание.

Осуществление налогового контроля на практике происходит в рамках контрольно-процессуальной деятельности соответствующих органов, которые используют конкретные правовые формы и методы налогового контроля. Закрепление форм и методов осуществления контрольной деятельности на должном законодательном уровне имеет важное значение для регулирования отношений между органами и налогоплательщиками.

Необходимо отметить, что вопрос об определении методов и форм налогового контроля и их соотношении продолжает оставаться дискуссионным.Так, Налоговый кодекс определил формы проведения налогового контроля, причем некоторые из них ранее обычно относили к методам осуществления налогового контроля (например,осмотр помещений и территорий)2.

Форма проведения налогового контроля представляет собой внешнее выражение практической реализации контрольной деятельности налоговых органов.

Налоговый кодекс устанавливает следующие формы проведения налогового контроля (ст.82 НК РФ):

  • налоговые проверки;
  • получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;
  • проверки данных учета и отчетности;
  • осмотр и обследование помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
  • другие формы.

Специально-правовые методы налогового контроля представляют собой совокупность способов изучения объекта и предмета налогового контроля. К специально-правовым методам налогового контроля можно,в частности,отнести визуальный осмотр, арифметическую и формальную проверку документов,сопоставление данных, выборочный и сквозной методы проверки документов и т.д.

В последнее время в области правового регулирования методов и форм контрольной деятельности появилась новая правовая форма регламентации контроля –стандарты контрольной деятельности.Стандарты контрольной деятельности устанавливают основные единые принципы проведения контроля и требования к проведению контроля соответствующими органами. Очень часто стандарты определяют требования к профессиональной квалификации инспекторов,правовому и документальному обеспечению проверок, оформлению результатов(доказательств),действиям контролирующих органов3.Такие стандарты разрабатываются и применяются контрольными органами во многих странах мира. В России в настоящее время наиболее динамично развивается«стандартизация»аудиторской деятельности4.На наш взгляд,стандартизация деятельности органов, осуществляющих налоговый контроль, также была бы очень эффективной для обеспечения единообразного применения норм налогового законодательства.

 

III.Понятие, основные элементы и виды налогового учета

В Налоговом кодексе РФ впервые урегулированы в систематизированном виде общие положения налогового учета. Налоговый учет является тем базисом,на котором начинают выстраиваться отношения между налогоплательщиками и налоговыми органами, поскольку без постановки на налоговый учет, т.е. без предоставления в налоговые органы соответствующей информации,налоговые органы не имеют реальной возможности осуществить в отношении такого налогоплательщика мероприятия налогового контроля и, как следствие,привлечь такого налогоплательщика к ответственности.Таким образом,осуществление налогового учета является важнейшим видом деятельности налоговых органов. В результате его осуществления налоговые органы получают информацию,необходимую для проведения налоговых проверок: юридический адрес, адрес фактического места жительства налогоплательщика,сведения о руководителях и организационно-правовой форме организации-налогоплательщика и другое.

Налоговый учет – это комплекс установленных налоговым законодательством мероприятий,осуществляемых налоговыми органами с целью регистрации всех налогоплательщиков(или налоговых агентов) в налоговых органах и аккумулирования сведений о налогоплательщиках в едином государственном реестре налогоплательщиком.

Налоговый учет проводится только в отношении налогоплательщиков(организаций и физических лиц) или налоговых агентов. Плательщики сборов не подлежат постановке на налоговый учет, поскольку Налоговый кодекс не содержит норм по учету плательщиков сборов, и, согласно п. 3 ст. 1 НК РФ, действие Налогового кодекса в части осуществления налогового учета на плательщиков сборов не распространяется.

Филиалы и обособленные подразделения организаций не являются самостоятельными налогоплательщиками или налоговыми агентами, в связи с чем они также не подлежат постановке на налоговый учет. По месту нахождения филиалов и обособленных подразделений в качестве налогоплательщиков обязаны встать на налоговый учет организации,в состав которых входят данные филиала и обособленные подразделения.

Общими характеристиками осуществления налогового учета являются:

  1. налоговый учет осуществляется в целях проведения налогового контроля (ст. 83 НК РФ);
  2. налоговый учет осуществляется налоговыми органами;
  3. налоговый учет осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми связано возникновение обязанности по уплате того или иного налога, т.е. налоговый учет носит общеобязательный характер для всех налогоплательщиков;
  4. налоговый учет одного и того же налогоплательщика может осуществляться по нескольким основаниям;
  5. НК РФ установлены основные элементы налогового учета (основания, сроки, место и порядок постановки на учет и др.);
  6. Налоговый учет является основой для ведения единого государственного реестра налогоплательщиков и осуществления документооборота по уплате налогов и сборов (на всех документах по уплате налогов и сборов необходимо наличие идентификационного номера налогоплательщика – ИНН);
  7. За нарушение порядка налогового учета установлена ответственность по налоговому законодательству.

При проведении налогового учета налоговые органы руководствуются следующими принципами:

    1. Принцип единства налогового учета на всей территории Российской Федерации предполагает единообразное осуществление налогового учета на всей территории РФ, существование единого реестра налогоплательщиков на территории РФ и присвоение налогоплательщику единого по всем видам налогов и на всей территории РФ идентификационного номера налогоплательщика (ИНН);
    2. Принцип множественности налогового учета, т.е. постановка на налоговый учет налогоплательщика в разных налоговых органах по разным основаниям.
    3. Принцип «территориальности» налогового учета предполагает, что в большинстве случаев взаимоотношения налогоплательщика возникают именно с тем налоговым органом, в котором он состоит на налогом учете (предоставление налоговой отчетности, документов, обращения налогоплательщика о разъяснении налогового законодательства, проведение налоговых проверок и т.д.).
    4. Заявительный принцип налогового учета, т.е. в подавляющем большинстве случаев налоговый учет осуществляется на основе заявлений обязанных лиц.
    5. Принцип соблюдения налоговой тайны в отношении сведений, получаемых налоговыми органами при постановке на налоговый учет (за исключением сведений об ИНН), т.е. установление специального режима доступа к сведениям о налогоплательщике, полученным должностными лицами уполномоченных контрольных органов.
    6. Принцип всеобщности налогового учета предполагает обязательность налогового учета каждого налогоплательщика. Наличие у налогоплательщика налоговых льгот не освобождает его от постановки на налоговый учет. Отсутствие постановки налогоплательщика на налоговый учет в установленном порядке влечет применение мер ответственности.

Налоговый учет можно разделить на виды в зависимости от объектов налогового учета:

      • Налоговый учет организаций;
      • Налоговый учет физических лиц.

Налоговый учет имеет несколько основных составляющих элементов:

        1. Субъекты налогового учета;
        2. Объекты налогового учета;
        3. Основания налогового учета;
        4. Место постановки на налоговый учет;
        5. Порядок и сроки постановки на учет, переучет и снятие с учета;
        6. Порядок ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков.

3.1.Субъекты и  объекты налогового учета

Субъектами налогового учета являются органы, наделенные властными полномочиями по осуществлению в отношении налогоплательщиков налогового учета и ведению соответствующего реестра, т.е.налоговые органы (ст. 83, 84 НК РФ).

Таможенные органы в пределах своей компетенции также, как и налоговые органы, осуществляют налоговый контроль за соблюдением налогового законодательства в порядке,установленном главой 14 НК РФ,которая предусматривает осуществление налогового учета (ст. 83, 84 НК РФ). Однако таможенные органы не наделены законодателем полномочиями по проведению налогового учета. Осуществление организациями и физическими лицами внешнеэкономической деятельности не является законодательно установленным основанием налогового учета. Учет участников внешнеэкономической деятельности,осуществляемый таможенными органами, не будет являться налоговым учетом, и налоговые санкции за нарушение порядка такого учета применяться не должны.

Объектом налогового учета являются действия(бездействие)организаций и физических лиц по предоставлению информации,необходимой для постановки на налоговый учет, переучета или снятия с налогового учета, а также для формирования Единого государственного реестра налогоплательщиков5.

3.2. Основания налогового  учета

 

Основания налогового учета – это юридические факты, с которыми Налоговый кодекс связывает обязанность лица осуществить действия по постановке на налоговый учет, переучету или снятию с налогового учета.

Основаниями постановки на налоговый учет являются:

  1. государственная регистрация юридического лица;
  2. государственная регистрация физического лица в качестве предпринимателя без образования юридического лица;
  3. выдача физическим лицам лицензий на право занятия частной практикой;
  4. государственная регистрация физического лица по месту жительства;
  5. рождение физического лица;
  6. создание филиалов, представительств и обособленных подразделений организаций;
  7. обладание недвижимым имуществом и транспортными средствами, подлежащими налогообложению.

Основаниями для переучета и снятия с налогового учета являются:

    1. Изменением юридического адреса и государственная перерегистрация организации;
    2. Изменение места жительства физического лица;
    3. Ликвидация (банкротство) организаций;
    4. Ликвидация филиала и обособленных подразделений организации;
    5. Ликвидация статуса (банкротство) предпринимателя без образования юридического лица;
    6. Отзыв лицензии на занятие частной практикой у физического лица;
    7. Прекращение или утрата права собственности на недвижимое имущество или транспортные средства, подлежащие налогообложению (отчуждение имущества, уничтожение или потеря имущества и т.д.).

IV.Порядок проведения налогового учета организаций и физических лиц

Порядок проведения налогового учета – это установленная налоговым законодательством последовательность действий налоговых органов по осуществлению регистрации,перерегистрации или снятии с регистрации лиц (организаций и физических лиц), подлежащих налоговому учету, а также деятельность налоговых органов по ведению Единого государственного реестра налогоплательщиков.

Порядок проведения налогового учета включает:

  1. порядок постановки на налоговый учет;
  2. порядок налогового переучета;
  3. порядок снятия с налогового учета.

Порядок проведения налогового учета включает в себя определение места осуществления налогового учета; сроков осуществления налогового учета; перечня и форм документов,представляемых для налогового учета; прав,обязанностей и последовательность действий уполномоченных органов и лиц(организаций и физических лиц), подлежащих налоговому учету.

Согласно п. 2 ст. 83 НК РФ постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика организации и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств,с которыми законодательство о налогах и сборах связывает возникновение по уплате конкретного налога. Организации и индивидуальные предприниматели(физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частных нотариусов,частных детективов и частных охранников)обязаны встать на учет в налоговые органы.

 

 

Информация о работе Понятие, основные элементы и виды налогового контроля