Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

Налоги играют одну из важнейших ролей среди государственных доходов. Помимо финансовой роли, они имеют также большое социальное значение. Посредством налогов государство воздействует на определенные общественные процессы, выполняет контрольные функции и является гарантом конституционного права.
С юридической точки зрения, налог это установленная законом форма отчуждения собственности физических и юридических лиц в пользу субъектов публичной власти.

Файлы: 1 файл

курсовая 2014.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

 

1.3 Признаки налогоплательщиков (плательщиков  сборов)

К признакам, которые заложены в основе определения отнесения организаций и физических лиц к категории налогоплательщиков, следует отнести следующие:

  • наличие объекта налогообложения
  • наличие статуса юридического лица по законодательству РФ
  • наличие статуса представительства иностранного юридического лица
  • наличие статуса международного объединения и (или) организации, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории РФ
  • занятие предпринимательской деятельности без образования юридического лица
  • По каждому налогу и сбору определяются конкретные их плательщики и объекты налогообложения в соответствии с действующим Налоговым кодексом Российской Федерации.9

Признаки неблагонадежности на этапе создания организации

  • Организация зарегистрирована по адресу так называемой «массовой» регистрации. (Адрес считается массовым, если по нему зарегистрировано более десяти фирм).  Нет подтверждения от собственника о предоставлении адреса
  • Адрес, на который регистрируется компания, не существует
  • Помещение по адресу регистрации не может быть использовано для осуществления деятельности (нет условий, помещение не приспособлено для нахождения в нем)
  • В регистрационных документах паспортные данные должностных лиц указаны неверные
  • В заявлении, поданном на регистрацию фирмы, указан неверный ИНН (индивидуальный номер налогоплательщика) должностных лиц.
  • Ранее заявитель уже подавал на регистрацию документы, содержащие недействительные сведения о должностных лицах организации
  • Указанное в качестве исполнительного органа лицо состоит в списке дисквалифицированных руководителей
  • Указанное в качестве исполнительного органа лицо, не имеет документов, подтверждающих сведения о снятии дисквалификации
  • Указанное в качестве заявителя или участника лицо состоит в списке дисквалифицированных лиц
  • Заявитель, руководитель, участники компании ранее были включены в списки дисквалифицированных лиц
  • Руководитель организации, заявитель не имеют гражданства РФ
  • Юридическое лицо, являющееся учредителем создаваемой компании, уже включено в список ЮЛ-КПО (юридические лица, контролируемые в первую очередь), у юридического лица выявлено несколько признаков неблагонадежности
  • Учредители создаваемой компании, ранее уже регистрировали фирмы, у которых было пять или более признаков неблагонадежности, и которые включены в список ЮЛ-КПО
  • Учредитель уже учредил более десяти фирм, с выявленными признаками неблагонадежности, и находившихся в списке ЮЛ-КПО
  • Руководитель создаваемой организации, является руководителем более десяти фирм, включенных в список ЮЛ-КПО, с несколькими признаками неблагонадежности
  • Заявитель является «массовым», т.е. ранее регистрировал десять и более организаций, включенных в список ЮЛ-КПО, с несколькими признаками неблагонадежности10
  • Учредитель и исполнительный орган фирмы являются одним и тем же лицом
  • Заявление на регистрацию заверено сложившим полномочия нотариусом
  • Существуют сведения, что подпись нотариуса, заверившего заявление на регистрацию организации, ранее подделывалась.  При этом нотариус заявляет, что данные документы им заверены не были
  • Нотариус, заверивший заявление о регистрации данной организации, ранее заверил более десяти заявлений фирм, которые впоследствии включены в список ЮЛ-КПО, с выявленными признаками неблагонадежности
  • Размер уставного капитала, ниже необходимого, для указанных в заявлении видов деятельности. Уставный капитал, при этом, оплачивается в неденежной форме11
  • Исполнительным органом регистрируемой фирмы, указана управляющая компания, которая является исполнительным органом более десяти неблагонадежных компаний, при этом в качестве адреса местонахождения используется адрес данной управляющей компании
  • Участник или руководитель организации, является лицом, для которого в силу причин, невозможно исполнение возложенных функций. Например: военнослужащий, осужденный или отбывающий наказание, учащийся, преклонный возраст, без определенного места жительства, находящийся на длительном лечении, недееспособность.
  • Частая смена исполнительного органа, руководителя компании
  • Исполнительным органом назначается лицо, которое зарегистрировано в другом регионе или является сельским жителем12
  • От лица, указанного в заявлении в качестве руководителя или учредителя организации, поступило заявление о том, что он не является учредителем, руководителем организации
  • Юридическое лицо заранее зарегистрировано на продажу и куплено у фирм, занимающихся регистрацией юридических лиц для дальнейшей продажи.

Необходимо также обратить внимание на:

 Признаки неблагонадежности на этапе постановки на налоговый учет

  • От собственника помещения, указанного в качестве адреса местонахождения, поступило заявление, что адрес не предоставлялся
  • Установлено, что в документах указан несуществующий адрес
  • Находящееся по указанному адресу помещение для осуществления деятельности не приспособлено (нарушены санитарные нормы, недостаточно площади).
  • Место постановки на учет меняется более одного раза в месяц13

Таким образом, можно сделать вывод о том, что к признакам, которые лежат в основе определения отнесения организаций и физических лиц к категории налогоплательщиков, относят достаточно немалый перечень данных признаков, на который необходимо обращать достаточное внимание.

 

Глава 2. Права и обязанности налогоплательщиков.

2.1 Права налогоплательщиков (плательщиков  сборов)

Права и обязанности налогоплательщиков установлены в Законе об основах налоговой системы. Важно отметить, что основные права и обязанности налогоплательщиков едины и не зависят от их видов. Вместе с тем отдельные группы субъектов имеют дополнительные, так называемые, специфические, права и обязанности. Например, предприятия, использующие труд инвалидов, вправе отказаться от применения льготы по НДС, отдельные субъекты малого предпринимательства вправе перейти на упрощенную систему налогообложения, в связи с чем у них в последующем появляются дополнительные обязанности.

Если же говорить о правах налогоплательщиков, то они не так многочисленны, как их обязанности. Законодательством предусмотрены следующие их виды:

  • Право пользоваться льготами по уплате налогов на основаниях и в порядке, установленных законодательными актами.

В том случае, когда льгота на самом деле является правом налогоплательщика, нужно учитывать установленный порядок ее применения. Помимо этого, так как налог исчисляется за определенный период, то использовать это право либо отказаться от него можно также в рамках налогового периода.

  • Право представлять налоговым органам документы, которые подтверждают право на льготы по налогам, является производным от первого права налогоплательщика. Вместе с тем оно носит самостоятельный характер, поскольку налоговые органы не имеют права отказать налогоплательщику в предъявлении указанных документов14

 

 

  • Право ознакамливаться с актами проверок, проведенных налоговыми органами, также является гарантией права на защиту, так как квалифицированное обжалование решений налоговых органов возможно только после ознакомления с выявленными в ходе проверки нарушениями
  • Право представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов и по актам проведенных проверок позволяет на ранней стадии разрешить спорные вопросы, не доводя дела до административного или судебного обжалования
  • Право в установленном законом порядке обжаловать решения налоговых органов и действия их должностных лиц является основной гарантией защиты прав налогоплательщика.

 

 Хочу отметить, что законодательство Российской Федерации устанавливает и другие права налогоплательщиков, например, право физического лица в месячный срок после подачи в налоговый орган декларации о доходе уточнить данные, заявленные им в этой декларации.

 Следовательно, можно  сделать вывод о том, что налогоплательщики  наделены достаточно узким кругом  прав. Но это, в свою очередь, не  говорит о том, что вышеперечисленные  права имеют столь же узкую  значимость.

2.2. Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)

Определение круга обязанностей налогоплательщика имеет большое значение, так как применение ответственности к налогоплательщику обусловлено именно нарушением какой-либо из обязанностей, установленных законодательством РФ. Если же рассматривать данную проблему с другой стороны, то защита своих прав налогоплательщиком основывается в первую очередь на доказательстве факта отсутствия у него той или иной обязанности либо факта выполнения данной обязанности надлежащим образом.

Первой, и главной обязанностью налогоплательщика является своевременная и полная уплата налога. Она возникает в силу его налогового обязательства. В связи с этим данная обязанность является универсальой и распространяется на всех налогоплательщиков. В случае уплаты налога непосредственно налогоплательщиком (а не налоговым агентом) законодательством установлены дополнительные требования. Так, налогоплательщики обязаны до наступления срока платежа сдать платежные поручения соответствующим учреждениям банка на перечисление налога в бюджет.15

Остальные обязанности плательщиков налогов можно рассматривать в качестве факультативных, поскольку они распространяются не на всех налогоплательщиков. Вместе с тем, именно они направлены на надлежащее выполнение налогоплательщиком его главной обязанности.

  • Обязанность вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая ил сохранность не менее пяти лет. Данная обязанность касается предприятий и организаций.

Хотелось бы также отметить, что для исчисления налога во многих случаях необходимо вести специальный налоговый учет, который не совпадает с бухгалтерским. В свою очередь бухгалтерский учет является основой для организации налогового учета.

  • Обязанность предоставлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения.

Данная обязанность достаточно условна, так как налоговое законодательство не устанавливает порядок определения этих документов и сведений. Если в отношении документов какие-либо неясности не возникают, то в отношении сведений на практике иногда встречаются осложнения. Формально налогоплательщик обязан предоставить только те сведения, которые у него есть в наличии, то есть для получения которых не надо производить каких-либо дополнительных действий. В противном случае обязанность должна заключаться не только в предоставлении, но и в получении сведений.

Немаловажным является также то, что на практике многие налоговые органы требуют от предприятий предоставления справки о произведенных на предприятии исправительных проводках. Однако следует отметить, что учет производимых на предприятии исправительных проводок не предусмотрен никакими нормативными документами. Поэтому для получения этих сведений предприятию необходимо самостоятельно проводить дополнительные действия, что не введено в обязанности налогоплательщика. Таким образом, если предприятие не ведет самостоятельно учет производимых исправительных проводок (т. е. данных сведений нет в наличии к моменту запроса), то оно и не обязано предоставлять эти сведения.

  • Обязанность вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками налоговых органов.

Данная обязанность проистекает из специфической конструкции нормы Закона об основах налоговой системы, предусматривающей применение финансовых санкций. При сокрытии иных объектов налогообложения вносить какие-либо исправления в размере данного объекта в целях уплаты налога нет большой необходимости, поскольку в составе финансовых санкций взыскивается непосредственно сумма налога. В случае сокрытия прибыли сумма налога не взыскивается в составе санкций. Поэтому необходимо внести исправления в бухгалтерскую отчетность и увеличить налогооблагаемую прибыль.16

  • Обязанность в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, представлять письменные пояснения мотивов отказа от подписания этого акта. Данная обязанность налогоплательщика не означает, что он должен подписывать акт проверки, поскольку изначально подписание акта - это право лица. Вместе с тем, отказываясь от подписания, налогоплательщик должен письменно изложить мотивы отказа.
  • Обязанность сообщать налоговым органам в десятидневный срок о принятом решении по ликвидации (реорганизации) юридического лица. Эта обязанность имеет принципиальное значение, поскольку от нее зависит возможность для налоговых органов провести заключительную проверку предприятия, установить налоговые обязательства и провести все мероприятия по их погашению.

Если бы данная обязанность не была установлена, то интересы бюджета зависели бы от воли случая. В проекте Налогового кодекса РФ предлагается закрепить дополнительные обязанности, которые позволят заполнить существующие в настоящее время пробелы, существующие в нем.

 

2.3. Права и обязанности налоговых агентов

Налоговый кодекс также предусматривает в качестве субъекта налогового правоотношения - налогового агента. Налоговым агентом в российском налоговом законодательстве называется лицо, на которое возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджет.

В отличие от налогоплательщика, на налогового агента формально не возложена обязанность по уплате налога с его собственных доходов и за счёт его собственных средств. Налоговый агент лишь обязан вычислить и рассчитать сумму налога, подлежащего уплате при осуществлении определённой операции, удержать её (то есть не выплачивать) при выплате денежных средств, причитающихся какому-либо лицу, а также перечислить указанную сумму в бюджет.

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено налоговым законодательством (п. 2 ст. 24 Налогового кодекса РФ). В настоящее время никаких ограничений в правах налоговых агентов Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено.17

Налоговые агенты исполняют свои обязанности по исчислению, удержанию и перечислению налога вне зависимости от того, являются ли они сами налогоплательщиками уплачиваемого налога или же нет. Кроме того, налоговые агенты обязаны:

  • письменно сообщать в налоговый орган о невозможности удержать налог
  • вести учёт начисленных и выплаченных доходов, начисленных, удержанных и перечисленных в бюджет налогов отдельно по каждому налогоплательщику
  • представлять в налоговый орган документы, необходимые для осуществления контроля за исчислением, удержанием и перечислением налогов
  • в течение четырёх лет сохранять необходимые документы.18

Информация о работе Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов