Порядок исчисления и взимания акцизов на алкогольную и спиртосодержащую продукцию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение акцизов на алкогольную и спиртосодержащую продукцию. В соответствии с указанной целью можно определить следующие задачи:
- дать характеристику акцизного налогообложения на алкогольную и спиртосодержащую продукцию;
- изучить действующий механизм исчисления акцизов на алкогольную и спиртосодержащую продукцию;
- выявить проблемы акцизного налогообложения на алкогольную и спиртосодержащую продукцию в современной России и обозначить пути их решения.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 50.63 Кб (Скачать файл)

В перспективе ожидается  увеличение поступлений акцизов на алкогольную и спиртосодержащую продукцию в федеральный бюджет, что связано в значительной мере с увеличением ставок акцизов с 2014 года продукцию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Проблемы акцизного  налогообложения на алкогольную  и спиртосодержащую продукцию и  пути их решения

 

Производство и оборот этилового спирта, алкогольной и  спиртосодержащей продукции и государственный  контроль над ними является одним  из средств реализации социально-экономической  политики государства.

Государственный контроль над  производством и оборотом этилового  спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции - комплекс административных, экономических и законодательных  действий органов государственной  власти, объединенных единой государственной  политикой и нацеленных на сбалансированное развитие производственной базы, обеспечение  поступлений в Бюджетную систему  Российской Федерации, обеспечение  качества и безопасности продукции.

Необходимо учитывать, что  государство в отношениях производства и оборота этилового спирта, алкогольной  и спиртосодержащей продукции выступает  в двух аспектах:

  1. властной структуры, устанавливающей нормы и правила взаимодействия хозяйствующих субъектов, обеспечивающей их выполнение и обременяющей всех собственников и хозяйствующих субъектов налогами, иными обязательными платежами и требованиями по ведению хозяйственной деятельности;
  2. собственника, действующего на рынке. Хозяйственная деятельность государства ведется не только в интересах получения дохода и решения социально-экономических проблем, но и регулирования общего хозяйственного оборота. 

Несмотря на определенные усилия, предпринимаемые в последние  годы, действующая система пока не позволяет исключить негативные моменты, в первую очередь - значительный объем нелегально произведенной  продукции, для изготовления которой используется этиловый спирт, тем или иным образом сокрытый от учета.

В значительной мере это  объясняется отсутствием применения современных информационных технологий и систем учета производства и  использования этилового спирта, сокращением государственного влияния  на состояние алкогольного рынка.

Также одной из главных  проблем являются слишком высокие  ставки акциза, которые являются экономическим  тормозом в развитии легального производства и оборота алкогольной продукции. 

Увеличение стоимости  алкогольной продукции плохо  сказывается на размерах продаж.

Подобные проблемы могут  быть решены при наличии комплексной  организационно-правовой системы.

Такая система должна содержать  элементы, которые являются взаимосвязанными, и представляют собой строгую  последовательность, не допускающую  ни на одном из этапов, начиная с  этапа оформления документации на производство продукции и до поступления акцизов  в бюджет, сокрытия от учета произведенного и находящегося в обороте этилового  спирта.

Для решение указанных  проблем следует уточнить действующий  порядок исчисления и уплаты акцизов, указав, что суммы акциза, уплаченные при приобретении подакцизных товаров, использованных в качестве сырья, принимаются  к вычету только в том случае, если использование этого сырья  предусмотрено ГОСТами, рецептурами  и другой нормативно-технической  документацией, согласованной с  соответствующим федеральным органом  исполнительной власти. Одновременно предполагается также дополнить  перечень документов, подтверждающих право на налоговые вычеты, документами, подтверждающими количество сырья, фактически использованного в производстве.

Также необходимо:

- ужесточить контроль за использованием производственных мощностей по производству этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и производством указанной продукции;

- установление нового  порядок оборота этилового спирта  и уплаты акцизов, предусматривающий,  в частности введение моратория  на повышения ставок акциза  на алкогольную (спиртосодержащую) продукцию и денатурированный  этиловый спирт;

- принятие меры по повышению  эффективности системы администрирования  и контроля в сфере производства  и оборота этилового спирта, алкогольной  и спиртосодержащей продукции,  в том числе введение декларирования  объемов розничных продаж алкогольной  продукции, а также установление  порядка статистической отчетности  по основным ее видам;

- внесение изменений в  административное и уголовное  законодательство Российской Федерации,  в целях повышения ответственности  за нарушение законодательства  в сфере производства и оборота  этилового спирта, алкогольной и  спиртосодержащей продукции. 

Следует ужесточить наказания  не просто за незаконный оборот этилового  спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, установив его не в  зависимости от нанесенного ущерба, определяемого, как правило, на момент задержания в весьма незначительных размерах, а за сам факт такой  деятельности. При этом подобные правонарушения необходимо рассматривать как наносящие  значительный экономический урон государству. Это можно реализовать в виде конфискации не только оборудования для производства нелегальной продукции, но и транспортных средств, на которых  незаконно перевозилась данная продукция. 

Для создания реального и  эффективного механизма, обеспечивающего  полную налоговую отдачу от производимого  в Российской Федерации этилового  спирта, а также способствующего  легализации его производства и  оборота, необходимо предложенные принципы налогообложения алкогольной и  спиртосодержащей продукции дополнить  установлением нового порядка контроля за объемами производства спирта, его закупки и поставки, а также определением (установлением) плательщика акциза на реализуемый спирт (в том числе на собственные нужды его производителя).

Представляется, что наиболее эффективным в этих целях будет  механизм, основанный на государственной  монополии на оборот спирта, при  которой специально созданная государственная  компания наделяется монопольным правом на закупку производимого в стране и закупаемого по импорту этилового  спирта и продажу его потребителям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Россия  обладает многовековым опытом эффективной  организации винной монополии, когда  изготовление и продажа спиртосодержащих жидкостей были исключительной прерогативой государства и приносили ему  колоссальный доход. Основные отечественные  законы о винных откупах и акцизах, правила монопольной торговли алкогольными напитками и уставы о питейных сборах инициировались и утверждались на протяжении многих столетий именно правителями России.

Акцизы  – это косвенные налоги, включаемые в цену товара и фактически оплачиваемые покупателями, хотя юридически плательщиками  в казну выступают организации, производящие и реализующие товары.

Алкогольная и спиртосодержащая промышленности традиционно формируют значительную часть доходов российского бюджета. Поступления акцизов по этиловому  спирту, алкогольной и спиртосодержащей продукции занимают второе место  после поступлений акциза на бензин.

Плательщиками акциза на алкогольную и спиртосодержащую продукцию выступают организации, которые совершают операции, признанные объектом налогообложения акцизами.

Налоговым периодом по акцизному налогообложению  признается календарный месяц.

На основе проведенного исследования, учитывая особенности государственного регулирования производства и оборота  денатурированного этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, проблематику налогообложения  акцизами в данной области, можно  сделать вывод, что данная отрасль  имеет большое экономическое  и социальное значение в Российской Федерации.

Но не стоит забывать, что помимо важной роли, данная отрасль  несет проблемы, которые требуют  взвешенного системного подхода  к их решению.

Одной из главных проблем  является доля нелегального товара на рынке алкогольной продукции  в России.

Такой большой объем нелегальной  продукции обусловлен следующими факторами:

  1. несовершенство законодательной базы;
  2. отсутствие полного контроля за производством и оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  3. несоразмерность наказания, тяжести совершенных правонарушений и преступлений в области незаконного производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  4. низкий уровень дохода у значительней части населения.

Учитывая  высокие ставки акциза на алкогольную  продукцию, средняя стоимость алкогольной  продукции у добросовестных производителей достаточно высока, в то время как  у производителей нелегальной продукции  она на порядок, а то и в несколько  раз ниже. Данное соотношение цен  на алкогольную продукцию в совокупности с низкими доходами значительной части страны порождает высокий  спрос на контрафактную продукцию  и позволяет развиваться теневому сектору экономики.

Опираясь  на опыт других стран, эффективной стратегией решения задач по защите потребителя  должно стать резкое повышение требований к качеству производимой или ввозимой алкогольной продукции, а также построить реальную общегосударственную систему контроля, предотвращающую производство и реализацию суррогатов. Такая система может быть организована в рамках государственной монополии на оборот этилового спирта, что позволит в большей степени консолидировать усилия по контролю над производством и реализацией алкогольной и спиртосодержащей продукцией и реформировать законодательную базу.

 

 

 

Список использованных источников

  1. Налоговый кодекс РФ (НК РФ) часть 2 от 05.08.2000 N 117-ФЗ (действующая редакция от 02.01.2013)
  2. Федерального закона № 171 – ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 22 ноября 1995 года (ред. от 02.11.2013)
  3. Викуленко А.Е. Налогообложение и экономический рост России. - М.: Прогресс, 2009. - 220с.
  4. Дадашев А.З. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебное пособие. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2013. – 240 с.
  5. Карбушев Г.И. Совершенствование налоговой системы России. // ЭКО, 2010, №2. - С.24-31
  6. Лукичев К.Е. Акцизное обложение в российской империи. Учебник для студентов.- М.:  юнити-дана, 2006. – 115 с.
  7. Майбуров И.А. Налоги и налогообложение: учебник для студентов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 559 с.
  8. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебник для бакалавриата. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт. 2011. – 660 с.
  9. Погорелова М.Я. Налоги и налогообложение: Теория и практика:         Учеб. пособие. – М.: РИОР: ИНФРА – М. 2013. – 208 с.
  10. Поляк Г.Б. Налоги и налогообложение: учебник. – М.: Издательство Юрайт. 2012 – 463 с.
  11. Понемасов А.Д. Налогообложение в современном обществе: пути совершенствования. Екатеринбург: «Издательство УМЦ УПИ», 2010
  12. Пономарев А.И. Налоги и налогообложение в РФ. - Ростов Н/Д «Феникс», 2011.
  13. Тарасова В.Ф., Налоги и налогообложение: учебное пособие / В.Ф. Тарасова, Л.Н. Семыкина, Т.В. Сапрыкина, - 3-е изд., перераб. - М.: КНОРУС, 2010. - 320с
  14. http://www.nalog.ru/

1 Лукичев К.Е. Акцизное обложение в российской империи. Учебник для студентов.- М.:  юнити-дана, 2006. – 115 с.

2 Понемасов А.Д. Налогообложение в современном обществе: пути совершенствования. Екатеринбург: «Издательство УМЦ УПИ», 2010

3 Налоговый кодекс РФ (НК РФ) часть 2 от 05.08.2000 N 117-ФЗ (действующая редакция от 02.01.2013)

4 http://www.nalog.ru/rn15/related_activities/statistics_and_analytics/forms/

 


Информация о работе Порядок исчисления и взимания акцизов на алкогольную и спиртосодержащую продукцию