Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

Налоги играют одну из важнейших ролей среди государственных доходов. Помимо финансовой роли, они имеют также большое социальное значение. Посредством налогов государство воздействует на определенные общественные процессы, выполняет контрольные функции и является гарантом конституционного права.
С юридической точки зрения, налог это установленная законом форма отчуждения собственности физических и юридических лиц в пользу субъектов публичной власти.

Файлы: 1 файл

курсовая 2014.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

Данные обязанности установлены статьей 24 Налогового кодекса РФ.

Независимо от применяемой системы налогообложения организация может выполнять обязанности налогового агента по следующим налогам:

  • Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), (п. 1 ст. 226 Налогового кодекса РФ)
  • Налог на добавленную стоимость (НДС), (ст. 161 Налогового кодекса РФ)
  • Налог на прибыль (п. 4 ст. 286, ст. 287, ст. 275 Налогового кодекса РФ)19

Независимо от того, в какой форме выплачены доходы (в денежной или натуральной), налоговый агент обязан рассчитать сумму налога к удержанию.

Необходимым условием является то, что если налоговый агент не исполняет своих обязанностей или исполняет их не полностью, то его могут привлечь к налоговой ответственности.

Налоговая инспекция может взыскать с налогового агента штраф в размере 20 процентов от суммы налога, удерживаемой с контрагента и уплачиваемой в бюджет:

  • если налоговый агент не удержал налог с денежных средств, выплаченных контрагенту. При этом перечислять налог за счет собственных средств налоговый агент не обязан
  • если налоговый агент не перечислил (не полностью перечислил) в бюджет удержанную сумму налога. В этом случае применение штрафных санкций не освобождает налогового агента от обязанности перечислить в бюджет удержанную сумму налога (п. 5 ст. 108 Налогового кодекса РФ). Более того, налоговая инспекция может взыскать эти суммы в бесспорном порядке (п. 1 ст. 46, п. 1 ст. 47 Налогового кодекса РФ).

Помимо штрафа, налоговая инспекция может взыскать с организации пени (п. 7 ст. 75 Налогового кодекса РФ). Пени начислят за каждый день просрочки уплаты налога исходя из 1/300 ставки рефинансирования от неуплаченной суммы (п. 2 и 3 ст. 75 Налогового кодекса РФ).

Налоговая инспекция ведет раздельный учет налогов, перечисленных организацией в качестве налогоплательщика и налогового агента. Поэтому, если в платежном поручении (заявке на кассовый расход) вместо кода 02 указан код 01, у организации как у налогоплательщика возникает переплата, однако одновременно у нее возникает недоимка как у налогового агента. На сумму недоимки налоговая инспекция может начислить организации пени и штрафы (ст. 75, ст. 123 Налогового кодекса РФ).

Чтобы избежать этого, в инспекцию следует подать заявление о допущенной ошибке. К заявлению необходимо приложить копию платежного поручения (заявки на кассовый расход). Если статус плательщика в поручении (заявке) указан неверно, налог все равно поступит в тот же бюджет и на тот же расчетный счет Казначейства России (п. 7 ст. 45 Налогового кодекса РФ). Однако в учете налоговой инспекции он будет отражен как сумма, поступившая в счет погашения обязательств организации-налогоплательщика. Заявление послужит основанием для переноса этой суммы в счет погашения обязательств налогового агента. По результатам рассмотрения заявления налоговая инспекция примет решение об уточнении платежа. Предварительно по инициативе инспекции или организации может быть проведена сверка расчетов с бюджетом. Если решение о переносе будет положительным, то пени, начисленные на недоимку до уточнения платежа, налоговая инспекция аннулирует. Об этом сказано в п. 7 и п. 8 ст. 45 Налогового кодекса РФ.

Но также организация может поступить и по-другому:

  • сначала повторно перечислить сумму налога, правильно указав все реквизиты в платежном поручении (заявке на кассовый расход)
  • затем провести зачет или возврат излишне уплаченного налога по правилам, установленным ст. 78 Налогового кодекса РФ.

Однако в этом случае организация избежит только штрафов. Пени начислят за каждый день просрочки уплаты налога исходя из 1/300 ставки рефинансирования от неуплаченной суммы налога (п. 2 и п. 3 ст. 75 Налогового кодекса РФ).20

 

2.4 Представители налогоплательщиков: их права и обязанности

Налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты могут участвовать в налоговых правоотношениях лично либо через своих налоговых представителей.

Российское налоговое право предусматривает две категории представителей:

  • законные — представители, наделенные соответствующими полномочиями законом или учредительными документами организации
  • уполномоченные — представители, наделенные соответствующими полномочиями доверенностями, оформленными по правилам ст. 185 ГК РФ.

Представителями в налоговых отношениях могут быть физические лица и организации независимо от организационно-правовой формы. Существуют организации, специализирующиеся на представительстве в налоговых отношениях.

Состав законных представителей налогоплательщика — физического лица аналогичен перечню представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ:

  • относительно несовершеннолетних детей - их родители
  • по отношению к опекаемым или подопечным — опекуны или попечители.21

Законными представителями организации выступают его органы, поскольку юридическое лицо приобретает права и принимает на себя обязанности через свои органы, действующие на основании закона, иных нормативных правовых актов или учредительных документов. Законным представителем организации может выступать и другое юридическое лицо, отношения которых оформляются контрактом или договором поручительства. В данной ситуации законным представителем, реально участвующим в налоговых правоотношениях за своего клиента, будет только руководитель организации-представителя. Сотрудники организации-представителя могут действовать лишь на основании доверенности, оформленной в порядке передоверия.

Налоговым кодексом РФ установлено, что действия или бездействие законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в налоговых отношениях, расцениваются в качестве действий или бездействия самой представляемой организации. Таким образом, в российском налоговом праве действия законного представителя аналогичны действиям представляемого, что влечет и тождество юридических последствий: будет ли признано деяние правомерным или нет, виновным или невиновным, есть ли основания для применения смягчающих или отягчающих вину обстоятельств.

Участие представителя в налоговых отношениях не исключает возможности самостоятельного осуществления налогоплательщиком (плательщиком сборов) или налоговым агентом своих полномочий. В ряде налоговых отношений представительство неизбежно. Например, несовершеннолетние или недееспособные лица в силу закона обязаны действовать через представителя. Также неизбежно налоговое представительство при подписании руководителем предприятия или главным бухгалтером поручений на перечисление налогов, налоговых деклараций.22

Уполномоченным представителем налогоплательщика может быть физическое или юридическое лицо, наделенное налогоплательщиком правом представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами и иными субъектами налогового права. Поскольку уполномоченное представительство возможно только по волеизъявлению налогоплательщика, то такие отношения оформляются доверенностью. При этом необходимо подчеркнуть, что уполномоченный представитель организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой по правилам гражданского законодательства. Уполномоченный представитель физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально заверенной доверенности.

Следовательно, отношения между налогоплательщиком и иным субъектом по поводу уполномоченного налогового представительства носят гражданско-правовой характер. Налоговый кодекс РФ, так сказать, создает институт уполномоченного представительства, предоставляя налогоплательщику право самому решать вопрос о необходимости участия в налоговых отношениях через другое лицо. Более подробное регулирование отношений между доверителем и представителем осуществляется в рамках гражданского права. Однако дальнейшие действия уполномоченного налогового представителя, его взаимоотношения с налоговыми органами и иными субъектами относительно вопросов налогообложения регулируются исключительно нормами налогового законодательства.

Налоговым кодексом РФ установлено правило, согласно которому не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры (ст. 29 НК РФ). 
В отличие от статуса законного представителя действия либо бездействие уполномоченного представителя не признаются без подтверждения действиями (бездействием) самого налогоплательщика. Существует два условия, при наличии одного из которых поступки уполномоченного представителя будут расцениваться в качестве действий (бездействия) самого налогоплательщика:

  • действия совершены на основании и в пределах доверенности, выданной налогоплательщиком
  • в случае совершения уполномоченным представителем каких-либо деяний в пользу налогоплательщика без доверенности либо с превышением оговоренных в доверенности  полномочий,  но  при  последующем  одобрении  этих действий (бездействия) самим налогоплательщиком.23

Таким образом, неблагоприятные деяния уполномоченного представителя впоследствии могут быть нейтрализованы представляемым субъектом. Вместе с тем, необходимо отметить, о том, что поручение участвовать в налоговых отношениях от своего имени другому лицу не снимает с налогоплательщика налоговых обязанностей, а также личной ответственности за противоправные деяния.

 

Заключение

 

Таким образом, из проделанной работы можно сделать выводы о том, что налогообложение это одна из наиболее важных сфер в жизни государства и всего общества в целом. От регламентации прав и обязанностей субъектов налогового обязательства, зависит не только достижение публичных целей, но и своевременное, а также полное получение денежных средств в счет уплаты налогов, защита имущественных прав налогоплательщиков. Налоговое обязательство в большей степени, чем иные публичные правоотношения содержит в себе противоречие, выраженное в столкновении публичных и частных интересов. Потому основной задачей на стадии установления и введения налогов, законодательной регламентации содержания налоговых обязательственных правоотношений является найти оптимальный баланс между частными и публичными интересами, установить соответствующий механизм реализации прав и обязанностей субъектов налогового обязательства. Именно с этой целью вводятся основные начала в законодательство о налогах и сборах, тщательно регламентируется в законодательстве процедура реализации прав и обязанностей субъектов налогообложения. Тесная связь прав и обязанностей в налоговом обязательстве, подробная регламентация реализации данных прав и обязанностей способствовали появлению в налоговом обязательстве большого количества процедурных норм и, соответственно, появлению правоотношений процедурного характера в рамках налогового обязательства. Кроме того, четкая регламентация содержания налогового обязательства позволяет исключить злоупотребления со стороны субъектов налогового обязательства и дает возможность осуществления контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за полнотой и своевременностью внесения налогов в бюджет. А это, в свою очередь, является залогом успешного существования определенной, слаженной и четкой системы налогообложения в Российской Федерации.

Список использованной литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Налоговый Кодекс Российской Федерации
  3. О.В. Качур. Налоги и налогообложение. Учебное пособие. Москва., 2010. С. 78.
  4. Черник Д.Г., Кирина Л.С., Балакин В.В. Налоговое консультирование. Учебное пособие. Москва., 2011. С. 59.
  5. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Учебное пособие. Санкт-Петербург. 2011. 9-е изд. С. 69.
  6. Жидкова Е.Ю. Налоги и налогообложение. Учебное пособие. Москва., 2012. С. 43.
  7. Скворцов О.В., Скворцова Н.О. Налоги и налогообложение. Практикум. Учебное пособие. Москва. 2011. С.27.
  8. Гончаренко Л.И. Практикум по федеральным налогам и сборам с организаций. Учебное пособие. Санкт-Петербург. 2010. С. 42.
  9. Электронный ресурс. http://www.zakonprost.ru
  10. Электронный ресурс. http://biz-books.biz
  11. Электронный ресурс.  http://www.referent.ru
  12. Электронный ресурс.  http://www.constitution.ru
  13. Электронный ресурс.  http://base.garant.ru
  14. Электронный ресурс. http://institutiones.com
  15. Электронный ресурс.  http://www.pnalog.ru

1 Налоговый Кодекс Российской Федерации

 

2 Налоговый Кодекс Российской Федерации

 

3 Черник Д.Г., Кирина Л.С., Балакин В.В. Налоговое консультирование. Учебное пособие. Москва., 2011. С. 59.

 

4 Жидкова Е.Ю. Налоги и налогообложение. Учебное пособие. Москва., 2012. С. 43.

 

5 Электронный ресурс. http://www.zakonprost.ru

 

6 Конституция Российской Федерации

 

7 Скворцов О.В., Скворцова Н.О. Налоги и налогообложение. Практикум. Учебное пособие. Москва. 2011. С.27.

 

8 Налоговый Кодекс Российской Федерации

9 О.В. Качур. Налоги и налогообложение. Учебное пособие. Москва., 2010. С. 78.

 

10 Электронный ресурс.  http://www.referent.ru

11 Электронный ресурс.  http://www.pnalog.ru

 

12 Электронный ресурс.  http://www.referent.ru

 

13 Электронный ресурс. http://biz-books.biz

14 Электронный ресурс. http://biz-books.biz

15 Гончаренко Л.И. Практикум по федеральным налогам и сборам с организаций. Учебное пособие. Санкт-Петербург. 2010. С. 42.

 

16 Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Учебное пособие. Санкт-Петербург. 2011. 9-е изд. С. 69.

 

17 Налоговый Кодекс Российской Федерации

18 Налоговый Кодекс Российской Федерации

19 Налоговый Кодекс Российской Федерации

20 Электронный ресурс.  http://www.referent.ru

 

21 Скворцов О.В., Скворцова Н.О. Налоги и налогообложение. Практикум. Учебное пособие. Москва. 2011. С.27.

 

22 О.В. Качур. Налоги и налогообложение. Учебное пособие. Москва., 2010. С. 78.

 

23 Налоговый Кодекс Российской Федерации


Информация о работе Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов