Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 12:16, курсовая работа
Одной из наиболее важных статей в налоговых доходах Российской Федерации (далее – РФ) выступают акцизы. Акциз – это косвенный налог, взимаемый с налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную продукцию, это индивидуальный налог на отдельные виды и группы товаров, входящие в специальный перечень. Акцизы имеют древнюю историю. В России всегда облагались некоторые дефицитные товары либо отдельные виды таких товаров, без которых граждане обойтись не могли, потому были вынуждены их покупать, несмотря на взимание акцизов. Например, до революции в России существовали табачный, спичечный, нефтяной и сахарные акцизы. В 20-е годы начала ХХ века, акцизами облагались соль, сахар, керосин и спички. В СССР акциз использовался в период новой экономической политики, что обусловливалось острой нуждой государства в денежных средствах.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3
1. ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И СТАВКИ АКЦИЗОВ НА НЕФТЕПРОДУКТЫ……………………………………………………..………6
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУММЫ АКЦИЗА. НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ…………12
3. ОПЕРАЦИИ, ОСВОБОЖДАЕМЫЕ ОТ ОБЛОЖЕНИЯ АКЦИЗАМИ. СРОКИ УПЛАТЫ АКЦИЗОВ……………………………………………….....16
4. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМ ИСЧИСЛЕНИЯ АКЦИЗОВ НА НЕФТЕПРОДУКТЫ В РОССИИ В ДОКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД……..….….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…
У налогоплательщиков часто возникает следующий вопрос: в каком порядке должен начисляться и возмещаться акциз на бензин, если организация передает собственную нефть на переработку нефтеперерабатывающему заводу (НПЗ), а затем переработчик направляет полученный бензин на реализацию за пределы территории Российской Федерации.
В случае производства автомобильного бензина из давальческого сырья плательщиком акциза является переработчик. Соответственно, он имеет право на освобождение от уплаты акцизов при представлении поручительства банка или банковской гарантии. Если переработчик не представил в налоговый орган поручительство банка или банковскую гарантию, он начисляет и уплачивает акциз в общеустановленном порядке. Уплаченный акциз предъявляется собственнику сырья при проведении расчетов за переработку нефти.
После представления в налоговый орган документов, подтверждающих факт экспорта, по перечню и в сроки, установленные НК РФ, уплаченная сумма акциза возвращается налогоплательщику, то есть переработчику. Затем переработчик осуществляет перерасчеты с собственником сырья.
Необходимо особо подчеркнуть, что освобождение от обложения акцизами производится только при условии ведения отдельного учета операций по реализации или передаче подакцизных товаров.
Согласно ст. 195 НК РФ дата реализации подакцизных нефтепродуктов (то есть дата начисления акцизов) определяется как день отгрузки нефтепродуктов производителем. При определении даты реализации необходимо обратить внимание на следующее.
Во-первых, дата фактического перехода права собственности на реализуемый товар может не совпадать с датой начисления акциза. Как установлено п. 2 ст. 39 НК РФ, момент и место реализации товаров определяются частью второй Налогового Кодекса. Следовательно, при определении даты реализации для целей исчисления акцизов налогоплательщик должен руководствоваться положениями ст. 195 НК РФ.
Во-вторых, не имеет значения, в чей адрес производителем (то есть непосредственным плательщиком акцизов) отгружаются нефтепродукты – непосредственному покупателю или комиссионеру и т.д.
В-третьих, согласно ст. 195 НК РФ если произведенный подакцизный товар передается собственному структурному подразделению налогоплательщика, осуществляющему розничную реализацию, то акциз должен начисляться на дату такой передачи.
В соответствии с п.5 ст. 204 НК РФ, акциз по реализованным нефтепродуктам должен уплачиваться не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным.
Согласно п. 4 ст. 204 НК РФ уплата акциза должна осуществляться по месту производства подакцизных нефтепродуктов. Налоговые декларации по акцизам должны представляться в налоговую инспекцию не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем. Таким образом, в первой главе мы подробно рассмотрели объект налогообложения, ставки акцизов на различные виды нефтепродуктов, выделили плательщиков акцизов, а также изучили определение сумм акцизов и возможные случаи налоговых вычетов.
4. ИСЧИСЛЕНИЕ АКЦИЗОВ НА НЕФТЕПРОДУКТЫ В РОССИИ В ДОКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» был введен новый на тот период обложения акцизами нефтепродуктов, согласно которому в число плательщиков этого налога наряду с лицами, осуществляющими производство нефтепродуктов, включены также лица, осуществляющие их оптовую и розничную реализацию, которые имеют свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами.
При введении этого закона предполагалось, что порядок исчисления и уплаты акцизов обеспечит прозрачность всей цепочки движения нефтепродуктов от их производителя до конечного потребителя и тем самым практически полностью исключит возможность уклонения от уплаты акцизов по нефтепродуктам, поскольку позволит контролировать не только непосредственных производителей, но и потребителей нефтепродуктов.
Но практика применения нового порядка обложения акцизами нефтепродуктов выявила его существенные недостатки, которые не только не позволили усилить контроль за производством и оборотом нефтепродуктов, но и стали причиной злоупотреблений на рынке этих товаров.
Действующая система обложения акцизами нефтепродуктов построена таким образом, что каждое лицо, имеющее свидетельство, начисляет при получении нефтепродуктов акциз и при условии реализации нефтепродуктов покупателям, также имеющим свидетельство, получает право на налоговый вычет начисленной суммы акциза. На этом основании такая реализация нефтепродуктов и соответственно их приобретение имеющими свидетельство покупателями осуществляются по цене, не включающей акциз.
В результате действующий порядок обложения акцизами нефтепродуктов, вовлекший в число плательщиков акцизов лиц, занимающихся их оптовой и розничной реализацией, и при этом представивший им возможность получать нефтепродукты по цене, не включающий акциз, стал причиной не только экономической заинтересованности в уклонении от уплаты акцизов. Но и предоставил возможность практической реализации этой заинтересованности. Участники рынка нефтепродуктов весьма успешно практикуют в настоящее время различные схемы уклонения от уплаты акцизов по нефтепродуктам.
Наиболее простым по осуществлению и соответственно чаще всего практикуемым способом уклонения от уплаты акцизов лицами, имеющими свидетельство, не включается в налогооблагаемую базу полученных ими по цене, не включающей акциз, нефтепродуктов или прямое сокрытие фактов приобретения этих товаров путем либо их неоприходования, либо оплаты за наличный расчет.
Так, результаты налоговых проверок вскрывают многочисленные факты приобретения нефтепродуктов лицами, представлявшими за весь период наличия у них свидетельства «нулевую» налоговую декларацию по акцизам на нефтепродукты или вовсе не представлявшими ее, мотивируя это отсутствием у них какой-либо деятельности, связанной с нефтепродуктами.
Другой способ уклонения от уплаты акциза по полученным нефтепродуктам заключается в том, что имеющий свидетельство покупатель приходует приобретенные от продавцов нефтепродуктов, начисляет по ним акциз, но начисленную сумму акциза не уплачивает. Такая схема уклонения от уплаты налога обусловлена особенностями установленного в главе 22 НК РФ порядка налоговых вычетов по операциям с нефтепродуктами.
В целях стабилизации ситуации следующим шагом стал Федеральный закон от 21.07.2005 № 107-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации», который существенно изменил порядок исчисления и уплаты акцизов на прямогонный бензин и ставки акцизов.
В соответствии с этим законом, свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, с 1 января 2006 года выдавалось лицам, осуществляющим производство продукции нефтехимии, при котором в качестве сырья использовался прямогонный бензин. Вид деятельности, который указывался в свидетельстве, – «переработка прямогонного бензина».
Данное изменение вызвано тем, что до этого времени на прямогонный бензин действовала нулевая ставка акциза. Для того чтобы избежать неправомерного применения нулевой ставки с целью уклонения от уплаты акциза на автомобильный бензин, с 1 января 2006 года на прямогонный бензин устанавливалась ставка акциза в размере 2657 рублей за 1 тонну. Такая же ставка определялась для автомобильного бензина. Установление новой ставки акциза на прямогонный бензин могло бы сопровождаться соответствующим повышение цен на производимую из него продукцию.
Для того чтобы избежать повышения цен, вводился новый порядок исчисления акциза на прямогонный бензин при его направлении на переработку. Плательщиком акциза признавалось также лицо, производящее на основе прямогонного бензина продукцию нефтехимии. Одним из элементов нового механизма исчисления акциза на прямогонный бензин является свидетельство. Свидетельство не является документом, обязательным для осуществления операций по переработке прямогонного бензина. Но наличие такого свидетельства предопределяет возникновение объекта обложения акцизами в случаях, предусмотренных ст. 182 НК РФ, и возможность принять начисленную сумму акциза к вычету. Иными словами, наличие свидетельства позволяет включить стоимость приобретенного прямогонного бензина в затраты на производство продукции нефтехимии по цене без акциза. Таким образом, свидетельство является документом, служащим только для исчисления акцизов.
Сложность бюрократических процедур оформления, получения и выдачи свидетельств, их регистрации и учета, трудоемкость получения налоговых вычетов, громоздкий документооборот, вызванный огромным количеством представляемых налогоплательщиками и оформляемых налоговыми органами сопровождающих документов, а также необходимость обеспечения на постоянной основе строгого налогового контроля по всей цепочке движения нефтепродуктов от производителя до конечной реализации т.д. значительно увеличивают стоимость администрирования акцизов на нефтепродукты и соответственно уменьшают его рентабельность.
Поэтому прослеживается следующая тенденция: на начало введения нового порядка обложения акцизами нефтепродуктов количество участников российского рынка нефтепродуктов, получивших свидетельство, составляло более 3000, а в 2005 году стабилизировалось на уровне 800. При этом акцизы на нефтепродукты поступали из относительно небольшого количества регионов по месту их производства, а также из регионов, на территории которых находятся крупные оптовые поставщики первого звена.[8, с. 492-515]
С 1 января 2007 года прекращено действовавшее в течение 4-х лет использование зачетной системы уплаты акцизов, в соответствии с которой объектом налогообложения является приобретение бензина налогоплательщиками, имеющими свидетельство на осуществление операций с нефтепродуктами. Одновременно был внедрен действовавший до 2003 года в России порядок уплаты таких акцизов организациями – производителями нефтепродуктов.[6, с. 54]
В отношении прямогонного бензина система свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, сохранена. Так, по прямогонному бензину, реализуемому для производства продукции нефтехимии, сохранен прежний зачетный порядок исчисления акцизов с выдачей свидетельств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одной из наиболее важных статей в налоговых доходах Российской Федерации выступают акцизы.
Специфика этих налогов заключается в том, что акцизы как ни один другой вид налогов приспособлены для государственного регулирования производства и потребления широкого круга товаров.
Акцизы являются косвенным налогом, который увеличивает цену товара и оплачивается потребителем.
Фирмы должны платить акцизы с нефтепродуктов:
– при реализации нефтепродуктов собственного производства;
– при получении в качестве оплаты услуг нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья;
– при передаче нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья, владельцу сырья или третьему лицу;
– при ввозе нефтепродуктов на таможенную территорию РФ.
Если нефтепродукты
В написание курсовой работы было определенно, какие группы подакцизных товаров относятся к нефтепродуктам в соответствии с НК РФ. Были рассмотрены и определены объект налогообложения, определение которого также имеет свое четкое определение в НК РФ. Таким образом, помимо операций по реализации нефтепродуктов акцизами облагаются также операции по передаче произведенных подакцизных нефтепродуктов. Так, к подобным операциям относятся операции по передаче давальческого сырья, а также передачи сырья в качестве взносов, и для дальнейшего производства подакцизных товаров и передача сырья на собственные нужды предприятия.
В данной курсовой работе была рассмотрена формула исчисления суммы акциза на тот или иной товар. Таким образом, сумма акциза представляет собой произведение налоговой базы, т.е. объем реализованной или переданной продукции, на ставку акциза. Также в данной курсовой работе были подробно изучены исчисления сумм акцизов, подлежащих налоговым вычетам, и был перечислен необходимый перечень документов, необходимый для совершения вычета и уплаты исчисленной суммы акциза.
Были рассмотрены случаи освобождения от уплаты акцизов. Так, от уплаты акцизов освобождается передача нефтепродуктов одним структурным подразделением организации другому этой же организации, а также факт экспорта. Необходимо отметить, что при экспорте подакцизные товары не облагаются акцизами в случае предъявления в налоговые органы определенного пакета документов.
В данной курсовой работе были определены сроки уплаты акцизов в соответствии с НК РФ. Так, суммы акцизов должны быть уплачены не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным.
В аналитической части были изучены существовавшие проблемы исчисления и взимания акцизов на нефтепродукты. Также в этом разделе были рассмотрены изменения в НК РФ за последние несколько лет, которые являлись путем решения существовавших проблем. Были рассмотрены меры, предпринятые для предотвращения незаконных операций с акцизами, а также уклонения от обложения акцизами. К тому же были выявлены недостатки статей НК РФ, которые могут вызвать неправомерные действия со стороны предприятий-производителей подакцизных товаров.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ