Порядок исчисления и взимания акцизов на алкогольную и спиртосодержащую продукцию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение акцизов на алкогольную и спиртосодержащую продукцию. В соответствии с указанной целью можно определить следующие задачи:
- дать характеристику акцизного налогообложения на алкогольную и спиртосодержащую продукцию;
- изучить действующий механизм исчисления акцизов на алкогольную и спиртосодержащую продукцию;
- выявить проблемы акцизного налогообложения на алкогольную и спиртосодержащую продукцию в современной России и обозначить пути их решения.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 50.63 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Как известно, бюджеты всех уровней Российской Федерации складываются преимущественно  за счет налогов, взимаемых в обязательном и безвозмездном порядке с физических и юридических лиц, признаваемых налогоплательщиками в соответствии с налоговым законодательством России.

Среди главных источников формирования доходов  Бюджетной системы РФ являются косвенные  налоги, одними из которых являются акцизы.

Акциз - это косвенный налог, взимаемый  с налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную продукцию, но фактически его уплата перекладывается  на покупателя. Они устанавливаются, как правило, на высокорентабельные товары, поэтому их фискальное и регулирующее значение в современных условиях трудно переоценить.

В России акцизы всегда играли важную фискальную роль. Прежде всего, это  относится к акцизам на алкогольную  и спиртосодержащую  продукцию. Алкогольная продукция играет различные роли в социальных и культурных устоях общества. В различных культурах употребление алкогольных напитков применительно к тем или иным жизненным ситуациям является традицией (социальной нормой), однако в каждой из них потребление алкоголя в одиночестве считается нездоровым симптомом.

Важно, чтобы действующая система обложения акцизами алкогольной продукции, отвечала следующим принципам:

1) наряду с другими  источниками доходов бюджетов  обеспечивала их оптимальным  объемом финансовых ресурсов, необходимых  государству для выполнения своих  функций;

2) регулировала  производство и потребление алкогольной  продукции с целью положительного  воздействия на социальные и  экономические стороны жизнедеятельности  населения.

Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение акцизов на алкогольную и спиртосодержащую продукцию.

В соответствии с указанной  целью можно определить следующие  задачи:

- дать характеристику акцизного налогообложения на алкогольную и спиртосодержащую продукцию;

- изучить действующий механизм исчисления акцизов на алкогольную и спиртосодержащую продукцию;

- выявить проблемы акцизного налогообложения на алкогольную и спиртосодержащую продукцию в современной России и обозначить пути их решения.

Объектом исследования курсовой работы является система акцизного  налогообложения на алкогольную  и спиртосодержащую продукцию в  Российской Федерации.

Предметом исследования курсовой работы являются нормы налогового права, посредством котоҏыҳ осуществляется нормативно-правовое регулирование  системы акцизного налогообложения в России, действующая практика применения налогового законодательства в отношении алкогольной и спиртосодержащей продукции.

При выполнении курсовой работы изучены и использованы законодательные, нормативно-правовые акты РФ, учебники, учебные пособия, статьи в научно-исследовательских  журналах, посвященные акцизу на алкогольную  и спиртосодержащую продукцию, а  также информационный ресурс сети Интернет.

Работа содержит в себе введение, три главы, заключение и  список использованных источников.

 

 

 

 

Глава 1. Общая характеристика акцизного налогообложения на алкогольную  и спиртосодержащую продукцию.

1.1 История возникновения  и развития акциза на алкогольную  и спиртосодержащую продукцию  в России.

 

В России первыми алкогольными акцизами можно считать появившиеся  при Иване Грозном в XVI в. винные откупа. В тот период государство  монополизировало розничную торговлю алкоголем, разрешив продавать спиртное только в «царевых кабаках».

Чтобы не заниматься их содержанием, власти стали отдавать кабаки в откуп  частным лицам. С ними заключался специальный контракт, который определял  порядок реализации алкогольных  напитков – их цену, часы работы, условия  продажи и т.д. Сам откупщик становился лицом государственным и именовался отныне «коронным поверенным». Ставка акциза (говоря современным фискальным языком) составляла 100 % (включая сумму  налога) – весь доход, полученный от реализации алкоголя, подлежал перечислению в бюджет.

Таким образом, сами откупщики  не получали от казны никакого вознаграждения и имели возможность зарабатывать, оказывая «сопутствующие» услуги. В  их число входили: производство и  продажа алкогольных напитков пониженной крепости (пива, меда и др.), продажа  закусок, денежные штрафы, взимаемые  с тех, кто нарушал государственную  монополию. Такая система была не слишком эффективной и породила массовые злоупотребления. При этом откупщики буквально сидели на золотой  жиле, продавая алкоголь в огромных количествах – ведь Россия всегда была «пьющей» страной. Соблазн утаивать весомую часть откупных денег  был слишком велик, и держатели  кабаков повсеместно обворовывали государство, наживая огромные состояния. Считается, что «теневой оборот»  подобных заведений составлял не менее 75 % от общегосударственного.

Подобная откупная система  существовала, долгие годы и благополучно пережила Великую смуту начала XVII в. При новой династии Романовых  власти очень быстро осознали, что  казна теряет от столь неэффективной  системы огромные суммы, которые, учитывая постоянные войны, очень бы пригодились  бюджету. Откупа пытались запрещать, вводить  жесткую государственную монополию  на питейные заведения. Но все это  закончилось полным провалом: откупная система в том или ином виде сохранилась вплоть до середины XIX в., и ее окончательный демонтаж практически  совпал по времени с отменой крепостного  права.

Учитывая объем злоупотреблений, повсеместное воровство и ухудшение  качества водки, в 1819 году Александр I издал  очередной высочайший указ об отмене откупов и переходе на жесткую  государственную водочную монополию: вводился контроль государства за производством  и оптовой продажей водки. Однако система откупов опять не сдалась  без боя: семь лет спустя, в 1826 году Николай I частично восстанавливает  откупную систему, а в 1828 году полностью  отменяет государственную монополию.

Несмотря на то, что такая  фискальная система была неэффективной, винные откупа просуществовали в  России почти 300 лет. Причин тому несколько. Самая главная – отсутствие в  России условий для должного налогового администрирования,  иными словами, контроля за производством спиртного  и учета собираемого налога. Это  было характерно для всех стран мира.

Другой причиной, по которой  водочный акциз не был введен ранее, можно считать жуткую неразбериху  в российском государственном управлении. Так уж исторически сложилось  в России, что каждый новый государь либо считал, что он лучше знает, как управлять финансовыми потоками, либо назначал себе не вполне компетентных финансовых консультантов. Все это  приводило к постоянным метаниям в финансовой сфере и, как следствие, к значительным перекосам в налоговой  системе. В результате необдуманных действий правительства в бюджете  постоянно возникали пробелы, которые заполнялись введением новых налогов или изменением в порядке сбора существующих, что обычно порождало все новые проблемы. В те годы в финансовом ведомстве еще не понимали, что лобовое увеличение ставок налога не означает автоматический прирост доходов в бюджет, и, наоборот, зачастую послабления в налоговой сфере приводило к увеличению поступлений в бюджет за счет уменьшения «теневого» сектора.

Так произошло и с винными  откупами. Полная и бесповоротная  отмена винных откупов произошла  при новом императоре – Александре II, в 1863 году. После падения крепостного  права вместо откупов был введен питейный акциз. Однако, несмотря на то, что поступления от этого налога росли из года в год, внедрение  новой системы не сопровождалось продуманной государственной политикой  в этой сфере: не было предусмотрено  жестких механизмов контроля, да и  сама форма сбора акциза не была тщательно проработана. Правительство  при Александре II, а затем и  Александре III, пыталось изменить ситуацию, проводя акцизные реформы, но не добилось особых успехов. Бюджет по-прежнему недосчитывался значительных сумм.

Акцизами в России в XIX в. называли только налоги на предметы внутреннего производства, производимые частными предприятиями (импортные  товары акцизами не облагались, для  них существовали специальные таможенные пошлины). Под действие этих налогов  попадали: продукция свеклосахарного  производства, крепкие напитки, табак, осветительные нефтяные масла, спички и соль. Восхождение на трон Николая II ознаменовало новый этап в налогообложении  алкогольной продукции. В 1894 году Правительство  решило свернуть акцизную систему, а  вместо нее ввести полную государственную  монополию на алкоголь, которая сохранялась  до революции 1917 года.

В период революции, гражданской  войны и военного коммунизма налогообложение  было крайне хаотичным и бессистемным. В 1921 году, с началом НЭПа, акцизная система в России была восстановлена. Для пополнения бюджета Советское Правительство ввело акцизы на широкий перечень товаров: соль, сахар, керосин, табачные изделия, спички, чай, кофе, цикорий, водку, вино, мед, квас, текстиль, гильзы, галоши и парфюмерию.

Очевидно, вводя налог  на ходовые товары, большевики временно забыли о том, что акцизы «отличаются  величайшей несправедливостью, всей тяжестью своею ложатся на бедноту» и что  «чем беднее человек, тем большую  долю своего дохода он отдает государству  в виде косвенных налогов». Налоговая  реформа 1930-32 гг. подвела черту под  политикой НЭПа. Акцизы и другие косвенные налоги, были упразднены, как пережитки буржуазного общества, а в советских энциклопедиях  появилась фраза о том, что  акцизы в СССР, как вид налога, отсутствуют.

В Россию полноправные акцизы вернулись в конце 1991 г. с переходом  к рыночной экономике, когда были приняты законы «Об основах налоговой  системы» и «Об акцизах». С тех  пор правила взимания этого налога постоянно изменяются: государство  пытается повысить эффективность налогообложения. Главной проблемой, которая возникла еще в начале 1990 г. по-прежнему остается существование огромного «теневого» сектора по производству алкоголя. Это касается как крупных предприятий, скрывающих часть своего оборота, так  и мелких подпольных цехов по выпуску  и розливу «спиртосодержащих  жидкостей» под видом алкогольной  продукции.1

Таким образом, за последние  годы экспериментов в акцизной сфере  было предостаточно.

 

 

 

 

1.2 Сущность акциза на  алкогольную и спиртосодержащую  продукцию, его место в системе  подакцизного налогообложения в  Российской Федерации.

 

Акцизы  помимо того, что являются важным источником бюджетных доходов (фискальная функция), оказывают и действенное регулирующее воздействие на структуру и уровень  потребления населения (регулирующая функция). В частности их взимание в определенной степени ограничивает потребление товаров, использование  которых не поощряется государством и обществом, например, тех которые  при чрезмерном употреблении наносят  вред здоровью человека (в данном случае - алкогольная продукция). Представляется, что именно это обстоятельство, прежде всего, и обуславливает наличие  этих косвенных налогов в налоговых  системах большинства стран мира и определение в качестве одного из их объектов налогообложения операций по реализации спиртосодержащей и алкогольной  продукции.

Вместе  с тем акцизное обложение способствует упорядочению не только потребления, но также организации производства и оборота спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции.

Обладая «исключительной популярностью» у  населения алкоголь, даже произведенный  с соблюдением всех необходимых  требований, тем не менее, является опасным веществом. Бесконтрольное производство и перемещение этого  продукта могут обернуться как минимум  серьезным ущербом здоровью нации, а как максимум - падением уровня культуры, образованности, нравственности и т.п., активизацией процессов инволюции  общества.2

Алкогольная и спиртосодержащая промышленности традиционно формируют значительную часть доходов российского бюджета. Поступления акцизов по этиловому спирту, алкогольной и спиртосодержащей продукции занимают второе место после поступлений акциза на бензин.

Понятия алкогольной и спиртосодержащей продукции раскрыты в ст.  181 НК РФ.            

1) этиловый  спирт, произведенный из пищевого  или непищевого сырья, в том  числе денатурированный этиловый  спирт, спирт-сырец, дистилляты  винный, виноградный, плодовый, коньячный,  кальвадосный, висковый;

2) спиртосодержащая  продукция (растворы, эмульсии, суспензии  и другие виды продукции в  жидком виде) с объемной долей  этилового спирта более 9 процентов;

Не рассматриваются как  подакцизные товары следующие спиртосодержащие товары: 

- лекарственные средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств, лекарственные средства (включая гомеопатические лекарственные препараты), изготавливаемые аптечными организациями по рецептам на лекарственные препараты и требованиям медицинских организаций, разлитые в емкости в соответствии с требованиями нормативной документации, согласованной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 

- препараты ветеринарного  назначения, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, разработанных для применения в животноводстве на территории Российской Федерации, разлитые в емкости не более 100 мл; 

- парфюмерно-косметическая  продукция разлитая в емкости  не более 100 мл с объемной  долей этилового спирта до 80 процентов  включительно и (или) парфюмерно-косметическая  продукция с объемной долей  этилового спирта до 90 процентов  включительно при наличии на  флаконе пульверизатора, разлитая  в емкости не более 100 мл, а  также парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90 процентов включительно, разлитая в емкости до 3 мл включительно; 

Информация о работе Порядок исчисления и взимания акцизов на алкогольную и спиртосодержащую продукцию