Порядок исчисления и уплаты акциза на нефтепродукты: проблемы практики, пути их устранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 12:16, курсовая работа

Описание работы

Одной из наиболее важных статей в налоговых доходах Российской Федерации (далее – РФ) выступают акцизы. Акциз – это косвенный налог, взимаемый с налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную продукцию, это индивидуальный налог на отдельные виды и группы товаров, входящие в специальный перечень. Акцизы имеют древнюю историю. В России всегда облагались некоторые дефицитные товары либо отдельные виды таких товаров, без которых граждане обойтись не могли, потому были вынуждены их покупать, несмотря на взимание акцизов. Например, до революции в России существовали табачный, спичечный, нефтяной и сахарные акцизы. В 20-е годы начала ХХ века, акцизами облагались соль, сахар, керосин и спички. В СССР акциз использовался в период новой экономической политики, что обусловливалось острой нуждой государства в денежных средствах.

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3
1. ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И СТАВКИ АКЦИЗОВ НА НЕФТЕПРОДУКТЫ……………………………………………………..………6
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУММЫ АКЦИЗА. НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ…………12
3. ОПЕРАЦИИ, ОСВОБОЖДАЕМЫЕ ОТ ОБЛОЖЕНИЯ АКЦИЗАМИ. СРОКИ УПЛАТЫ АКЦИЗОВ……………………………………………….....16
4. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМ ИСЧИСЛЕНИЯ АКЦИЗОВ НА НЕФТЕПРОДУКТЫ В РОССИИ В ДОКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД……..….….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 52.82 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Филиал ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  Байкальского государственного университета

 экономики  и права в г. Усть-Илимске

 

(Филиал ГОУ ВПО БГУЭП  в г. Усть-Илимске)

 

Кафедра Экономики и менеджмента

 

 

Специальность 080107 Налоги и  налогообложение

 

 

 

 

кУРСОВАЯ  работа

по ДИСЦИПЛИНЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ С 

ОРГАНИЗАЦИй

Тема: ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ АКЦИЗА НА НЕФТЕПРОДУКТЫ: ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИКИ, ПУТИ ИХ УСТРАНЕНИЯ

 

 

 

 

Руководитель

Старший преподаватель                                                         И.Л. Романова

      

Исполнитель 

Студент группы  НиНу-10          А.Ф. Малахова

                                                                                     

 

 

 

 

 

 

Усть-Илимск  2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3

1. ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И СТАВКИ АКЦИЗОВ НА НЕФТЕПРОДУКТЫ……………………………………………………..………6

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУММЫ АКЦИЗА. НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ…………12

3. ОПЕРАЦИИ, ОСВОБОЖДАЕМЫЕ ОТ ОБЛОЖЕНИЯ АКЦИЗАМИ. СРОКИ УПЛАТЫ АКЦИЗОВ……………………………………………….....16

4. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМ ИСЧИСЛЕНИЯ АКЦИЗОВ НА НЕФТЕПРОДУКТЫ В РОССИИ В ДОКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД……..….….19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....23

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….…..25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

       Одной из наиболее важных статей в налоговых доходах Российской Федерации (далее – РФ) выступают акцизы. Акциз – это косвенный налог, взимаемый с налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную продукцию, это индивидуальный налог на отдельные виды и группы товаров, входящие в специальный перечень. Акцизы имеют древнюю историю. В России всегда облагались некоторые дефицитные товары либо отдельные виды таких товаров, без которых граждане обойтись не могли, потому были вынуждены их покупать, несмотря на взимание акцизов. Например, до революции в России существовали табачный, спичечный, нефтяной и сахарные акцизы. В 20-е годы начала ХХ века, акцизами облагались соль, сахар, керосин и спички. В СССР акциз использовался в период новой экономической политики, что обусловливалось острой нуждой государства в денежных средствах. После распада СССР в России вновь введена система акциза. Акциз включается в цену товаров или тариф за услуги и тем самым фактически уплачивается потребителем. Акциз служит важным источником доходов государственного бюджета современных стран. Размер акциза по многим товарам достигает половины, а иногда 2/3 их цены. В России акцизы определяет глава 22 (статьи 179-206) Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

Фискальное  значение данной группы налогов для  бюджетов всех уровней трудно переоценить. С одной  стороны акцизы являются относительно новым явлением в российской экономике, с другой, специфика этих налогов заключается в том, что акцизы как ни один другой вид налогов приспособлены для государственного регулирования производства и потребления широкого круга товаров.

       В экономической литературе развитых стран вопросы акцизного налогообложения занимают значительное место, что дает основания полагать, что вопрос этот сложен, притом, что исследования в этой области востребованы обществом в высокой степени.

В Российском законодательстве по-прежнему актуальным остается вопрос исчисления и взимания акцизов, в особенности на нефтепродукты. В перечень подакцизных нефтепродуктов в соответствии со статьей (далее – ст.) 181 НК РФ входят автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, а также прямогонный бензин. За последние несколько лет относительно акцизов в НК РФ вносятся изменения о налогоплательщиках, порядке уплаты, а также налоговой базе. К тому же актуальным является вопрос о ставках акциза на нефтепродукты, который претерпевает индексацию каждый год. В свою очередь большое количество налоговых вычетов и освобождений от налогообложения создает благоприятные условия для уклонения от уплаты сумм акцизов, тем не менее, государство теряет большое количество средств, неуплаченных в бюджет.

       Важным  аспектом исчисления и взимания акцизов является расчет налоговых вычетов. В настоящее время, многие предприятия-производители нефтепродуктов неграмотно начисляют суммы акцизов, тем самым подвергая подакцизный товар двойному налогообложению, либо сталкиваясь с трудностями в предоставлении налоговой декларации в налоговые органы. Таким образом, ситуация уклонения от уплаты акцизов на подакцизные товары является актуальной. Это, несомненно, пагубно влияет на баланс бюджета государства.

      Особое  внимание в послекризисный период законодатель уделяет акцизам. Перспективность существования акцизов демонстрирует многовековая история развития косвенного обложения. Кроме того, для государства привлекательна возможность увеличения бюджетных поступлений за счет повышения собираемости налогов с высокорентабельных производств. Применительно к акцизам сегодня как нельзя более справедливо утверждение о том, что косвенные налоги давно уже зачастую вовсе не законы об обложении в чистом виде, а законы о регулировании производства и потребления; и социально-политические задачи, ставящиеся перед косвенными налогами, нередко определяют собой строй этих налогов.

      Изыскание и правовое установление наиболее оптимальных способов налоговых изъятий в виде акцизов, требует исследования сущности этих налоговых платежей, обусловленной единством экономической и правовой природы косвенных налогов.

      На  основании всего вышеизложенного тема курсовой работы «Порядок исчисления и уплаты акциза на нефтепродукты» является актуальной.

       Целью данной курсовой работы является исследование исчисления акцизов на нефтепродукты.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

     – рассмотреть  объект налогообложения и ставки акцизов на нефтепродукты;

     – изучить формулы расчета суммы  акцизов, а также существующие  налоговые вычеты;

          – рассмотреть сроки уплаты  акцизов.

      В качестве  предмета изучения было выбрано   исчисление и взимание акцизов на нефтепродукты. Объектом исследования является подакцизный товар.

      В качестве  методологической базы в данной  курсовой работе был использован Налоговый Кодекс Российской Федерации. В процессе написания курсовой работы были использованы учебные материалы А. Н. Брызгалина, С. Г. Караханяна, Р. А. Шепенко, и другие.

     

 

 

 

 

1. ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И СТАВКИ АКЦИЗОВ НА НЕФТЕПРОДУКТЫ

       Согласно  ст. 181 НК РФ к подакцизным нефтепродуктам относятся автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных, карбюраторных или инжекторных двигателей, а также прямогонный бензин.

       В соответствии со ст. 182 НК РФ к операциям, признаваемым объектом обложения акцизами, относится реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров. Итак, акцизами облагается реализация подакцизных товаров, под которой понимается для целей исчисления акцизов передача права собственности на товар. В то же время реализация подакцизных товаров признается объектом обложения акцизами только в случае, если она осуществляется непосредственными производителями этих товаров.

       Единственной  признаваемой объектом обложения акцизами операцией, совершаемой не производителями  подакцизных товаров, а комиссионерами, является продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов (или других уполномоченных органов) конфискованных или бесхозяйных подакцизных товаров, а также подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную или муниципальную собственность.

В ряде случаев объектом обложения  акцизами признаются операции не по реализации, а по передаче произведенных  подакцизных  нефтепродуктов. В отличие от операции по реализации товаров при их передаче не происходит смены собственника, тем не менее, ст. 182 НК РФ предусмотрена обязанность непосредственных производителей начислять акциз. В число таких операций входят:

     – передача на территории Российской Федерации подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, собственнику вышеуказанного сырья либо другим лицам (в том числе получение подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья). Таким образом, при производстве нефтепродуктов из давальческого сырья плательщиком акциза всегда является переработчик этого сырья.

– передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров, за исключением передачи произведенного прямогонного бензина для дальнейшего производства продукции нефтехимии в структуре организации, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином;  – передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;

– передача на территории Российской Федерации произведенных подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности);

– передача на территории Российской Федерации организацией (хозяйственным обществом или товариществом) произведенных подакцизных товаров своему участнику при его выходе (выбытии) из организации (хозяйственного общества или товарищества), а также передача подакцизных товаров, произведенных в рамках договора простого товарищества, участнику вышеуказанного договора при выделе его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого имущества;

– передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе [ст. 182 НК РФ].

       Таким образом, объект обложения акцизами нефтепродуктов, произведенных на территории Российской Федерации, возникает только у организаций и индивидуальных предпринимателей, которые производят и реализуют (или передают) подакцизные нефтепродукты собственного производства (за исключением операции по реализации конфискованных подакцизных товаров).

       Что касается нефтепродуктов, произведенных за пределами территории Российской Федерации, то объект обложения акцизами возникает при ввозе нефтепродуктов на таможенную территорию Российской Федерации. Акциз по ввозимым нефтепродуктам уплачивается на таможне, за исключением нефтепродуктов, ввозимых из Республики Беларусь.

В соответствии с п. 1 ст. 186 НК РФ порядок взимания акциза по нефтепродуктам, ввозимым из Республики Беларусь, устанавливается Правительством РФ.

Так, с 1 января 2005 года вступило в силу Соглашение от 15.09.2004 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь, а принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее – Соглашение от 15.09.2004), неотъемлемой частью которого является Положение о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее – Положение о взимании косвенных налогов).

Таким образом, акцизы при ввозе нефтепродуктов на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь исчисляются и уплачиваются в порядке, установленном Положением о взимании косвенных налогов.

Так, в соответствии с п. 1 и 3 раздела I Положения о взимании косвенных налогов акциз по объемам нефтепродуктов, ввозимых на территорию Российской Федерации, уплачивается по месту постановки на учет российских налогоплательщиков.

Согласно п. 7 раздела I Положения о взимании косвенных налогов акцизы не уплачиваются при ввозе на территорию Российской Федерации подакцизных товаров, предназначенных для переработки на давальческих началах, с последующим вывозом продуктов переработки с территории Российской Федерации.

       По  подакцизным товарам, произведенным  из давальческого сырья, происходящего  с территории Российской Федерации, ввозимым на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, акциз уплачивается лицами, осуществляющими ввоз вышеуказанных товаров.

Освобождение от обложения акцизами операций по реализации подакцизных нефтепродуктов на экспорт производится в соответствии со ст. 184 НК РФ, согласно п. 2 которой налогоплательщик освобождается от уплаты акциза при передаче подакцизных нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории Российской Федерации при представлении в налоговый орган поручительства банка в соответствии со ст. 74 НК РФ или банковской гарантии.

Федеральный закон от 28.11.2011 № 338-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разработан и утвержден в соответствии с Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 годов и предусматривает индексацию ставок акцизов на 2012 – 2014 гг., а также ряд изменений, направленных на уточнение действующего порядка налогообложения акцизами с целью повышения его эффективности.

Информация о работе Порядок исчисления и уплаты акциза на нефтепродукты: проблемы практики, пути их устранения