Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

Налоги играют одну из важнейших ролей среди государственных доходов. Помимо финансовой роли, они имеют также большое социальное значение. Посредством налогов государство воздействует на определенные общественные процессы, выполняет контрольные функции и является гарантом конституционного права.
С юридической точки зрения, налог это установленная законом форма отчуждения собственности физических и юридических лиц в пользу субъектов публичной власти.

Файлы: 1 файл

курсовая 2014.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ-ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

 

ФАКУЛЬТЕТ «ЭКОНОМИКА»

КАФЕДРА: НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ФЕДЕРАЛЬНЫМ НАЛОГАМ И СБОРАМ

 

НА ТЕМУ: «Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов»

 

Студентки 435 группы

очной формы обучения

Ивасенковой Ольги Викторовны

Научный руководитель:

Скакунова А. А.

Оценка: «____________»

_________________

(подпись)

Ростов-на-Дону

2013г.

Оглавление

 

 

 

Введение

 

 

 Налоги играют одну из важнейших ролей среди государственных доходов. Помимо финансовой роли, они имеют также большое социальное значение. Посредством налогов государство воздействует на определенные общественные процессы, выполняет контрольные функции и является гарантом конституционного права. 
С юридической точки зрения, налог это установленная законом форма отчуждения собственности физических и юридических лиц в пользу субъектов публичной власти. При этом налог является индивидуально безвозмездным платежом и взыскивается на условиях безвозвратности по средством методов государственного принуждения, не нося характер наказания или контрибуции. Важно отметить, что налоги устанавливаются законодательной властью в одностороннем порядке.

Законодательство Российской Федерации также устанавливает, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации возложена обязанность уплачивать налоги и сборы. Налоговые агенты — это лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению налогов в бюджет. Необходимо отметить, что основные права налогоплательщиков закреплены в ст. 21 НК РФ.

Таким образом, тема курсовой работы сложна, интересна и актуальна, поскольку налогообложение составляет неотъемлемую часть существования и государства и экономики в целом, являясь источником дохода госбюджета и средством перераспределения денежных средств. Именно поэтому необходимо подробно рассмотреть, что представляют собой такие понятия как налогоплательщик и налоговый агент. Проанализировать права налогоплательщиков, обязанности налогоплательщиков, а также права и обязанности налоговых агентов. Определить их место и роль в системе налогообложения России, тем самым, проследив влияние данных категорий на формирование налоговой системы РФ.

Цель  данной работы – раскрыть особенности прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых агентов,  выявить их роль и значимость для системы налогообложения в целом.

Задачи курсовой работы:

  • Подробное рассмотрение прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых агентов
  • Выявление особенностей значения и влияния прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых агентов на систему налогообложения Российской Федерации.

  Объектом исследования в данной работе являются налогоплательщики и налоговые агенты соответственно.

  Предметом исследования являются права и обязанности налогоплательщиков, также права и обязанности налоговых агентов, их роль в системе налогообложения России.

  Методами исследования явились:

  • анализ
  • сравнение
  • индукция

     Курсовая работа состоит из двух глав, семи параграфов, введения, заключения и списка используемой литературы.

 

Глава 1. Налогоплательщики и признаки определяющие их.

1.1 Определение налогоплательщика и плательщика сбора

 

  По причине публичного характера налоговых правоотношений, понятие налогоплательщика и плательщика сбора принято давать с помощью категории основной и главной публичной обязанности налогоплательщика и плательщика сбора - обязанности по уплате налога или сбора. 

 В соответствии со статьей 19 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.1 

Исходя из основных принципов налогообложения, мы можем выделить следующие основные  признаки налогоплательщика:

  • налогоплательщик не  может распорядиться своими правами  в сфере налогообложения по  своему усмотрению и передать  их другому лицу,например, по  гражданско-правовому договору
  • налогоплательщики исполняют  свою обязанность по уплате  налога государству или муниципальным образованиям путем уплаты  налогов  в бюджеты или государственные  внебюджетные фонды, и таким образом,  только государство в лице своих уполномоченных органов или муниципальные образования  имеют право требовать от налогоплательщика  исполнения своих обязанностей 
  • налогоплательщики, то есть организации  и физические лица, уплачивают  налоги из средств, которые находятся у них в праве собственности,  праве хозяйственного ведения  или праве оперативного управления.2

 

  Стоит отметить, что до Налогового кодекса налоговое законодательство не содержало в себе определения плательщика сбора. Своеобразный статус плательщика сбора как субъекта налоговых правоотношений мы можем объяснить тем, что по налоговому законодательству юридически плательщиками сборов признаются только те лица, на которых возлагается обязанность по уплате сборов, включенных в систему налогов и сборов.

1.2 Группировка налогоплательщиков и плательщиков сборов

 

  Необходимо отметить, что всех налогоплательщиков можно разделить на две большие группы: организации и физические лица.

Организации. Организации как коллективные субъекты права представляют собой особые образования, которые, в свою очередь, обладают рядом специфических признаков. В соответствии со статьей 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица также обязаны иметь самостоятельный баланс или смету.

Важно уточнить, что государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, а ели же такой орган отсутствует, - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Наименование, указание на организационно-правовую форму и другие индивидуальные признаки юридического лица вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц и в Единый государственный реестр налогоплательщиков.3 

 Следует отметить, что, ограничивая понятие российской  организации как налогоплательщика, рамками юридического лица, Налоговый  кодекс не учитывает, что органы государственной власти или местного самоуправления могут и не иметь статуса юридического лица, фактически тем самым являясь налогоплательщиками.  

Важное значение для формирования специального правового статуса юридического лица при уплате конкретного налога имеют следующие характеристики юридического лица:

  • организационно-правовая форма
  • наличие бюджетного финансирования организации
  • численность работников
  • виды хозяйственной деятельности
  • наличие филиалов и представительств
  • участие в других юридических лицах
  • осуществление деятельности на территории нескольких субъектов РФ
  • осуществление внешнеторговой деятельности 4

 

 Иностранные организации. Для иностранных организаций как налогоплательщиков, важнейшее значение имеет определение налогового резидентства иностранной организации. Налоговое резидентство представляет собой установление в целях налогообложения специальных условий, связанных с местопребыванием организации (или физического лица) на территории Российской Федерации.

Налоговое резидентство в мировой практике для юридических лиц обычно устанавливается в зависимости от:

1) факта государственной  регистрации юридического лица  или его юридического адреса на территории государства

2) места осуществления  головного или текущего управления  деятельностью организации

3) места осуществления  основного объема деятельности  юридического лица  на территории того или иного государства. 5 

 В Российской Федерации  для целей налогообложения под  иностранными организациями понимаются:

1. Иностранные юридические  лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств

2. Международные организации

3. Филиалы и представительства  указанных выше иностранных юридических  лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.

Физические лица. На данный момент времени физические лица становятся всё более активными участниками налоговых правоотношений. Это объясняется не только налоговой политикой, проводимой  государством, которое постоянно стремится сократить бремя налогообложения организаций, но и тем, что в результате развития гражданского оборота в собственности физических лиц – у налогоплательщиков сосредотачивается значительная часть движимого и недвижимого имущества. А налоговые поступления от физических лиц в свою очередь начинают составлять значительную часть доходов региональных и местных бюджетов. 

Статья 57 Конституции РФ предусматривает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, то есть публичная обязанность уплаты налогов возникает независимо от возраста физического лица, она возникает в зависимости от наличия обстоятельств, предусмотренных налоговым законодательством (ст.44 НК РФ). Таким образом, государство устанавливает, что каждое физическое лицо способно иметь права и публичные обязанности в сфере налогообложения, а при наличии определенных юридических фактов у такого лица возникают уже конкретные субъективные права и обязанности по уплате конкретных налогов.6 

 Наиболее проблемной составляющей налоговой правосубъектности физического лица является определение его налоговой дееспособности, то есть способности физического лица своими действиями осуществлять права и обязанности в сфере налогообложения. Очевидно, что несовершеннолетние, недееспособные или же ограниченно дееспособные граждане не в состоянии в силу своего возраста или физического состояния исполнять возложенные на них государством публичные обязанности по уплате налогов. Для таких случаев налоговое законодательство должно предусмотреть порядок исполнения обязанности по уплате налогов их законными представителями.7 

 В этом случае, необходимо отметить, что Налоговый кодекс РФ предусматривает право налогоплательщиков участвовать в налоговых отношениях через своих законных или уполномоченных представителей. Однако законное налоговое представительство не решает полностью проблем налоговой дееспособности физических лиц в силу отсутствия у законных представителей возложенной на них актом налогового законодательства обязанности по уплате налогов и сборов, за исключением отдельных случаев. 

 Существенным признаком  правового статуса физического  лица как налогоплательщика является  налоговое резидентство, которое  в мировой практике обычно  устанавливается как совокупность  различных критериев, таких как:

- места постоянного жительства

- места расположения недвижимости, принадлежащей физическому лицу

- места обычного пребывания

- гражданства  

 Также существенное значение для исполнения обязанностей по уплате конкретных налогов и сборов имеет приобретение физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя. Индивидуальными предпринимателями в целях налогообложения признаются:

1) физические лица, зарегистрированные  в установленном порядке   и  осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица

2)  частные нотариусы

3)  адвокаты, учредившие  адвокатские кабинеты  

Необходимо подчеркнуть, что физические  лица, осуществляющие предпринимательскую  деятельность без регистрации  в нарушение требований гражданского законодательства не вправе ссылаться  на то, что они не являются  предпринимателями, и должны исполнять  обязанность по уплате налогов  и сборов в порядке, установленном  для индивидуальных предпринимателей (ст.11 НК РФ). 8Это означает, что  указанные лица также должны  исполнять свои обязанности по  уплате налогов и сборов в  порядке и в сроки, предусмотренные  налоговым законодательством для  индивидуальных предпринимателей.

Информация о работе Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов