Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 20:27, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение акцизов на алкогольную и спиртосодержащую продукцию. В соответствии с указанной целью можно определить следующие задачи:
- дать характеристику акцизного налогообложения на алкогольную и спиртосодержащую продукцию;
- изучить действующий механизм исчисления акцизов на алкогольную и спиртосодержащую продукцию;
- выявить проблемы акцизного налогообложения на алкогольную и спиртосодержащую продукцию в современной России и обозначить пути их решения.
Введение
Как известно, бюджеты всех уровней Российской Федерации складываются преимущественно за счет налогов, взимаемых в обязательном и безвозмездном порядке с физических и юридических лиц, признаваемых налогоплательщиками в соответствии с налоговым законодательством России.
Среди главных источников формирования доходов Бюджетной системы РФ являются косвенные налоги, одними из которых являются акцизы.
Акциз - это косвенный налог, взимаемый
с налогоплательщиков, производящих
и реализующих подакцизную
В России акцизы всегда играли важную фискальную роль. Прежде всего, это относится к акцизам на алкогольную и спиртосодержащую продукцию. Алкогольная продукция играет различные роли в социальных и культурных устоях общества. В различных культурах употребление алкогольных напитков применительно к тем или иным жизненным ситуациям является традицией (социальной нормой), однако в каждой из них потребление алкоголя в одиночестве считается нездоровым симптомом.
Важно, чтобы действующая система обложения акцизами алкогольной продукции, отвечала следующим принципам:
1) наряду с другими
источниками доходов бюджетов
обеспечивала их оптимальным
объемом финансовых ресурсов, необходимых
государству для выполнения
2) регулировала
производство и потребление
Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение акцизов на алкогольную и спиртосодержащую продукцию.
В соответствии с указанной целью можно определить следующие задачи:
- дать характеристику акцизного налогообложения на алкогольную и спиртосодержащую продукцию;
- изучить действующий механизм исчисления акцизов на алкогольную и спиртосодержащую продукцию;
- выявить проблемы акцизного налогообложения на алкогольную и спиртосодержащую продукцию в современной России и обозначить пути их решения.
Объектом исследования курсовой работы является система акцизного налогообложения на алкогольную и спиртосодержащую продукцию в Российской Федерации.
Предметом исследования курсовой
работы являются нормы налогового права,
посредством котоҏыҳ
При выполнении курсовой работы изучены и использованы законодательные, нормативно-правовые акты РФ, учебники, учебные пособия, статьи в научно-исследовательских журналах, посвященные акцизу на алкогольную и спиртосодержащую продукцию, а также информационный ресурс сети Интернет.
Работа содержит в себе введение, три главы, заключение и список использованных источников.
Глава 1. Общая характеристика акцизного налогообложения на алкогольную и спиртосодержащую продукцию.
1.1 История возникновения
и развития акциза на
В России первыми алкогольными акцизами можно считать появившиеся при Иване Грозном в XVI в. винные откупа. В тот период государство монополизировало розничную торговлю алкоголем, разрешив продавать спиртное только в «царевых кабаках».
Чтобы не заниматься их содержанием,
власти стали отдавать кабаки в откуп
частным лицам. С ними заключался
специальный контракт, который определял
порядок реализации алкогольных
напитков – их цену, часы работы, условия
продажи и т.д. Сам откупщик становился
лицом государственным и
Таким образом, сами откупщики
не получали от казны никакого вознаграждения
и имели возможность
Подобная откупная система
существовала, долгие годы и благополучно
пережила Великую смуту начала XVII
в. При новой династии Романовых
власти очень быстро осознали, что
казна теряет от столь неэффективной
системы огромные суммы, которые, учитывая
постоянные войны, очень бы пригодились
бюджету. Откупа пытались запрещать, вводить
жесткую государственную
Учитывая объем
Несмотря на то, что такая фискальная система была неэффективной, винные откупа просуществовали в России почти 300 лет. Причин тому несколько. Самая главная – отсутствие в России условий для должного налогового администрирования, иными словами, контроля за производством спиртного и учета собираемого налога. Это было характерно для всех стран мира.
Другой причиной, по которой
водочный акциз не был введен ранее,
можно считать жуткую неразбериху
в российском государственном управлении.
Так уж исторически сложилось
в России, что каждый новый государь
либо считал, что он лучше знает,
как управлять финансовыми
Так произошло и с винными
откупами. Полная и бесповоротная
отмена винных откупов произошла
при новом императоре – Александре
II, в 1863 году. После падения крепостного
права вместо откупов был введен
питейный акциз. Однако, несмотря на то,
что поступления от этого налога
росли из года в год, внедрение
новой системы не сопровождалось
продуманной государственной
Акцизами в России в XIX в. называли только налоги на предметы внутреннего производства, производимые частными предприятиями (импортные товары акцизами не облагались, для них существовали специальные таможенные пошлины). Под действие этих налогов попадали: продукция свеклосахарного производства, крепкие напитки, табак, осветительные нефтяные масла, спички и соль. Восхождение на трон Николая II ознаменовало новый этап в налогообложении алкогольной продукции. В 1894 году Правительство решило свернуть акцизную систему, а вместо нее ввести полную государственную монополию на алкоголь, которая сохранялась до революции 1917 года.
В период революции, гражданской войны и военного коммунизма налогообложение было крайне хаотичным и бессистемным. В 1921 году, с началом НЭПа, акцизная система в России была восстановлена. Для пополнения бюджета Советское Правительство ввело акцизы на широкий перечень товаров: соль, сахар, керосин, табачные изделия, спички, чай, кофе, цикорий, водку, вино, мед, квас, текстиль, гильзы, галоши и парфюмерию.
Очевидно, вводя налог
на ходовые товары, большевики временно
забыли о том, что акцизы «отличаются
величайшей несправедливостью, всей тяжестью
своею ложатся на бедноту» и что
«чем беднее человек, тем большую
долю своего дохода он отдает государству
в виде косвенных налогов». Налоговая
реформа 1930-32 гг. подвела черту под
политикой НЭПа. Акцизы и другие
косвенные налоги, были упразднены,
как пережитки буржуазного
В Россию полноправные акцизы
вернулись в конце 1991 г. с переходом
к рыночной экономике, когда были
приняты законы «Об основах налоговой
системы» и «Об акцизах». С тех
пор правила взимания этого налога
постоянно изменяются: государство
пытается повысить эффективность налогообложения.
Главной проблемой, которая возникла
еще в начале 1990 г. по-прежнему остается
существование огромного «
Таким образом, за последние годы экспериментов в акцизной сфере было предостаточно.
1.2 Сущность акциза на
алкогольную и
Акцизы
помимо того, что являются важным источником
бюджетных доходов (фискальная функция),
оказывают и действенное
Вместе с тем акцизное обложение способствует упорядочению не только потребления, но также организации производства и оборота спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции.
Обладая «исключительной популярностью» у населения алкоголь, даже произведенный с соблюдением всех необходимых требований, тем не менее, является опасным веществом. Бесконтрольное производство и перемещение этого продукта могут обернуться как минимум серьезным ущербом здоровью нации, а как максимум - падением уровня культуры, образованности, нравственности и т.п., активизацией процессов инволюции общества.2
Алкогольная и спиртосодержащая промышленности
традиционно формируют
Понятия алкогольной и спиртосодержащей продукции раскрыты в ст. 181 НК РФ.
1) этиловый
спирт, произведенный из
2) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов;
Не рассматриваются как подакцизные товары следующие спиртосодержащие товары:
- лекарственные средства,
прошедшие государственную
регистрацию в уполномоченном федеральном
органе исполнительной власти и внесенные
в Государственный реестр лекарст
- препараты ветеринарного назначения, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, разработанных для применения в животноводстве на территории Российской Федерации, разлитые в емкости не более 100 мл;
- парфюмерно-косметическая
продукция разлитая в емкости
не более 100 мл с объемной
долей этилового спирта до 80 процентов
включительно и (или)