Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 13:18, курсовая работа
Налоги играют одну из важнейших ролей среди государственных доходов. Помимо финансовой роли, они имеют также большое социальное значение. Посредством налогов государство воздействует на определенные общественные процессы, выполняет контрольные функции и является гарантом конституционного права.
С юридической точки зрения, налог это установленная законом форма отчуждения собственности физических и юридических лиц в пользу субъектов публичной власти.
1.3 Признаки налогоплательщиков (плательщиков сборов)
К признакам, которые заложены в основе определения отнесения организаций и физических лиц к категории налогоплательщиков, следует отнести следующие:
Признаки неблагонадежности на этапе создания организации
Необходимо также обратить внимание на:
Признаки неблагонадежности на этапе постановки на налоговый учет
Таким образом, можно сделать вывод о том, что к признакам, которые лежат в основе определения отнесения организаций и физических лиц к категории налогоплательщиков, относят достаточно немалый перечень данных признаков, на который необходимо обращать достаточное внимание.
2.1 Права налогоплательщиков (плательщиков сборов)
Права и обязанности налогоплательщиков установлены в Законе об основах налоговой системы. Важно отметить, что основные права и обязанности налогоплательщиков едины и не зависят от их видов. Вместе с тем отдельные группы субъектов имеют дополнительные, так называемые, специфические, права и обязанности. Например, предприятия, использующие труд инвалидов, вправе отказаться от применения льготы по НДС, отдельные субъекты малого предпринимательства вправе перейти на упрощенную систему налогообложения, в связи с чем у них в последующем появляются дополнительные обязанности.
Если же говорить о правах налогоплательщиков, то они не так многочисленны, как их обязанности. Законодательством предусмотрены следующие их виды:
В том случае, когда льгота на самом деле является правом налогоплательщика, нужно учитывать установленный порядок ее применения. Помимо этого, так как налог исчисляется за определенный период, то использовать это право либо отказаться от него можно также в рамках налогового периода.
Хочу отметить, что законодательство Российской Федерации устанавливает и другие права налогоплательщиков, например, право физического лица в месячный срок после подачи в налоговый орган декларации о доходе уточнить данные, заявленные им в этой декларации.
Следовательно, можно
сделать вывод о том, что налогоплательщики
наделены достаточно узким
2.2. Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)
Определение круга обязанностей налогоплательщика имеет большое значение, так как применение ответственности к налогоплательщику обусловлено именно нарушением какой-либо из обязанностей, установленных законодательством РФ. Если же рассматривать данную проблему с другой стороны, то защита своих прав налогоплательщиком основывается в первую очередь на доказательстве факта отсутствия у него той или иной обязанности либо факта выполнения данной обязанности надлежащим образом.
Первой, и главной обязанностью налогоплательщика является своевременная и полная уплата налога. Она возникает в силу его налогового обязательства. В связи с этим данная обязанность является универсальой и распространяется на всех налогоплательщиков. В случае уплаты налога непосредственно налогоплательщиком (а не налоговым агентом) законодательством установлены дополнительные требования. Так, налогоплательщики обязаны до наступления срока платежа сдать платежные поручения соответствующим учреждениям банка на перечисление налога в бюджет.15
Остальные обязанности плательщиков налогов можно рассматривать в качестве факультативных, поскольку они распространяются не на всех налогоплательщиков. Вместе с тем, именно они направлены на надлежащее выполнение налогоплательщиком его главной обязанности.
Хотелось бы также отметить, что для исчисления налога во многих случаях необходимо вести специальный налоговый учет, который не совпадает с бухгалтерским. В свою очередь бухгалтерский учет является основой для организации налогового учета.
Данная обязанность достаточно условна, так как налоговое законодательство не устанавливает порядок определения этих документов и сведений. Если в отношении документов какие-либо неясности не возникают, то в отношении сведений на практике иногда встречаются осложнения. Формально налогоплательщик обязан предоставить только те сведения, которые у него есть в наличии, то есть для получения которых не надо производить каких-либо дополнительных действий. В противном случае обязанность должна заключаться не только в предоставлении, но и в получении сведений.
Немаловажным является также то, что на практике многие налоговые органы требуют от предприятий предоставления справки о произведенных на предприятии исправительных проводках. Однако следует отметить, что учет производимых на предприятии исправительных проводок не предусмотрен никакими нормативными документами. Поэтому для получения этих сведений предприятию необходимо самостоятельно проводить дополнительные действия, что не введено в обязанности налогоплательщика. Таким образом, если предприятие не ведет самостоятельно учет производимых исправительных проводок (т. е. данных сведений нет в наличии к моменту запроса), то оно и не обязано предоставлять эти сведения.
Данная обязанность проистекает из специфической конструкции нормы Закона об основах налоговой системы, предусматривающей применение финансовых санкций. При сокрытии иных объектов налогообложения вносить какие-либо исправления в размере данного объекта в целях уплаты налога нет большой необходимости, поскольку в составе финансовых санкций взыскивается непосредственно сумма налога. В случае сокрытия прибыли сумма налога не взыскивается в составе санкций. Поэтому необходимо внести исправления в бухгалтерскую отчетность и увеличить налогооблагаемую прибыль.16
Если бы данная обязанность не была установлена, то интересы бюджета зависели бы от воли случая. В проекте Налогового кодекса РФ предлагается закрепить дополнительные обязанности, которые позволят заполнить существующие в настоящее время пробелы, существующие в нем.
2.3. Права и обязанности налоговых агентов
Налоговый кодекс также предусматривает в качестве субъекта налогового правоотношения - налогового агента. Налоговым агентом в российском налоговом законодательстве называется лицо, на которое возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджет.
В отличие от налогоплательщика, на налогового агента формально не возложена обязанность по уплате налога с его собственных доходов и за счёт его собственных средств. Налоговый агент лишь обязан вычислить и рассчитать сумму налога, подлежащего уплате при осуществлении определённой операции, удержать её (то есть не выплачивать) при выплате денежных средств, причитающихся какому-либо лицу, а также перечислить указанную сумму в бюджет.
Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено налоговым законодательством (п. 2 ст. 24 Налогового кодекса РФ). В настоящее время никаких ограничений в правах налоговых агентов Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено.17
Налоговые агенты исполняют свои обязанности по исчислению, удержанию и перечислению налога вне зависимости от того, являются ли они сами налогоплательщиками уплачиваемого налога или же нет. Кроме того, налоговые агенты обязаны:
Информация о работе Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов