Порядок исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 15:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – проанализировать порядок исчисления и уплаты взносов в Пенсионный фонд.
Для достижения указанной цели, в работе поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать виды и специфику деятельности Пенсионного фонда.
2. Изучить особенности порядка исчисления и уплаты взносов в Пенсионный фонд.
3. Рассмотреть проблемы и пути улучшения работы ПФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОРЯДКА ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ 6
1.1 Сущность социального страхования и пенсионного обеспечения в РФ 6
1.2 Порядок расчета и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации 13

2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ВЗНОСОВ НА ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ 18
2.1 Правила заполнения декларации РВС-1 18
2.2 Проблемы и перспективы социального страхования и пенсионного обеспечения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

новый курсовик.docx

— 51.66 Кб (Скачать файл)

5) являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

6) иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с Законом РФ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».

 Интересным моментом реализации пенсионной реформы является то, что гражданам предоставляется право выбора инвестиционного управляющего в отношении инвестирования своей обязательной накопительной части пенсии:

Пенсионный фонд РФ (через ВЭБ);

частная управляющая компания (их сейчас 55, заключивших соглашение с ПФР);

негосударственные пенсионные фонды (с 2004 г.).

 С помощью внебюджетных фондов государство и муниципальное образование решают важнейшие социальные задачи:

- социальную защиту населения;

- повышение жизненного  уровня населения;

- сохранение и улучшение  здоровья населения;

- социальную ориентацию  безработного населения;

- оказание социальных  услуг населению.

Расходование средств  государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством РФ, субъектов РФ, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами  указанных фондов, утвержденными  федеральными законами, законами субъектов  РФ.

При превышении доходов над  расходами (т.е. наличие положительного сальдо) средства этих фондов зачастую используются многими странами на возвратной основе для покрытия бюджетного дефицита, оно может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

В соответствии с Налоговым  кодексом РФ с 1 января 2001 г. введен единый социальный налог (ЕСН) зачисляемый в государственные внебюджетные фонды – Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ РФ), Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) и Фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации (ФОМС РФ) - федеральные и территориальные. Средства от сбора этого налога поступают в указанные фонды и частично в федеральный бюджет. С 2010 года единый социальный налог отменён, вместо него нынешние плательщики налога  уплачивают страховые взносы в ПФ РФ, ФСС РФ, ФОМС РФ, согласно закону. Послужило толчком отмена регрессивной шкалы взимания ЕСН, то есть введение твердой ставки налога и соответствующее увеличение налоговых поступлений [9].

Бюджет Пенсионного фонда  РФ формируется за счет:

-  неналоговые доходы:

-  страховые взносы  на обязательное медицинское  страхование;

- дополнительные страховые  взносы на накопительную часть  трудовой пенсии и взносы работодателя  в пользу застрахованных лиц,  уплачивающих дополнительные страховые  взносы на накопительную часть  трудовой пенсии, зачисляемые в ПФ РФ; 

- взносы по дополнительному  тарифу для работодателей - организаций,  использующих труд членов летных  экипажей воздушных судов гражданской  авиации;

- недоимки, пени и штрафы  по взносам в ПФ РФ;

- доходы от размещения  средств ПФ РФ;

- штрафы, санкции, суммы,  поступающие в результате возмещения  ущерба;

- безвозмездные поступления:

- межбюджетные трансферты  из федерального бюджета;

- взносы, уплачиваемые организациями  угольной промышленности на выплату  ежемесячной доплаты к пенсии  отдельным категориям работников  этих организаций;

- недоимки, пени и штрафы  по взносам организаций угольной  промышленности на выплату ежемесячной  доплаты к пенсии отдельным  категориям работников этих организаций  в ПФ РФ;

- прочие поступления [11,с.61].

Средства бюджета Пенсионного  фонда РФ являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

Бюджет Пенсионного фонда  РФ составляется на финансовый год  с учетом обязательного сбалансирования  доходов и расходов этого бюджета, с установленным нормативом оборотных  денежных средств. Бюджет Пенсионного  Фонда РФ и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению  Правительства РФ. Денежные средства обязательно хранятся на счетах Пенсионного  фонда РФ, открываемых в учреждениях  Центрального банка РФ, а при отсутствии этих учреждений на счетах, открываемых  в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством РФ

В соответствии с федеральными законами Пенсионный фонд назначает  и выплачивает следующие виды пенсий:

- трудовая пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери  кормильца);

- социальная пенсия (нетрудоспособным  гражданам);

- пенсия за выслугу  лет; 

- пособие одиноким матерям; 

- пенсия военнослужащим  и членам их семей; 

- пенсия пострадавшим  в результате радиационных или  техногенных катастроф и членам  их семей [15, с.33].

 

1.2 Порядок  расчета и уплаты страховых  взносов в Пенсионный фонд  Российской Федерации

 

 

С 1 января 2010 года введен новый механизм определения, перерасчета, индексации и корректировки размеров трудовых пенсий. В соответствии с ч.2 ст.5 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости состоит из страховой и накопительной частей (ранее трудовая пенсия по старости состояла из базовой, страховой и накопительной частей).

С 1 января 2010 года базовая  часть трудовых пенсий была преобразована  в фиксированный базовый размер, который соответствует размерам базовых частей трудовых пенсий, установленных  на 31 декабря 2009 года в зависимости  от категории  пенсионера и вида пенсий [10].  

Суть пенсионной реформы  в том, что человек сам в  течение всей жизни должен знать  и держать под контролем процесс  формирования его будущей пенсии. Задача пенсионной реформы – достичь  роста доходов пенсионной системы, который перекрывал бы объем средств, необходимых для будущих пенсионеров. Новая модель должна полностью учитывать  вклад тех, кто больше зарабатывает и за кого отчисляются работодателем страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

С 2013 года тарифы страховых взносов будут составлять: в ПФР – 22%, в ФСС – 2,9%, в ФФОМС – 5,1% и в ТФОМС – 0%. Тарифы страховых взносов, по сравнению с 2012 годом не изменятся и их суммарный процент будет равен 30%

Пенсионные взносы распределятся  следующим образом. Для лиц 1966 года рождения и старше все 22 % пойдут на страховую часть. Для лиц 1967 года рождения и моложе на страховую часть пойдет 16%, и на накопительную – 6%.

В период с 2011 по 2014 год включительно будут действовать пониженные тарифы для сельхозпроизводителей, резидентов технико-внедренческой особой экономической  зоны, налогоплательщиков ЕСХН, коренных малочисленных народов Севера и  организаций инвалидов. Начиная  с 2015 года, все льготные тарифы отменяются.

Основным документом, определяющим, порядок расчета и уплаты страховых  взносов фонды социального, медицинского и пенсионного страхования, а  также порядок предоставления отчетности является Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах  в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования и территориальные  фонды обязательного медицинского страхования". 2010-2014 годы являются переходными  и для отдельных категорий  налогоплательщиков в это период применяются пониженные тарифы страховых  взносов.

Ставки страховых  взносов для разных категорий  работодателей, применяемых в 2013 году приведены в таблице 1.1. [21, С.15].

Таблица 1.1 - Ставки страховых взносов для разных категорий работодателей, применяемых в 2013 году

 

Пенсионный фонд

Фонд медицинского страхования

Итого,%

Для лиц 1966 года рождения и старше

Для лиц 1967 года рождения и моложе

 

ФФОМС

ФСС

 

Страховая часть

Страховая часть

Накопительная часть

1

2

3

4

       5

6

7

 

Общий режим

22

16

6

     5,1

2,9

30

Плательщики, применяющие УСН

Плательщики переведенные на ЕНВД

Организации, оказывающие инжиниринговые услуги

22

16

6

     5,1

2,9

30

Организаций, осуществляющих деятельность в области СМИ (за искл. реклама  и эротика)

21,6

15,6

6

     3,5

2,9

28


 

Продолжение таблицы 1.1

1

2

3

4

       5

6

7

Оплата членам экипажей судов, от организаций  зарегистрированных в Рос. международном  реестре судов, за исполнение трудовых обязанностей члена экипажа судна

  131

       -

-

       -

-

    -

Начисления инвалидов и общественных организаций инвалидов

21

     15

6

     3,7

2,4

27,1

Плательщики, применяющие ЕСХН

Сельскохозяйственные товаропроизводители

Организации, заключившие с органами управления ОЭЗ соглашения о ТВД  или о туристско-рекреационной  деятельности

   8

      2

6

       4

2

14

Хозяйственные общества, созданные после 13.08.09 г. бюджетными научными учреждениями в соответствии с 127-ФЗ

Организации осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, БД

Организации, получившие статус участника  проекта «Сколково»

   14

  8

         6

-

-

14


 

Вновь созданные предприятия, учреждения и организации регистрируются в качестве плательщиков страховых  взносов в 30-дневный срок со дня  их учреждения. Банки открывают расчетные  счета при предъявлении предприятиями документа, подтверждающего регистрацию в качестве плательщиков страховых взносов.

Страховые взносы начисляются  на все те виды оплаты труда в  денежном или натуральном выражении, по всем основаниям, из которых исчисляется  пенсия, в том числе на вознаграждение за выполнение работ по договорам  подряда и поручения.

Работодатели представляют в банк платежные поручения на перечисление страховых взносов  одновременно с платежным поручением на выплату заработной платы, которые  исполняются в первоочередном порядке.

По истечении установленных  сроков уплаты страховых взносов  невнесенная сумма считается  недоимкой и взыскивается с начислением  пени. К недоимке относится и сумма  задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов. Пеня начисляется с суммы недоимки за каждый день просрочки.

За несвоевременное зачисление или перечисление по вине коммерческих банков страховых взносов в доход  фонда с них также взыскивается пеня за каждый день просрочки.

 

2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ВЗНОСОВ НА ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ

2.1 Правила заполнения декларации РВС-1

 

2.2 Проблемы и перспективы социального страхования и пенсионного обеспечения

 

 

Несмотря на огромные масштабы финансовых ресурсов, перераспределяемых посредством социальных внебюджетных фондов, они явно недостаточны для организации социальной защиты и социального обеспечения российского народа на приемлемом - по современным меркам развитых стран - уровне. В качестве общих для всех внебюджетных фондов можно выделить следующие задачи:

- обеспечение строго целевого использования аккумулируемых в этих фондах финансовых ресурсов;

- организация эффективного контроля за использованием средств фондов, в том числе контроля за процессами их территориального распределения;

проведение регулярного  комплексного анализа финансовой деятельности фондов;

- повышение открытости бюджетного процесса;

- расширение предоставления информации о деятельности фондов [23].

Обеспечение целевого использования  средств является главным условием эффективного использования финансовых ресурсов и их направления на цели, ради которых эти фонды созданы. С этой задачей связана и необходимость обеспечения контроля за рациональным расходованием средств фондов. В обеспечении контроля за расходованием средств, важную роль призвано сыграть казначейское исполнение бюджетов внебюджетных фондов.

Низкий размер страхового возмещения, сложившийся в нашей  стране, объясняется заниженным объемом  расходов на заработную плату, которая  является базой для начисления страховых  взносов, - всего 26% ВВП. Обеспечение  существенной положительной динамики оплаты труда должно стать приоритетом  социальной политики и условием создания цивилизованной системы социального  страхования. Также к институциональным  недостаткам в существующей России системы социального страхования  относится преобладание перераспределительных  подходов и механизмов в ущерб  страховым, когда до 30-40% финансовых ресурсов используется для целей  социальной помощи лицам, не имеющим  прав на страховые выплаты. Столь  высокие доли перераспределения  ресурсов присущи системам социальной помощи и государственного социального  обеспечения, но никак не социальному  страхованию. Снижение процентных ЕСН (с 39,5% в 2000 г. и до 26% в настоящее  время), за счет которого финансируются  внебюджетные фонды, привело к образованию  дефицита их бюджетов, который покрывается  за счет дотаций из федерального бюджета [13].

Информация о работе Порядок исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование